Семинар 6. Понятие о психике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 6. Понятие о психике



Вопросы для обсуждения

1. Феномен психики в науке.

2. Структурная организация психики человека.

3. Содержательные характеристики проявления психики человека.

4. Основные функции психики человека.

5. Особенности развития психики человека в онтогенезе.

Конспектирование научных работ

1. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2-х т. Т. 1. Психика и жизнь. – СПб., 1999. – С. 175-182 (Психика и жизнь как выражение запасной энергии. Биомолекула как основа живого вещества).

2. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М., 2002. – С. 36-48 (Объективная необходимость психики).

3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. – М., 2005. – С. 37-61 (Общая структура психики).

 

Задачи и упражнения

1. Почему психическое отражение необходимо рассматривать в разных аспектах?

«Содержание категории отражения, занимающей центральное место в ряду базовых категорий психологии, относится к явлениям, имеющим системную природу, поэтому и психическое отражение должно рассматриваться в разных аспектах в отношениях:

- с точки зрения возможных форм отражения (моно- и по-лимодальньгх, чувственных и рациональных, конкретных и абстрактных, дифференцированных и интегральных, развитых и неразвитых и т. п.);

- с точки зрения возможных механизмов (психологических и нейрофизиологических; переработки информации; формирования «картины мира»; целеполагания и целеобразования и т. д.;

- с точки зрения возможных результатов отражения (сенсорно-перцептивный образ, образ воображения, мнемический образ, понятие, знак, символ, ориентир, логика отношений и т. д.) В этом плане особенно важен вопрос о степени адекватности результата отражения отражаемому объекту;

- с точки зрения функций отражения в деятельности человека и его общении с другими людьми, в поведении в целом (уровень произвольности регуляции; ее эмоциональные и волевые характеристики; социальное и неосознаваемое в поведении; трансформации результатов отражения при их передаче от человека к человеку и т.д.» (Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1999. – С. 108-109).

 

2. Какие из приведенных положений характеризуют психологическое отражение, какие - зеркальное?

а) активно воздействует на среду;

б) является фотографией окружающей действительности;

в) сигнализирует о жизненно важном для организма;

г) дает приблизительно верную копию предметов и явлений действительности;

д) отражает явление только в момент его непосредственного воздействия.

 

3. Почему сущность психического волнует ученых в течение многих веков?

«Несмотря на необыкновенную по своим размерам затрату умственного труда со стороны наиболее видных мыслителей старого и нового времени, вопрос об отношении духовного, или психического, начала к физическому не продвинулся вперед ни на один шаг. Мы и теперь, как тысячу лет назад, останавливаемся перед неразрешимыми загадками мира, что такое дух и материя и какое их взаимное отношение друг к другу? Ошибка всех вышеуказанных воззрений состоит именно в том, что ими отыскивалась умозрительным путем сущность вещей, между тем как истинное знание ничуть не заключается в отыскании сущности вещей, а в разъяснении отношений между теми и другими явлениями» (Бехтерев В.М. Психика и жизнь // Избранные труды по психологии личности: В 2-х т. Т. 1. Психика и жизнь. – СПб., 1999. – С. 38).

 

4. Определите характеристики процесса психического отражения по Б.Ф. Ломову.

С точки зрения Б.Ф. Ломова, в качестве механизма психического отражения выступают не отдельные звенья воспринимающей системы (рецепторы, эффекторы, центральные структуры), а вся совокупность развертывающихся в ней процессов. При этом каждая воспринимающая система имеет широкие связи с другими системами, которые способны модифицировать отражательный эффект.

Процесс психического отражения, по мнению Б.Ф. Ломова, обладает следующими характеристиками:

- проходит ряд стадий, обеспечивающих все более полный и адекватный образ действительности;

- реализуется как единство прошлого, настоящего и будущего;

- обладает свойствами неаддитивности, гетерогенности и недизъюнктивности. Результат процесса отражения мультипликативен;

- детерминация психического процесса носит множественный характер и меняется в ходе самого отражения;

- конкретный результат психического отражения (образ, понятие и т. п.) становится предпосылкой его дальнейшего протекания;

- каждый отдельно выделяемый в исследовании психический процесс представляет собой момент движения психики в целом.

 

5. О каком свойстве психического процесса идет речь?

В коре мозга нейрохирург видит не яркие мысли наподобие духовного пламени, а всего лишь серое вещество; образ камня лишен его цвета, формы, веса и твердости. В организме мы оказываемся лишь перед анатомическими структурами и перед физиологическими процессами. Психическое же мы как бы теряем при этом из поля зрения, подобно тому как, отвлекаясь от значения слова, мы теряем и само слово, оказываясь перед «голым» физическим звуком и физиологическим процессом его произнесения.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

· Основная особенность психического отражения… а) константность; б) предметность; в) активность; г) субъектность; д) первичность; е) спонтанность; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

· Самое существенное свойство психики – это… а) первичность; б) субъектность; в) идеальность; г) раздражимость; д) материальность; е) материальность; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

2. Проанализируйте приведенный фрагмент с точки зрения активности психического отражения. Ответьте на вопрос: каким образом психика, представляющая собой субъективный продукт объективной реальности, приобретает способность воздействовать на материальные звенья физиологических систем?

«Неживые объекты в процессе отражения окружающей действительности изменяются сами и меняют свою отражательную способность. Этот процесс носит пассивный характер, а изменение отражательной способности происходит лишь в сторону увеличения меры неопределенности, т.е. с нарастанием энтропии. Так, поверхность камня отражает характер и силу внешних воздействий, которым он систематически подвергается. Со временем эти воздействия все больше разрушают его и в конце концов превращают в песок или пыль, и та информация, которую они несут в себе, оказывается уже значительно менее определенной.

Отличительным «свойством биологических объектов является их преимущественная ориентация на усложнение систем, т.е. на реализацию процессов негэнтропии; на уменьшение степени неопределенности. Это обстоятельство послужило причиной последовательной структурной и функциональной самоорганизации живых организмов, что привело к совершенствованию отражательных функций, развитию органов чувств, а затем и к высокоорганизованной психической деятельности человека. Отражение явилось тем; условием, которое положило начало процессу развития живого, так как именно через отражение формируются все виды памяти, представляющей собой сохранение следов прошлого опыта, на основе чего биологические объекты получают возможность приобретать новые качества.

Исследователи различают отражение–след, отражение–изменение, отражение–ответная реакция и отражение–воздействие. Процессы отражения в неживой природе охватывают первые две формы, живая материя пользуется всеми четырьмя формами отражения. Существенная особенность состоит здесь еще и в том, что живое приобретает свойство отражать не только внешнюю, но и свою собственную внутреннюю среду. Кроме того, живое вырабатывает способность к избирательности отражения, и из десятков одновременно воздействующих внешних и внутренних факторов организм активно реагирует лишь на те, которые он актуализирует.

Таким образом, психика приобретает свойство активно менять направление, объем и характер отражательных процессов – и внешних и внутренних. Еще важнее то, что психика может ориентироваться не только на наличные результаты отражения, но и на зафиксированные ранее в долговременной памяти в виде образов и понятий отражения–следы. Отражение; становится субъективным, а это значит активным: оно характеризуется движением «постоянного переливания субъективного в объективное». Эта особенность позволяет человеку целенаправленно и активно воздействовать на свое физическое психическое состояние на основе воображаемых чувственных образов» (Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1989).

 

3. Что из приведенного списка относится к психологическим фактам, что – к психическим явлениям, а что не является ни тем и ни другим и почему?

Мышление, эмоциональное переживание, память, поведение, вера, низкая адаптация к темноте, колики в желудке, бессонница, галлюцинация творчество, любовь к чтению, дыхание; эмпатия, зубная боль, способности, обучаемость, идеалы, озноб, бесстрашие, потливость, голод, иллюзия, сон, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, рефлексия, трудолюбие, одиночество, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, досада, обида, счастье, общение, воинственность.

 

4. Используя приведенный ниже материал, прокомментируйте идеальную природу психики. Чья точка зрения относительно идеального Вам ближе и почему?

В объяснений природы идеального известно несколько подходов: «идеальное в форме субъективного образа объективного мира» (Д.И. Дубровский), «идеальное в форме материально-практического образа (схемы) объекта» (Э.В. Ильенков), «идеальное в форме объективного эталона, Отражающего сущность класса предметов» (М. А. Лифшиц).

В трактовке Э. В. Ильенкова идеальное рассматривается как объективная реальность – духовные явления, обладающие достоинством всеобщности и необходимости. Понятием «идеальное» Э. В. Ильенков предлагал фиксировать такое соотношение между материальными объектами, в котором один объект, оставаясь самим собой, представляет всеобщую природу другого или других объектов. Это – репрезентация общего свойства класса предметов или процессов в том или ином конкретном продукте (предмете) труда и культуры.

Э.Г. Классен предлагает рассматривать идеальное как отношение представленности (появление одного предмета вместо другого) и положенности (идеальное, не обладающее собственной субстанциональностью, имеет; свое основание в другом предмете). Идеальному присущи две противоположные стороны, два полюса: материальный, образованный положенностью и бытием в форме представленности социальной деятельности и нематериальный, в форме сознания человека. Э. Г. Классен пишет: «идеальное.. не является ни материальным, ни сознанием, но... существует только в материальном и сознании: Бесполезно искать идеальное во внешнем Материальном объекте, как бесполезно искать его в человеческой голове. Ни в объекте, ни в голове в их оторванности друг от друга никакой идеальности нет. Но оно есть во внешних объектах, потому что оно есть в голове, и, наоборот, оно есть в голове, потому что есть во внешних вещах».

 

5. Прочитайте отрывки из работы В. Прейера. Как автор символически характеризует развитие психики? Обоснуйте свою позицию на прочитанное.

«Душевное содержание человека обусловлено не одними чувственными впечатлениями: еще до появления на свет его белый лист был исписан множеством неразборчивых, неясных и невидимых знаков, т.е. следами бесчисленных чувственных впечатлений, испытанных давно минувшими поколениями. Эти остатки так стерты и неотчетливы, что душевную организацию принимали за белый лист, пока не ознакомились с ее изменениями за первое время жизни ребенка. Чем внимательнее стали наблюдать ребенка, тем разборчивее становятся непонятные письма» (Прейер В. Душа ребенка. Наблюдения над духовным развитием человека в первые годы жизни. – СПб., 1912. – С. IX-X).

«Душа подобна потоку, в который нельзя погрузиться дважды. Подобно ему она возникает ясным источником из недосягаемых глубин; лишь позднее пробивается вода на Божий свет и медленно собирается в журчащий ручей. И тот час легкие волны начинают биться о берег, в растущем движении. Дна уже не видно. Шумящий струи сливаются в светлый, но волнующий поток, который сдерживают одни лишь суровые скалы. Своенравие разбивается о сопротивление мира. Но вот ревущий поток, то победно сокрушая препятствия, то послушно следуя рельефу местности, проложил себе дорогу среди горной цепи и затем спешит дальше, то светлый и тихий, то бурный и мощный, похожий на маленького буяна, который, стремясь к далеким целям, не хочет оторваться от материнской груди, чтобы найти около нее спокойствие в величественном течении бьющей ключом жизни.

Зеркально гладкий, спокойный и мощный, несущий с собою жизнь и благо, он становится в конце концов, повелителем и исчезает в океан, откуда он возник.

И на всем его протяжении от истока до устья наблюдатель созерцает бесконечное движение: он знает, правда, что это, именно, те струи, которые уносятся к морю, но он знает и то, что по дороге эти струи сольются с новыми, изменятся, что иные из них поднимутся легким туманом, а потом останется прежним. Так и душа. От рождения и до самой смерти не прекращается игра душевных волн: новые впечатления переплетаются со старыми, многие из них забываются или преобразовываются, но личность всегда остается сама собой, и едва «Я» достигнет самосознания, туда собственно, направляется движением бурных стремлений, как ему наступает конец» (Прйер В. Душа ребенка. Наблюдения над духовным развитием человека в первые годы жизни. – СПб., 1912. – С. X-XI).

 

Практическое задание

Прочитайте стихотворение «Моя нервная система» Б. Слуцкого. Подберите стихотворения о психике человека.

 

Б. Слуцкий

 

 

Тело душу тешило сперва,

А теперь тащу его едва.

После не мешало духу тело,

А теперь все это пролетело.

 

Словно тачку доверху груженную,

А таскать перед собой готов

Нервную систему, пораженную

Усталью. Тяжелый груз годов.

 

Нервная система перегружена

Отмененной карточной системой.

А потом – почти разрушена

Всполошенной солнечной системой.

 

Что-то вроде труб и проводов,

Под землею городов идущих,

Съеденных ржавчиной годов,

От подземных вод – гудущих.

 

Это моя нервная системка.

Вот и все. Хоть головой об стенку.

 


Вопросы для самопроверки

1. Изложите суть понятия «психика».

2. Чем отличаются взгляды сторонников идеализма и материализма на понятие и происхождение психики?

3. Какие доказательства правильности своих взглядов на психику приводят материалисты и идеалисты?

4. Объясните, как познание и практические действия людей зависят от материалистического и идеалистического пониманиям ими психики.

5. Как современная наука раскрывает положение об идеальности психического?

6. Что такое отражение?

7. Назовите формы отражения, возникшие в процессе развития природы и общества.

8. Что является содержанием психики?

9. Какова структура психики?

10. Перечислите функции психики.

11. Чем отличается отражение в живой природе от физико-химических и других форм отражения в неживой природе?

12. Какие ошибочные выводы следуют из утверждения, будто психика человека тождественна физиологической деятельности мозга?

13. Как можно доказать, что психике свойственно опережающее отражение действительности?

14. Чем объяснить, что психика выступает в качестве регулятора поведения животных и человека?

15. В чем ценность учения И.П. Павлова об условных рефлексах и второй сигнальной системе для психологии?

16. Раскройте основные положения подхода С.Л. Рубинштейна к проблеме отражения и идеальности психического.

17. Каково соотношение психики, сознания и бессознательного?

18. Перечислите базовые свойства психики.

19. Что такое филогенез?

20. В чем заключается отличие психики ребенка?

21. Охарактеризуйте современные взгляды ученых на понимание психики.

 

Рекомендуемая литература

1. Бехтерев В.М. Психика и жизнь // Избранные труды по психологии личности: В 2-х т. Т. 1. Психика и жизнь. – СПб., 1999.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.

3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1989.

4. Дильтей В. Структура душевной жизни // Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 61-76.

5. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. – М., 2002.

6. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. – СПб., 2010.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000. – С. 49-53 (Предметная деятельность как основание психики); 78-81 (Формы психического отражения у человека).

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2011.

9. Сакс О. Антрополог на Марсе. – М., 2009.

10. Снегирёв В.А. Психология. – М., 2008.

11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1996.

12. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М., СПб., 2004.

13. Челпанов Г.И. Мозг и душа: Критика материализма и очерк современных учений о душе. – М., 2009.

14. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. – М., 2006. – С. 11-31 (Глава 1. Характеристика внутреннего мира); С. 32-63 (Глава 2. Развитие внутреннего мира); С. 64-92 (Глава 3. Структура и функции внутреннего мира).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.235.74 (0.068 с.)