Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура сознания.Сознание и бессознательное.Индивидуальное и общественное сознание.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Структура сознания.Сознание и бессознательное.Индивидуальное и общественное сознание. Сознание по своей стр-ре-многоярусное и разнополюсное образование.Стр-ра и св-ва сознания в существенной степени предопределены стр-ой мозга.Отдельным проявлением психонервной дея-ти соотв определенные участки головного мозга.Наблюдается определенная локализация психических функций.И поэтому,например,повреждение мозжечка ведет к нарушению координации движений,а хирургическое удаление затылочных долей,в которых находится корковый конец зрительского анализатора,-к утрате зрительной функции.Исходя из фрейдистских представлений и с учетом достижений современной науки выделяют 4 уровня психической деятельности че-ка. 1-уровень.Надсознательное или «Сверх-Я». Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди,социальные запреты(табу)власти родителей и авторитетов. 2-уровень.Сознательное,т.е. та часть пихической дея-ти индивида,кот-ая непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им.Ему принадлежит решающая роль в отражении как явлений внешнего мира,так и внутреннего состояния человека и регуляции на этой основе его поведения. 3-уровень.Подсознательное, т.е. тот слой психической деятельности,кот-ый в данный момент не может появиться в поле сознания индивида(забытые переживания,мысли,тревоги). 4-уровень.Бессознательное -особый пласт психики,включающий такие феномены,стр-ры и механизмы,которые никогда не появляются в поле сознания-ни по воле субъекта,ни спонтанно.Среди них есть неявные знания,а также такие импульсы или переживания,которые систематически подовляются,угнетаются сознанием и всем образом жизни,однако время от времени берут реванш.Сам З.Фрейд сводил бессознательное,а также подсознательное почти исключительно к половому влечению. Свойства сознания: -идеальность -интенциональность,т.е. соотнесенность результатов психического отражения с окружающим миром(когда в голове человека возникает образ дерева,то он соотносит его с реальным предметом). Неотъемлимый признак сознания- самосознание, т.е. осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности,как личности.
Сомочувствие -элементарное осознание своего тела. Сознание -высшая,присущая лишь людям фунуция мозга,связанная с речью и заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности,в разумном регулировании поведения и самооценке действий человека. Индивидуальное сознание-сознание личности.Общественное сознание включает в себя совокупность идей,теорий и взглядов,соц-ых чувств,привычек и нравов,интересов и идеалов,возникающих в определенный исторический период у больших социальных классовИндивид и общественное сознание постоянно взаимодействуют:исторически выработанные идеи,нормы общественного сознания становятся основой мировоззрения,личными убеждениями индивида,источником его знаний,нравственных предписаний,эстетических представлений и т.д.,а личные идеи и убеждения приобретают общественную значимость,входя в состав общественного сознания. Специфика научного познания Научное познание как спецефически организованная совокупность познавательных действий имеет ряд хар-к,отличающих его от других форм их организации. Во-первых,это специализированаая форма познавательной дея-ти,направленная в идеале исключительно на производство знания,нередко вне конкретных представлений о возможных сферах и способах его последующего применения. Во-вторых,в основе данной формы организации познвательных действий лежит четкая выделенность их предмета. В-третьих,неотъемлемой хар-ой научного познания яв-ся его прогностичность-напрпвленность на предсказание будующих событий. В-четвертых,науч познание предполагает использование специализированного инструментария,в частности,специальных материальных ср-в-реактивов,пробных объектов и т.д. В-пятых,науч познание регламентируется определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания. В-шестых,результаты познавательных действий,организованных в форме науч познания,должны соотв ряду требований:воспроизводимость,контролируемость и т.д. От других форм познания науч познание отличается специализированным языком. Стр-ра научного исследоваия Объект исследования-это то,на что направлена творческая активность исследователя,что противостоит ему как неопознанное.
Предмет исследования-целостная совок устойчивых взаимосвязанных хар-к объекта,определяющих конкретные цели исследования. Цель исследования-приращения научного знания о хар-ах объекта,оставляющих предмет исследования. Проблема-это возникший в ходе научного познания вопрос или комплекс вопросов,посредством котрых фиксируется достигнутый уровень изученности объекта и определяется направление дальнейших исследований. Вопрос-это поисковая форма научного знания,фиксирующая его неполноту и содержащая установку на дополнение знания о предмете исследования в определенном аспекте. Задача-проблема,метод решения которой известен. Средство-матер или идеальный объект,включенный в напрпвленной взаимодействие с исследуемым объектом. Метод-система предписаний,регламентирующих познавательные действия,операции,процедуры исследователя. Условия-совок обстоятельств,при которых проводится научное исследование. Результат-приращенное знание как решение проблемы или задачи. В процессуальном аспекте науч исследование включает в себя несколько основных совокупностей специфических познавательных действий. Феномен научной революции Науч.революции-те этапы раз-вития науки когда происходит смена исследоват.стра- тегий,задаваемых ее основаниями.Основания науки вкл.неск-ко компонентов.Гл.среди них:идеалы и методы исследования (представления о целях науч.дея-сти и способах их достижения);науч.картина мира (целост-ная система представлений о мире,его общих св-ах и закономерностях, формирующаяся на основе науч.по-нятий и з-нов);фил.идеи и принципы,обосновывающие цели,методы,нормы и идеалы науч.исследования. Мож- но выделить 4 науч.революции. 1-ой из них была рево- люция XVIIв.,-становление класс-кой науки.2ая произо- шла в к.18-1ой пол.19вв.-переход от класс.науки к дис-циплинарно организованной науке Появление таких наук,как биология,химия и др. способствует тому,что механическая картина мира перестает быть общена-учной и общемировоззренческой.Биология и геология вносят в картину мира идею развития.Происходят из-менения и в фил.основаниях науки.Центр.проблемы ф-и в этот период:?? дифференциации и интеграции науч. зн-я,полученного в разных науч.дисциплинах,соотн-я разл.методов науч.исследования,классификация наук и поиск ее критериев.3-я революция охватывает период с к.19до сер.20в.Революционные преобразования произо- ли сразу во многих науках:в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории,в биологии-гене- тика,в химии-квантовая химия и т.д.Возникают новые отрасли науч.зн-я-кибернетика и т-я систем.В рез-те сформировалось новое, неклассическое,естествозн-е. Идеалы и нормы неклассической науки базировались на отрицании разумно-лог.содержания онтологии,способ-ности разума строить единств-но верную идеальную модель реальности,позволяющую получать един-но истинную теорию.Допускалась возможность признавать истинность сразу неск-ких теорий.Возникла соответствующая неклассическому естествознанию картина мира, в к-ой появилось представление о приро-де как сложном динамическом и иерархизированном ед-ве саморегулирующихся систем.Изменились и фил. основания науки.Ф-я ввела в систему обоснований последней идею истор.изменчивости науч.зн-я,призна-ла относительность истины,разработала представление об активности субъекта позн-я.Существенные измене-ния претерпели многие фил.категории.Это относится к категориям часть,целое,причина, случайность,необхо-димость и т.д.Стало ясно,что целое и часть находятся в более сложных взаимоотн-ях в сложных системах.Большое внимание стало уделяться категории случайность, ибо наука открыла огромную роль случайности в ста-новлении з-нов необходимости.4ая нау.революция началась в последней трети 20вв.-постнеклассической науки.Объекты исследования:сложные системные образования,к-ые хар-ются уже не только саморегуляцией,но и саморазвитием. Науч.исследова-ние таких систем требует принципиально новых стратегий,к-ые частично разработаны в синергетике. Синергетика(греч.совместный)-направление междис-циплинарных исследований,объектом к-ых являются процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах(физ-их,хим-их).Было выявлено,что материя способна при опред.усл-х к самоорганизации. Синерге-тика впервые открыла механизм возникновения порядка из хаоса, беспорядка.Постнеклассическая наука имеет дело с системами особой сложности, требующими принципиально новых познават.стратегий.Для изучения и описания саморазвивающихся систем с вариабельным поведением не пригодны статические идеальные модели.Требуется строить сценарии,вкл-я в них точки бифуркации и возможные пути развития систем.Это привело к существенной перестройке норм и идеалов исследования.По-новому строятся и фил.основания постнеклассической науки.Ф-я фиксирует зависимость науч.позн-я от социальности и состояния культуры,признает истор.изменчивость онтологических допущений,идеалов и норм позн-я.Науч.революции были одновременно сменой типов рациональности.Тип науч.рациональности-состояние науч.деят-сти,представленной как отн-е «субъект-ср-ва исследования-объект»и направленной на получение объективной истины.Классический тип рациональнос-ти в научной деятельности,понятой как отн-е«субъект-ср-ва-объект»,выделяет объект в качестве гл.компонента указанного отн-я.Некласс.тип науч.рациональности хар-ется осозн-ем влияния познават.ср-в на объект.отн-е«субъект-ср-ва-объект»внимание исследователя ак-центируется на объекте и одновременно на ср-ах.Пост-неклассический тип рациональност-выход на уровень осозн-я того факта,что зн-я об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодей-я со ср-ами,но и с ценностно-целевыми структурами дея-сти субъекта. Субъект влияет на содержание зн-й об объекте не только в силу применения особых исследовательских ср-в и процедур,но и в силу своих ценностно-целевых установок,к-ые напрямую связаны с соц.ценностями и целями.Прогнозируя будущее науки,можно сказать,что статус доминирующего и опред.принадлежит постне-классическому типу рациональности.В эпоху техно-генной цивилизации определение стратегии науч.пои-ска с необходимостью должно вкл.гуманистические ориентиры,т.е.??,связанные с челом и его жизнью на планете Земля.
51.Стр-ра научного сообщества и этические нормы науки. Структура науч.зн-я -сов-ть предметных представлений об исследуемой реальности,т.е.гл.внимание уделяется содержанию элементов науч.зн-я,восроизводящих особенности строения,функционирования и развития исследуемых объектов.Базовый уровень системы науч.зн-я:данные наблюдений и эмпирические факты.1-ые отражают само наличие исследуемых объектов,их св-ва,типы отн-й с др.объектами в соответствии с хар-ом общей направленности науч.исследования,его целей,задач.Они связаны с др.элементами хар-ом решаемых проблем и задач,а также используемых ср-в и методов.Эмпирич.факты-осн.форма эмпирич.зн-я,выраженного в особого рода предложениях,истинность к-ых определяется рез-ами наблюдения и эксперемента.Отличаются от данных наблюдения:устойчивостю содержания и наличием интерпретации-истолкования на основе имеющегося зн-я.Над базывами элементами структуры науч.зн-я надстраиваются элементы теоретического и метатеоретического зн-я. Теоретические зн-я-гипотеза и теория.Гипотеза-науч.предложение,вероятность к-ого обоснована фактич.данными с учетом уже известных закономерностей,присущих исследуемому объекту.Это не только форма развития науч.зн-я,но и один из важн.элементов его структуры. Теория-форма науч.зн-я,содержащая обобщающие абстрактные конструкты и набор понятий и з-нов,к-ые воспроизводят исследуемый объект в виде структурированной сов-ти идеализированных элементов и их корреляций.Представление о развитой теории применимо и к частным теоретич.моделям и з-нам,к-ые в посл.время стали выделять в кач-ве самостоятельных элементов в общей структуре науч.зн-я.Частные теоретич.модели и з-ны-формы теорет.зн-я,содержащие абстрактные конструкты,репрезентирующие ограниченную область исследуемой реальности,и сов-ть з-нов,выражающих корреляции их элементов.Сов-ть метатеоретическогго зн-я по другому-основания науч.зн-я.Гл.функции:мировозренческая и концептуальная.К ней относятся:науч.картина мира,,идеалы и нормы науч.исследования и фил.основания науки.Нач.картина мира-схема познаваемог ообъекта,идеалы и нормы исследования-схема метода.Науч.картина мира-форма науч.зн-я,выражающая особенности системной организации иследуемой реальности.Развитая внутр.структура,4типа представлений:1.о фундаментальных объектах;2.о типологии изучаемых объектов;3.об общих закономерностях их взаимодей-я;4.о пространственно-временной структуре исследуемой реальности.Идеалы и нормы исследования-форма предпосылочного зн-я,имеет развитую внутр.структуру.3 осн.гр.идеалов и норм:1.описания и объяснения.2.обоснования и док-ва;3.организация и развития зн-й. Фил.основания науки содержат представления о всеобщих предпосылках,возможности и общей напрпавленности познават.процессов.выполняют мировоззренческую функции.Изложенные представления о структуре познават.дей-й и науч.зн-я хар-ют естественнонауч.позн-е.Соц.позн-е имеет ряд своих особенностей.Осн.отличия:1.общ-во-самы сложный из познаваемых объектов; 2.дополн.сложность создает специфика взаимодей-я дух.и матер.сфер общ-ва;3.в соц.позн-и наблюдается совпадение субъекта и объекта позн-я;4.истина как рез-т соц.позн-я имеет человеко-размерный хар-р.
Структура сознания.Сознание и бессознательное.Индивидуальное и общественное сознание. Сознание по своей стр-ре-многоярусное и разнополюсное образование.Стр-ра и св-ва сознания в существенной степени предопределены стр-ой мозга.Отдельным проявлением психонервной дея-ти соотв определенные участки головного мозга.Наблюдается определенная локализация психических функций.И поэтому,например,повреждение мозжечка ведет к нарушению координации движений,а хирургическое удаление затылочных долей,в которых находится корковый конец зрительского анализатора,-к утрате зрительной функции.Исходя из фрейдистских представлений и с учетом достижений современной науки выделяют 4 уровня психической деятельности че-ка. 1-уровень.Надсознательное или «Сверх-Я». Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди,социальные запреты(табу)власти родителей и авторитетов. 2-уровень.Сознательное,т.е. та часть пихической дея-ти индивида,кот-ая непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им.Ему принадлежит решающая роль в отражении как явлений внешнего мира,так и внутреннего состояния человека и регуляции на этой основе его поведения. 3-уровень.Подсознательное, т.е. тот слой психической деятельности,кот-ый в данный момент не может появиться в поле сознания индивида(забытые переживания,мысли,тревоги). 4-уровень.Бессознательное -особый пласт психики,включающий такие феномены,стр-ры и механизмы,которые никогда не появляются в поле сознания-ни по воле субъекта,ни спонтанно.Среди них есть неявные знания,а также такие импульсы или переживания,которые систематически подовляются,угнетаются сознанием и всем образом жизни,однако время от времени берут реванш.Сам З.Фрейд сводил бессознательное,а также подсознательное почти исключительно к половому влечению. Свойства сознания: -идеальность -интенциональность,т.е. соотнесенность результатов психического отражения с окружающим миром(когда в голове человека возникает образ дерева,то он соотносит его с реальным предметом). Неотъемлимый признак сознания- самосознание, т.е. осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности,как личности. Сомочувствие -элементарное осознание своего тела. Сознание -высшая,присущая лишь людям фунуция мозга,связанная с речью и заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности,в разумном регулировании поведения и самооценке действий человека. Индивидуальное сознание-сознание личности.Общественное сознание включает в себя совокупность идей,теорий и взглядов,соц-ых чувств,привычек и нравов,интересов и идеалов,возникающих в определенный исторический период у больших социальных классовИндивид и общественное сознание постоянно взаимодействуют:исторически выработанные идеи,нормы общественного сознания становятся основой мировоззрения,личными убеждениями индивида,источником его знаний,нравственных предписаний,эстетических представлений и т.д.,а личные идеи и убеждения приобретают общественную значимость,входя в состав общественного сознания.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.106 (0.024 с.) |