Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В.С. Геранина, Н.Г. Сошникова
Специфика развития словесно-логического Мышления у детей дошкольного возраста С нарушенным слухом Проблема развития словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом является одной из наиболее значимых в сурдопсихологии и сурдопедагогике. Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Кроме того, слух дает ребенку возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки. Слух - это больше, чем просто один из органов чувств; слух играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка. Данная тема является достаточно актуальной, поскольку снижение слуха влечет за собой не только задержку речевого развития детей и обуславливает происхождение дефектов произношения, но и оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха. При этом из всех видов мышления у данной категории детей наибольшим образом оказывается нарушенным именно словесно-логическое мышление. Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать жизненно необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Основной задачей сурдопсихологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых могут быть преодолены недостатки слуха, получено достаточное образование, обеспечено участие в трудовой деятельности. Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций, формирующихся и функционирующих на базе языковых средств. В связи с этим большое значение приобретает вопрос о соотношении в развитии мышления и речи. Словесно-логическое мышление обнаруживается, прежде всего, в протекании самого мыслительного процесса. В отличие от практического мышления логическое осуществляется только словесным путем. Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия. Он должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разные и различать сходные предметы и все это выполнять лишь посредством умственных действий [3].
В развитии речи можно наблюдать доинтеллектуальную стадию. На первом и втором годах жизни речь – это средство социального взаимодействия. В развитии мышления выделяют доречевую стадию: сначала ребенок овладевает действиями с предметами, а через них – общественными значениями, заключенными в этих предметах. В возрасте около двух лет слышащий ребенок делает величайшее открытие в своей жизни: каждый предмет имеет свое название, т.е. открывает символическую функцию речи. С этого момента развитие мышления и речи пересекаются, мышление становится речевым, а речь – интеллектуальной [2]. Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться еще в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи. Другое явление, относящееся к детям данного возраста – нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов – свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т.е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой. Большие трудности испытывают дети с нарушениями слуха при решении многих задач, сформулированных словесно, при оперировании понятиями, выражающими разностное и кратное сравнение величин («больше на...», «меньше на...», «во сколько раз...), при понимании взаимообратных отношений между величинами, в переходе от текста задачи к наглядному представлению ее содержания, в выделении в наглядной ситуации определенных отношений. Особые затруднения возникают при логической переработке текста, необходимости сделать умозаключение по содержанию текста, которое предполагает сопоставление словесно сформулированных суждений, совершение анализа и синтеза сведений, предъявленных в словесной форме.
Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом проходит как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения. В процессе воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха осуществляется их разностороннее развитие. Важность правильно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают многие психологи и педагоги и, в частности, Л.С. Выготский, который особо акцентировал внимание на умственном развитии в процессе обучения: «…правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными» [2]. Мы провели исследование, которое осуществлялось посредством диагностических методикС.Я. Рубинштейна «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах», Н.А. Бернштейн «Последовательность событий»[1]. В соответствии с представленными методиками у испытуемых выделяются три уровня развития словесно-логического мышления: высокий, средний и низкий. В нашем исследовании приняли участие испытуемые - 15 детей дошкольного возраста с диагнозом «нейросенсорная тугоухость IV степени». По итогам экспериментального исследования мы получили следующий результат. Среди детей экспериментальной группы высокий уровень развития словесно-логического мышления не показал никто (0%); средний уровень развития словесно-логического мышления - у 3 дошкольников (30%); низкий уровень развития словесно-логического мышления отмечен у 12 дошкольников (70%). Высокий уровень развития словесно-логического мышления - это умение владеть логикой понятий, соотносить последовательность событий, уметь отвечать на вопросы полным ответом, использовать «слова-заменители», грамматически правильно выстраивать предложения, выполнять инструкции педагога. Ни один ребенок экспериментальной группы не обладал такими умениями. Дети, показавшие средний уровень развития словесно-логического мышления, как правило, справлялись с заданием с помощью педагога, на вопросы старались отвечать полными предложениями, однако пересказ текст вызывал у них затруднения, дети не умели соблюдать логическую цепочку последовательности, пересказывали с помощью наводящих вопросов взрослого. Дошкольники, продемонстрировавшие низкий уровень развития словесно-логического мышления, не понимали инструкцию педагога; на вопросы, заданные педагогом, отвечали односложными предложениями, с помощью наводящих вопросов. Значение многих слов не понимали, пересказ текста сводился к минимуму, как правило, это беспорядочное называние слов, которые ребенок запомнил после прослушивания текста. Следовательно, мы можем подтвердить, что нарушение слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций - к недоразвитию речи, к замедлению развития мышления, памяти, воображения и других психических процессов. Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях - наблюдается несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления, письменная речь превалирует над устной.
Подводя итоги экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что с детьми дошкольного возраста с нарушенным слухом необходимо проведение специально организованной коррекционной работы. Коррекционной работа должна быть направлена не только на развитие словесно-логического мышления и познавательной сферы в целом, но и развивать в целом личность ребенка, тем самым способствуя его адаптации в социуме. Важность такого целостного и комплексно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают многие психологи и педагоги. Таким образом, в практической деятельности педагога, работающего с глухими и слабослышащими детьми, выделяется ряд задач, решение которых будет обеспечивать развитие словесно-логического мышления: - организация слухоречевой среды, которая предполагает постоянное речевое общение с ребенком при условии использования слуховых аппаратов; - развитие слухового восприятия (проведение упражнений на различение речи и неречевых звуков в процессе всех видов деятельности ребенка и на специально организованных занятиях); - усвоение определенного объема знаний об окружающих предметах, природе, о человеке и его жизни в обществе; - развитие способностей к самостоятельному познанию (умение принимать и понимать умственные задачи, выбирать способы их решения, планировать свою деятельность, оценивать результаты); - организация целенаправленной работы по обучению детей с нарушенным слухом основным приемам мыслительных операций. Все задачи должны осуществляться в процессе игры, специального обучения и труда. Занятия должны проводиться с широким использованием наглядных пособий, натуральных предметов. Необходимо организовывать экскурсии, просмотры диафильмов, кинофильмов с последующим их обсуждением. Программой предусмотрено проведение занятий по развитию речи, на которых дети закрепляют словарь. При проведении специальной коррекционной работы важно учитывать индивидуальные особенности развития наглядно-образного мышления, так как именно от него зависит переход на стадию полноценного словесно-логического мышления детей данной категории. Диагностика и своевременная коррекция мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом будет способствовать более успешному развитию приемов логического мышления (сравнение, обобщение, классификация, анализ). Целенаправленная коррекционная работа по развитию словесно-логического мышления позволяет более успешно подготовить ребенка с нарушенным слухом к процессу школьного обучения и более успешному познанию окружающего мира. Список литературы 1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология / Т. Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – С. 61-64. 2. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 110-183. 3. Тимохин, В. П.Сурдопедагогика / В. П. Тимохин. – М.: Просвещение, 2008. – 641 с.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.82.163 (0.01 с.) |