Игровые методы в работе с конфликтами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игровые методы в работе с конфликтами.



Игра – один из видов активности человека и животных. Игра появляется на определенной ступени эволюции животного мира как форма жизнедеятельности молодых животных. Нас будет интересовать игровая активность человека. По определению А.Н. Леонтьева, игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени развития. Ведется также речь об играх, организуемых взрослыми в различных целях: обучение и тренинги, психотерапия, развлечение и досуг и т.д. Специальное исследование игры животных и человека впервые провел немецкий ученый К. Гросс, который отмечал упражняющую функцию игры. Именно эта функция игры, а также ряд других функций обусловливают ее широкое применение в рамках работы по управлению конфликтами.

Игра – произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. В самом общем виде она понимается как «всякая деятельность, связанная с условностями».

Й. Хейзинга отмечает, что «всякая игра есть прежде всего и в первую очередь свободная деятельность».

Эрик Берн, рассматривая игру как способ структурирования времени, определяет ее следующим образом. Это «серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох». Основными характеристиками игры по Э. Берну являются: 1) скрытые мотивы; 2) наличие выигрыша. Как отмечает автор, игра совсем не обязательно предполагает удовольствие, веселье. Многие игры весьма серьезны и их игроков нельзя обвинить в отсутствии серьезного отношения к игре. «Наиболее зловещей игрой является, конечно, война».

Остановимся немного подробнее на характеристиках игры и условиях, в которые она помещает своих участников.

§ Игра погружает человека в условное пространство «как будто». Это условный мир, в котором грань между правильным и неправильным стирается. Человек получает большую свободу для экспериментирования. Игра своей необычностью и спонтанностью позволяет освободиться от шаблонов, выйти за пределы стереотипных моделей поведения, осуществлять поиск нестандартных решений. Это способ развития креативности, творческого потенциала.

§ Это способ опробовать новые модели поведения, приобрести новый опыт.

§ Игра снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, боязнь ошибиться. Человек чувствует себя в безопасности в игре, где цена ошибки невелика и где возможно то, что невозможно или что пугает в реальной жизни.

§ Игра повышает самооценку участников, позволяет поверить в себя в различных ситуациях, снимая опасность социально значимых последствий.

§ Это возможность самопознания, открытия в себе нового, определения своих сильных и слабых сторон, своего личностного потенциала и перспектив развития.

§ Это возможность самовыражения. Использование невербальных средств позволяет передать то, что неподвластно простой вербализации. Это особенно актуально для работы с детьми, еще не в полной мере владеющими речевыми навыками.

§ Игра – это способ установления контакта между ее участниками. Игра создает доброжелательную и непринужденную обстановку, чувство психологического комфорта, атмосферу группового сотрудничества, учит преодолевать психологические барьеры в общении, устраняет замкнутость. Игра позволяет разрядить напряжение, повышает сплоченность группы (если имеет место в группе), создает атмосферу взаимного доверия, понимания, объединяет своих участников сюжетом, целью, алгоритмом.

§ Игра непосредственна, чем вызывает к себе интерес и обусловливает активность и вовлеченность участников в происходящее. Формирует позитивное отношение к обучению и будущей деятельности, которая моделируется в игре.

Хотя игра не есть реальная действительность, она все равно является (пусть не единственным), но важным источником нового опыта, новых знаний, умений, навыков, способствует развитию творческого потенциала, позволяет овладеть средствами критического рефлексивного анализа и тренирует способность самостоятельно решать поставленные задачи.

Перечисленные особенности игры наделяют ее большим потенциалом в отношении диагностики, профилактики, проработки внутренних и внешних конфликтов, а также обучения навыкам конструктивного поведения и принятия решений в конфликтной ситуации, повышения конфликтной и общей коммуникативной компетентности и т.д.

Структура игры:

§ задачи;

§ игровые правила;

§ игровая ситуация;

§ сюжет;

§ игровые действия;

§ результат игры.

Функции игры (одна и та же игра выступает в нескольких функциях):

1. обучающая функция – развитие умений и навыков, творческого потенциала, развитие памяти, внимания, восприятия и т.д.;

2. развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы;

3. коммуникативная функция – объединение участников, установление эмоциональных контактов;

4. релаксационная функция – снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

5. психологическая функция – перестройка психики для усвоения больших объемов информации, формирование навыков саморегуляции;

6. развивающая функция – личностный рост, активизации резервных возможностей личности;

7. воспитательная функция – психологический тренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

Классификация игр. Мир игры очень разнообразен и богат. Игры могут быть самыми разными и по форме и по содержанию. Это игры животных и игры людей, игры детей и игры взрослых, игры-развлечения и учебные игры, спортивные, интеллектуальные, психотехнические, оздоровительные, супружеские, сексуальные, игры преступного мира и т.д.

Платов В.Я. ведет речь о практике игрового имитационного моделирования и выделяет следующие виды игры:

§ анализ конкретных ситуаций;

§ ролевые игры;

§ имитационные игры;

§ организационно-деятельностные игры;

§ деловые игры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.111.30 (0.006 с.)