Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения, состоящий из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его возможностям. На протяжение первых семи лет жизни ребенок из беспомощного существа, полностью зависящего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, превращается в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоинства, переживающего богатый спектр эмоциональных процессов, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе. К 6 годам у ребенка впервые появляются представления о себе как о члене общества, осознание своей индивидуальной значимости. Данные преобразования в психике ребенка приводят к смене главных противоречий психического развития. На первое место выдвигается несоответствие между старым "дошкольным" образом жизни и новыми возможностями детей, уже опередившими его. К 7 годам меняется социальная ситуация развития, характеризующая переход к младшему школьному возрасту. Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельности (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Специфически "дошкольные" виды деятельности теряют для него свою привлекательность. Ребенок осознает себя дошкольником и хочет стать школьником. Л.И. Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника. Вопросы мотивационной готовности освещались в трудах Л.И. Божович, Л.А. Венгера, В.Г. Каменской, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. Учебная деятельность детей побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Совокупность сформированных мотивов познания и достижения говорит о сформированности учебной мотивации. Дефект зрения, затрудняя чувственное познание, вызывает особенности формирования познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сферы ребенка, что в целом снижает уровень готовности к обучению в школе данной категории детей, в том числе и мотивационной. Следовательно, необходимо проведение коррекционной работы по формированию данной готовности у детей с нарушениями зрения.
В нашем исследовании была использована диагностическая методика ДУМ (Н.Н Мельникова, Д.М. Полев), цель которой – определение структуры мотивации и устойчивости мотивов участников эксперимента. Критерием сформированности мотивационной готовности являлось выявление в качестве ведущих – мотива познания и мотива достижения, а также наличие их устойчивости не ниже среднего уровня. В контрольном эксперименте участвовали 3 ребенка старшего дошкольного возраста. Анализ состояния зрения показал, что все дети имели остроту зрения в пределах от 0,5 до 0,7. Из зрительных заболеваний преобладала гиперметропия, в некоторых случаях осложненная астигматизмом или амблиопией. Были получены следующие результаты. Двое участников выбрали в качестве ведущего мотив достижения. Само по себе наличие данного мотива не обеспечивает успешности обучения. Потребность быть лучшим может реализоваться в различных сферах и во многом зависит от других мотивов, которые также значимы для ребенка. Один ребенок в качестве ведущего выбрал мотив общения. У двоих детей выявлен низкий уровень устойчивости мотивов, и лишь у одного ребенка – средний уровень. Все это свидетельствует о недостаточной сформированности мотивационной готовности участников эксперимента. По результатам исследования нами были выделены несколько направлений коррекционной работы по формированию мотивационной готовности старших дошкольников с нарушением зрения. В первом направлении реализация содержания работы была представлена нами в виде экскурсий в школу, в школьную библиотеку, в школьный класс, знакомство с учительницей и школьниками, обсуждение полученной информации. Второе направление коррекционной работы было направлено на формирование мотива познанияу детей с нарушениями зрения. Были подобраны игры, упражнения, задания, направленные на повышение познавательной активности детей. Третье направление коррекционной работы по формированию мотива достижения включало в себя все виды деятельности ребенка, которые позволяли оценить результаты работы детей.
После проведения коррекционных занятий у двоих детей стал преобладать мотив познания, у одного ребенка – мотив достижения. Преобладание мотива познания говорит о том, что дети стремятся к получению новых знаний, заинтересованы в учебном процессе. Один ребенок в качестве ведущего выбрал мотив достижения. В норме, в течение первого года обучения у успешных детей происходит постепенная переориентация с мотивации достижения на познавательную, при сохранении потребности в достижении в качестве вспомогательной. По результатам исследования у всех троих детей выявлен средний уровень устойчивости мотивов. Все это свидетельствует о хороших тенденциях в развитии мотивационной готовности, что доказывает значимость данной работы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.195.198 (0.007 с.) |