Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи, решаемые государственным банком СССР по восстановлению денежно-кредитных отношений ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Война явилась серьезным испытанием для экономики страны и вызвала огромные потери. Весь материальный ущерб, причиненный войной, составил огромную сумму -- 1890 млрд. руб. Только из бюджета по смете Вооруженных сил было ассигновано 551 млрд. руб., т.е. свыше половины всех ресурсов бюджета. Для покрытия разрыва между доходами и расходами государство использовало материальные и денежные резервы, созданные в прошлые годы, а также прибегло к выпуску в обращение дополнительного количества денег. Неизбежным следствием этого явилось образование крупного излишка денег, создававшего угрозу для денежного обращения. На товары производственного потребления и военного снаряжения цены были не только сохранены, но и в ряде случаев даже понижены по сравнению с довоенным уровнем. Введение военного налога, налога на холостяков и малосемейных граждан, перестройка и повышение ставок сельскохозяйственного налога и другие меры налогового порядка не только увеличили доходы бюджета, но и содействовали укреплению денежного обращения. Основное увеличение денежной эмиссии пришлось на 1942 г.: денежная масса в обращении увеличилась за год в 2,4 раза. Однако уже с 1943 г. эмиссия денег сокращается. К концу войны денежная масса в обращении увеличилась в четыре раза по сравнению с ее массой накануне войны. При этом размер эмиссии в 1943-- 45 гг. был почти в 3 раза меньше, чем в первый год войны. Для ликвидации последствий войны, ликвидации карточной системы в области денежного обращения 14 декабря 1947 г. вышло постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Денежная реформа 1947 г. не затрагивала основ денежной системы, а лишь предусматривала выпуск в обращение новых денег и изъятие старых денег, переоценку вкладов населения в сберегательных кассах и в Госбанке, переоценку остатков средств кооперативных организаций и колхозов на счетах в кредитных учреждениях и конверсию государственных займов. Обмен старых денег на новые производился по соотношению 10 руб. старого образца на 1 руб. денег образца 1947 г. Одновременно с обменом наличных денег производилась и переоценка вкладов населения в сберегательных кассах и в Госбанке. Вклады переоценивались на льготных условиях. Вклады размером до 3 тыс. руб. включительно (а таких вкладов было 80%) оставались без изменения. По вкладам до 10 тыс. руб. включительно первые 3 тыс. руб. зачислялись в новый вклад без переоценки, а остальная часть переоценивалась по соотношению 3 руб. старых денег на 2 руб. новых.
В декабре 1947 г. было издано постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольствие и промышленные товары». Денежная реформа заключалась в обмене находившихся в обращении денежных знаков на новые в соотношении 10:1 и дифференцированной переоценке денежных накоплений: мелкие вклады в сберегательных кассах до 3000 руб., составляющие 80% всех вкладов, не подлежали переоценке, вклады, превышающие 3000 руб., переоценивались сверх этой суммы в соотношении 3:2 (до 10 000 руб.), а вклады сверх 10 тыс. руб. - в соотношении 2:1. Льготные условия переоценки накоплений были установлены и для держателей облигаций государственных займов: облигации массовых займов обменивались на облигации нового займа в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1938 года - в соотношении 5:1, а облигации займа 1947 года переоценке не подлежали. До 1 марта 1950 г. золотое содержание советского рубля, служившее основанием для определения его внешнего курса, устанавливалось путем приравнивания рубля к той или иной иностранной валюте. Было принято решение повысить с 1 марта 1950 г. официальный курс рубля и в дальнейшем исчисление его вести не на базе доллара, а на более устойчивой золотой основе в соответствии с золотым содержанием рубля. Золотое содержание рубля было установлено в 0,222168 г чистого золота, а курс рубля с 1 марта 1950 г. был определен в 4 руб. за $1 и 11 руб. 20 коп. за 1 фунт стерлингов вместо прежнего соотношения 5 руб. 30 коп. за $1 и 14 руб. 84 коп. за 1 фунт стерлингов. В первые годы пятой пятилетки (1951-1955 гг.) соотношение темпов роста розничного товарооборота и темпов роста заработной платы складывалось неблагоприятно для выполнения кассовых планов в результате крупного снижения розничных цен. Лишь с 1954 г. в результате значительного роста физического объема розничного товарооборота и относительно небольшого снижения цен темпы объема товарооборота стали опережать темпы роста выплат заработной платы. В 1956-1960 гг. денежное обращение развивалось в более благоприятных условиях, чем в предшествующем пятилетии. Относительное сокращение денежной массы в обращении по сравнению с ростом наличного оборота привело к заметному ускорению оборота наличных денег в народном хозяйстве. С 1956 г. возврат денег в кассы Госбанка ускорился по сравнению с довоенным периодом. В 1958 г. скорость оборота наличных денег возросла на '1,3 дня по сравнению с 1957 г., а в 1960 г. скорость оборота денег снова увеличилась по сравнению с предыдущим годом.
В 1948-1960 гг. рост безналичного оборота опережал увеличение наличного в среднем на 17%. В 1950 г. доля безналичного оборота в денежном обороте составляла 90% против 80% в 1940 г., а в 1960 г. она повысилась до 92%. Укрепление денежного обращения 1951-1960 гг. приводит к росту покупательной способности рубля на основе снижения государственных розничных цен. Тем не менее в 1960 г. покупательная сила рубля составляла примерно 72% его покупательной силы в 1940 г. Таким образом, можно сформулировать вывод о том, война явилась серьезным испытанием для экономики страны и вызвала огромные потери и что возврат СССР к довоенной модели экономического развития вызвал значительное ухудшение хозяйственных показателей в послевоенный период. Заключение
Таким образом, в ходе написания курсовой работы были реализованы сформулированные задачи и сделаны соответствующие выводы. Советское правительство использовало Государственный банк СССР как важный экономический институт на всех этапах развития Советского государства: в целях ликвидации капиталистических элементов и укрепления социалистического строя, в индустриализации и коллективизации страны. Госбанк осуществляет эмиссию наличных денег и организует денежное обращение в стране; проводит краткосрочное кредитование народного хозяйства; финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложении в сельское хозяйство, заготовительных и некоторых других предприятий и организаций, потребительской кооперации, лесного и водного хозяйства, а также населения в сельской местности; организует сберегательное дело, осуществляет расчёты в народном хозяйстве, кассовое исполнение государственного бюджета, международные кредитные и расчётные операции и операции с драгоценными металлами и иностранной валютой. Организационная система полевых учреждений Госбанка строилась применительно к структуре войск действующей армии. При фронтах создавались полевые конторы Госбанка, при армиях - полевые отделения Госбанка, при дивизиях - полевые кассы Госбанка. Таким образом, в начале войны была создана новая система управления банковским обслуживанием войск. Орловское отделение Госбанка открыло свои действия с 6 марта 1922 года по постановлению Правления Госбанка от 17 января 1922 года. Отделение получило капитал в сумме 15 миллиардов рублей и приступило к операциям. С первых дней войны перед Орловской конторой Госбанка СССР были поставлены задачи: оказывать финансовую помощь военным организациям и предприятиям, привлекать дополнительные ресурсы для нужд обороны.
С 1943 г. по 1951 г. работникам областной конторы приходилось выполнять не только свои непосредственные обязанности по финансированию народного хозяйства, но и в свободное от работы время восстанавливать частично поврежденное во время боев за город Орел здание банка. Восстановление народного хозяйства начали с тяжелой промышленности. Восстановление промышленности проходило в очень тяжелых условиях. В первые послевоенные годы труд советских людей мало чем отличался от военной чрезвычайщины. Постоянная нехватка продуктов, тяжелейшие условия труда и быта, высокий уровень заболеваемости и смертности объясняли населению тем, что долгожданный мир только наступил и жизнь вот-вот наладится. Успехи в промышленности и в военном деле базировались на жестком нажиме на деревню, на выкачивании из нее средств. Впервые за долгие годы после войны наметилась тенденция к более широкому использованию научно-технических разработок на производстве, однако она проявилась в основном лишь на предприятиях военно-промышленного комплекса, где в условиях начавшейся "холодной войны" шел процесс разработки ядерного и термоядерного оружия, новых ракетных систем, новых образцов танковой и авиационной техники. Главным творцом этих несомненных успехов стал советский народ. Его невероятными усилиями и жертвами, а также высокими мобилизационными возможностями директивной модели экономики были достигнуты, казалось, невозможные экономические результаты. Вместе с тем свою роль сыграла также традиционная политика перераспределения средств из легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности. Значительную помощь оказали и полученные с Германии репарации (4,3 млрд. долларов), обеспечившие до половины объема установленного в эти годы промышленного оборудования. Кроме того, бесплатным, но весьма эффективным был труд почти 9 млн. советских заключенных и около 2 млн. немецких и японских военнопленных, также внесших свой вклад в послевоенное восстановление. Для покрытия разрыва между доходами и расходами государство использовало материальные и денежные резервы, созданные в прошлые годы, а также прибегло к выпуску в обращение дополнительного количества денег. Неизбежным следствием этого явилось образование крупного излишка денег, создававшего угрозу для денежного обращения. На товары производственного потребления и военного снаряжения цены были не только сохранены, но и в ряде случаев даже понижены по сравнению с довоенным уровнем. Введение военного налога, налога на холостяков и малосемейных граждан, перестройка и повышение ставок сельскохозяйственного налога и другие меры налогового порядка не только увеличили доходы бюджета, но и содействовали укреплению денежного обращения.
Библиографический список 1. Атлас А.М. «История Государственного Банка СССР в документах» - М.: Финансы 1971 г. 2. Брокгауз Ф.А., И.А. Ефрон. «Энциклопедический словарь» том 4, 1891 г., стр. 922 - 924 . Б.В. Ананыч «Главный банк России» - Москва 2000 г. . Буцов А.В. «Очерки по истории Государственного банка Российской империи» - Москва 2001 г. . Левачева И.Н. «История создания Государственного Банка» - Москва 1995 г. . Фетисов Г.Г. «Организация деятельности ЦБ» - Москва 2007 г. . «Банк России: Организация деятельности» I и II том - «Дека» 2000 г. . «Вестник Банка России» № 7 (1176) 17 февраля 2010 г. . «Орловский вестник» № 301 от 8 ноября 1899 г. . «Орловский вестник» № 29 от 29 января 1899 г. . http://cbr.ru/search/print.asp?File=/regions/mosk/mosk_his.htm - Московской областной конторы . http://cbr.ru/search/print.asp?File=/regions/orl/orl_his.htm - Орловской областной конторы
Приложения
Приложение А
ГОСБАНК СССР ПРАВЛЕНИЕ ГОСБАНКА СССР Орловская областная контора Центральному Планово-экономическому Управлению Отд: …№ 30… «31 декабря 1942 г.» № 20033 Москва, Неглинная, 12.
При сем посылаем план по ссудам под расчетные документы в пути и ресурсам на 1-й квартал 1943 г. по 17 действующим филиалам. При составлении плана исходили из следующих данных: Ссуды под расчетные документы в пути: Контрольные цифры по ссудам под расчетные документы в пути на 19 кв. 1942 г. были установлены в сумме 5000 т.р. Фактически использовано на 1/ X1 - 42 г. 4 300 т.р., на 1/XГ - 42 г. 3 600 т.р., ожидаемая задолженность на 1/1 - 43 г. составит 4 260 т.р. На 1-ый квартал 1943 г. нами планируется задолженность в сумме 4 500 т.р., а план составлен на основании представленных сведений организаций о предполагаемой сумме реализации продукции в 1-ом квартале 43 г. и ожидаемой сумме реализации в декабре 1943 г. Задолженность по организациям не возобновившим своей деятельности в действующих районах, включена в план без изменения в сумме имеющейся задолженности на 1/XГ - 42 г. Рост задолженности по ссудам на 1/1У - 43 г. против 1/1 - 43 г. планируется исходя из следующих данных: Наркомторг- план реализации по плану за декабрь месяц, ожидаемое выполнение составит 630 т.р. План реализации на март месяц запланирован в сумме 700 т.р., что составляет 110% к реализации за декабрь. Исходя из предполагаемой задолженности на 1/1У - 43 г. в сумме 800 т.р. задолженность на 1/1У - 43 г. планируется в сумме 900 т.р., т.е. пропорционально росту плана товарооборота. Аналогичный рост задолженности планируется также по системе потребкооперации и промкооперации. Остальные Норкоматы: Наркоммясомолпром, Наркомзаг и Нарком пищепром, увеличение реализации в 1-ом квартале не планирует, а наоборот по - Наркомату Наркоммясомолпром имеется снижение на 50 т.р., которое предусматривается за счет уменьшения реализации продукции по системе заготскот.
Ресурсы Фактические остатки по счетам Наркоматов составляют на 1/Х1-42 года 40 570 т.р. На 1/1-43 года 33 405 т.р. Остаток на 1/1У-43 г. планируется в сумме 28 175 т.р. Снижение остатков средств против 1/ХП-42 г. и 1/1-43 г. планируется исходя из следующих данных: Наркомсвязи. По счету расчетов и переводным операциям на 1/ХГ-42 г. имелось дебетовое сальдо в сумме 1900 т.р. на 1/1-43 г. ожидаемы остаток составит 3 900 т.р. Согласно кассовой заяки представленной Бюро контроля денежных переводов на 1-й квартал 43 г. планируется дополнительны рост дебетового сальдо на сумму 6 000 т.р., что на 1/1У-43 г. составит 9 300 т.р. Основные счета Наркомсвязи планируются на основании предоставления сведений Областного Управления Связи. По Наркомзаг. Планируется снижение против 1/ХП-42 г. на счет распределение средств для районных Контор, для погашения просроченной задолженности Госбанку. Главнефтесбыт против 1/ХП-42 г. также имеет снижение на 1 100 т.р., который произошел вследствие перечисления средств Наркомфину в уплату задолженности по налогу с оборота. Остатки средств по недействующим предприятиям нашей области планируется по сумме имеющихся остатков на 1/ХП-42 г. К таким Наркоматам относятся Норкомчермет, Наркоматцветмет, Оборонная промышленность, Норкамлегпром, Предприятия НКНС и др. Комбанк и Местный бюджет. План составлен на основании представленных проектировок ОблФО и коммунальным банком. Управляющий Орловской Областной Конторы Госбанка: /Ковтун/
Источник: Материалы Орловского областного архива Приложение Б
/V-43 ПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРНСТВЕННОГО БАНКА СССР № 20013 Центральному планово-экономическому управлению
Москва, Неглинная, 12.
При сим посылаем план по ссудам под расчетные документы в пути на II- й квартал 1943 г. по 22 действующим филиалам.
Контрольные цифры по ссудам под расчетные документы в пути на I- й квартал 1943 г. были установлены в сумме 5 000 т.р. Ожидаемая задолженность на I/IУ-43 г. составит 4 800 т.р.
На II-й квартал 1943 г. нами планируется задолженность в сумме 5 000 т.р. Увеличение задолженности против 1-го квартала 1943 г. и оплачиваемой нами объясняется увеличением числа действующих филиалов освобожденных от немецких оккупантов.
План по ресурсам на II-й квартал просим составить без изменений в сумме посланного Вам расчета на I-й квартал 1943 г.
Управляющий Орловской Областной Конторы Госбанка: /Ковтун/
Источник: Материалы Орловского областного архива Приложение В
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КОНТОРА ГОСБАНКА
ПЛАН НА II- Й КВАРТАЛ 1943 ГОДА по ссудам под расчетные документы в пути /в тыс. руб/
Управляющий Орловской областной Конторы Госбанка: /Ковтун/
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК СССР ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КОНТОРА Индекс № 44 и 46 Срок хранения постоянно Дело № 20013
Свободные кредитные планы и отчеты об их исполнении за 1943 год отдел сектор Планово-экономический
Начато 21 дек. 1942 г. Окончено 31 дек. 1943 г. арх. № 1 на 69 местах
Государственный архив Орловской области Фонд 3580 оп. 3у. уд. Хр. 1
Источник: Материалы Орловского областного архива Приложение Г
Источник: Второй отчет Орловского губэкосо. Орел, 1922, стр. 164 - 168
Приложение Д
Отраслевая структура кредитных вложений за 1941-1943 гг.
Источник: Материалы Орловского областного архива
Приложение Е
Сеть учреждений Государственного банка СССР по состоянию на 1 января 1941 года и на 1 января 1945 года
Источник: Материалы Орловского областного архива
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.170 (0.097 с.) |