В. Инструментальное кондиционирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Инструментальное кондиционирование



Простым навыкам обучаются по законам инструментального кондиционирования.
Если мы занимаемся обучением (облаивание, отпуск и т.д.), мы должны использовать эти законы.

Они говорят:
1. Подкрепление = подтверждение приводят к тому, что сначала случайное, спонтанное или подстроенное поведение проявляется намного чаще, т.е. заучивается.
2. Не подкрепленные типы поведения с течением времени проявляются все реже и наконец
исчезают.

Эти законы обучения были разработаны американским психологом Торндайком. Он запирал в клетке голодную кошку и наполнял ее миску вкусной едой так, чтобы кошка могла видеть и нюхать еду, но не могла достать.
Кошка неспокойно бегала туда-сюда, высматривала миску. Она пробовала просунуть голову между прутьями, не получалось. Она пробовала достать еду лапой, это тоже не вышло. Из-за разочарования и злости она била когтями в стенку клетки. Но голод оставался. И так кошка двигалась по клетке туда-сюда, пока она случайно не наступила на рычаг. Посредством веревочного соединения дверка клетки открылась. Дорога к миске вдруг освободилась. Чем чаще Торндайк сажал ту же кошку в свою “проблемную клетку”, тем меньше времени ей требовалось, чтобы нажать механизм. В конце концов она целеустремленно шла и сильно
наступала лапой на рычаг.

Как раз по этому закону собака может научиться облаиванию. Добычный инстинкт собаки раздражается и собака получает добычу как подкрепление тогда, когда залает.Чтобы успешно применять этот закон обучения, мы должны знать, что собака как подкрепление всегда воспринимает достижение инстинктивной цели.

Напрашиваются следующие функциональные круги, чтобы подкрепить собаку достижением инстинктивной цели:

1. добычное поведение
2. пищевой инстинкт
3. сексуальное поведение, материнский инстинкт
4. социальное поведение и поведение ухода за телом (стайный инстинкт)
5. поведение избегания
6. оборонительное и агрессивное поведение

Несколько примеров к этому:
Если мы хотим научить собаку лаять на палочку, то с помощью палочки мы раздражаем добычный инстинкт собаки и так долго блокируем конечное действие, пока собака не покажет облаивание. После этого собака может выполнить инстинктивную цель: схватить, потрясти и унести. Это конечное действие усиливает ее поведение, и в таких же ситуациях она будет показывать облаивание все быстрее и настойчивее.

Предпосылкой для этого вида обучения является, как уже сказано, аппетенция добычи и ключевой раздражитель.
Чем сильнее мотивация, т.е. чем интенсивнее аппетенция и чем более раздражающий ключевой раздражитель, тем быстрее собака обучается.
Обучение через удовлетворение инстинкта в функциональном круге питания уже практиковали все те, кто работал “мясные следа” или давал собаке корм за то, что она принесла апорт и т.д.
Но многие при этом используют этот закон обучения неправильным образом и слишком рано убирают подкрепление или не заботятся о том, чтобы достаточно долго продержать собаку голодной для необходимой аппетенции.

Насколько сильно может мотивировать сексуальный инстинкт, знают все те, кто уже наблюдал, с какой изощренностью кобели добиваются того, чтобы попасть к текущей суке.
Обучение через удовлетворение инстинкта в функциональном круге социального поведения и поведения ухода за телом также часто практикуется.
Если собака показывает желаемый тип поведения, ее хвалят и гладят, что представляет для нее в этом функциональном круге удовлетворение инстинкта.

И здесь может быть совершена “ошибка”, когда аппетенция удерживается на низком уровне, т.к.собака постоянно поглаживается и хвалится, и больше уже не радуется похвале.
У некоторых собак однако уже настолько испорченные отношения со своими проводниками, что они не чувствуют от него подкрепление при таком поведении.
Я сам часто замечал, что моя собака намного быстрее подходит ко мне на апортировке, если до этого она попадала в “немилость”.
Тогда он спешит, чтобы как можно быстрее снова создать “хорошую погоду” и получить свое “хорошо”.

Поведение избегания только потому является наиболее часто используемой мотивацией,чтобы научить собаку, например, упражнениям послушания, что оно постоянно может быть активизировано.

Еще Конрад Мост очень хорошо описал, как именно нужно пользоваться принуждением.Собаку принуждают так долго, пока она не покажет желаемого поведения, после этого она получает инстинктивное удовлетворение в функциональном круге поведения избегания.
Но, к сожалению, при этом по закону классического кондиционирования чаще всего проводник,или ситуация, или также местность становятся включающим раздражителем для страха перед принуждением, и в связи с этим нарабатывается хроническая неудовлетворенность в учебной ситуации (= нежелание работать).

Несмотря на это я считаю, что собака не обучена надежно упражнению, если хотя бы один раз не использовалось поведение избегания как подкрепление, т.е. это значит, что нет обучения без принуждения.
Искусный дрессировщик однако умеет правильно дозировать принуждение и целенаправленно его применять.
Оборонительное и агрессивное поведение также могут представлять мотивацию для обучения.
Выше я уже объяснял, что боевые успехи действуют стимулирующе, и некоторые исследователи поведения исходят из обучающей теоретической модели агрессии, по которой агрессии учатся на успехе, т.е. через подкрепление.

Итак, у нас есть множество возможностей, чтобы мотивировать собаку к нужному поведению. Например, собаку можно учить апортировке с использованием функциональных кругов добычного поведения, поведения приема пищи, социального поведения и поведения ухода или поведения избегания (апортировка на принуждении).

При этом важно только, чтобы дрессировщик использовал правильную аппетенцию, правильный ключевой раздражитель и правильную инстинктивную цель как подкрепление. Вопрос, какой из методов является правильным, практически не разрешим, нужно смотреть, на что собака будет лучше реагировать.

То же относится и к вопросу, какой из методов обучения следовой работе является лучшим.Если здесь мы вспомним феномен суммирования раздражителей, то мы неизбежно придем к выводу, что нужно использовать одновременно многие мотивации и подкрепления.

Я думаю, что тот, кто задумается над этими строками, сможет выработать новые стратегии в обучении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.76.213 (0.008 с.)