Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности наглядно-образного мышления младших школьников с нарушением интеллекта
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущения и восприятия (цвет, звук, форма и др.), а также такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно, т.е. посредством мышления. Благодаря этому процессу человек может выделить наиболее существенные признаки предмета, познать этот предмет [1]. В классической психолого-педагогической литературе отмечается, что отличительной особенностью деятельности детей с нарушением интеллекта является, прежде всего, нарушение его познавательной деятельности, связанное с неполноценностью чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельностью. Недостатки речевого развития затрудняют им выявить существенные признаки предмета и установить связи между ними. Особенно нарушения ярко выражены в операциях обобщения и опосредованного познания [2; 4]. Значительное количество исследователей в области олигофренопсихологии (А.А Люблинская, Ю.Т. Матасов, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф и др.) отмечают, что необходимо заниматься изучением особенностей мыслительных операций у учащихся коррекционных школ. Только прочное знание этих особенностей и детальное понимание их механизмов станет основой для выстраивания эффективной коррекции недостатков мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе их развития [1; 2; 4]. Целенаправленные занятия по формированию мышления приучают ребенка (как с нормальным умственным развитием, так и с нарушением интеллекта) ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей [1]. Поэтому данная тема очень актуальна. Целью начального этапа исследования было теоретическое изучение и характеристика особенностей наглядно-образного мышления младших школьников с нарушением интеллекта. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме, была определена теоретическая база исследования – учение С.Л. Рубинштейна о мышлении как основе психической деятельности человека. По мнению автора «мышление лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков; без него невозможно понять основы формирования сознания, подсознания» [3].
Более детальный анализ структуры мышления позволил выделить основные его операции, это: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация, систематизация. Все эти операции мышления не существуют изолированно друг от друга, они неотделимы одна от другой. Но та или иная операция мышления может преобладать над другими в данный конкретный момент времени, в зависимости от вида интеллектуальной деятельности, осуществляемой субъектом. Следует так же отметить, что мышление во всех его формах очень важно для любой стадии онтогенеза, однако особо значимую роль играет оно в начале жизни ребенка [1]. Поэтому изучение мышления детей – всегда актуальная проблема психолого-педагогической науки. Данная проблема еще больше актуализируется, когда речь идет о детях с нарушением интеллекта. Дети с нарушением интеллекта (особенно легкой степени) в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия и осмысления этого мира малоактивен. Ребёнок с нарушением интеллекта не может самостоятельно получить какие-либо сведения об окружающем мире, его наблюдения преимущественно поверхностны, во многом этому препятствует нарушение наглядно-образного мышления [2]. Для подтверждения данных положений на практике было проведено собственное исследование, которое было организовано на базе СКОУ VIII вида №7 г. Челябинска. В эксперименте приняли участие младшие школьники с нарушением интеллекта в количестве 20 человек. Все обследованные имеют диагноз F70. Цель экспериментальной работы – выявление состояния наглядно-образного мышления младших школьников с нарушением интеллекта. Для этого были исследованы основные операции мышления, наиболее активно задействованные в учебном процессе: способность к систематизации в мышлении, способности анализировать и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями на наглядном материале, умение обобщать и выделять в предмете существенные признаки. После определения уровня сформированности отдельных операций, был выявлен общий уровень развития наглядно-образного мышления (через суммирования результатов отдельных методик).
Для достижения выше обозначенной цели был использован комплекс диагностических методик: «Методика цветных прогрессивных матриц Дж. Равена», «Четвертый – лишний», «Сюжетные картинки». Данные методики в ходе предъявления учащимся были методически адаптированы к возможностям детей [2; 4]. Анализ полученных результатов показывает, что подавляющее большинство обследованных детей имеют низкий уровень развития наглядно-образного мышления. Это касается как отдельных операций, так и всего процесса мышления. Учащиеся затруднялись не только назвать критерий исключения четвертого лишнего, но и выявить сам лишний предмет. В серии сюжетных картинок смысловой сюжет также «раскрывался не всегда», имели место перестановки смысловых этапов в нелогическую последовательность. Результаты данного исследования в целом согласуются с результатами исследования классиков олигофренопсихологии [4]. С.Я. Рубинштейн называл эти характеристики мышления детей изучаемой категории тугоподвижностью, которая проявляется в трудностях актуализации и привлечения знаний. Проведённое обследование позволило выявить довольно низкий уровень сформированности наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта. Полученные в ходе данного исследования результаты свидетельствуют о том, что с младшими школьниками СКОУ VIII вида следует проводить специально организованную целенаправленную коррекционную работу по развитию всех операций наглядно-образного мышления. Список литературы 1. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский: Собр. соч. в 6 т. – Т. 2. – М., 1982. – 361 с. 2. Матасов, Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / Ю. Т. Матасов. – Л., 1986. – 73 с. 3. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – М., 1958. – 142 с. 4. Рубинштейн, С. Я. психология умственно отсталого школьника [Текст] / С. Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1979. – 163 с.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.195.198 (0.008 с.) |