![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормы, определяющие правовой статус (права и обязанности) участников регистрационных отношений
Анализ нормативных актов, регулирующих отношения в сфере регистрации позволяет судить о количественных и качественных недостатках норм, закрепляющие материально-правовой статус участников регистрационных процедур. В большинстве своем закреплен статус регистрирующего органа, в некоторых случаях статус должностного лица. Процессуально правовой статус заявителя во многих случаях отсутствует вовсе. Наличие норм, закрепляющих материально-правовой статус участников регистрационных процедур, в законодательстве образующем институт регистрации, позволяет определить их правосубъектность и влияет на правовое положение личности в ее отношениях с органами исполнительной власти. Нормы дефиниции. В действующих нормативных актах, регулирующих отдельные виды регистрационных производств, понятие государственной регистрации соответствующих объектов, как правило, не формулируется. Лишь в отдельных федеральных законах дается определение рассматриваемого понятия применительно к соответствующему объекту регистрации. Так, в частности, в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07. 1997 года под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация того или иного объекта осуществляется соответствующим административным органом, который, с нашей точки зрения, должен именоваться регистрационным. Сама регистрация, представляет собой совокупность последовательно совершаемых регистрационным органом действий (регистрационных действий), направленных на достижение целей такой регистрации. При употреблении в нормативно-правовых актах понятий «регистрация», «регистрационный учет» и «учет» отсутствует четкое их разграничение. На наш взгляд, необходимо более детально исследовать вопрос о соотношении этих правовых категорий: различны ли они по своей сути, или речь идет о синонимичном содержании указанных понятий. С целью определения основных понятий, избранных в качестве базовых, представляется необходимым провести анализ основных терминов и обозначаемых ими понятий. Прежде всего таких, как: «регистрация» и «регистрационный учет» и некоторых других, используемых в настоящей работе.
Анализ нормативной базы, составляющей институт регистрации, позволяет сделать вывод о том, что одна и та же административная процедура в различных правовых актах именуется как «регистрация» и «регистрационный учет». Вместе с тем, на наш взгляд, отождествление понятий «регистрация» и «регистрационный учет» является не в полной мере обоснованным, так как не учитывает некоторых существенных отличий в содержании рассматриваемых понятий. В целом соглашаясь с тем, что регистрация и регистрационный учет могут рассматриваться как синонимы, мы полагаем, что регистрация является более широким понятием, чем регистрационный учет, так как обладает рядом существенных отличительных признаков и охватывает более широкий круг общественных отношений. Раскроем сущность исследуемых понятий: Ø Учет – занесение в базу данных, сведений о субъектах, их статусах, правах, обязанностях и совершенных ими действиях. Его можно разделять на простой учет (справочный) и регистрационный (официальный) учет. Ø Простой учет (далее – учет), ведется для справочных целей, и его данные юридически незначимы. Правила такого учета могут быть произвольными, в том числе официальными, но изменение данных учета не будет приводить ни к каким юридическим последствиям. Ø Регистрационный учет характеризуется юридической значимостью учетных данных. Обычно для официальности учета необходимо соблюдение определенных официальных (определенных нормативными актами) правил регистрационного учета. Обычно официальность регистрационного учета обеспечивают реестры (регистры, кадастры). Ø Регистрация – характеризуется не только юридической значимостью учетных данных. Такая процедура сопровождается выдачей заявителю правоустанавливающего документа (свидетельства) об официальном признании и подтверждении государством законности существования материальных объектов и юридических фактов.
Ø Реестр (регистр, кадастр) – список, попадание в который или исключение из которого проводится по правилам, определенным нормативными актами, и приводит к юридическим последствиям. Если юридические последствия отсутствуют, то это просто (справочный) список, хотя он тоже может вестись по правилам, определенным нормативными актами. Ø Выписка – это документ, содержащий информацию о состоянии одной или ряда учетных записей в реестре (регистре, кадастре) на какой-то момент времени. Ø Учетная запись – запись (сведения) об учитываемых фактах реальной жизни. Имеет конкретное значение в каждый определенный момент времени. Учет и регистрация в статистических целях, как средство осуществления аналитической работы – лежит за пределами «наших» интересов. По нашему мнению, основным признаком, отличающим регистрацию от регистрационного учета можно считать ее правоустанавливающий характер. В целях правильного понимания функций и задач института регистрации необходимо в нормативных актах, регулирующих институт регистрации, раскрывать смысл рассмотренных выше понятий. Так, например, Ст. 39. Федерального Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", устанавливает регистрацию операций с наркотическими средствами и психотропными веществами: -при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в результате которых изменяются их количество и состояние, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения указанных журналов устанавливается Правительством Российской Федерации[40]. Из содержания текста статьи видно, что речь идет скорее об учете, нежели о государственной регистрации. В нашем примере процедуру осуществляет не государственный регистрирующий орган, а уполномоченные лица, которые назначаются приказом руководителя юридического лица - владельца лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, регистрации присущи стадии осуществления процедуры, отличные от простого учета. Это подача заявления заинтересованного субъекта регистрационных отношений, принятие решения по делу, выдача документа – свидетельства о государственной регистрации и др. В данном случае эти стадии отсутствуют, что позволяет нам сделать вывод о необходимости заменить слова «подлежат регистрации в специальных журналах» словами «подлежат учету в специальных журналах». И это не единственный пример тому, что законодатель не различает такие правовые категории, как «регистрация», «регистрационный учет» и «учет». По нашему мнению, регистрация и учет - это два разных вида процедур. Регистрация: · осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти (регистрирующими органами); · имеет преюдициальную функцию, т.е. служит условием реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц; · носит заявительный (уведомительный) характер; · преимущественно осуществляется на платной основе;
· подтверждением регистрации является свидетельство или иной документ строгой отчетности. Учет это один из видов контрольной деятельности органов исполнительной власти и состоит, прежде всего, в фиксации фактов, событий, процессов и другой информации. Он не носит легализующего характера и не влечет за собой никаких правовых последствий в отношении объекта учета. Учет является скорее одной из целей регистрации, но не может заменять собой регистрацию. В плане совершенствования законодательства можно предложить рассматривать в качестве оснований отнесения объектовк регистрируемым следующие критерии: 1) объекты регистрации являются источниками повышенной опасности - это предметы и вещества, представляющие угрозу при их ненадлежащем использовании. Использование таких материальных объектов может являться опасным для жизни и здоровья неограниченного круга лиц (как участвующих, так и не участвующих в их использовании - оружия, транспортных средств химически опасные производства, новые лекарственные средства и другие); 2) объекты регистрации, деятельность которых создает опасность причинения вреда из-за невозможности осуществления полного контроля за ними со стороны государства (юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и т.д.); 3) имущественные и неимущественные права граждан, возникновение, изменение и прекращение которых невозможно без государственного подтверждения такого права (право на недвижимое имущество, авторские права и т.д.); 4) объекты находятся под постоянным финансовым контролем государства и являются налогооблагаемыми в соответствии с Налоговым кодексом на территории Российской Федерации (кредитные организации, финансово-промышленные группы и др.); 5) объекты, обладающие указанными признаками, получили широкое распространение и имеют массовый характер на территории Российской Федерации. Можно сделать вывод о том, что если объект, подлежащий регистрации не подпадает хотя бы под один из перечисленных признаков, то он не нуждается в государственном регулировании посредством регистрации. Возможно применение других более мягких методов регулирования (сертификация, аккредитация и т.д.).
4. Виды правоотношений, обслуживаемые институтом регистрации Сфера действия государственной регистрации как одного из рычагов государственного регулирования очень обширна. В юридической литературе данный вопрос изучается обособленно, применительно к конкретным объектам, подлежащим регистрации. Единой сводной работы в рамках административного права, посвященной институту регистрации в целом до сих пор нет. Есть лишь отдельные работы по некоторым вопросам регистрации граждан[41], регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей[42], регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним[43], регистрации товарного знака[44], регистрации прав на землю[45], лицензированию отдельных видов деятельности[46] и другие.
Наиболее простой и удобной нам представляется классификация, данная И. М. Лазаревым, который выделяет следующие виды объектов государственной регистрации: 1. События 2. Юридические состояния 3. Действия 4. Материальные объекты[47]. К первым относятся такие события, как рождение и смерть. Ко вторым можно отнести такие состояния как: -изменение фамилии, имени, отчества; -возникновение, изменение и прекращение правового статуса граждан и их организаций; - возникновение, изменение и прекращение имущественных и личных неимущественных прав; - проекты и программы технической помощи. К третьим относятся регистрационные процедуры таких действий как: -сделки; -лицензии; -ценные бумаги; -нотариальные действия. Четвертая группа – материальные объекты: -транспортные средства; -оружие и боеприпасы; -контрольно-кассовые аппараты; -технологическое оборудование для производства этилового спирта и алкогольной продукции; -племенные животные. Подобной классификации по объектам регистрации придерживается П. И Кононов[48]. Но такая классификация является однобокой и не отражает всего многообразия правового явления регистрации. Интересной представляется классификация, предложенная Шмалий О.В.[49]. В своей работе автор делает попытку определить общий классификационный критерий видовой принадлежности государственной регистрации. Таковым, является публичный интерес, взятый в его конкретном выражении в зависимости от характера, уровня и содержания. На основе выбранного критерия в работе выделяются следующие виды государственной регистрации: • по характеру публичного интереса (публично-функциональной направленности): а) регистрация, направленная на охрану общественного порядка и обеспечения национальной (государственной) безопасности; б) регистрация регулятивно-управленческого характера; в) регистрация, направленная на обеспечение прав и свобод граждан; • по уровню публичного интереса: а) регистрация, направленная на реализацию общегосударственного интереса; б) регистрация, направленная на реализацию публичного интереса субъекта РФ; в) регистрация, направленная на реализацию интереса органа местного самоуправления; • по содержанию публичного интереса: а) государственная регистрация в экономической сфере; б) государственная регистрация в административно-политической сфере;
в) государственная регистрация в социально-культурной сфере. Данная классификация позволяет выявить функционально детерминированные признаки видов государственной регистрации, что дает возможность упорядочить регистрационные процессы и устранить внутренние противоречия в регулировании регистрационных отношений. Предложенную классификацию правоотношений, регулируемых нормами института регистрации, можно разделить на два блока. Первый блок является типовым, проведенным по основаниям, подходящим для классификации любых видов административных правоотношений: · по объектам и субъектам, подлежащим регистрации; · по регистрирующим органам; · по характеру регистрации; · по типу регистрации. Второй блок классификации представлен специфическими признакми, которые присущи именно институту регистрации: · по степени платности регистрации; · по юридической силе норм составляющих институт регистрации; · по времени действия документа о государственной регистрации; · по подведомственности принятия решения о признании недействующим документа о государственной регистрации.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.186 (0.044 с.) |