Философия Иммануила Канта (1724 - 1804): докритический и критический периоды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Иммануила Канта (1724 - 1804): докритический и критический периоды.



В докритический период он занимался проблемами естествознания и философской природы. В этот период он стоял на позициях материализма. Выдвинул гипотезу о происхождении Солнечной системы из огромного облака разряженных в пространстве частиц материи, высказал гипотезу о существовании вне нашей Галактики большой Вселенной Галактик, развил учение о замедлении суточного вращения Земли, а также учения об относительности движения и покоя. Эти исследования Канта сыграли огромную роль в формировании диалектики.

В критический период: границы познавательных возможностей человека, природа морали, сущность религии, место человека в мире и его предназначение. Пишет следующие работы: «Критика способности суждения», «Критика чистого разума», «Критика практического разума». Основная проблема – проблема познания. Процесс познания – нечто неизвестное или вещь сама по себе, воздействуя на органы чувств человека. Вызывает многообразие ощущений. Ощущения упорядочиваются с помощью априорных форм созерцания. 2 такие формы чувственности: пространство и время. Пространство систематизирует внешние ощущения, а время внутренние. Располагаясь в пространстве и во времени, ощущения составляют предмет восприятия. Всякое восприятие субъективно. Для того, чтобы восприятие превратилось в нечто объективное, необходимо участие другой познавательной способности, которую Кант называл рассудком. Рассудок не является высшей познавательной способностью, т.к он не даёт человеку абсолютного знания. Высшая познавательная способность – разум. Он выполняет задачу достижения абсолютного знания и побуждает рассудок к деятельности. Осн. Компоненты познавательной деятельности: чувство, рассудок и разум. Сущность мира непознаваема. Непознаваемую сущность отдельных вещей, а также мира в целом, Кант называл «вещью в себе». Достоверные знания возможны только в математике и естествознании. Также занимался этическими проблемами. Разделял действительность на 2 мира: материальный и мир человеческого познания. Человек принадлежит 2 мирам. В мире, в кот. мы живём, всё предопределено и поступки человека не представляют никакой нравственной ценности. Мораль начинается в потустороннем мире. Осн принцип его морали: «поступай так, чтобы принцип твоего поведения мог стать всеобщим законом». Был противником социальных выступлений. Разработал учение о роли антагонизма в историческом процессе, а также учение о необходимости вечного мира. Конечная цель пребывания человека на Земле – установление вечного мира

Философская система Гегеля (1770 - 1831).

Представитель объективного идеализма. Создал философскую систему, которая носит энциклопедический характер. В философии Гегеля рассматривается развитие духа, общества и развитие природы. Разрабатывал историческую философию, занимался философией права, морали. Религии, искусства. Согласно Гегелю, в основе мира лежит идеальное начало – абсолютный идеал, который является творцом природы и общества. Это начало активно и деятельно. Его деятельность состоит в мышлении или самопознании. Гегель полагал, что всякое развитие протекает по определённой схеме: 1этап: утверждение (тезис). 2этап: антитезис, отрицание этого утверждения.

3этап: отрицание отрицания (синтез). Каждое явление о природе, обществе и духовной жизни человека происходит такой тройственный цикл развития. Затем процесс воспроизводится вновь, но уже на более высоком уровне.Развитие абсолютной идеи также существует в форме триады:

1 этап. Абсолютная идея раскрывает своё содержание в системе взаимосвязи логических категорий.

2 этап. Она воплощается в природе с помощью категорий пространства и времени

3 этап. Абсолютная идея вновь возвращается в сферу духа.

Главная заслуга Гегеля состоит в разработке диалектики. Сформулировал основные законы диалектики:- закон взаимного перехода качественных и количественных изменений. - закон единства и борьбы противоположностей. - закон отрицания отрицания. Эти законы Гегель считал законами мышления, развития абсолютной идеи. Гегель развил такие учения о диалектических категориях как: необходимость и случайность, сущность и явление. Интересовали Гегеля и соц.проблемы. Склонялся к фаталистическому истолкованию исторического процесса и недооценивал фактор многовариантности истории человечества. Абсолютизировал роль государства и утверждал, что вся ценность человека, вся его духовная действительность существует исключительно благодаря государству. В отличие от Канта, рассматривал войну как нормальное средство решения межгосударственных конфликтов. Философия Гегеля является теоретическим источником марксистской философии.

Антропологический материализм Людвига Фейербаха(1804 - 1872).

Философ – материалист. Пытался решить важные для каждого человека вопросы: что такое счастье, любовь, смерть, счастье, надежда и т.д. В центре внимания вопрос о сущности религиозного мира, борьбе против него. Этой задаче было посвящено первое сочинение Фейербаха: «Мысли о смерти и бессмертии». За критику христианской догмы о личном бессмертии, он был отстранён от преподавания в университете и вынужден был провести долгое время в деревне. Здесь написал много трудов по истории философии. Характерной особенностью всех его исторически - философских сочинений было то, что они пронизаны борьбой против религиозного мировоззрения. Фейербах рассматривал в них историю философии как процесс освобождения человеческого разума из–под власти религии теологии (богословия). В исследованиях религии и морали стоял на идеалистических позициях. Религия рассматривалась им как отчуждение человеческих свойств, человек как бы удваивался и в лице Бога созерцал свою собственную сущность. Причиной такого удвоения Фейербах видел в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. В природе управляют не боги, а только естественные силы, естественные законы, элементы и существа. Природа действует согласно присущей ей внутренней закономерности. В ней господствует всеобщая причинная связь. Природа может быть понята только через саму себя, чтобы освободиться от религиозных заблуждений, необходимо уяснить, что человек – это не творение Бога, а наиболее совершенная часть вечной природы. Отвергал идеалистическую трактовку человека, согласно которой человек рассматривался, прежде всего, как духовное существо. Полагал, что духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного. Критикуя существующую религию, прежде всего христианства, Фейербах пытался создать новую религию, основанную на идее всеобщей любви. Его философия также считалась теоретическим источником марксистской философии.

Русская философия

Философия на Руси возникает вместе с принятием христианства (9 в.). А в Средней Азии гораздо раньше. Первым древнерусским философом считается Киевский Митрополит Илларион. Русская философия в своем развитии прошла ряд этапов.

· 1-ый период с 11 по 17 вв. Соответствует эпохе Средневековья в западноевропейской культуре. Основные проблемы были религиозными. Так Митрополит Илларион в работе “Слово о законе и благодати” обосновал включённость русской земли в общемировой процесс тождества христианства над язычеством. 2-ой философ князь Владимир Мономах (12 в.) написал работу “Поучения”, где изложил этический кодекс поведения. Мономах полагал, что праведная жизнь любого человека достигается добрыми делами, т.е. покоянием, слезами и милостыней. Итогом развития древнерусской философской мысли явилась выработка принципиально новых по сравнению с дохристианскими представлениями о мире как творении Бога. В конце 15 – начале 16 вв. На Руси развивается так называемая политическая философия. Её разрабатывали в основном еретики. Наиболее известной личностью был Филофей.

· 2-ой этап с к. 17 – 1 четв. 19 вв. Наибольшего развития философия в этот период достигает в 18 в. В этот период жили и творили Ломоносов, Радищев, Сковорода. Ломоносов (1711-1765 гг.) является основоположником материалистической философии в России, ученый-энциклопедист. Он выдвинул положение о том, что мельчайшие частицы иликарпускулы, под которыми он подразумевал молекулы, из которых состоят все вещества, сами состоят из ещё более мелких частиц, неделимых элементов, атомов. Эта идея Ломоносова опережала своё время и была принята наукой только в середине 19 в. Несмотря на то, что он был математиком, в качестве творца микоздания считал Бога. Ломоносов был философом-просветителем. Полагал, что улучшить жизнь общества можно лишь посредством просвещения и совершенствования нравов. В центре внимания философии Гр. Сковороды ─ человек. Отдельный человек, считал Сковорода, и мир в целом тождественны. Сковорода разделял Бытие на 3 мира. 1-ый ─ макрокосм или вся Вселенная. 2-ой ─ микрокосм или мир человека. З-ий ─ символический, который Сковорода назвал Библией. Все эти 3 мира организованы с помощью вечной материи и формы, т.е. идеи.

· 3-ий период со 2-ой четверти 19 в. В этот период в России формируется 2 направления: славянофилы и западники. Основоположниками славянофильского направления были Киреевский и Хомяков. Славянофилы стремились обосновать необходимость особого, по сравнению с западноевропейским, пути развития России. В реформах Петра I они видели попытку насильственной европеизации и полагали, что Россия должна опираться насобственный тип культуры. Славянофилы полагали, что Россия уже в 1-ые века своей истории была образована не менее Запада, однако, дух и основные начала русской образованности качественно отличались от западноевропейской. Особенностями русской истории славянофилы считали православие, общинный быт, покорность русского народа. Идеалом общественного устройства они считали монархию. Западники, к которым относились Грановский, Бакунин, Герцен и др., напротив утверждали, что Россия должна ориентироваться на западноевропейскую организацию. Во 2-ой половине 19в. В России возникает направление, получившее название русский космизм. Наиболее яркие представители: Чижевский, Циолковский, Вернадский и др. Представители этого учения утверждали, что человек и всё, его окружает ─ это частицы Вселенной. Владимир Вернадский разработал учение о ноосфере. Он утверждал, что Земля как космическое тело возникла около 4 - 4,5 млрд. лет назад. Жизнь ─ это космическое явление, но не случайное, в мировой эволюции. Наша планета и Космос представляют единую систему, в которой жизнь, живое вещество связывают в единое целое процессы, протекающие на Земле, с процессами космического происхождения. Космическая среда воздействует на здоровье человека, на его социальную и физиологическую активность.

 

Философская мысль Беларуси

… мысль Беларуси своими корнями уходит в культуру Киевской Руси, является общественным, духовным достоянием восточных народов. Философская мысль Беларуси отразила сложный и противоречивый процесс формирования белорусской нации, стала ярким свидетельством духовного роста, развитой социально и национального самосознания белорусского народа. Выдающимся оратором, поэтом и философом в эпоху наивысшего расцвета Киевской Руси являлся К. Туровский. в своей работе “Притча о человеческой душе и телёси” он обосновал мысль о взаимодействии души и тела, утверждая, что “как душа постоянно нуждается в помощи тела, так и тело в свою очередь нуждается в поддержке души”. Туровский призывал к просвещению и книжному почитанию, ведущему человека. В эпоху Возрождения на Беларусь начали проникать гуманистические идеи. Философией пробуждается интерес к человеку, его внутреннему миру, этическим и эстетическим запросам. Мыслители Беларуси в той или иной форме развивают идеи о высоком достоинстве человека, его интеллекта и праве на неограниченное развитие способностей. В этом можно убедиться, если проанализировать взгляды Ф. Скорины, С. Будного и других мыслителей.

Ф. Скорина (1490-1551 гг.) Мыслитель-гуманист, просветитель, ученый, философ, писатель эпохи Возрождения. В мировоззрении Скорины рационализм усиливался с верой в Бога. В центре внимания ─ духовный мир человека, его ценности и идеалы. Скорина полагал, что достоинство человека определяется не столько его происхождением или имущественным положением, сколько интеллектуально-моральными добродетелями и личными заслугами человека. В центре внимания Скорины ─ проблема соотношения индивидуального и общего добра. Человека он рассматривал как существо общественное. Настоящий смысл жизни человек приобретает только в обществе. Однако общественная жизнь требует от человека использование всех его способностей и таланта в интересах общего добра.

С. Будный (1533-1593 гг.) В своих сочинениях с помощью ссылок на Библию доказал разумность общества, основанного на частной собственности и классовых различиях. Отрицал бессмертие души и утвердил гуманистические принципы.

С. Полоцкий (1629-1680 гг.) Философские взгляды его противоречивы. Он считал, что мир сотворен Богом и в нем существуют два начала: материальное (земля, огонь, вода и воздух) и духовное. Душа человека бессмертна по его мнению. Полоцкий делил мир на три части. 1-ая ─ Бог, 2-ая ─ макрокосмос – природа, 3-яя – микромир – мир человека. Природу он считал познаваемой, сравнивал мир с книгой и призывал всех изучать её. Основой всякого познания Полоцкий считал ощущения, возникающие в результате воздействия окружающего мира на органы чувств. Человека он сравнивал с городом, закрытым со всех сторон стенами и имеющим пять входных ворот, через которые в город проникали как друзья, так и враги. Ворота – пять органов чувств. Однако в познании главная роль – разум. Философию Полоцкий делил на разумительную, т. е. логику, естественную, т. е. физику, и нравственную, т. е. этику. Полоцкий пропагандировал светское образование и выступал за развитие славянской культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.153.176 (0.014 с.)