Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы, применяемые на обоих уровнях научного познания. Общенаучное знание и его методы.
Исторически первыми компонентами общенаучного знания были математика и логика. Постнеклассич. наука становится единой ввиду того, что ее рац-ть становится единой. У каждого научного исслед-ния есть свои инструментарий познания. В основе становления единства рацион-ти научного знания является единство общенаучного знания. Такое название оно получило потому, что его рац-ть применяется во всех научных дисциплинах. Наука создает еще 1 уровень общенаучного знания, который включает в себя: вероятностные и статистические методы, теорию систем, теорию информации, кибернетику, синергетику. С возникновения неклассич. науки стало формироваться общенаучное знание. Основные его методы на схеме. 1) Вер. и стат. методы – это первое звено общенаучного знания, инструментарий, придуманный наукой для исследов-ния движения неизолир. систем. Впервые применение их в науке было сделано при построении стат. термодинамики. Их методологич. осмысление в то время оказалось очень сложным и для исслед-лей новой и новейш. физики. Они увидели, что эти методы – прекрасный инструмент исследования неизолир. систем. С развитием науки появляются другие компаненты общенаучного знания: 2)Теория систем (Людвиг фон Берталанфи) - австр. биолог-теоретик, один из основоположников общей теории систем. Создал теорию открытых биологических систем, обладающих способностью достигать конечного состояния независимо от нарушений в определенных пределах начальных условий системы). Б. успешно применил принципы теории открытых систем для анализа ряда биологических проблем (исследование тканевого дыхания, соотношение метаболизма и роста у животных, описание эмбрионального развития, генетических процессов, саморегуляции и т.д.). Он выдвинул программу построения общей теории систем, основными задачами которой являются: формулирование общих принципов и законов поведения систем независимо от их специального вида, природы составляющих их элементов и отношений между ними; установление точных и строгих законов в нефизических областях знания; создание основы для синтеза научного знания в результате выявления изоморфизма законов, относящихся к различным сферам реальности. С точки зрения теории систем все реальные системы неизолированные. У каждой системы есть законы, структуры (построения), функции развития, саморегуляция, самоорганизация. Системщики стали исследовать системность во взаимодействии. Взаимодействие – это причинность. Системщики добавили к этому связь состояний, корреляцию, подчинение, субординацию и т.д.
3)Теория информации – Норберт Винер, Моль, Глушков, Эшби, Бриллюэн и др. теория информации возникла в период развития неклассической науки. Информацию стали отображать методами неклассической науки – вероятностными и статистическими методами. 4)Кибернетика- наука о саморегуляции (Норберт Винер). Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество. Она включает изучение обратной связи, чёрных ящиков и производных концептов, таких как управление и коммуникация в живых организмах, машинах и организациях, включая самоорганизации. Она фокусирует внимание на том, как что-либо (цифровое, механическое или биологическое) обрабатывает информацию, реагирует на неё и изменяется или может быть изменено, для того чтобы лучше выполнять первые две задачи. 5)Синергетика (Герман Хакен) - междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х годов и ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных. Под самоорганизацией в С. понимаются процессы возникновения упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях, вблизи особых критических точек (точек бифуркации), в окрестности которых поведение системы становится неустойчивым. Она включает в себя многообразие подходов, формулировок. Наиболее известны из них теория Пригожина и концепция нем. физика Г. Хакена, от которой идет само название «С». В формулировке Пригожина становление С. рассматривается в общем контексте начавшегося во второй половине XX в. процесса фундаментального пересмотра взглядов на науку и научную рациональность. Суть этого процесса состоит в «возрождении времени» в современном естествознании и начале «нового диалога человека с природой».
С созданием синергетики между компонентами 2-го слоя общенаучного знания стали возникать горизонтальные связи. Слой общенаучного знания объединил рациональность философии и науки. С создания синергетики наука получила возможность исследовать не только процессы, но и события. Она вышла на исследование многих граней фил. проблем. Даже рац-ть совр. философии на ¾ прямо связана с научной рациональностью. Поэтому современная философия в состоянии исследовать научные проблемы, а наука – философские проблемы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.31 (0.007 с.) |