Степень устойчивости и последовательности (противоречивости) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Степень устойчивости и последовательности (противоречивости)



Семейного воспитания

 

От степени устойчивости и последовательности семейного воспитания зави- сит стабильность сохранения основных характеристик воспитательного про- цесса — типа эмоционального принятия ребенка, количества и содержания требований и запретов, вида контроля, уровня протекции, способов разреше- ния конфликтов. Неустойчивость (противоречивость) стиля воспитания оп- ределяется резким изменением характеристик воспитания на протяжении развития ребенка либо одновременным сочетанием противоречивых его приемов. О противоречивости семейного стиля воспитания можно говорить также в тех случаях, когда различные члены семьи одновременно реализуют


190 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 

противоположные, противоречащие друг другу приемы и методы воспита- ния. Например, мать реализует вариант теплого эмоционального принятия и потворствования, а отец — отвержения и сверхтребовательности.

Противоречивость и непоследовательность системы семейного воспита- ния крайне неблагоприятно сказываются на развитии ребенка. Противоре- чивость воспитания в раннем возрасте приводит к формированию тревож- ной амбивалентной привязанности [Crittenden, 2000], а в подростковом— к формированию таких черт характера, как упрямство, противостояние авто- ритетам, негативизм (К. Леонгард).

 

 

Родительская позиция

 

Понятие «родительская позиция» представляет собой интегративную харак- теристику, определяющую тип эмоционального принятия ребенка, мотивы и ценности воспитания, особенности образа ребенка у родителя, представле- ния последнего о себе как родителе (образ «Я как Родитель»), модели роле- вого родительского поведения, степень удовлетворенности родительством.

Еще в 1930-х гг. были выделены такие родительские установки, как «при- нятие и любовь», «явное отвержение», «чрезмерная опека» и «излишняя тре- бовательность» [Шванцара, 1978]. Однако определение родительской пози- ции, основывающееся лишь на одном, хотя и доминирующем параметре родительского отношения, в значительной мере упрощает ее содержание.

Существуют различные варианты определения термина «родительская позиция». А.С. Спиваковская [1981] квалифицирует ее как реальную направ- ленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. Роди- тельская позиция представляет собой систему родительского эмоционально- го отношения к ребенку, стиля общения с ним и способов поведения с ним (А.А. Бодалев, В. В. Столин). А.Я. Варга и В.А. Смехов [1986] определяютро- дительскую позицию как триединство эмоционального отношения родителя к ребенку, стиля общения с ним и когнитивного видения ребенка.

Е.О. Смирнова выделяет в родительской позиции два структурных ком- понента — личностное и предметное, определяющие своеобразие и внутрен- нюю конфликтность родительского отношения к ребенку, отражающие ее двойственность. Личностное начало выражено в безусловной любви родите- ля к ребенку и глубинной привязанности. Предметное задает объективное оценочное отношение взрослого к ребенку, направленное на формирование социально ценных качеств и свойств его личности [Смирнова, Быкова,

2001]. Оценочное отношение обусловлено ответственностью, которую несет

родитель за будущее благополучие своего ребенка и его развитие.

Итак, родительская позиция характеризуется эмоциональным отноше- нием к ребенку в терминах принятия/отвержения, особенностями роди-


§ 11. Родительская позиция 191

 

 

тельского образа ребенка (когнитивное видение), определенным стилем общения с ребенком, где важной составляющей является структурирова- ние позиций как равноправных или как позиций доминирования—подчи- нения, дисциплиной как систное иродительских требований, ценностями родительского воспитания, степенью устойчивости (стабильности) или противоречивости (непоследовательности) родительского отношения.

Позитивное родительское отношение определяют:

•относительная непрерывность, стабильность родительского отноше- ния во времени;

•изменение родительского отношения с возрастом ребенка, учитываю- щее специфику его психологического возраста (Е.О. Смирнова). Очевид- но, что при анализе родительского отношения к ребенку необходимо учи- тывать, насколько оно адекватно возрасту ребенка, задачам его развития и возрастно-психологическим особенностям;

•уравновешенность в родительском отношении двух противополож- ных тенденций — тенденции к установлению максимальной близости с ре- бенком с целью защитить, обеспечить безопасность и заботу и тенденции к предоставлению ребенку автономии и самостоятельности в решении воз- никающих проблем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.11.16 (0.006 с.)