Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Объективные социальные потребности личности.
Потребность - это состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Первым, кто разобрался в структуре потребностей был американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970). Его учение называют иерархической теорией потребностей. Он расположил потребности от низших биологических до высших духовных. 1. Физиологические и сексуальные. 2. Экзистенциальные или потребности в безопасности. 3. Социальные потребности. 4. Престижные потребности. 5. Духовные потребности. III. Способности к творческой деятельности, знания, навыки. IY. Духовный мир личности (степень овладения культурными ценностями). Y. Нравственные нормы и принципы, убеждения. Социологи выделяют несколько типов личности: 1) Модальная личность - это наиболее часто встречающийся тип личности, воплощающий в себе средние общепринятые черты, свойственные определенной культуре, доминирующей в данном обществе (общности). Модальную личность имеют в виду, когда говорят о "типичном" американце, белорусе или предпринимателе. 2) Базисная личность - это тип личности, нормативный для данного типа культуры или социального слоя. Когда говорят о "подлинном интеллигенте", имеют в виду такие базисные черты, как духовная развитость, отзывчивость, высокий профессионализм и т.п. 3) Маргинальный тип личности - человек, поставленный условиями жизни общества или жизненными обстоятельствами на грань двух культур или жизненных стереотипов, с первым из которых он уже порвал или пытается порвать, а во второй еще не полностью включиться. 4) Реактивная личность - такой тип личности, которая в своих основных чертах и поступках зависит от разнообразных внешних влияний, из которых оказывается не в состоянии выделить наиболее существенные, важные; вследствие этого чаще всего "плывет по течению", а в своих неудачах винит сложившиеся обстоятельства. 5) Проактивная личность - тип личности, способной в любых обстоятельствах активно проводить в жизнь свою собственную лит поведения, меньше испытывать на себе влияние окружающих, а больше оказывать влияние на них и на внешние обстоятельства, добиваясь собственных целей в жизни. Такого человека обычно не пугают трудности, он готов их преодолевать.
6) Криминальная личность - широко распространенный в кризисных и переходных состояниях развития общества тип человека, тающего, как правило, основные нормы, законы, правила поведения, но нарушающего их в угоду личных корыстных устремлений, готового пойти на преступление ради достижения целей, как правило, как правило, антиобщественных.
III. Социальный статус и социальная роль. Каждый человек в процессе взаимодействия с другими людьми занимает определенное положение в обществе — он либо президент компании, либо доцент, либо инженер, либо врач, либо студент и т.п. Положение, занимаемое человеком в обществе и связанное с определенными правами и обязанностями, называется социальным статусом. Социальный статус —это позиция, занимаемая личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим состоянием, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением. Понятие социального статуса характеризует место личности в социальной структуре общества, в системе общественных взаимодействий, в ее деятельности в различных сферах жизни, а также оценку деятельности личности со стороны общества. Последняя может выражаться в различных качественных и количественных показателях - авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, зарплата, премия, звание и т.п. Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, американский социолог Роберт Мертон ввел понятие «статусный набор». Статусный набор - вся совокупность статусов, характеризующие данную личность в многообразии ее взаимодействий с другими личностями с точки зрения выполнения своих прав и обязанностей. В этой совокупности чаще всего выделяется ключевой, или главный статус, по которому данную личность выделяют изо всех остальных, например, Джордж Буш – президент США, Лев Толстой - писатель и т.п. Главным в жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет установку и направленность личности, содержание и характер ее деятельности, степь ее влияния на других и т.п.
В социологии принято различать два статуса - личный и социальный. Социальный статус означает место, занимаемое человеком объективно в социальной структуре общества. Личный статус отличается от социального тем, что положение, занимаемое человеком в малой группе, определяется именно индивидуальными качествами личности. Поэтому социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей. В процессе социального взаимодействия может обнаружиться несовпадение статусов. Оно возникает в двух случаях: 1) когда индивид занимает высокую статусную позицию в одной социальной группе и низкую в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат правам и обязанностям другого или мешают их выполнению. В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам (пол, раса, национальность) или благодаря собственным усилиям, различают еще дна вида статусов: предписанный и достигаемый. Предписанными, прирожденными являются статусные признаки, заданные человеку фактом его происхождения, независимо от его сознания, желания, воли, деятельности. Таковы: национальность, пол, раса, дворянские титулы и т.п. Достигаемый статус достается человеку благодаря его собственным усилиям, настойчивости, устремленности и т.п. Таковы статусы профессора, чемпиона мира, президента страны, которые достигаются, как правило, благодаря знаниям, умениям, навыкам, активности, преодолению препятствий на пути к достижению цели.
В реальной жизнедеятельности социальный статус личности проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими людьми данная личность. Впервые определение социальной роли было дано американским социологом Ральфом Линтоном в 1936 году. Он рассматривал социальную роль как динамическую сторону социального статуса, как его функцию, связанную с набором норм, в соответствии с которыми личность должна вести себя в определенных ситуациях. Понятие социальной роли, таким образом, относится к таким ситуациям, когда регулярно и на протяжении длительного времени личность воспроизводит в определенных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, т.е. его определенные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей. Поэтому социальную роль можно определить как совокупность ожиданий и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимающим определенные статусные позиции. Социальная роль - это динамическая характеристика социального статуса или реальное поведение, ассоциируемое со статусом. Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных социальных нормах. Человек в своей жизнедеятельности выполняет не одну, а множество ролей, связанных со свойственным ему социальным статусом. Поэтому Р. Мертон ввел в социологию понятие «ролевой набор», обозначающее совокупность ролей, характерных для данного конкретного индивида в определенных ситуациях. Однако любая из ролей, выполняемых человеком, может возникнуть и осуществиться только во взаимодействии с другими людьми. В социологии рассматриваются три основных типа социальных ролей: 1) представляемая роль - система определенных ожиданий индивидов и социальных групп, ориентированных на субъекты ролевою поведения;
2) субъективно воспринимаемая роль - совокупность тех специфических ожиданий, которые приписывает самому себе человек, обладающий определенным социальным статусом, т.е. его субъективное представление о том, как он должен поступать в соответствии с нормами других социальных статусов; 3) играемая роль - реальное, воплощаемое в конкретных постулатах поведение данной личности, обладающей определенным статусом, по oтношению к другому лицу (другим лицам) с другим или одинаковым статусом. Процесс усвоения индивидом социальных ролей включает в себя, по мнению Парсонса, три основных компонента: 1) интернализация, т.е. усвоение индивидом мотиваций, конкретизируемых в ориентирах поведения, свойственных определенным ролям; 2) предоставление обществом благоприятных для него условий стельности в соответствии с предписываемыми ему или избираемыми им самим ролями; 3) соблюдение выполняющими свои роли индивидами надлежащих уровней лояльности по отношению к коллективным интересам и потребностям. Ролевые взаимозависимости индивидов создают, по утверждению немецкого социолога Никласа Лумана, специфические «сети отношений», в которых индивиды, выполняющие свои социальные роли, действуют с оглядкой на другие роли. Именно взаимность различных ролей создает условия для возникновения партнерства. В реализации идеи партнерства, считает американский социолог Ирвин Гоффман, возникает различие между содержанием роли и ролевым исполнением. Исполнение роли - это и есть реальное поведение человека в определенной ситуации. Роли в жизни бывают сценическими и закулисными. Официант в ресторане, например, играет сценическую роль перед посетителями, но более естественно он ведет себя на кухне, где его видят повара и другие официанты. Человек ни в коем случае не должен пренебрегать исполнением своей роли, ибо такое пренебрежение способно привести к утрате друзей, работы, семьи и даже свободы. Посредством социальной роли и ее воплощения в своих поступках человек включается в развитие культуры. Если статус характеризует включенность личности в социальную структуру общества, то социальная роль воплощает в себе включенность личности в культуру, меру индивидуального культурного развития данного человека. Социальная роль обладает определенной нормативной структурой. В ней могут быть выделены четыре компонента:
1) описание того типа поведения, которое требуется социальным окружением от лица, выполняющую данную роль; 2) ожидания, предписания, требования, которые предъявляются окружающими данному лицу в его роли; 3) оценка окружающими людьми случаев хорошего, плохого выполнения данной роли или ее невыполнения; 4) санкции за благоприятные и неблагоприятные социальные последствия действий в рамках требований к данной социальной роли (поощрения, вознаграждения, наказания и др.). В зависимости от содержания и характера требований, заключенных в нормативной структуре социальных ролей, последние выступают в трех разновидностях: 1) должное (обязательное); 2) желательное; 3) возможное поведение. В процессе осуществления свойственных человеку ролей последний может оказаться в ситуации ролевого конфликта. Ролевой конфликт, по утверждению Мертона, возникает в такой ситуации, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей. Социальные роли возникают и осуществляются в процессе социального взаимодействия человека с другими людьми. Процесс, к ходе развертывания которого индивиды правильно воспринимают и оценивают роли друг друга, американский социальный психолог Т. Шибутани назвал принятием роли. Принятие роли - сложный процесс, показывающий, что способность человека эффективно участвовать в согласованных действиях зависит от его способности принимать на себя роли других людей и становиться в воображении различными людьми.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.158.79 (0.014 с.) |