Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе



ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В САНАТОРНОЙ ШКОЛЕ

 

 

Ярошевич Людмила Андреевна

4 курс

 

Курленко Николай Иванович,

старший преподаватель кафедры ТиМФВ

 

 

Мозырь, 2004


РЕФЕРАТ

 

Объем работы – 42 с., количество иллюстраций – 4, таблиц – 5, приложений – 1, использованных источников – 9.

Ключевые слова: САНАТОРНАЯ ШКОЛА, ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫЙ ТРАКТ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, КАРТОЧКА УЧЕНИКА.

Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время количество комплексных исследований по обоснованию выбора оптимального содержания средств, методов и форм организации занятий физической культурой с учащимися санаторных школ ограничено. Выявлен дефицит рациональных методик организации учебного процесса, содержащих научно обоснованные подходы к физкультурно-реабилитационным мероприятиям в санаторных школах. Недостаточно освещены вопросы оптимизации содержания и организации уроков физической культуры с реабилитационной направленностью, нормирования объема и интенсивности нагрузок при выполнении упражнений с учетом уровня физического здоровья учащихся, а также закономерности изменений показателей физического здоровья и физической подготовленности школьников. По этому существует потребность в оптимизации процесса физического воспитания детей в санаторной школе.

В связи с этим цель нашей работы – разработать доступную и удобную в применении методику комплексной оценки физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе, которая смогла бы реализовать себя в относительно короткий период (1 год).

Объектом внимания в санаторной школе г. Мозыря являются дети с нарушениями функций желудочно-кишечного тракта.

Санаторная школа – это специальное общеобразовательное учреждение для детей и подростков, которое осуществляет их оздоровление, лечение и гармоничное развитие.

С целью оптимизации физкультурного процесса в санаторной школе проводятся такие формы физкультурно-оздоровительной работы, как утренняя гимнастика, игры на малых переменах, большая подвижная перемена, спортивный час, физкультурные паузы на самоподготовке.

Для систематического анализа эффективности физической реабилитации, методов занятий и доз закаливающих процедур в санаторной школе необходим врачебный контроль, который включает в себя широкий комплекс мероприятий: 1) контроль за состоянием здоровья и общим развитием занимающихся; 2) планирование физических нагрузок и их корректировка; 3) профилактика травматизма; 4) профилактика и текущий санитарный контроль мест и условий проведения занятий; 5) врачебные консультации; 6) проведение функциональных проб; 7) самоконтроль учащихся.

Функциональные пробы включают: реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, пробу Генчи, ортостатическую пробу, пробу Ромберга II. Оценка состояния функциональных систем дается по трехбалльной шкале: хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная.

Самоконтроль является дополнением к врачебному контролю и осуществляется на основе объективных и субъективны показателей.

Для удобства полезно вести дневник самоконтроля.

Большое практическое значение во время занятий имеет педагогическое наблюдение, которое осуществляется как за психическим состоянием учащихся, так и за их физическим развитием и физической подготовленностью. Оно направлено на изучение построения занятий физической реабилитации соответственно состоянию здоровья занимающихся, их физического развития, определение границ функциональной приспособляемости организма к физическим нагрузкам, индивидуального учета реакций и получение максимального оздоровительно эффекта от занятий.

Педагогическое наблюдение за физическим развитием включает: наблюдение за ростом тела в длину, наблюдение за динамикой массы тела, наблюдение за экскурсией и окружностью грудной клетки. Все результаты наблюдений фиксируются в таблицах, и в конце года вычерчиваются графики динамики показателей. Что касается физической подготовленности, то здесь наблюдение ведется за быстротой движений, за гибкостью суставов плечевого пояса и позвоночника, за ловкостью движений и чувством координации в пространстве. Результаты наблюдений за физической подготовленностью оцениваются либо положительно (+), либо отрицательно (-) и вносятся в карточку ученика каждую четверть.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня санаторной школы устанавливается медработниками совместно со специалистом физической реабилитации по следующим критериям: 1) реакция функциональных показателей (реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, проба Генчи, проба Ромберга II, ортостатическая проба); 2) самостоятельное выполнение учениками физических упражнений (утренней гигиенической гимнастики, посещение школьных секций и кружков, выполнения индивидуальных заданий, ведение дневника самоконтроля); 3) общешкольные оздоровительные мероприятия (спортивные праздники, дни здоровья), 4)физическая способность (быстрота движений, гибкость плечевого пояса, гибкость позвоночника, ловкость движений, чувство координации в пространстве). В конце четверти каждый ученик индивидуально получает положительную (+) или отрицательную (-) оценку, которая заносится в карточку ученика.

Карточка заполняется медицинским работником, который в течение года ведет учет и контроль всех мероприятий с помощью специалиста по физической реабилитации и воспитателей групп. Она заводится для каждого ученика и на основании полученных данных и их анализа делается запись, которая является оценочным результатом всего учебного года. Если из семнадцати показателей таблицы четырнадцать изменились положительно (+), это свидетельствует о наличии оздоровительного эффекта всех мероприятий. Если положительная динамика выявлена в десяти и менее показателях, то оздоровительный эффект недостаточный и требует выявления причин этого.

Как показало наблюдение, извлечение лучшего из уже наработанного способно оказаться эффективным и приносить свои плоды. Поэтому предлагаемая система оценки эффективности физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе поможет педагогам в организации своей работы в школах такого типа и центрах физической реабилитации.   


Отзыв

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………   7
1. Физкультурно-оздоровительная работа в школе………………………………. 10
1.1. Утренняя гигиеническая гимнастика………………………………………… 12
1.2. Игры на малых переменах…………………………………………………….. 13
1.3. Физкультминутки……………………………………………………………… 13
1.4. Большая подвижная перемена………………………………………………... 15
1.5. Спортивный час……………………………………………………………….. 15
1.6. Физкультурные паузы на самоподготовке…………………………………... 17
  2. Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы…………….   19
2.1.Врачебный контроль 19
2.1.1. Функциональные пробы 20
2.1.2. Самоконтроль 21
2.2. Педагогическое наблюдение 28
2.2.1.Физическое развитие 29
2.2.2. Физическая подготовленность 31
  3. Оценка эффективности уроков физической реабилитации и физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня санаторной школы…………………………………………………..   35
  Заключение…………………………………………………………………………..   40
  Список использованных источников………………………………………………   40
  Приложение…………………………………………………………………………. 42

 


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время остро стоит вопрос о состоянии здоровья детей, которое, к сожалению, не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей школьного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению.

Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время количество комплексных исследований по обоснованию выбора оптимального содержания средств, методов и форм организации занятий физической культуры с детьми и подростками в условиях санаторных школ ограничено. Выявлен дефицит рациональных методик организации учебного процесса, содержащих научно-обоснованные подходы к физкультурно-реабилитационным мероприятиям в санаторных школах.

На сегодняшний день все еще недостаточно освещены вопросы оптимизации содержания и организации уроков физической культуры с реабилитационной направленностью, нормирования объема и интенсивности нагрузок при выполнении упражнений с учетом уровня физического здоровья занимающихся, а также закономерности изменений показателей физического здоровья и физической подготовленности школьников как в течение учебного года, так и во время каникул. В связи с этим встает проблема оптимизации процесса физического воспитания детей и подростков в санаторных школах.

Поэтому цель нашей работы – разработать доступную и удобную в применении методику комплексной оценки физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе, которая смогла бы реализоваться за относительно короткий период (1 год).

Для того чтобы достигнуть поставленной цели в процессе работы мы ставили перед собой следующие задачи.

1. Изучить научно ‑ методическую литературу по организации и оценке физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе.

2. Изучить общие особенности физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе.

3. Оптимизировать двигательную активность учащихся в санаторной школе посредством внедрения различных форм физкультурно-оздоровительной работы в режим дня школьников.

4. Использовать помощь и опыт медицинских работников и педагогического коллектива санаторной школы.

Для решения оздоровительных задач в процессе физического воспитания необходимо определить наиболее оптимальное содержание учебного материала уроков физической культуры, отвечающее принципу оздоровительной направленности. При этом следует учитывать, что наибольшей эффективностью будут обладать средства и методы физического воспитания и физической нагрузки, разработанные с учетом уровня физического здоровья школьников, т. е функциональных возможностей всех систем организма.

Объектом внимания в санаторной школе г. Мозыря являются дети с нарушениями функций желудочно-кишечного тракта.

Санаторная школа – это специальное общеобразовательное учреждение для детей и подростков, которое осуществляет их оздоровление, лечение и гармоничное развитие.

Учитывая реабилитационную направленность, учебный план санаторной школы предусматривает еженедельное проведение трех уроков физической культуры по 40 минут как внешкольного компонента. Причем, необходимым условием деятельности санаторных школ является проведение максимального количества уроков физической реабилитации и всех форм физкультурно-оздоровительных мероприятий на свежем воздухе.

Обязательным условием рационального построения двигательного режима является качественное разнообразие движений, сбалансированное в количественном отношении с индивидуальными потребностями и возможностями организма. Биологическая потребность в движении (гигиеническая норма) реализуется посредством ежедневной двигательной активности. Объем ежедневной и недельной двигательной активности должен обеспечиваться комплексом мероприятий в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Двигательная активность учащихся способствует тому, что во время мышечной деятельности усиливается импульсация из проприорецепторов и одновременно возбуждается двигательная зона коры головного мозга, а все это рефлекторно вызывает усиление вегетативных функций. Улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, усиливаются функции внешнего дыхания, повышается обмен веществ и интенсивность процессов пищеварения.

В реабилитационной физической культуре следует различать упражнения общего и специального воздействия.

Упражнения общего воздействия преследуют оздоровление и развитие всего организма учащихся и применяются в самых разнообразных видах. К ним относятся: строевые, порядковые и общеразвивающие упражнения, упражнения без предметов, упражнения с предметами, упражнения на снарядах, упражнения-задания, элементы подвижных игр, легкой атлетики, волейбола, настольного тенниса, плавания, езды на велосипеде, ритмической гимнастики, прогулок, ближнего туризма и т. д..

Упражнения специального воздействия преимущественно тренируют и развивают те функции, которые нарушены в связи с заболеванием или травмой. К ним относятся дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении или напряжении мышц (релаксация), упражнения на растягивание, равновесие, координацию, корригирующие упражнения, упражнения на осанку, упражнения, увеличивающие амплитуду движения и гибкости, укрепляющие мышцы брюшного пресса, спины, сердечно-сосудистую систему, улучшающие устойчивость тела в ортотрадном положении; упражнения на специальных снарядах, тренажерах, аппаратах.

При выполнении упражнения общего и специального воздействия чередуются в своей последовательности, обеспечивая как общее воздействие на организм учащегося, так и развитие функциональных проявлений пораженных систем.

В комплексной физической реабилитации следует соблюдать определенный двигательный режим, направленный на создание наиболее оптимальных, удобных с точки зрения биомеханики, поз и положений тела в повседневной жизни школьников в целях профилактики и предотвращения функциональных нарушений, а также перегрузок опорно-двигательного аппарата и «изнашивания» тканей. Соблюдение правильного двигательного режима является одним из наиболее важных и эффективных профилактических и реабилитационных мероприятий. [1, с. 117]

В режиме учебного дня санаторной школы помимо уроков физической культуры имеют место и другие формы физкультурно-оздоровительной работы. Они являются рекомендуемыми, имеют узкую направленность и решают совокупность частных специфических задач. В условиях данного типа учебных учреждений организация гимнастики до учебных занятий, игр на малых переменах, физкультминутки на уроках, большой подвижной перемены, спортивного часа и физкультурных пауз на самоподготовке не вызывает особых трудностей, а при умелом комплексном подходе служит хорошим средством в деле оздоровления школьников.


Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики для подростков с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

В проветриваемом солнечном помещении в течение 1-2 минут выполнить ходьбу на месте в бодром темпе, желательно при музыкальном сопровождении.

1. И. п. – о. с. Руки в стороны, вверх, подняться на носки, руки за голову, принять и. п.

2. И. п. – о. с. Руки вверх, правую ногу назад на носок, прогнуться в грудной части позвоночника, принять и. п.. То же – с другой ноги.

3.И. п. – о. с. Выпад правой ногой вперед, руки на пояс, поворот кругом, левым плечом назад, выпад на левой ноге, руки за голову, поворот кругом, выпад на правой, руки на пояс; принять и. п.. То же – в другую сторону.

5. Лежа на спине, поднять ноги вперед (по отношению к туловищу), опустить справа (до касания носками пола), принять и. п. То же в другую сторону.

6. Лежа на спине, приподнимая прямые ноги, руки в стороны, круговые движения ногами вправо, затем влево. Выполнять медленно, силой, прямыми ногами.

7. Лежа на животе, руки вверх, прогнуться, поставить согнутые руки на уровне груди, выпрямить руки, упор лежа, медленно, силой согнуть руки, лечь на живот, принять и. п..

8. Стойка ноги врозь, руки на поясе. Прыжком ноги скрестно, врозь. Повторить 8-10 раз.

Заканчивается гимнастика ходьбой на месте с постепенным снижением темпа до полного восстановления дыхания. Каждое упражнение можно видоизменять, усложняя или упрощая его в зависимости от самочувствия занимающихся.

Движения мышц при физических упражнениях такого типа повышают тонус и уровень активности центральной нервной системы и ее работоспособность, а также рефлекторно и контактно – через массажные воздействия при движениях диафрагмы и мышц брюшной стенки – повышается функциональное состояние органов желудочно-кишечного тракта. Утренняя гимнастика кроме оздоровительной имеет еще и воспитательную ценность, так как проводиться в строго закрепленные часы в режиме дня школы [6,с.192-193].  

 

Игры на малых переменах

 

Проводятся организатором внеклассной воспитательной работы совместно с учителем физической культуры и активом учащихся старших классов. Игры на малых переменах имеют свои особенности. Они не должны носить остроконфликтный характер, вызывать большой игровой азарт. Игры должны быть просты по сюжету и, кроме этого, должны давать возможность любому учащемуся войти в игру и выйти из нее по своему желанию. На малых переменах широкое применение находят игровые упражнения и игры типа аттракционов: задания с метанием мешочков, действия с закрытыми глазами, упражнения на ловкость, координацию, равновесие, набрасывание колец и другие.

Игры на малых переменах непродолжительны, но немаловажную роль играет их зрелищность и занимательность. Дети с интересом наблюдают игру со стороны, что тоже помогает отвлечься и хорошо отдохнуть.

 

Физкультминутки

 

Организовываются на уроках во время длительной однообразной работы. Их цель – снятие утомления, повышение продуктивности умственной и физической деятельности, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т. д.) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3-5 упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками), повторяемых по 4-6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1-2 минуты [5, с. 207].

Переключение на другой вид деятельности путем выполнения упражнений не только позволяет учащимся перераспределить мышечный тонус, но и создает предпосылки для восстановления работоспособности угнетенных утомлением нервных центров. Учитывая особенности детей, проведение физкультминутки в условиях классной комнаты должно быть хорошо продумано. Комплексы могут выполняться сидя или стоя. При выполнении упражнений стоя выбирается такой способ расположения учащихся, при котором им не мешала бы школьная мебель, а они, в свою очередь, не мешали бы друг другу и могли быстро вернуться на свои рабочие места. Положительный эмоциональный фон достигается путем произнесения веселых и простых стихотворных текстов, дублирующих или комментирующих движения с притопами и другими действиями.

Примерные комплексы физкультминуток для детей школьного возраста.

На уроке письма или рисования (для расслабления кистей рук и мышц туловища).

Первый комплекс (сидя за партой).

1-е упражнение. И. п. ‑ руки, согнутые в локтях, сложены на парте. Перевести руки за голову, не разводя их; вернуться в и. п.

2-е упражнение. И. п. ‑ руки за спину. Наклон головы вперед; вернуться в и. п. Наклон головы назад; вернуться в и. п. Наклон головы вправо; вернуться в и. п. Наклон головы влево; вернуться в и. п.

3-е упражнение. II. п. ‑ руки вытянуты вперед ладонями вверх. Сжимая пальцы в кулаки, согнуть руки в локтях; вернуться в и. п.

Второй комплекс (стоя за партой)

1-е упражнение. И. п. ‑ основная стойка. Медленно поднять руки вверх, сжимая и разжимая пальцы. Медленно опустить руки вниз, сжимая и разжимая пальцы.

2-е упражнение. И. п. ‑ основная стойка. Наклониться вправо, пальцами правой руки дотронуться до скамейки, левую руку скольжением поднять под мышку; вернуться в и. п. То же в другую сторону, дотрагиваясь до скамейки левой рукой.

3-е упражнение. И. п. ‑ опереться руками о край парты. Повернуться направо, правую руку назад, достать до кисти левой руки; вернуться в и. п. То же в другую сторону, левую руку назад.

Третий комплекс (стоя около парты)

1-е упражнение. И. п. ‑ руки вперед. Поднимаясь на носки, медленно отвести руки в стороны, сжимая и разжимая пальцы. Так же вернуться е и. п.

2-е упражнение. И. п. ‑ руки за головой. Присесть, руки выпрямить вперед ‑ в стороны; вернуться в и. п.

3-е упражнение. И. п. ‑ основная стойка. Ходьба на месте.

Перед физкультминуткой следует открыть форточки или окна. Через каждые 3-4 недели упражнения комплекса заменяются новыми, предварительно разученными на уроках физической культуры [3, с. 99-102].

 

Большая подвижная перемена

 

Позволяет создать условия для активной двигательной деятельности и развлечения учащихся, способствует их активному отдыху, оздоровительному и рекреативному эффекту. Важным условием ее проведения является наличие заранее подготовленного места занятий. Местом проведения подвижной перемены (в зависимости от содержания и погодных условий) могут быть коридоры, спортивная площадка и пришкольная территория. Эффективность данной формы опять же во многом зависит от быстрой и четкой организации учащихся. Поэтому по окончании урока, предшествовавшего динамической перемене, учитель, работавший с классом, сопровождает детей к месту ее проведения и помогает организовать занимающихся.

Большая подвижная перемена проводиться в свободной непринужденной игровой форме, с учетом пола и интересов детей. Как правило во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию. В содержание подвижной перемены входят общеразвивающие упражнения, подвижные игры, эстафеты, элементы спортивных игр, езда на велосипедах, самостоятельные игры детей [3, с. 103-104].

Большая подвижная перемена занимает особое место в распорядке дня санаторной школы. Она дает хороший оздоровительный эффект, улучшает физическое развитие, повышает работоспособность учащихся.

Подвижная перемена организуется после третьего урока в течение 30 минут. Из этого времени на занятие физическими упражнениями и играми отводиться 20 минут. Оставшееся время планируется на пассивный отдых и подготовку к уроку.

При отборе материала необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Известно, что у детей начальных классов утомление наступает быстрее, что вызывает необходимость активного отдыха. Однако учащиеся начальных классов не имеют достаточного опыта и умения самостоятельно его организовывать. Им необходим руководитель. Что касается V-VI, VII-IX классов, то здесь нужно учитывать самостоятельность детей. Они любят игры, где можно самим принимать решения, проявлять инициативу. Следует учесть и тот факт, что двигательные возможности мальчиков и девочек начинают различаться, поэтому помимо совместных игр предусматриваются отдельные игры для мальчиков и девочек. Материал, предлагаемый учащимся на большой подвижной перемене, должен быть связан с программой по физической реабилитации и согласовываться с врачом школы.

 

Спортивный час

 

Проводиться в санаторных школах воспитателем или специалистом, имеющим специальное образование. На спортивном часе преследуются следующие задачи:

1) создать условия для развлечения и физической разрядки детей;

2) добиться оздоровительного и рекреативного эффекта;

3) закрепить у детей интерес к физкультурным занятиям.

Занятия физическими упражнениями и играми на спортивном часе способствуют укреплению здоровья, активному отдыху учащихся, поддержанию их умственной работоспособности.

Это мероприятие носит прежде всего оздоровительный характер. Поэтому необходимо проводить его на открытом воздухе и лишь в ненастную погоду – в хорошо проветренном чистом помещении. Следует соблюдать все санитарно-гигиенические требования к занятиям (чистота площадок, соответствующая одежда учащихся, допустимые температурные нормы и т. д.).

Однако максимальный оздоровительный эффект возможен только в случае правильного планирования и педагогически оправданной организации двигательной активности школьников. Спортивный час желательно планировать в послеобеденное время не раннее одного часа после приема пищи [7, с. 97].

Характерной чертой спортивного часа с детьми, имеющими нарушения желудочно-кишечного тракта, является то, что он должен включать корректирующие упражнения. Именно поэтому детям окаывается организационная помощь педагога-воспитателя.

Оздоровительный эффект занятий во многом зависит от их правильной дозировки. Нужно внимательно относиться к внешним признакам утомления. При учащенном дыхании, скованности движений, нарушении координации  надо дать ученику отдых или переключить его на другие занятия, не связанные с физической нагрузкой.

Нельзя допускать, чтобы в отведенное на физкультурные занятия время дети находились в постоянном движении. Необходимы перерывы для отдыха. Чем младше школьники, тем чаще должны повторяться перерывы.

Несмотря на непринужденную обстановку во время проведения оздоровительного часа, реализация физиологической потребности школьника в движении не должна быть спонтанной и импульсивной. Учитывая интересы детей, не следует идти у них «на поводу», в работе необходимо соблюдать системность и последовательность. Воспитателю необходимо тщательно продумывать подбор средств в соответствии с направленностью и структурой занятий. При этом целесообразно проконсультироваться с учителем физической культуры и медработником.

Спортивный час, как правило, строго не регламентируется по структуре и времени. Каждое занятие состоит из трех частей. Первая часть – подготовительная. Состоит из построения, разновидностей ходьбы, медленного бега, общеразвивающих и подготовительных упражнений. Вторая часть – основная. Она содержит в себе подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения, а также самостоятельную двигательную деятельность и корригирующие упражнения. Третья часть – заключительная. В основном направлена на организацию окончания занятий, включает общее построение, спокойную ходьбу, малоинтенсивные подвижные игры, игры на внимание. При такой структуре занятий обеспечивается постепенное нарастание физической нагрузки в начале и постепенное ее снижение к концу.

Для большего педагогического эффекта целесообразно применение нестандартных способов проведения оздоровительного часа. В зимнее время эмоциональность и повышенный интерес вызывают у детей лепка снеговиков, строительство из снега крепостей, игра в снежки, катание с ледяных горок, катание на санках и лыжах; весной и осенью – пешие марш-броски с играми на «привалах». Использование оздоровительных сил природы позволяет не только получить необходимую физическую нагрузку, но и обладает сильнейшим закаливающим воздействием [3, с. 110-114].

 

1.6 Физкультурные паузы на самоподготовке

Такие занятия организует и проводит воспитатель в своей группе. Продолжительность самоподготовки зависит от возрастных особенностей занимающихся. В начальных классах их время не должно превышать 1,5 часа, в средних и старших классах – 2-2,5 часа соответственно.

Комплексы упражнений могут выполняться в классе, спортзале или на улице, в зависимости от содержания физкультурной паузы и погодных условий.

Физкультурные паузы на самоподготовке должны включать комплексы упражнений для глаз с целью предупреждения зрительного утомления и заболеваний зрительных органов.

Любое движение, даже самое простое, активизирует не только общий кровоток в организме, но и движение крови непосредственно в сосудах глазного яблока и циркуляцию внутриглазной жидкости, которые замедля­ются с нарастанием утомления, что неизменно приводит к стогнации (застою). Основным источником энергии, необходимой для функционирования нервных клеток, является окисление глюкозы. Однако в глазном яблоке почти нет запасов углеводов и тем более кислорода. Поэтому нормальный обмен веществ в нем целеком зависит от постоянной доставки энергетических материалов с кровью. Как в любом работающем механизме, так и в клетках глаза после использования продуктов питания образуются отходы, которые необходимо выводить, ибо, скапливаясь, они резко понижают функцию органа зрения. Совершенно очевидно, что восстановление нормального кровообращения является одним из важнейших этапов как для профилактики зрительных расстройств, так и для корректировки утраченного зрения. Важнейшая роль в этом принадлежит упражнению. Всего несколько минут в день для несложных упражнений ‑ и активизируется кровообращение, голодные клетки получат питание, очистятся от ядов и шлаков. Мышцы, постоянно тренируясь, увеличат свою силу до такой степени, что смогут удерживать форму глазного яблока при аккомодации.

Мы предлагаем использовать методику Э.С. Аветисова.

Она состоит из трех групп упражнений. Исходное положение в двух первых группах ‑ сидя.

Груша первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости).

Упражнение I. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 с, затем откройте их на 3-5 с повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 с, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 с.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 с; повторите 3-4 раза.

Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуги и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Группа вторая (для укрепления глазодвигательных мышц).

Упражнение I. Медленно переводите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.

Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали ‑ влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так ‑ 8-10 раз.

Упражнение 4. Делайте круговые движения главами в одном, затем в другом направлении и повторите 4-6 раз.

Группа третья (Для улучшения аккомодации).

В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.

Упражнение I. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 с, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 см, и через 3-5 с, руку опустите; повторите так 10-12 раз.

Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 с, на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так 6-8 раз.

Упражнение 3. В течение 3-5 с смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 с, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.

Физкультурные паузы на самоподготовке должны включать также занятия на специальных тренажерах. Например, при пониженной кислотности желудка следует раскачиваться на качелях с малой амплитудой движения, а с повышенной кислотностью – на качелях с большой амплитудой движения. При длительных регулярных упражнениях на таких тренажерах кислотность желудка нормализуется. Кроме того, такие занятия способствуют нормализации эмоциональной сферы и положительно отражаются на общем самочувствии учащихся.

Врачебный контроль

 

Для систематического анализа эффективности физической реабилитации, методов занятий и доз закаливающих процедур в санаторных школах необходим врачебный контроль.

Понятие о врачебном контроле не должно ограничиваться только медицинским осмотром и инструментальными исследованиями. Оно значительно шире и включает в себя широкий комплекс мероприятий, а именно:

1) контроль за состоянием здоровья и общим развитием занимающихся;

2) планирование физических нагрузок и их корректировку;

3) профилактику травматизма на уроках физкультуры;

4) профилактика и текущий санитарный контроль мест и условий проведения занятий;

5) врачебные консультации;

6) проведение функциональных проб;

7) самоконтроль учащихся.

Важным направлением врачебного контроля является проверка выполнения санитарно-гигиенических правил в отношении условий и мест проведения занятий физкультурой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря и т. п.), соответствие одежды и обуви.

Не менее важным участком работы школьных медицинских работников является врачебно-педагогический контроль за занимающимися, который должен охватывать все формы физического воспитания в санаторной школе – урок физкультуры, самостоятельные игры на большой перемене и т. д. И главное – определение влияния занятий физкультурой на организм школьника.

Школьный врач вместе со специалистом по физической реабилитации проводит контроль и исследования непосредственно на уроках, периодически сопоставляет их результаты с данными медицинских обследований. Врачебный контроль помогает определить соответствие уровня требований, предъявляемых к организму учащихся конкретной программой занятий, физкультурному состоянию и подготовленности учащихся санитарной школы.

Запланированные физические упражнения и методика их проведения (интенсивность физических нагрузок, последовательность и т. д.) проверяются по пульсовому режиму, для чего по ходу занятий учащиеся самостоятельно подсчитывают пульс групповым методом (по команде) или выборочно это делает врач школы, ведущий контроль. Физиологическая кривая занятий может изменятся в соответствии с планом их построения, однако оптимальным вариантом для учащихся является пульс не более 150-160 ударов в минуту. Полученные данные помогают врачу и учителю физической реабилитации правильно распределить учащихся по группам (учитывая сопутствующие заболевания) и точнее дозировать физические нагрузки, а также уделять большее внимание обучению учащихся произвольному управлению дыханием; соблюдению правильного взаимодействия дыхания с движениями; организации страховки при выполнении физических упражнений, особенно связаных с сохранением устойчивого равновесия, на расслабление, аутотренинг и самомассаж.

В ходе врачебного контроля учитываются следующие закономерности.

1. Физические нагрузки должны быть индивидуальными и строго дозированными.

2. Физические упражнения, закаливающие процедуры способствуют развитию резервных возможностей организма, поэтому необходима систематическая и настойчивая тренировка этих механизмов.

3. При проведении занятий необходимо исходить из основных дидактических принципов: систематичности (не менее трех занятий в неделю), постепенности, учета индивидуальных особенностей, физической подготовленности, соблюдения режима дня и рационального питания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.204.159 (0.119 с.)