Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Степень устойчивости и последовательности (противоречивости)
Семейного воспитания
От степени устойчивости и последовательности семейного воспитания зави- сит стабильность сохранения основных характеристик воспитательного про- цесса — типа эмоционального принятия ребенка, количества и содержания требований и запретов, вида контроля, уровня протекции, способов разреше- ния конфликтов. Неустойчивость (противоречивость) стиля воспитания оп- ределяется резким изменением характеристик воспитания на протяжении развития ребенка либо одновременным сочетанием противоречивых его приемов. О противоречивости семейного стиля воспитания можно говорить также в тех случаях, когда различные члены семьи одновременно реализуют 190 Глава 3. Детско-родительские отношения
противоположные, противоречащие друг другу приемы и методы воспита- ния. Например, мать реализует вариант теплого эмоционального принятия и потворствования, а отец — отвержения и сверхтребовательности. Противоречивость и непоследовательность системы семейного воспита- ния крайне неблагоприятно сказываются на развитии ребенка. Противоре- чивость воспитания в раннем возрасте приводит к формированию тревож- ной амбивалентной привязанности [Crittenden, 2000], а в подростковом— к формированию таких черт характера, как упрямство, противостояние авто- ритетам, негативизм (К. Леонгард).
Родительская позиция
Понятие «родительская позиция» представляет собой интегративную харак- теристику, определяющую тип эмоционального принятия ребенка, мотивы и ценности воспитания, особенности образа ребенка у родителя, представле- ния последнего о себе как родителе (образ «Я как Родитель»), модели роле- вого родительского поведения, степень удовлетворенности родительством. Еще в 1930-х гг. были выделены такие родительские установки, как «при- нятие и любовь», «явное отвержение», «чрезмерная опека» и «излишняя тре- бовательность» [Шванцара, 1978]. Однако определение родительской пози- ции, основывающееся лишь на одном, хотя и доминирующем параметре родительского отношения, в значительной мере упрощает ее содержание. Существуют различные варианты определения термина «родительская позиция». А.С. Спиваковская [1981] квалифицирует ее как реальную направ- ленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. Роди- тельская позиция представляет собой систему родительского эмоционально- го отношения к ребенку, стиля общения с ним и способов поведения с ним (А.А. Бодалев, В. В. Столин). А.Я. Варга и В.А. Смехов [1986] определяютро- дительскую позицию как триединство эмоционального отношения родителя к ребенку, стиля общения с ним и когнитивного видения ребенка.
Е.О. Смирнова выделяет в родительской позиции два структурных ком- понента — личностное и предметное, определяющие своеобразие и внутрен- нюю конфликтность родительского отношения к ребенку, отражающие ее двойственность. Личностное начало выражено в безусловной любви родите- ля к ребенку и глубинной привязанности. Предметное задает объективное оценочное отношение взрослого к ребенку, направленное на формирование социально ценных качеств и свойств его личности [Смирнова, Быкова, 2001]. Оценочное отношение обусловлено ответственностью, которую несет родитель за будущее благополучие своего ребенка и его развитие. Итак, родительская позиция характеризуется эмоциональным отноше- нием к ребенку в терминах принятия/отвержения, особенностями роди- § 11. Родительская позиция 191
тельского образа ребенка (когнитивное видение), определенным стилем общения с ребенком, где важной составляющей является структурирова- ние позиций как равноправных или как позиций доминирования—подчи- нения, дисциплиной как систное иродительских требований, ценностями родительского воспитания, степенью устойчивости (стабильности) или противоречивости (непоследовательности) родительского отношения. Позитивное родительское отношение определяют: •относительная непрерывность, стабильность родительского отноше- ния во времени; •изменение родительского отношения с возрастом ребенка, учитываю- щее специфику его психологического возраста (Е.О. Смирнова). Очевид- но, что при анализе родительского отношения к ребенку необходимо учи- тывать, насколько оно адекватно возрасту ребенка, задачам его развития и возрастно-психологическим особенностям; •уравновешенность в родительском отношении двух противополож- ных тенденций — тенденции к установлению максимальной близости с ре- бенком с целью защитить, обеспечить безопасность и заботу и тенденции к предоставлению ребенку автономии и самостоятельности в решении воз- никающих проблем.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.11.16 (0.006 с.) |