Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Абсолютный идеализм Г.Гегеля. Диалектический метод
(выступление с сообщением) Контрольные вопросы и задания: 2.1 Являясь представителем объективного идеализма, Гегель исходит из тезиса о духовной субстанции как первоосновы и причины всего сущего. Приведем определение категории «субстанция». Субстанция (лат.substantia – сущность, нечто, лежащее в основе) – философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. (Новейший философский словарь. – Мн.: Книжный Дом. 2003. – С. 1001) В связи с этим возникает вопрос: следует ли Гегель классической традиции в понимании субстанции? Постройте свои рассуждения на сопоставлении классической традиции, восходящей к Платону (духовная первооснова, субстанция всего сущего – это застывшее в собственном божественном совершенстве «царство» идеальных образцов или идей) и Аристотелю (субстанциальная первооснова мира – это Бог, понимаемый как «неподвижный двигатель») с гегелевским подходом к рассматриваемой проблеме. 2.2 Что общего между гегелевским Абсолютом и христианским Богом Отцом? 2.3 Как следует понимать тезис Гегеля о тождестве мышления и бытия? 2.4 Объясните смысл известного тезиса Гегеля: «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно». 2.5 Раскройте отношения между такими понятиями гегелевской диалектики как «тождество» и «различие». 2.6 Известно, что формальная логика Аристотеля не допускает логических противоречий. Так, например, содержание понятий «круглый квадрат» или «квадратный круг» включают в себя противоречивые, взаимоисключающие свойства. Ясно, что эти понятия имеют пустой объем, так как в самой действительности нельзя найти ни круглого квадрата, ни квадратного круга. То же самое и относительно противоречивых высказываний – А и не А. Если перед нами стоит знакомый человек по имени Иван, то противоречие возникнет, если мы будем утверждать, что этот человек Иван и в то же время отрицать это. Все совершенно логично и соответствует здравому смыслу. Отсюда вопрос: каково было отношение Гегеля к формальной логике Аристотеля? Обоснуйте свой ответ.
2.7 Раскройте смысл гегелевской триады: тезис – антитезис – синтез. 2.8 Внимательно прочитайте извлечения из работы Гегеля «Наука логики» и выполните следующие задания: a) Выделите содержательные аспекты гегелевского понимания диалектики b) Объясните смысл высказывания Гегеля: «Диалектика есть, следовательно, движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, в котором вообще заключается подлинное, а не внешнее возвышение над конечным». c) Раскройте суть гегелевского противопоставления диалектики и софистики
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) – немецкий философ, представитель новоевропейского рационализма, создатель всеобъемлющей философской системы и теории диалектики на основе объективного идеализма. Согласно Гегелю, субстанцией всех природных и общественных феноменов является Абсолютная идея («мировой разум», «мировой дух»), которая в своем самопознании и становлении реализует диалектическую схему развития, суть которой может быть описана гегелевской триадой: тезис – антитезис – синтез. Внес существенный вклад в развитие принципа историзма в понимании общества, культуры и человека. …Диалектика обыкновенно рассматривается как внешнее искусство, которое произвольно вносит путаницу в определенные понятия и создает в них лишь видимость противоречий. Вследствие этого признаются ничтожными не эти определения, но указанная видимость, и рассудочное скорее оказывается истинным. Часто диалектика и на самом деле представляет собой не что иное, как субъективную игру, которая по произволу выдвигает то доказательства, то опровержения – рассуждательство, в котором отсутствует содержание и пустота которого прикрывается остроумными соображениями. Однако в своей подлинной определенности диалектика, наоборот, есть собственная истинная природа определений рассудка, вещей и конечного вообще. Рефлексия есть прежде всего движение мысли, выходящее за пределы изолированной определенности и приводящее ее в отношение и связь с другими определенностями так, что определенности хотя и полагаются в некоторой связи, но сохраняют свою прежнюю изолированную значимость. Диалектика же есть, напротив, имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Сущность всего конечного состоит в том, что оно само себя снимает. Диалектика есть, следовательно, движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, в котором вообще заключается подлинное, а не внешнее возвышение над конечным.
Прибавление 1-е. В высшей степени важно уяснить себе, как следует понимать и познавать диалектическое. Оно является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в сфере действительности. Диалектическое есть также душа всякого истинно научного познания. Нашему обыденному сознанию не останавливаться на абстрактных определениях рассудка представляется делом справедливости (по пословице: живи и давай жить другим), так что мы признаем как одно, так и другое. Но более строгое рассмотрение показывает, что конечное ограничивается не только извне, но и снимается благодаря своей собственной природе и благодаря себе самому переходит в свою противоположность. Так, например, говорят: «человек смертен» – и рассматривают смерть как нечто, имеющее свою причину лишь во внешних обстоятельствах; согласно этому способу рассмотрения, существуют два отдельных друг от друга свойства человека: быть живым, а также быть смертным. Но истинное понимание состоит в том, что жизнь как таковая носит в себе зародыш смерти и что вообще конечное в себе противоречиво и вследствие этого снимает себя. Не следует, далее, смешивать диалектику с софистикой, сущность которой как раз и состоит в том, что она пользуется односторонними и абстрактными определениями в их изолированности, в зависимости от того, какого из этих определений требуют в данный момент интересы индивидуума и то положение, в котором он сейчас находится. Так, например, в практической сфере важно, чтобы я существовал и обладал средствами к существованию. Но если я выдвигаю эту сторону дела, этот принцип моего блага как таковой и делаю из него вывод, что я имею право красть или изменять отечеству, то это софизм. Точно так же моя субъективная свобода представляет собой существенный принцип моих действий в том смысле, что я должен поступать согласно своему разумению и убеждению. Но если я руководствуюсь только этим принципом, то это также софистика, и этим я выбрасываю за борт все принципы нравственности. Диалектика существенно отлична от такого образа действия, ибо она ставит себе целью рассматривать вещи в себе и для себя, т.е. согласно их собственной природе, обнаруживая при этом конечность односторонних представлений рассудка. Гегель. Наука логики.Энциклопедия философских наук. Т.1., М.: Мысль, 1975. – С.205-207 Как бы упорен ни был рассудок в своем сопротивлении диалектике, ее все же отнюдь нельзя рассматривать как исключительную принадлежность философского сознания, ибо то, о чем в ней идет речь, мы уже находим также и в каждом обыденном сознании, и во всеобщем опыте. Все, что нас окружает, может рассматриваться как пример диалектики. Мы знаем, что все конечное, вместо того чтобы быть прочным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще, а это и есть не что иное, как диалектика конечного, благодаря которой последнее, будучи в себе своим другим, выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность.
Там же, – с.208 2.9 Дайте истолкование гегелевского тезиса о том, что история – это прогресс в осознании свободы 2.10 Что означает такое понятие философии истории Гегеля как «хитрость мирового разума»? 2.11 В чем состоит смысл гегелевской идеи конца истории? 2.12 Почему философию Гегеля нередко называют панлогизмом? (При подготовке ответа на данный вопрос следует прояснить смысл самого понятия «панлогизм». Панлогизм – это философский принцип, согласно которому существующая действительность (природа и общество) понимается как осуществление логической деятельности мирового разума, абсолютной идеи). 2.13Логическое задание Какие из приведенных ниже утверждений соответствуют философии Гегеля? Дайте аргументированный ответ по отношению к каждому тезису. 1. Мир – это материальная действительность, развивающаяся по законам диалектики. 2. Мы познаем только явления, в то время как сущность вещей непознаваема 3. Самопознание – это высшая цель Абсолютной идеи 4. Абсолютная идея, являясь совершенной субстанцией, пребывает в вечном покое 5. Природа – это инобытие духа 6. Логика – это наука о законах и формах исключительно человеческого мышления 7. Развитие понятий в процессе познания происходит по принципу восхождения от абстрактного к конкретному 8. Понятие различия недопустимо и нелогично, если речь идет о тождестве 9. Логическое и историческое совпадают. История – это предметное воплощение логического саморазвития Абсолютной идеи 10. Подлинные творцы истории – люди. В результате их действий происходит прогресс в развития общества и культуры. Поэтому историю можно объяснить из действий людей.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.22.34 (0.009 с.) |