Глава 1. Энергетическая стратегия Китая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Энергетическая стратегия Китая



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Энергетическая стратегия Китая

1.1 Энергосбережение – магистральное направление энергетической стратегии

1.2 Топливно-энергетический баланс

Глава 2. Сотрудничество между Японией и Китаем

2.1 Развитие отношений между двумя странами

2.2 Проблемы в энергетической сфере

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые количественные и качественные характеристики. Основные формы мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире – достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современного общества[1].

На сегодняшний день Азиатско-тихоокеанский регион – самый обширный, экономически мощный и политически значимый район мира, в котором не только декларируются, но и воплощаются на практике различные интеграционные схемы и концепции. Впечатляет как сам набор основных региональных игроков (Россия, США, Канада, Китай, Япония, Австралия, Чили, Мексика, Республика Корея, страны-члены АСЕАН), так и масштабность и многогранность решаемых в АТР задач – от борьбы с международным терроризмом, до ликвидации эпидемии «атипичной пневмонии», от налаживания многостороннего экономического сотрудничества до урегулирования сложных двусторонних территориальных и прочих споров. Несомненный позитив последних трех десятилетий – набирающая вес и силу тенденция к решению региональных проблем на базе коллективных усилий[2].

1. Основой внешней политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе стал лозунг: «Холодная политика – горячая экономика». Параллельно с этим идёт процесс улучшения отношений с приграничными странами, решаются существовавшие до этого территориальные споры.

2. Большая политика все чаще делается в субрегиональных либо региональных проектах. В этом смысле ситуация в регионе АТР – наиболее яркий пример реальной политики как в негативном, к сожалению, так и в позитивном, конструктивном плане.

Внешняя политика Китая в отношении соседних стран постоянно развивалась и на сегодняшний день в ней достигнуты блестящие успехи, признанные международным сообществом.

В японской внешней политике Китаю отводится особое место. Ведь эти страны связывает географическая, историческая и культурная близость, у них есть немало общих интересов. В предшествующее десятилетие двусторонние отношения получили развитие практически во всех областях. Сотрудничество в торгово-экономической сфере, расширяющийся гуманитарный обмен дополнились политическим диалогом. Но тенденция, которая, казалось, могла привести к сближению внешнеполитических позиций двух стран, все же не обрела устойчивого характера. Появились признаки того, что движение навстречу друг другу затормозилось. Между странами сохраняются значительные разногласия и проблемы, не преодолено взаимное недоверие.

Китай быстро наращивал свой экономический и военный потенциал и влияние в регионе, а в Японии осложнилось внутриполитическое положение, вызванное правительственной чехардой. Сложный механизм выработки и принятия внешнеполитических решений в Токио перестал отвечать требованиям времени, утратил эффективность.

К началу ХХI века Япония подошла, не реализовав первоначальные ориентиры японской дипломатии об утверждении лидирующей роли Японии в АТР, не осуществились планы повышения международного статуса страны, не удалось стать членом Совета безопасности ООН. Главная причина неудач – все еще сохраняющаяся зависимость политики Японии от США, тем более что в Вашингтоне склонны рассматривать не Японию, а Китай в качестве азиатской сверхдержавы.

Актуальность данной работы определяется тем, что характерной особенностью современной обстановки в АТР является высокая динамика политических и экономических процессов, формирующих устойчивую тенденцию к преобразованию региона в важнейший центр мировой политики и экономики, сопоставимый с евроатлантическим. Доминантой, определяющей характер ситуации в регионе, является ориентированность большинства государств на широкомасштабные экономические реформы и наличие реальных предпосылок для их осуществления[3]. В этой связи, страны, выпадающие из общерегиональной тенденции стабильного и достаточно быстрого экономического развития, объективно находятся в менее выгодных условиях для полноценного включения в процесс тихоокеанского сотрудничества, в том числе в сфере формирования структур военной безопасности.

Целью данной работы является рассмотрение сложившихся проблем энергетической безопасности в японо-китайских отношениях. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Рассмотреть энергетическую стратегию Китая.

2. Показать особенности развития отношений между Японией и Китаем в связи с проблемами в энергетической области.

В своей работе мы опирались на труды таких исследователей как Е.Ф. Авдокушин, А.В. Сёмин, В.Г. Гельбрас, А. Арин, А.В. Меликсетов, С.Н. Гончаренко, В.П. Лукин, С.М. Рогов, А.С. Федотов, Е.П. Бажанов и многие другие.

Кроме этого были использованы Интернет-ресурсы с сайтов www. iass. msu. ru, www.asiapacific.narod.ru, www. mac. gov. tw,www. tecro. org,www. chi n ataiwan. org,www. state. gov. tw,www. chinadata. ru.

В работе были также использованы некоторые иностранные источники.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В Совместной декларации 1998 г. руководителями Японии и Китая выражена готовность к «партнерству в духе дружбы и сотрудничества» в XХI веке. Однако пока это больше напоминает заявление о намерениях. Как свидетельствует анализ, до сего времени японо-китайский политический диалог не отличался результативностью. Некоторые проблемы остаются неурегулированными со времен восстановления межгосударственных отношений в 1972 г. Одна из них – территориальный спор о принадлежности островов Сэнкаку (Дяоюйдао). С середины 90-х гг. внимание к ним привлечено в связи с якобы имеющимися в районе залежами нефти. Остроту ситуации придало решение Токио в 1996 г. о введении 200-мильной исключительной экономической зоны вокруг Японии, чем закреплялись права Японии на острова. Если в прежние годы больше инцидентов возникало в связи с использованием территории островов, то теперь — прилегающей акватории, где действуют китайские нефтепоисковые и другие суда. С трудом сторонам удается достигать согласия по разграничению рыболовных зон. Не утратила актуальности для японо-китайских отношений и тайваньская проблема. Это можно объяснить, с одной стороны, ужесточением курса Пекина на воссоединение КНР с Тайванем и стремлением получить для этого дипломатическую поддержку от Токио, с другой – расширением обязательств Японии в рамках альянса с США по ведению в чрезвычайной ситуации военных действий в прилегающих к Японии районах. Возможность распространения этих обязательств на Тайваньский пролив встречает резкую негативную реакцию со стороны руководителей КНР.

Каждая из проблем в двусторонних отношениях, будучи непростой, в то же время не является непреодолимой на пути развития отношений в тех областях, где интересы двух стран более всего совпадают. Складывается впечатление, что многие из проблем не разрешены отчасти из-за того, что нужны в качестве средства регулирования темпов развития отношений. Нельзя также не учитывать того, что в условиях внешнеполитической зависимости от Вашингтона Токио ограничен в выстраивании своего курса на китайском направлении политики. На данном этапе в большей степени от Пекина зависит определение той дистанции, которая сохраняется в отношениях между Японией и Китаем.

По результатам исследования, проведенного газетой «Иомиури», за последние годы негативные настроения в отношении друг друга среди населения Японии и Китая даже усилились. Из японцев в ходе опроса 1999 г. отрицательное отношение к Китаю выразили 45,9% (1995-й – 34,9%), положительное – 47,7 (1995-й – 54,6%), а среди китайских респондентов антияпонские настроения были выявлены у 50,4% (1995-й – 37,8%).

Таким образом, политического сближения между двумя партнерами по торгово-экономическому сотрудничеству пока не происходит. И нынешнее положение, как представляется, может сохраняться долго. В обозримом будущем японо-китайские отношения, скорее всего, еще более усложняться, для них останется характерным сочетание сотрудничества с соперничеством.

На пути к политическому сближению Японии и Китая остается не одно препятствие. И такое положение имеет шансы сохраняться долго. До тех пор, пока, как представляется, между двумя странами не будет выработана согласованная модель политического взаимодействия. Этой моделью вряд ли можно считать декларированное сторонами в 1998 г. "партнерство на основе сотрудничества в XXI веке". При этом - в таком взаимодействии должна возникнуть и заинтересованность у Вашингтона. Вероятнее всего японо-китайские отношения останутся достаточно сложными, поскольку строятся на противоречивой основе: в сочетании сотрудничества с соперничеством, при непреодоленном недоверии друг к другу и наличии нерешенных проблем.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Энергетическая стратегия Китая

1.1 Энергосбережение – магистральное направление энергетической стратегии

1.2 Топливно-энергетический баланс

Глава 2. Сотрудничество между Японией и Китаем

2.1 Развитие отношений между двумя странами

2.2 Проблемы в энергетической сфере

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые количественные и качественные характеристики. Основные формы мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире – достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современного общества[1].

На сегодняшний день Азиатско-тихоокеанский регион – самый обширный, экономически мощный и политически значимый район мира, в котором не только декларируются, но и воплощаются на практике различные интеграционные схемы и концепции. Впечатляет как сам набор основных региональных игроков (Россия, США, Канада, Китай, Япония, Австралия, Чили, Мексика, Республика Корея, страны-члены АСЕАН), так и масштабность и многогранность решаемых в АТР задач – от борьбы с международным терроризмом, до ликвидации эпидемии «атипичной пневмонии», от налаживания многостороннего экономического сотрудничества до урегулирования сложных двусторонних территориальных и прочих споров. Несомненный позитив последних трех десятилетий – набирающая вес и силу тенденция к решению региональных проблем на базе коллективных усилий[2].

1. Основой внешней политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе стал лозунг: «Холодная политика – горячая экономика». Параллельно с этим идёт процесс улучшения отношений с приграничными странами, решаются существовавшие до этого территориальные споры.

2. Большая политика все чаще делается в субрегиональных либо региональных проектах. В этом смысле ситуация в регионе АТР – наиболее яркий пример реальной политики как в негативном, к сожалению, так и в позитивном, конструктивном плане.

Внешняя политика Китая в отношении соседних стран постоянно развивалась и на сегодняшний день в ней достигнуты блестящие успехи, признанные международным сообществом.

В японской внешней политике Китаю отводится особое место. Ведь эти страны связывает географическая, историческая и культурная близость, у них есть немало общих интересов. В предшествующее десятилетие двусторонние отношения получили развитие практически во всех областях. Сотрудничество в торгово-экономической сфере, расширяющийся гуманитарный обмен дополнились политическим диалогом. Но тенденция, которая, казалось, могла привести к сближению внешнеполитических позиций двух стран, все же не обрела устойчивого характера. Появились признаки того, что движение навстречу друг другу затормозилось. Между странами сохраняются значительные разногласия и проблемы, не преодолено взаимное недоверие.

Китай быстро наращивал свой экономический и военный потенциал и влияние в регионе, а в Японии осложнилось внутриполитическое положение, вызванное правительственной чехардой. Сложный механизм выработки и принятия внешнеполитических решений в Токио перестал отвечать требованиям времени, утратил эффективность.

К началу ХХI века Япония подошла, не реализовав первоначальные ориентиры японской дипломатии об утверждении лидирующей роли Японии в АТР, не осуществились планы повышения международного статуса страны, не удалось стать членом Совета безопасности ООН. Главная причина неудач – все еще сохраняющаяся зависимость политики Японии от США, тем более что в Вашингтоне склонны рассматривать не Японию, а Китай в качестве азиатской сверхдержавы.

Актуальность данной работы определяется тем, что характерной особенностью современной обстановки в АТР является высокая динамика политических и экономических процессов, формирующих устойчивую тенденцию к преобразованию региона в важнейший центр мировой политики и экономики, сопоставимый с евроатлантическим. Доминантой, определяющей характер ситуации в регионе, является ориентированность большинства государств на широкомасштабные экономические реформы и наличие реальных предпосылок для их осуществления[3]. В этой связи, страны, выпадающие из общерегиональной тенденции стабильного и достаточно быстрого экономического развития, объективно находятся в менее выгодных условиях для полноценного включения в процесс тихоокеанского сотрудничества, в том числе в сфере формирования структур военной безопасности.

Целью данной работы является рассмотрение сложившихся проблем энергетической безопасности в японо-китайских отношениях. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Рассмотреть энергетическую стратегию Китая.

2. Показать особенности развития отношений между Японией и Китаем в связи с проблемами в энергетической области.

В своей работе мы опирались на труды таких исследователей как Е.Ф. Авдокушин, А.В. Сёмин, В.Г. Гельбрас, А. Арин, А.В. Меликсетов, С.Н. Гончаренко, В.П. Лукин, С.М. Рогов, А.С. Федотов, Е.П. Бажанов и многие другие.

Кроме этого были использованы Интернет-ресурсы с сайтов www. iass. msu. ru, www.asiapacific.narod.ru, www. mac. gov. tw,www. tecro. org,www. chi n ataiwan. org,www. state. gov. tw,www. chinadata. ru.

В работе были также использованы некоторые иностранные источники.


Глава 1. Энергетическая стратегия Китая

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.99 (0.03 с.)