Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принимая во внимание темперамент
В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы - холериком, и наконец, в исполнении раз принятых решений - флегматиком. В. Вундт Не существует «хороших» и «плохих» темпераментов, а есть лишь врожденная специфика, с которой надо считаться. Темперамент отражает жизненный темп человека, проявляющийся во всем: в походке, в жестикуляции, в скорости речи, в динамике принимаемых решений. Продуктивность работы человека также тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность, реактивность сангвиника может принести выгоды, если работа требует от него смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Представление, что люди инертные — флегматики — не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается стойкое предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка, а некоторую замедленность, несвоевременность своих реакций они восполняют более тщательным планированием своих действий и педантичным контролем. Они предпочитают упражнения и операции, включающие статические позы, медленные и плавные движения, добиваясь в них наибольших успехов. Как установлено, люди, отличающиеся слабой нервной системой, — меланхолики — сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем представители других типов темперамента. Они меньше устают и раздражаются от их однообразия и повторения. У таких людей максимум мотивации проявляется в задачах с большей надеждой на успех. Люди с более сильной нервной системой и высокой реактивностью — сангвиники и холерики — проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приемов [47]. Регламентация приводит их к быстрому утомлению, и поэтому они предпочитают выполнять действия, которые можно произвольно прервать, а также стремятся к чередованию неоднородных действий. Изменение способов работы, создавая оптимальные условия для функционирования их нервной системы, предохраняя ее от перегрузки, позволяет этим людям работать эффективно длительное время без перерыва и с малым числом совершаемых ошибок. Флегматики и меланхолики, напротив, в условиях строгой регламентации обнаруживают большую сопротивляемость и продуктивность, чем холерики и сангвиники. Отсюда понятно, что рабочие инструкции желательно формулировать для людей с разным темпераментом по-разному. Для одних предпочтительнее инструкции подробные, детальные, для других — обобщенные и содержащие минимальное число вспомогательных указаний.
Максимум мотивации зависит от темперамента. Сангвиники не только стремятся к решению задач выше среднего уровня трудности, но и могут с ними успешно справляться (не всегда, но берутся!). В целом меланхолики и флегматики характеризуются большим соответствием уровня притязаний уровню реально выполняемых ими задач, т. е. их притязания реалистичнее, чем у сангвиников и холериков с их нереалистическим (завышенным или заниженным) уровнем притязаний. В нормальных условиях темперамент проявляется только в особенностях индивидуального стиля деятельности, не определяя ее результативности. В экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность усиливается, так как заученные и предварительно усвоенные формы поведения становятся неэффективными и требуется дополнительная мобилизация организма для того, чтобы справиться с неожиданными или сверхсильными воздействиями, — а этот запас и скорость его мобилизации зависят от темперамента. Неудивительно, что все ведут себя при этом по-разному, и к этому надо быть готовым. В провоцирующей ситуации холерик реагирует непосредственно вслед за раздражителем. Он мобилизуется мгновенно и дает вспышку в виде аффекта, гнева даже при однократном травмирующем воздействии. У флегматика же даже в экстремальной ситуации неизбежен процесс накопления раздражения, суммарный результат должен преодолеть значительное торможение, прежде чем начнется разряд. Поэтому вспышка может быть существенно отодвинута от провокации. Общаясь в экстремальных условиях, меланхолики и флегматики эту задержку еще увеличивают и тем самым еще больше запаздывают с ответом на реплику или поступок партнера. Тогда ответ на первое обращение может последовать после второй или даже третьей реплики, что затрудняет общение, порождает взаимное непонимание — первые реплики по непонятным для собеседника причинам остались без ответа.
Поскольку частая мобилизация истощает организм, человек неосознанно стремится к таким ситуациям, которые не требуют от него предельных усилий. Для низкореактивных людей (флегматиков и меланхоликов) характерно предпочтение ситуаций, требующих от них меньших физиологических затрат, т. е. более комфортных и по психологическим, и по физиологическим критериям. Для высокореактивных людей (сангвиников и холериков) оптимальная стратегия — снижение возбуждения за счет избегания чрезмерной стимуляции, что проявляется в выборе ими соответствующей формы деятельности — профессиональной, спортивной и т. д. Например, среди альпинистов и планеристов, чьи спортивные действия связаны с большим риском, численно преобладают холерики и сангвиники. Вместе с тем, среди выбравших профессию с высокой эмоциональной нагрузкой (адвокаты) наблюдается значительное преобладание низкореактивного темперамента, тогда как среди людей, деятельность которых не связана с каким-либо социальным риском (библиотекари), численно доминируют люди высокореактивные. В наш компьютерный век важно, что люди разных темпераментов могут работать с ЭВМ в оптимальном для себя темпе, Меланхолики и флегматики не должны опасаться обнаружить медлительность и получить отрицательную оценку со стороны других студентов или преподавателя. Холерики не должны остерегаться своей поспешности, так кок обычно холерик отвечает очень быстро и не очень обдуманно. Нередко он дает правильный ответ после многих уточнений — думает вслух. Преподаватель может не дождаться его и выгнать студента, компьютер — дождется, не раздражаясь. Меланхолик может очень долго молчать, собираясь с мыслями, — машина опять-таки подождет. Все это сохраняет психологический комфорт студентов. Состояние неопределенности больше всего угнетает холериков и меланхоликов. Легко переносят неопределенность флегматики, но они плохо переключаются (мало отвлекаемы), Долго привыкают к новой обстановке, что может (с точки зрения других) выглядеть как равнодушие к окружающим. Флегматикам полезно поручать оказывать поддержку другим и хвалить их за это. Стиль общения должен быть соотнесен с темпераментом собеседника: с холериками и меланхоликами предпочтительнее индивидуальная беседа и косвенные виды предъявления требований — совет, намек и т. п. Публичное порицание, да еще резким тоном у холерика вызывают взрыв, а у меланхолика глубокую и длительную обиду, при этом нарастает подавленность и неуверенность в себе. С флегматиком нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требований — надо ему дать для этого некоторое время. Сангвиник лучше воспринимает замечания в виде шутки. В учебной группе холерику нельзя давать ни минуты покоя, иначе он свою бурную и неуемную активность распространит на вас или коллектив и взорвет равновесие в аудитории. Сангвинику нужно доверять, но, по возможности, чаще проверять. Он человек милейший, готов все вам пообещать, но вполне может и не сделать обещанное. Флегматика вредно торопить. Он психически не переносит дефицита времени. В работе с меланхоликом надо помнить о его чувствительности и ранимости.
Для оптимизации обучения полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, но при этом недопустимы резкость, несдержанность, так как они могут вызвать взрывную отрицательную ответную реакцию. В то же время любой его проступок должен быть требовательно и справедливо осужден. По отношению к холерику допустимо применять отрицательную оценку в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, которые требовали бы от него сосредоточенности и напряжения, необходимо постоянно включать его в активную деятельность и как можно чаще поощрять его усилия. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Ему нужны задания на длительный период, его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость и грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, желательно поговорить с ним наедине. К нему нужно проявить индивидуально подчеркнутое внимание, вовремя похвалить за малейшие проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Для некоторых личностей ситуация экзаменов может оказаться стрессовой. Так, при ответе на экзамене флегматик реагирует на вопрос замедленно, и может возникнуть впечатление, что он не знает материала, поэтому к нему нужно проявлять особое терпение. Излишняя поспешность сангвиника или неоправданная порывистость холерика в этой ситуации могут приводить их к недостаточно обдуманным ответам. Здесь желательно многократно уточнять, что именно они хотели сказать. Меланхолик — самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно терпеливым, мягким и доброжелательным. Таким образом, от темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях психических процессов, влияя на прочность запоминания и скорость вспоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.
Итак, мы рассмотрели некоторые проблемы, связанные с обучением взрослых. Наш анализ опирался, главным образом, на многолетний опыт чтения одним из авторов курса педагогической психологии на факультете повышения квалификации преподавателей Санкт-Петербургского университета. Для создания и поддержания обратной связи со слушателями вот уже 20 лет чтение курса заканчивается опросом. Среди непременных вопросов, повторявшихся каждый раз, был такой: «Какие проблемы из тех, что вы считаете актуальными и для личной жизни, и для профессиональной деятельности, из тех, что вас тревожат, не были затронуты в курсе?» Из года в год нарастало число пожеланий включить в материалы курса вопросы национальной психологии. Стремясь уточнить болевые точки внутри этой проблемы, мы провели несколько вариантов анкетирования респондентов разных групп: студентов, аспирантов, преподавателей вузов, школьных учителей. Всего было обработано около двух тысяч анкет. Анализ полученных материалов не только подтвердил острую необходимость психологической информации по национальным конфликтам, но и высветил нарастающую внутреннюю напряженность в связи с рядом насущных проблем, таких как ситуации с беженцами, трудности межнациональных браков, педагогическая работа в многонациональных коллективах, совместное проживание в общежитии представителей разных этнических групп. Эти и другие факты подтолкнули нас к рассмотрению не только отдельных механизмов национального общения, но и особенностей преодоления специфических барьеров. Эти вопросы будут представлены в следующей главе.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.43.115 (0.01 с.) |