Лекция 3. Основные категории экономической социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Основные категории экономической социологии



1. Система категорий экономической социологии

2. Экономическое сознание

3. Экономическое мышление

4. Особенности экономического мышления

5. Эк.культура

6. Экономическое поведение как категория экономической социологии

 

Литература:

 

1.Заславская Т., Рывкина Р. Социология экономической жизни. – Новосибирск, Наука, 1991.

2. Соколова Г.Н. Экономическая социология. – Глава 2, 8, 9. - Минск, 1998.

3. Пол Хейне «Экономический образ мышления». – М., 1991, с.19-34.

4. Радаев В.В. Эк.социология. – М, 1998. - Лекция 19, с.276-290, Лекция 20,с. 291-306.

5. Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба эк.культуры в России.-М: Наука, 1994.

6. Манхейм К. Идеология и утопия / Манхейм К. Диагноз нашего времени.-М,Юрист,1994, с.52-94.

7. Даль Р. Введение в экономическую демократию. – М.,Наука, 1991.

8. Верховин В.И. Экономические стереотипы в русском фольклоре //Социс,1998,№6, с.82-87.

 

1.Система категорий экономической социологии

 

Система категорий – важнейшее средство научного исследования, используемое для описания и объяснения изучаемых эмпирических объектов.

Как уже отмечалось нами, методология экономической социологии базируется на двух главных принципах:

1) междисциплинарном подходе к анализу экономического и социального;

2) анализе социальных механизмов экономической сферы общества.

Экономическая социология при анализе социально-экономических явлений опирается на общенаучные, социальные, специфические категории.

Общенаучные категории заимствованы из языка общей методологии (структура, функции, механизм, элемент, связь, развитие). Общесоциальные категории заимствованы экономической социологии из словаря таких социальных наук как экономическая теория (собственность, конкуренция, производство, распределение, обмен); философия (общественное сознание, общественные отношения, культура); социальная психология (коллектив, мотивация, идентификация, конформизм, адаптация); социология (социальная группа, социальная структура, социальная стратификация, социальная мобильность, социальная роль); социология труда (содержание, характер, условия труда, отношение к труду). Как более молодая наука экономическая социология заимствует понятия у других социологических дисциплин.

Специфические категории экономическая социология – те, которые возникли внутри ее самой и отражают характерные именно для нее угол зрения и подходы к общественной жизни.

Решение основной задачи экономической социологии – разработка методологии и методики изучения соц.механизмов, регулирующих отдельные социально-экономические процессы – предполагает выделение несколько уровней в структуре системы собственных категорий экономической социологии:

1) самые абстрактные категории – экономическая сфера и область социальных отношений;

2) категория и социальный механизм развития экономики и частные механизмы отдельных социально-экономических процессов.

3) категории, конкретизирующие содержание экономического механизма – экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, экономическая деятельность и поведение, социально-экономические стереотипы, экономическая культура.

По мере институционализации отечественной экономической социологии в научный оборот все больше включается «рыночная терминология»: понятия рыночная экономика, частная собственность, приватизация, акционирование, занятость и статус безработного, рациональность выбора, рыночное поведение и т.д.

Определение круга основных понятий экономической социологии дает нам возможность создать методологическую основу исследования социально-экономических явлений с помощью моделей описания и объяснения.

Система категорий экономической социологии ориентирована на использование языка перспективных экономико-социологических школ и направлений.

В качестве объяснительных теорий среднего уровня обретают все большую силу и новое звучание такие, как:

1) Теория разделения труда (А. Смит, Э. Дюркгейм, К. Маркс),

2) Теория обмена (Г.Хоманс, П. Блау, Г. Беккер, Я. Колеман и др.),

3) Функциональная теория стратификации (К. Дэвис, В. Моор, М. Тумин и др.),

4) Теория человеческого капитала (А. Смит, Г. Беккер, Д. Минсер и др.),

5) Концепция рассеянного знания и «спонтанного порядка» (Ф. Хайек),

6) Теория неформального сектора или доминантная парадигма объяснения бедности в странах «третьего мира»,

7) Теория экономического поведения (П. Хейне, А.Алчиан, В. Аллен и др.),

8) и многие другие теории и концепции.

 

2. Экономическое сознание

 

Экономическое сознание в традиционном толковании выступает как способ отражения экономических отношений, познания и сознательного использования социально-экономических законов и тенденций.

Оно представляет собой совокупность экономических знаний, идей, взглядов социальных общностей и индивидов, непосредственно отражающих экономическую действительность и выражающих свое отношение к различным явлениям экономической жизни общества в конкретный исторический момент времени. Т.е. это систематизированное знание.

Экономическое сознание формируется в ходе хозяйственной практики. Социологический подход к его изучению основывается на анализе носителя экономического сознания. Это могут быть определенные слои и группы, индивиды.

Основным критерием перехода знания в сознание является потребность групп и слоев в экономических идеях, взглядах, теориях, которые выражают их экономические интересы и направлены на регулирование экономических отношений и экономической деятельности.

Можно выделить такие формы экономического сознания как: экономическая наука, экономическая (хозяйственная) идеология, экономическая психология, экономическое законодательство, экономическая социология.

Экономическое сознание тесно связано с экономической деятельностью. Оно материализуется в хозяйственной и трудовой деятельности, в экономической политике, методах организации производства, в формах обмена, распределения и обмена.

Состояние экономического сознания характеризуется двумя главными критериями:

1) его научность,

2) отражение современных реалий.

В современных условиях развития рыночной экономики важно повышение экономической грамотности, развитие теоретической экономики как дисциплины плюралистичной, многоконцептуальной.

Современное экономическое сознание должно ориентироваться на качество и эффективность труда, инноваторскую и предпринимательскую деятельность.

Часто экономическое сознание разделяют на теоретическое и эмпирическое. Теоретическое сознание получает выражение в системе экономических законов и категорий, являющихся результатом научного познания производственных и других экономических отношений.

Вместе с тем оно включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в производственной деятельности, теми связями, в которые они вступают в своей повседневной хозяйственной жизни. Эти взгляды и представления образуют эмпирический слой экономического мышления.

 

3. Экономическое мышление

 

Эмпирическое сознание называют экономическим мышлением. В своей повседневной практике люди руководствуются, как правило, обыденным сознанием, которое непосредственно определяет принимаемые решения, действия, поступки. Мышление как процесс познания есть экономическое сознание в действии, в движении.

Пол Хейне в книге «Экономический образ мышления» приводит один интересный пример, иллюстрирующий наличие у людей экономического сознания и образа мышления.

Он задается вопросом: «каким образом многим миллионам людей удается достичь необычайной согласованности своих действий, столь характерной для современных индустриальных экономик? Каким образом они могут координировать свои усилия с той высокой степенью точности, которая необходима для производства такого большого количества сложных благ?»

«Согласованность в таких колоссальных масштабах может достигаться, только если имеются важные предпосылки…Экономическая теория приносит пользу в потому, что она способна объяснить эти процессы координации в обществе и выявить предпосылки, которые позволяют им успешно развиваться».

В качестве примера общественного сотрудничества Пол Хейне приводит дорожное движение в час пик. «Кто-нибудь может воскликнуть, что это пример закона джунглей (дорожная пробка). Меж тем главной особенностью транспорта в час пик является не дорожные пробки, а движение. Ведь если люди изо дня в день отваживаются доверяться транспорту, то лишь потому, что почти всегда достигают места своего назначения».

Водительское мастерство владельцев машин различно, не одинаково отношение к риску, не совпадают и представления о правилах вежливости. Все стремятся к различным целям, думая о собственных интересах. Они владеют только общей визуальной информацией о др.машинах, предполагают, что каждый водитель стремится избежать аварии и также подчиняется самым общим правилам (остановка на красный цвет, ограничение скорости) – это больше похоже на описание инструкции по созданию хаоса. А возникает хорошо скоординированный поток, в котором автомобили моментально вклиниваются в свободные промежутки и замедляются, когда они закрываются.

Каким образом это происходит?

- благодаря эконономическому образу мышления

- это скорее подход, чем набор уже готовых выводов.

Д.М. Кейнс пишет: «экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно к хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям».

За редким исключением эк.теории строятся на предпосылке, что индивиды предпринимают те действия, которые, по их мнению, принесут им наибольшую чистую пользу.

Люди действуют исходя из своих интересов. Но они могут быть разными. Одни чересчур материалистичны (например, стремятся к различным денежным махинациям). Некоторые испытывают удовлетворение, помогая другим. В большинстве обществ, где широко используются деньги, люди стремятся иметь их больше как возможность достижения своих интересов.

Экономическая теория утверждает, что действуя в своих собств.интересах, люди создают возможности выбора для других, и что общественная координация есть процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающей в результате их взаимодействия.

Это можно конкретизировать на примере автомобильного движения по магистрали с четырьмя разными движениями в каждом направлении. Почему не все водители в крайнем правом ряду, с которого всегда можно свернуть на другую дорогу?

Ответ известен: в правом ряду из-за движения входящих и выходящих машин медленный поток. По трем оставшимся полосам машины распространяются равномерно: водители перестраиваются на те ряды, где движение быстрее, в результате скорость на медленных рядах повышается, на быстрых снижается.

И этот процесс идет более эффективно, чем был бы в случае предписания автомобилям занимать определенный ряд (например, с помощью билетов).

Члены общества обеспечивают удовлетворение своих потребителей, используя доступные для этого средства.

 

4. Особенности экономического мышления

 

Хейне выделяет 4 взаимосвязанных особенности экономического образа мышления, которые могут охарактеризовать как пристрастия или предубеждения.

1) Люди выбирают. События складываются из отдельных актов выбора, совершенных людьми. Критика этой позиции состоит в том, что бедность и безработицу экономическая теория трактует как результат добровольного выбора людей. Однако это свойственно только ранним теориям.

2) Только индивиды выбирают. Экономисты принимают индивида за исходную единицу. Критика этого положения заключена в том, что не упускается ли из виду важность групповых действий или общественных связей.

3) Индивиды выбирают рационально. Действия людей основываются на калькуляции затрат и выгод. Однако возниакет вопрос: всегда ли люди действуют рационально? Влияют также бессознательные побуждения, неконтролируемые эмоции и т.д.

4) Все общественные взаимодействия могут трактовать как рыночные процессы. Это предполагает то, что функционирование любого института (правительство, семья и т.д.) легче всего понять как результат процессов рыночного типа. Индивиды преследуют свои собственные интересы и приспосабливаются к поведению других, хотя и соблюдают при этом особые правила игры. Критика позиции в следующем: в действительности рынок не работает лучше, чем альтернативные институты.

В советской и постсоветской социологии выделяют следующие доминанты экономического мышления:

1. Отношение к труду. Его индикаторами являются трудовые мотивы, стереотипы, установки, а также факты трудового поведения.

2. Отношение к различным формам собственности. Индикаторы: представления об эффективном использовании собственности, установки на права собственности и т.д.

3. Отношение к управлению. Индикаторы: суждения об эффективности и демократичности управления, активность участия работников в практических формах управления.

Эти доминанты позволяют объяснить, что лежит в основе многочисленных выборов экономических индивидов, которые в совокупности составляют такой феномен как эк.поведение человека.

 

5. Экономическая культура.

 

Т. Заславская и Р. Рывкина рассматривают экономическую культуру как «совокупность соц.ценностей и норм, являющуюся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития: способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на формы экономической активности»

Экономическая культура охватывает культуру общественного производства и общественного труда.

Таким образом, это некое образование (совокупность социальных норм и ценностей), которое призвано регулировать производственные и трудовые ресурсы.

Исходя из классического понимания культуры как двуединого процесса сохранения и воспроизводства культурных ценностей Г. Соколова дополняет это определение.

«Экономическая культура – способ взаимодействия экономического сознания (как отражения эк.отношений и познания функционирования и развития экономических законов) и экономического мышления (как отражения включенности в экономическую деятельность), регулирующий участие индивидов и соц.групп в экономической деятельности и степень их самореализации в тех или иных типах экономического поведения.

Это означает формированиие прошлым экономическим опытом определенного состояния экономического сознания общества, социальных групп, воплощающих это состояние в определенной экономической деятельности и поведении.

Чем совершеннее способ этого взаимодействия, тем эффективнее экономическая деятельность; чем рациональнее экономическое поведение, тем выше уровень экономической культуры.

Косное, пассивное, неразвитое экономическое сознание в советской системе, не испытывающее в течение длительного времени потребности изменяться, обусловило противоречивое, эмоциональное, а не рациональное экономическое мышление. Оно совмещало внешнее следование экономическим реформам со сложившимися стереотипами пассивного экономического поведения. Подобное экономическое мышление не способствовало обогащению экономического сознания, и соответственно это приводило к невысокому уровню экономической культуры.

Экономическая культура выполняет ряд основных функций:

1) Трансляционная – через характеристики автономности, степени декларативности и директивности компонентов культуры.

2) Селекционная – через степень разнообразия, интегрированности, коллективизма.

3) Инновационная - через такие характеристики как степень инновационности, масштабы заимствования новых технологий, форм организации экономических и управленческих отношений, моделей поведения на рынке товаров, труда и услуг; ценность экономической активности населения для властных структур и самого населения.

 

6. Экономическое поведение как категория экономической социологии

 

Экономическая социология как наука об экономическом поведении и экономическом действии. Понятия «экономическое поведение» и «экономическое действие». Экономические сознание, мышление, интересы и стереотипы как предпосылки экономического поведения. Взаимосвязь экономически и социально ориентированных действий.

Экономическая теория, рассматривая хозяйственное поведение индивидов, исходит из так называемой модели homo economicus («экономического человека»). Эта модель основывается на четырех характеристиках экономического агента:

Человек независим. Это атомизированный индивид, принимающий самостоятельные решения, исходя из своих личных предпочтений.

Человек эгоистичен. Он в первую очередь заботится о своем интересе и стремится к максимизации собственной выгоды.

Человек рационален. Он последовательно стремится к поставленной цели и рассчитывает сравнительные издержки того или иного выбора средств ее достижения.

Человек информирован. Он не только хорошо знает собственные потребности, но и обладает достаточной информацией о средствах их удовлетворения.

Перед нами предстает облик «компетентного эгоиста», который рационально и независимо от других преследует собственную выгоду и служит образцом «нормального среднего» человека. Для такого субъекта политические, социальные, культурные факторы являются не более чем внешними рамками, которые не позволяют родному эгоисту реализовывать свою выгоду за счет других слишком откровенными и грубыми способами. На такой модели экономического человека построены все основные экономические теории.

Впервые фигура «экономического человека» появляется в трудах классиков английской и французской политической экономии в конце XVIII столетия. А.Смит рассматривает человека как индивида, движимого двумя природными мотивами – своекорыстным интересом и склонностью к обмену. Он пишет в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»: «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах».

Дж.Бентам, последовательный сторонник радикального утилитаризма, выводил «моральную арифметику», согласно которой человек действует исходя из принципа пользы, означающего достижение наибольшего удовольствия и стремления избегать страдания.

Идея утилитарно ориентированного индивида, на которую опираются классическая политическая экономия, связана с общей рационализацией экономической жизни, когда различия между странами и классами отходят на второй план перед общими объективными законами развития производства. Человек все более превращается в свод абстрактных принципов, из которых выводятся общественно-экономические отношения. Хотя классические политэкономы при описании поведения человека опираются и на этические принципы.

Модель «экономического человека» в собственном смысле слова появляется в работах маржиналистов. Человек предстает у них как максимизатор полезности. В основе его поведения лежит не сколько эгоизм, сколько экономическая рациональность. Индивид не только исчисляет свою выгоду, но и оптимизирует свои действия (что является непростым делом). Так согласно лидеру австрийской школы К.Менгеру, человеком руководит стремление как можно полнее удовлетворить свои потребности. Оно заложено в человеке самой природой и не нуждается в поддержке закона или силе принуждения, свободно от всякого общественного интереса. Новые экономические институты возникают вследствие понимания частью предпринимателей выгоды каких-то хозяйственных форм. Остальные имитируют их успешные действия, которые затем подкрепляются мощными силами привычки и закона.

Экономисты ХХ века также исходят из рациональности индивидуальных действий. Как отмечает В.Радаев, хотя они и оперируют психологическими факторами (склонность к сбережению, предпочтение ликвидности и т.д.) при определении макроэкономических зависимостей, этот психологизм формален, служит для обоснования единообразия человеческих действий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.87.113 (0.054 с.)