Технология проектирования внеклассных занятий по сказкам Х.К. Андерсена, способствующих развитию интереса к литературе у учащихся 5 класса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология проектирования внеклассных занятий по сказкам Х.К. Андерсена, способствующих развитию интереса к литературе у учащихся 5 класса



 

Единство классной и внеклассной работы по литературе объясняется, прежде всего, тем, что она предполагает работу с книгой. Большая совокупность средств внеклассной работы по литературе направлена на нравственное и эстетическое воспитание школьников средствами литературы, на углубление и расширение знаний по литературе, и, конечно, на развитие интереса и любви к чтению, то есть к литературе.

Известно, что развитие любого качества или свойства человека осуществляется наиболее успешно путем систематической работы. Именно поэтому необходимо было создание ряда внеклассных занятий по развитию интереса к литературе.

Проектирование таких занятий - это процесс предварительной разработки ее основных деталей, таких как: цель и задачи, содержание занятий, формы и методы, принципы.

Основой для планирования внеклассных занятий является программа по литературе, создающая возможность долговременной связи классных и внеклассных занятий на базе программных тем. Поэтому связь классных и внеклассных занятий - основной организационный принцип, на котором базируется система внеклассных занятий. Это связь в большей степени определяет характер и последовательность занятий, их содержание.

Проектирование внеклассных занятий имеет особенность: оно полностью сориентировано на учащегося. В процессе проектирования особенно тщательно изучаются потребности, интересы и возрастные особенности ребят, которые обязательно должны лежать в основе занятий. Такими особенностями являются:

· наличие у младших подростков широких и разносторонних интересов. Поэтому наши внеклассные занятия предполагают большой спектр деятельности (оформление аудиторий, чтение сказок и другое), а также выход за рамки общения класса (на занятия приглашаются учащиеся других классов);

· проявление повышенной активности, дающее возможность практически всем учащимся принять участие в подготовке и проведении занятий;

· усложнение отношений со взрослыми, ведущее за собой протест против приказов и наставлений. Поэтому при организации занятий учитель занимает позицию консультанта и помощника;

· стремление к самовыражению. Учитывая эту особенность, мы дали возможность учащимся заняться тем делом, которое им ближе, и в котором они могут себя проявить.

Учет возрастных особенностей и специфика внеклассной работы были положены в основу проектируемых нами занятий, которым присущи все признаки системности, выделенные В.С. Безруковой (3, 100-101):

· В основе - полнота компонентов, способствующих достижению одной цели. В нашей системе в качестве компонентов выступают различные формы внеклассных занятий, объединенных одной целью - развитием у учащихся 5 класса интереса к литературе.

· Наличие связей и зависимостей между компонентами, взаимосвязанных одной целью. Все разработанные нами внеклассные занятия последовательны по отношению друг к другу, что выражается:

1. В их содержании:

· на экскурсии происходит развитие интереса через расширение и углубление представления о личности писателя - сказочника посредством ознакомления учащихся с рассказами экскурсоводов об отдельных этапах жизни писателя, подкрепленных фотографиями и репродукциями картин;

· на литературном вечере предполагается развитие интереса через углубление и расширение представления о своеобразии творчества писателя посредством визуального и аудиального ознакомления с его сказками (через инсценирование отдельных эпизодов);

· на литературной викторине происходит развитие интереса к литературе через осмысление некоторых проблемных сторон произведений, а также своеобразная проверка уровня сформированности представления о специфике сказок Андерсена посредством участия в обсуждении и вопросов, а также участия в инсценирование отрывка из произведения.

2. В наличии взаимосвязанных, единых для внеклассных занятий методов и принципов, которые мы подробнее опишем ниже.

. Наличие ведущего звена, идеи, необходимой для объединения компонентов. Наши занятия объединены:

· темой: "Своеобразие сказок Х.К. Андерсена";

· целью: развитие интереса к литературе у учащихся 5 класса;

· идеей: вызвать у учащихся интерес к литературе через своеобразие сказок Андерсена.

4. Появление у компонентов системы общих качеств, что обусловливается спецификой внеклассных занятий: органическое единство учебной и внеучебной работы; предоставление каждому учащемуся возможности заниматься полезным делом с учетом его интересов, склонностей и способностей; разнообразие форм занятий; повышенная роль и активность учащихся; большая степень детализации и другие, описанные нами в пояснительной записке.

Таким образом, учитывая вышеизложенные доказательства, мы можем утверждать, что все внеклассные занятия приведены в единую систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Важно отметить, что выбранные нами формы внеклассных занятий определяют методы, лежащие в основе организации деятельности на внеклассных занятиях. По мнению профессора Пидкассистого, (37, 230) выбор методов зависит от:

. Общих целей воспитания и развития. В нашем случае внеклассные занятия объединены общей целью - целью развития интереса к литературе, которое может происходить только при сознательной, интенсивной работе учащихся. Поэтому все методы направлены на включение учащихся в активную творческую деятельность (по Кудрешову): метод творческого чтения (выразительное чтение), эвристический (инсценирование, проблемные вопросы).

. От особенностей изучаемого предмета. Специфика литературы в том, что она воздействует на эмоциональную сферу, воображение, влияет на становление нравственных ценностей. Именно поэтому в занятия включены инсценирование, проблемные вопросы, выразительное чтение наизусть, беседа, подкрепленные музыкальным сопровождением.

. От целей, задач и содержания материала конкретного занятия. Так как цель экскурсии - развивать интерес к литературе через формирование представления о своеобразии жизни и творчества писателя - сказочника, поэтому используются следующие методы: беседа, рассказ, выразительное чтение. Информация обязательно подкрепляется наглядным материалом. Так как цель литературного вечера - развивать интерес к литературе через расширение и углубление представления учащихся о своеобразии сказок, то предполагается использование эвристических методов: инсценирование, проблемные вопросы, выразительное чтение. Развивать интерес на литературной викторине помогают методы творческого чтения, эвристические и репродуктивные: инсценирование, выразительное чтение, постановка проблемных вопросов.

Проектируя данные внеклассные занятия, мы руководствовались следующими дидактическими принципами (выделенными И.П. Подласым):

. Развивающего и воспитывающего характера обучения, направленного на всестороннее развитие личности. Проявляется в том, что все учащиеся задействованы в интересующей их сфере, позволяющей проявить индивидуальные способности.

. Системности и последовательности, выражающийся в последовательном расположении внеклассных занятий, объединенных целью.

. Сознательности, активности и самостоятельности при руководящей роли учителя.

. Наглядности, выражающийся в целесообразном привлечении всех органов чувств для эффективности достижения цели.

. В связи с требованиями ГОС (НРК), а также для улучшения качества результата в содержание внеклассных занятий включены принципы гуманизации:

· индивидуализации - каждый ребенок выбирает дело в соответствии со своими индивидуальными способностями и интересами (оформление, инсценирование и другое);

· персонификации, заключающийся в обращении к внутреннему миру подростка, чувствам, влиянии на эмоциональную сферу, осознании личностной значимости данных занятий (на этапе рефлексии после каждого занятия);

· проблематизации - постановка и решение проблемных вопросов;

· диалогизации - участие в диалоге благодаря проблемным вопросам.

Итак, мы рассмотрели технологию проектирования внеклассных занятий, сложность которых состоит не только в том, что нужно учитывать все методические и психолого-педагогические основы, но и то, что учащиеся уже знают и умеют делать. Ведь проектирование любой внеурочной работы - всегда есть действие с уже имеющейся базой.

Заочная литературная экскурсия по литературе на тему: "Дорогой великого писателя"

 

Цель: способствовать развитию интереса к литературе посредством воспитания интереса к личности писателя - сказочника.

Задачи:

1. Формировать у учащихся представления о фактах жизни и творчества Х.К. Андерсена.

. Развивать артистические, оформительские способности, умение отбирать и представлять биографический материал.

. Воспитывать чувство ответственности при подготовке и проведении экскурсии; воспитывать эмоционально - оценочное отношение к личности писателя - сказочника.

Оборудование: фотографии, репродукции картин, музыкальное сопровождение.

Вариант 1.

Организация экскурсии:

В аудитории учащиеся (шесть человек) готовили экспозиции и сообщения о писателе под руководством учителя. Сначала весь класс подходит к первой экспозиции, посвященной Андерсену, и выслушивают учащегося, рассказывающего о конкретном периоде жизни писателя, затем учащиеся (вместе с предыдущим экскурсоводом) подходят к следующей экспозиции, подготовленной другим учеником. Таким образом, многие учащиеся побывают в роли экскурсоводов и слушателей. После того, как ученики и гости познакомятся со всеми экспозициями, посвященными Андерсену, их ждет инсценирование отрывка из сказки "Соловей". Затем гости и учащиеся подходят к "сектору Андерсена".

Действующие лица:

Экскурсоводы - шесть человек;

оформители - три человека;

актеры - шесть человек.

Оснащение:

Разное освещение, фотографии и репродукции картин.

Ход экскурсии (по заранее продуманному маршруту).

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на организованной нами экскурсии, посвященной талантливому писателю Х.К. Андерсену, творчество которого вам, возможно, уже знакомо. Надеемся, что сегодня вы узнаете много интересного, что очень пригодится вам в будущем (а особенно учащимся 5 класса), так как вы будете изучать произведение этого писателя на уроках. Я предлагаю вам следующую программу экскурсии: три экспозиции, посвященные Андерсену, инсценирование отрывка сказки "Соловей". Просим вас быть максимально вежливыми, не шуметь. В противном случае это будет очень мешать нашим экскурсоводам, подготовившим для вас интересный материал. А сейчас приглашаю вас к первому экскурсоводу, который расскажет вам о первом этапе жизни Андерсена.

Первая экспозиция.

Все рассматривают фотографии писателя, и его семьи.

Экскурсовод:

Ганс Ханс Андерсен родился 2 апреля в 1805 года в одном из самых старых городов Дании - Оденсе, на острове Фюн. Там он провел свое детство. Семья была небольшая: отец Ханс Кристиан Андерсен - старший - башмачник. Мать Анн-Мари - прачка. И был у них мальчик, худенький, тщедушный, со светлыми глазами.

Отец Андерсена, одаренный и способный человек, был большим книголюбом и мечтателем. Он мечтал учиться в гимназии, в которой учиться ему так и не довелось, о сельской жизни, которой так и не изведал.

Мать Андерсена, крепкая, жизнерадостная, неунывающая женщина, работала с утра до вечера - стирала более богатым гражданам. Но даже эта жизнь, полная лишений, казалось ей прекрасной по сравнению с детством, когда маленькой Анн - Мари приходилось нищенствовать. (33,100)

Маленький Ханс Кристиан побывал в театре, где давали мелодраму "Дева Дуная". Спектакль был далеко не из лучших. Но для мальчика он не прошел бесследно: он навсегда полюбил театр. Андерсен воображал себя героем удивительной пьесы. Отец молчал, чтобы сын учился, но городская школа была недоступна сыну башмачника. Чтобы осуществить свою мечту стать актером Андерсен решает ехать в Копенгаген.

Вторая экспозиция.

Фотография Андерсена в Копенгагене.

Экскурсовод:

Утром 6 сентября 1819 г сын оденсейского башмачника 14-й Ханс Кристиан Андерсен впервые увидел башни Копенгагена. Андерсена не взяли в труппу. Мальчик все же не оставил мечты о театре. Солист балета Дален поставил балет "Армида", где Андерсен получил роль тролля. Тролли - в скандинавском фольклоре сверхестественные существа, часто враждебные людям. В конце спектакля он вместе с другими троллями выбегал из разщелины в скалах. Имя Ханса Кристиана впервые на афише, и он был счастлив. Готовясь в университет, Ханс Кристиан впервые почувствовал себя литератором, так как он мечтал о литературном творчестве. В сентябре 1828 г. Андерсен сдал экзамены и стал студентом Копенгагенского университета. Не успев поступить в университет, Ханс Кристиан создал путевой очерк "Прогулка от Хольменканала к восточной оконечности острова "Амагер"" и водевиль "Любовь на башне св. Николая", который вскоре был поставлен на сцене.

Третья экспозиция.

Иллюстрации к сказкам Х.К. Андерсена.

Экскурсовод:

Андерсен входит в наши дома прежде, чем мы научились читать, - входит легкой, почти неслышной поступью, как прославленный им волшебник, мастер снов и сказок маленький Оле - Лукойе, - тот самый Оле - закрой глазки, который появляется у постели детей по вечерам, без башмачков, в толстых чулках, с двумя зонтиками под мышкой.

Один зонтик у него весь расшит и разрисован волшебными узорами и картинками. Оле раскрывает го над головой детей. Другой зонтик - гладкий, простой, без картинок. Если его раскроют над нами, мы не увидим ночью ничего, кроме темноты.

Андерсен добрее своего маленького Лукойе. Он никогда не оставляет нас в темноте.

Пестрый зонтик, который он раскрывает над нами, - это сказочное небо андерсеновского мира. Чего тут только нет!

Эльфы и тролли народной сказки, Дюймовочка, вышедшая на свет из тюльпана, печальная маленькая русалка и детские салазки, летящие за белыми санями Снежной королевы.

Волшебное царство превращается у Андерсена в живой, понятный, знакомый мир. Чудесное так смело уживается у него с реальным, что мы чувствуем себя как дома и в пещере, где живут ветры, и в подводном саду морской царевны. Но зато дома, в самой обыкновенной комнате, мы встречаемся с чудесами, которые обступают нас со всех сторон. Резной козлоногий человек со старинного шкафа сватается к фарфоровой пастушке, а она вместе со своим другом, игрушечным трубочистом, прячется в печной. Чайники, кастрюли и спички на кухне судачат, спорят о том, кто из них важнее, и рассказывают друг другу сказки.

Чувство меры и правды - вот что отличает Андерсена. У него нет и следа ложной. Лесной царь чистит свою золотую корону толченым грифелем, а для этого нужны грифели первых учеников. Хлопья метели, кружащиеся у ног Снежной королевы, превращаются не в прекрасных лебедей, а просто - напросто в белых кур.

Впрочем, есть в сказках Андерсена и лебеди. Но один из самых прекрасных лебедей появляется перед нами в образе "гадкого утенка", которому приходится пережить столько гонений и бедствий, выслушать столько брюзгливых поучении от благонравной курицы и самодовольного кота.

Можно с полной уверенностью сказать, что в своих волшебных сказках Андерсен рассказал больше и правдивее о реальном мире, чем очень многие писатели.

Правда, старая дама, от которой зависит прием в избранный круг, именуется у Андерсена не баронессой, не госпожой советницей, а всего лишь уткой испанской пароды с красным лоскутком на лапке, но от этого она не перестает быть менее узнаваемой.

Всему праздному, надменному, самодовольному миру Андерсен противопоставляет другой мир - труда, вдохновения, мужества. Маленькая Герда, разыскивающая Кая по всему свету, гадкий утенок и даже игрушечный оловянный солдатик - все это образцы стойкости, твердой воли и нежного сердца. Любимые герои Андерсена - простые и чистые люди.

Иван Калиныч! Я, знаете, сколько сказок насчитал….

Не торопись, голубчик, пусть ребята тоже подумают, посчитают, а потом к полученному числу прибавят единицу.

Почему, Иван Калиныч?

А я им просто еще одну сказку прочитать хочу, свою любимую.

Все мы знаем Андерсена как сказочника - автора сказок "Свинопас", "Снежная королева", " Дюймовочка", " Огниво", " Принцесса на горошине"," Оловянный солдатик", " Дикие лебеди", "Гадкий утенок", " Ромашка", "Соловей" и др.

Ведущий:

Для того, что бы вы почувствовали красоту и волшебство этих сказок, мы предлагаем вашему вниманию инсценирование отрывка из сказки Г.Х. Андерсена "Соловей". Пожалуйста, займите свои места. Итак, мы начинаем!

Что такое? - удивился император. - Соловей? А я ведь и не знаю его! Как? В моем государстве и даже в моем собственном саду живет такая удивительная птица, а я ни разу и не слыхал о ней! Пришлось вычитать о ней из книг!

Оказывается, у нас здесь замечательная птица по имени соловей. Ее считают главной достопримечательностью моего великого государства! - сказал император. - Почему же мне ни разу не доложили о ней?

Я даже и не слыхал о ней! - отвечал первый приближенный. - Она никогда не была представлена ко двору!

Я желаю, чтобы она была здесь и пела передо мною сегодня же вечером! - сказал император. - Весь свет знает, что у меня есть, а сам я не знаю!

И не слыхали о такой птице! - повторил первый приближенный. - Но я разыщу ее!

Легко сказать! А где ее разыщешь?

У всех на языке был один вопрос: что это за соловей, которого знает весь свет, а при дворе ни одна душа не знает.

Наконец на кухне нашли одну бедную девочку, которая сказала:

Господи! Как не знать соловья! Вот уж поет-то! Мне позволено относить по вечерам моей бедной больной матушке остатки от обеда. Живет матушка у самого моря, и вот, когда я иду назад и сажусь отдохнуть в лесу, я каждый раз слышу пение соловья! Слезы так и текут у меня из глаз, а на душе становится так радостно, словно матушка целует меня!.

Кухарочка! - сказал первый приближенный императора. - Я определю тебя на штатскую должность при кухне и выхлопочу тебе позволение посмотреть, как кушает император, если ты сведешь нас к соловью! Он приглашен сегодня вечером ко двору!

И вот все отправились в лес, где обыкновенно распевал соловей; отправилась туда чуть не половина всех придворных. Шли, шли, вдруг замычала корова.

О! - сказали молодые придворные. - Вот он! Какая, однако, сила! И это у такого маленького созданьица! Но мы положительно слышали его раньше!

Это мычит корова! - сказала девочка. - Нам еще далеко до места.

В пруду заквакали лягушки.

Чудесно! - сказал придворный бонза. - Теперь я слышу! Точь-в-точь наши колокольчики в молельне!

Нет, это лягушки! - сказала опять девочка. - Но теперь, я думаю, скоро услышим и его!

И вот запел соловей!

Вот это соловей! - сказала девочка. - Слушайте, слушайте! А вот и он сам! - И она указала пальцем на маленькую серенькую птичку, сидевшую в ветвях.

Неужели! - сказал первый приближенный императора. - Никак не воображал себе его таким! Самая простая наружность! Верно, он потерял все свои краски при виде стольких знатных особ!

Соловушка! - громко закричала девочка. - Наш милостивый император желает послушать тебя!

Очень рад! - ответил соловей и запел так, что просто чудо.

Словно стеклянные колокольчики звенят! - сказал первый приближенный.

Повествователь: Что же случилось дальше спел ли соловей императору вы узнаете, прочитав сказку Х.К. Андерсена "Соловей".

Ведущий: У Х.К. Андерсена была нелегкая жизнь, поэтому он стремился создать в своих произведениях сказочный, романтический мир, полный гармонии и красоты.

Вариант 2.

Путешествие в Андерсландию.

Оборудование: мультимедиа проектор, иллюстрации учащихся по сказкам Андерсена, экран, портрет Андерсена, рисунки предметов из сказки Андерсена, магнитофон с аудиозаписью, таблички.

Ход внеклассного мероприятия:

I. Организационный момент. Беседа.

Добрый день!

Ребята, любите ли вы сказки?

А любите ли вы играть?

Сегодня мы поиграем и вспомним сказки, а заодно проверим, как хорошо вы их знаете.

В сегодняшней игре участвуют 2 команды, учащиеся 5 класса.

Названия команд узнаем сейчас, разгадав их загадки.

Участница 1 команды. Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке её ожидает:

Жаба под утро её украдет,

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем, довольно? Нужна ли подсказка?

Кто это девочка? ("Дюймовочка ")

Участница 2 команды. Налетела злая вьюга,

Герда потеряла друга:

В царство льда умчался Кай.

Герда! Герда! Выручай!

Вьюга кружит вправо, влево

В сказке… (Снежная королева)

Кто автор этих сказок?

А теперь послушайте маленькую биографическую справку. (Её дает заранее подготовленный ученик.)

Ганс-Христиан Андерсен (1805-1875) родился 2 апреля 1805 года в одном из самых старых городов Дании-Оденсе, на острове Фюн. Отец - сапожник, мать - прачка. В 15 лет с несколькими талерами в кармане он отправился в Копенгаген (столицу) искать счастья. Он очень хотел стать актером, добился того, чтобы его прослушала знаменитая артистка. Та хохотала до упада, глядя на него, потому что актера из подростка не могло выйти. Но она была умной и доброй и устроила Андерсена учиться. И Ганс закончил сначала гимназию, а потом университет.

Сразу после окончания университета появляется его первая книга очерков, которая вызвала к нему большой интерес. Когда Андерсену исполнилось 25 лет, к нему пришла слава, только вначале за границей.

В 1855 году, когда Андерсену исполнилось 50 лет, его, наконец, признали и на родине. Он стал почетным гражданином города Оденсе, в его честь устроили иллюминацию, а детям в этот день разрешили не идти в школу.

II. Конкурсы.

Конкурс. Все ли сказки принадлежат перу Андерсена? (Вопросы задаются командам поочередно.) Задание на экране.

1)"Соловей", "Беляночка и Розочка", "Морозно".

)"Золотой гусь", "Снегурочка", "Ослиная шкура", "Огниво".

)"Золушка", "Красная шапочка", "Принцесса на горошине".

)"Горшок каши", "Гадкий утенок".

)"Царевна-лягушка", "Король-дроздобород", "Свинопас".

)"Колобок", "Золушка", "Дикие лебеди".

Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием. А теперь выполним 2 задание.

Конкурс. Угадай сказку. (Задание на экране.)

1) Старая ведьма, три собаки, три сундука. ("Огниво")

) Кровать, двенадцать тюфяков, горошина. ("Принцесса на горошине")

) Король, обманщики, два ткацких станка, новое платье. ("Новый наряд короля")

) Чудесный цветок, колыбелька, две жабы, крот, мышь, ласточка. ("Дюймовочка")

) Старая оловянная ложка, солдатики, бумажная балерина, чертенок из табакерки. ("Стойкий оловянный солдатик")

) Разбитое сердце, маленькая разбойница, принц и принцесса, девочка и мальчик. ("Снежная королева")

Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки Андерсена.

3 конкурс. Герои сказок (задание на табличках)

Разгадайте анаграммы и угадайте героев сказок.

РОЛЬКО - король

ТУКОНЁ - утенок

АССЕЦНИРП - принцесса

БОЙРАЗНИЦА - разбойница.

Молодцы, ребята! И с этим заданием справились.

Сейчас у нас конкурс капитанов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.179 (0.114 с.)