Правила формулирования ответа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила формулирования ответа



1. Ответ должен быть ясным, однозначным, кратким. Это во многом зависит от того, как отвечающий понимает вопрос и хочет ли он на него давать ответ.

2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее ею. Многие споры и дискуссии бесплодны в силу отступления от этого правила.

3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать и указание на эту некорректность. В некоторых случаях достаточно сказать, что в каком-то подпункте вопрос не ясен и требует уточнения. В других – что вопрос не заслуживает обсуждения, так как он окончательно решен и ответ известен. В каких-то случаях – ответ получить нельзя в силу недостатка определенных сведений на данный момент и т.д. Следует отметить, что если задан некорректный вопрос – в его основе лежат ложные предпосылки, – то единственно возможным ответом является опровержение этих ложных предпосылок.

Вопросно-ответная структура играет важную роль в процессе познания объективной действительности. Современному профессионалу нужно знать логическую сущность вопросов и ответов, их виды, правила постановки вопросов и формулирования ответов, чтобы корректно ставить вопросы и отвечать на них, различая и указывая уловки, которые могут быть применены (по незнанию или преднамеренно) собеседниками или которые встречаются в различных текстах научной и популярной литературы, документах.

 

 

Тема 55: Логика поиска ответа.

Вопрос не только выражает требование получения новых знаний, сведений, но и направляет их поиск, и более или менее точно указывает ту область, где можно обнаружить искомую информацию. Эта область называется областью поиска ответа.

Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.

Например, в вопросе "Правда ли, что автор романа “Мастер и Маргарита” М. Булгаков отказался от получения Нобелевской премии в области литературы?" содержится информация, что М. Булгакову была присуждена, возможно, Нобелевская премия в области литературы (предпосылка вопроса), и выражается требование уточнить эту информацию. Слово "ли" вместе с особым строем предложения и особой интонацией при произношении задает область поиска ответа, понуждающих к выбору одной из альтернатив: "да" или "нет".

Постановка вопроса и поиск информации для ответа составляют явно или неявно присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную форму развития знаний. Она всегда выступает направляющим началом в развитии естествознания и техники. Родоначальник индуктивной логики Френсис Бэкон говорил, что мы должны уметь задавать вопросы природе. Таким же путем приобретается исходная информация в социологии, экономике, правоведении, медицине и других областях.

Особая роль принадлежит вопросно-ответной форме в процессе судопроизводства. Поиск ответов на интересующие следствие и суд вопросы составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствовании, очных ставок и многих других следственных действий. В судопроизводстве вопросно-ответная форма служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам. В качестве примера приведем предусмотренную Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации последовательность) вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора.

При постановлении приговора суд в совещательной комнате раз решает следующие вопросы:

1) имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;

2) содержит ли это деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено;

3) совершил ли это деяние подсудимый;

4) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления;

5) подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление;

6) какое именно наказание должно быть назначено подсудимому и подлежит ли оно отбытию подсудимым.

По логической структуре и познавательной функции вопросы подразделяются на два основных типа: уточняющие (ли-вопросы) и восполняющие.

Грамматический признак уточняющих вопросов - наличие в предложении частицы “ли”: “Верно ли, что...”; “Является ли...”; “Так ли, что...”; “Действительно ли, что...” и другие синонимные выражения.

“Верно ли, что Земля вращается вокруг Солнца?”

“Является ли должностной подлог преступлением?”

Грамматический признак восполняющих вопросов - наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? где? когда? как? и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что собой представляет исследуемый объект.

“Кто изобрел телефон?”

“Когда произошло последнее извержение вулкана Везувий?”

Поиск ответа на поставленный вопрос предполагает обращение к некоторой теоретической или эмпирической области, которую называют ʼʼобластью поиска ответаʼʼ. Поиск ответа на восполняющий вопрос (ʼʼчто-вопросʼʼ) связан с выбором истинного суждения из множества возможных суждений. Такие вопросы, не ограничивающие поле поиска ответа͵ называют открытыми. К примеру, ответ на вопрос: ʼʼКогда произошло последнее землетрясение в Армении?ʼʼ — предполагает обращение к данным о последних землетрясениях. Этот круг сведений представляет собой в данном случае область поиска ответа.

Уточняющие ʼʼли-вопросыʼʼ сразу ограничивают область поиска ответа выбором одной из альтернатив. К примеру, вопрос: ʼʼДействительно ли Я совершил преступление?ʼʼ — в предпосылке содержит указание на отношение N к факту преступления, что и должно быть уточнено в ответе. Следовательно, поиск ответа определен альтернативой ʼʼдаʼʼ или ʼʼнетʼʼ, совершил или не совершил. По этой причине уточняющие вопросы называют также закрытыми или альтернативными.

Точность и определённость ответов во многом зависят от корректности вопроса. На расплывчатый, двусмысленный вопрос трудно получить точный ответ.

 

Тема 56: Гипотеза, её строение, виды, правила и роль в познании.

Гипотеза – это закономерная форма развития знаний, представляющая собой обоснованное предположение (проблематичное суждение), выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.
Построение гипотезы: выдвижение предположения; научная и практическая проверка гипотезы, ведущая в итоге к ее опровержению или подтверждению и доказательству. Любая гипотеза имеет основания (исходные данные), конечный результат (предположение), включает логическую обработку данных, проверку гипотезы (подтверждение или опровержение).
Виды гипотез:
- по функциям в познавательном процессе: описательные (предположение о присущих исследуемому объекту свойствах; особое место – гипотезы о существовании – экзистенциальные) и объяснительные (предположение о причинах возникновения объекта исследований);
- по объекту исследования: общие (обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях – «о происхождении небесных тел» и т.д.) и частные (обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных факторов, конкретных событий и явлений), а также рабочие (выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение; выполняет функцию первого систематизатора факторов);
При объяснении отдельных фактов нередко выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих факты – версий.

Виды: общие – предположения, объясняющие все преступления в целом как единую систему конкретных обстоятельств. Частные – предположение, объясняющее отдельные обстоятельства преступления.
Условия состоятельности гипотезы: непротиворечивость, принципиальная проверяемость, обоснованность эмпирически и теоретически, информативность.
Важным условием построения плодотворной гипотезы является соблюдение принципа объективности исследования, т.е. отсутствие предвзятости и всесторонность исследования.

Гипотеза в науке считается состоятельной, если удовлетворяет следующим требованиям:

1) гипотеза должна быть непротиворечивой, т.е. предположение не должно противоречить исходному эмпирическому базису;

2) гипотеза должна быть принципиально проверяемой;

3) гипотеза должна быть приложима ко всему классу исследуемых объектов;

4) гипотеза должна быть эмпирически и теоретически обоснованной;

5) гипотеза должна быть простой, т.е. такой, которая не требует ввода все новых и новых гипотез или допущений при увеличении числа наблюдений и повышений их точности.

После того как гипотеза выдвинута наступает второй этап – этап её проверки. Превращение гипотезы в достоверное знание можно получить в следующих случаях:

1) когда описываемая гипотезой причина исследуемого явления, становится доступной прямому наблюдению;

2) если положения, составляющие её основное содержание, могут быть выведены в качестве следствий из достоверных посылок;

3) методом исключения (строятся все возможные гипотезы, а затем поочередно проверяется каждая и показывается, что все они, кроме одной, являются ложными);

4) выведением следствий из гипотезы и их последующим подтверждением;

5) внутренней перестройкой теории, в рамках которой она выдвинута.

Выдвижение и проверка гипотез являются закономерностью развития любой науки. При переходе от гипотезы к теории в одном случае превращение гипотезы в достоверное знание обогащает уже имеющуюся теорию новым достоверным законом, положением или расширяет её предметную область, а в другом – подтверждение гипотезы означает появление новой достоверной теории в достаточно широко разработанном виде. Формирующиеся и постоянно развивающиеся теории служат основой для выдвижения новых гипотез и, следовательно, создания новых теорий.

 

 

Тема 57: Теория как форма мышления, её строение, виды и роль в познании.

Термин «теория» используется достаточно широко. Так, иногда теорией называют вообще умственную деятельность. Часто под теорией подразумевают то, что фактически является гипотезой. Нередко теорий называют концепции, совокупность взглядов или мнения отдельного человека или точка зрения по некоторому вопросу. В философии науки теорией называют систему объективного знания. Научное определение теории следующее: теория – качественно своеобразная форма научного знания, существующая как некоторая система логически взаимосвязанных предложений, отражающих существенные, т. е. закономерные, общие и необходимые внутренние связи той или ной предметной области.

С точки зрения научной методологии под теорией следует понимать истинное знание, изложенное в виде системы. Что представляет собой теория в качестве системы знания?

Как и всякая система, теория характеризуется определенным составом, т. е. совокупностью элементов, определяющих ее идейное содержание, и строением, или структурой, т. е. совокупностью отношений и связей между ее элементами. В состав или содержание теории входят: основные и специальные понятия, принципы и законы, идеи, язык, математический аппарат, логические средства. Они составляют гносеологическую структуру теории.

Все эти элементы содержания теории расположены не в произвольном порядке или чисто внешним образом (как в словаре), а представляют собой последовательную систему связи, в которой понятия и утверждения связаны законами логики так, что из одного предложения с помощью законов и правил логики можно вывести другие предложения. Это и есть логическая структура теории. Она не вытекает из предметной области, а из логических закономерностей.

В соответствии с логической структурой различают три вида теорий: 1) аксиоматические, 2) генетические, 3) гипотетико-дедуктивные.

Аксиоматическая теория строится следующим образом: исходные предложения принимаются без доказательства, а все остальные дедуктивно выводятся из них.

Генетическая теория возникает из необходимости обоснования исходных предложений, поэтому в них указываются пути получения этих предложений, которые, как правило, усматриваются в индукции.

Гипотетико-дедуктивная теория строится из гипотетически выдвигаемого общего положения, из которого дедуктивно выводятся все другие предложения.

Остановимся подробнее на гносеологической структуре теории.

Основным и наиболее важным, а также исходным элементом гносеологической структуры теории является принцип, органически связывающий другие элементы теории в единое целое, в стройную систему.

Под принципом (от лат. principium – начало, основа) в теории познания понимают основополагающее первоначало, исходный пункт какой-либо концепции, то, что лежит в основе определенной совокупности знаний. В научной теории принцип составляет ее коренную основу, вокруг которой синтезируются все ее понятия, суждения, законы и т. п., раскрывая, обосновывая и развивая этот принцип. Так, в основе теории материалистической диалектики лежит принцип развития. Все ее законы и категории подчинены раскрытию сущности развития, его проявления во всех областях действительности, на разных уровнях, в разных условиях. Поэтому пока нет синтезирующего принципа, нет и теории. Принцип не дается в готовом виде в начале формирования теории. Этому предшествует длительный процесс исследования явлений соответствующей области действительности, охватываемой создаваемой теорией. Формирование же теории по существу происходит уже после того, как найден принцип.

Обычно при создании теории используется ряд принципов, различающихся между собой по степени общности. Но при этом они должны быть совместимы между собой и удовлетворять двум условиям: первое, они не должны находиться в формально-логическом противоречии друг с другом, и второе, принцип меньшей степени общности должен конкретизировать принцип большей степени общности. Последний, как правило, представляет собой философские положения. К числу таких принципов относятся принцип развития, принцип взаимосвязи, принцип единства мира. Философские принципы играют весьма важную направляющую, методологическую роль в создании любой научной теории.

Ценность принципа определяется степенью его разработанности и истинностью. Ясно, что научную теорию нельзя построить на основе ложных, ненаучных или антинаучных принципов. По своей синтезирующей роли принцип напоминает идею, о которой говорилось выше. Эти понятия по своему смыслу и содержанию достаточно близки, но все же не тождественны. Идея выдвигается перед гипотезой в качестве абстрактно-теоретического знания сущности объекта исследования в самом общем приближении. Принцип является уже конкретно-теоретическим знанием, лежащем в основе некоторой совокупности знания, благодаря которому и возникает система знания.

В гносеологической структуре теории важное место занимают законы. Закон есть отражение существенных, устойчивых, повторяющихся и необходимых связей между явлениями, исследуемыми данной теорией. В теорию, как правило, входят несколько законов различной степени общности. Сердцевину теории составляет один или несколько относительно независимых друг от друга и равноправных законов. Они являются наиболее общими и не выводимыми из других законов данной теории.

Вторую группу законов данной теории составляют такие, которые выводимы из первой группы, но в своем действии сохраняют относительную самостоятельность по отношению друг к другу. В третью группу законов входят те, которые выводимы из второй группы и т. д. до получения следствий из этих законов, характеризующих конкретное явление. Следствия позволяют обнаружить новые свойства, стороны указанных явлений, а также открыть ранее неизвестные явления. Так, Менделеев чисто теоретически открыл ряд элементов, благодаря следствиям из периодического закона. Принцип теории и раскрывающие его законы, находящиеся на верхней ступени рассмотренной выше иерархической лестницы, составляют ядро научной теории, ее главную сущность.

Т еоретические законы не относятся к наблюдаемым величинам. Они являются законами о таких объектах, как молекулы, атомы, электроны, протоны, электромагнитные поля и другие ненаблюдаемые объекты, которые не могут быть измерены простым непосредственным способом. Теоретические законы являются более общими, чем эмпирические, но они не формируются путем обобщения эмпирических. Теоретические законы, согласно неопозитивизму, формируются субъектом познания, ученым. Они подтверждаются косвенно через эмпирические законы, выведенные из теории, в состав которой входят данные теоретические законы.

Таким образом, можно сделать выводы:

1) неопозитивизм не считает закон отражением сущности, а только фиксацией повторяемости;

2) эмпирические законы не выходят за пределы чувственного опыта и не достигают абстрактного уровня;

3) теоретические законы являются субъективными по своей природе и результатами конструктивной деятельности ученого.

Понятия – также гносеологический элемент теории. Понятие – это такая форма мышления и форма выражения научных знаний, в которой фиксируются наиболее общие, существенные свойства предметов, явлений действительности, их важнейшие связи и отношения. В научных понятиях как бы аккумулируются все наши знания о существенных свойствах предметах, явлений, отражаются и закрепляются наиболее важные связи и закономерности. Можно сказать, что все основные научные данные, составляющие содержание теории, концентрируются в научных понятиях, выраженных в соответствующих законах.

Понятия как формы мышления бывают следующих видов: обыденного языка, специально-научные понятия, общенаучные и философские понятия и категории, отличающиеся наибольшей степенью общности. Последние три, специально-научные, общенаучные и философские, являются не только формами мышления, но и формами теоретического уровня познания в составе научной теории.

Специально-научные понятия отражают признаки изучаемой отдельной области действительности, например, «дифракция». Среди них могут быть понятия большей или меньшей степени общности относительно данной области исследования. Так, понятие «поле», «вещество» в физике большей степени общности, чем понятие «электрон».

Общенаучные понятия выделились в особую группу научных понятий сравнительно недавно. Их качественная специфика состоит в следующем: 1) благодаря предельно высокому уровню обобщения и абстрагирования от конкретных явлений действительности они принципиально применимы во всех без исключениях областях научного знания; 2) каждое такое понятие само по себе или же в соотношении с другим, подобным ему, выступает основой особого, специфического по содержанию общенаучного подхода к познанию самых различных феноменов реальности.

В настоящее время в число общенаучных понятий можно отнести такие понятия, как «система», «структура», «элемент», «функция», «информация». С ними связаны такие специфические подходы исследования, как системно-структурный, структурно-функциональный, информационный. Генезис данных общенаучных понятий связан с зарождением их в отдельных частных науках и постепенным нарастанием их объема, универсализации содержания и применимости. В настоящее время эти понятия используются как в естественных и технических науках, так и гуманитарных.

В современной методологии науки принято выделять следующие компоненты теории:

1) исходную эмпирическую основу, которая включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, достигнутых в ходе экспериментов и требующих теоретического объяснения;

2) исходную теоретическую основу – множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов, в совокупности описывающих идеализированный объект теории;

3) логику теории – множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства;

4) совокупность выделенных в теории утверждений с их доказательствами, составляющую основной массив теоретического знания.

Методологически центральную роль в формировании теории играет лежащий в ее основе идеализированный объект – теоретическая модель существенных связей реальности, представленных с помощью определенных гипотетических допущений и идеализаций. Построение идеализированного объекта теории – необходимый этап создания любой теории.

Процесс развертывания теории в первую очередь строится на раскрытии заложенных в идеализированном объекте возможностей. С этой целью используется математический формализм, производятся формальные операции со знаками математического языка, выражающими те или иные параметры объекта. Если в теории мало или вообще не используются математические формализмы, то применяется мысленный эксперимент с идеализированным объектом. По мере развертывания теории создаются новые уровни содержания теории, конструируются более глубокого содержания идеализированные объекты. Параллельно с логическим движением теоретической мысли идет переработка эмпирической информации в собственное содержание теории, обогащение ее понятийного аппарата. Весь этот процесс внутреннего развития теории есть восхождение от абстрактного к конкретному.

 

 

Тема 58: Основные логические приёмы и средства мыслительной деятельности.

Анализ – это расчленение целого на части, переход от общего к частному.

Синтез – мысленное объединение частей в целое, то есть переход от частного к общему.

Анализ и синтез неразрывно связанны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания: анализируем мы всегда то, что синтетически целое, а синтезируем то, что аналитически расчленено.

Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ даёт знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.

В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную роль. Сравнивая, например, прилагательное и глагол, операции умножения и деления, треугольник и прямоугольник, школьник глубже познаёт особенности данных предметов или явлений.

Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от существенных признаков и свойств.

Выделенный в процессе абстрагирования признак предмета мыслится независимо от других признаков и становится самостоятельным объектом мышления.

Аналогия – мысленное установление сходства между объектами в некотором отношении.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.

В учебной работе школьников обобщение обычно проявляется в выводах, определениях, правилах, классификации.

Конкретизация – это мысленный подход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.

В учебном процессе конкретизация имеет большое значение: она связывает наши теоретические знания с жизнью, с практикой и помогает правильно понять действительность. Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний, которые остаются голыми и бесполезными абстракциями, оторванными от жизни.

Классификация – это распределение предметов по группам путем выделения в данных предметах тех или иных признаков.

Я считаю, чтобы правильно строить процесс обучения, надо всегда учитывать возрастные и индивидуальные особенности организации мыслительного процесса, развитие мыслительных способностей учащихся в учебной деятельности, не забывая при этом, что человеческое мышление изначально двустороннее: эмоционально-образная и логическая стороны существуют как равноправные части.

Логическое мышление – основа школьного образования, залог успешного понимания технических и гуманитарных дисциплин.

На стадии конкретных операций ученик обнаруживает способность к выполнению гибких и обратимых операций, совершаемых в соответствии с логическими правилами. Дети, достигшие этого уровня развития, уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих оценках. Дети могут рассуждать, пользуясь абстрактными понятиями, опираться в своих рассуждениях на предположения или воображаемые объекты. Целенаправленное обучение приемам мыслительной деятельности нисколько не замедляет процесс усвоения программного материала. Наоборот, этот процесс все более и более ускоряется по мере овладения этими приемами, т.е. по мере развития логики мышления учащихся. Гуманитарная направленность выражается в том, что ребенок с первых шагов в школе будет овладевать не только знаниями, но и способами их постижения (правилами игры в информационном пространстве).

Основные задачи, которые решает учитель в процессе формирования логического мышления:

· научить школьников решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом;

· создать ситуацию успеха, помочь обрести ребенку уверенность в его силах;

· развить поисковую активность и сообразительность ребенка.

Одна из наиболее существенных особенностей подросткового возраста заключается в том, что в процессе обучения ребенок осваивает на логическом уровне все мыслительные операции. Поэтому неслучайно, характеризуя данную стадию развития мышления у подростков, Ж. Пиаже определяет ее как стадию формальных операций. Причем главной особенностью развития мышления в данном возрасте является то, что постепенно отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру. А главной особенностью развития мышления подростка является то, что постепенно отдельные умственные операции, которые он совершает, превращаются в единую целостную структуру.

Следующая особенность развития мышления подростков заключается в их способности анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Благодаря этому, у детей подросткового возраста отмечается возникновение интересов к разнообразным абстрактным философским проблемам, в том числе к религиозным, политическим, этическим и другим. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, то есть у них происходит становление мировоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с интеллектуальным развитием. В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности:

· способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;

· способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.

Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя. От этого зависит не только, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и особенностей подростка. Анализируя работы Пиаже, можно прийти к выводу что, абстрактное мышление подростков находится на уровне формальных операций. Пиаже считает, что развитие мышления до стадии формальных операций не только является основным когнитивным новообразованием, данного воз­раста, но и лежит в основе всей эволюции психической жизни в отрочестве. Большинство современных работ по изучению когнитивного развития исходят из идей Пиаже.

 

 

Тема 59: Сравнение и различение как логические приёмы.

Одним из приемов логического мышления является прием сравнения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.184.30 (0.056 с.)