Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уроки Ф. М. Достоевского и феномен духовности
Пограничная ситуация героев произведений этого «пророка Бунта» как нельзя более соответствует переходным (пограничным) ситуациям в общественном развитии. Недовольство и неприятие, которые могут перерастать в «оргию протеста» - характерные предпосылки деструктивного сознания, как на индивидуальном, так и на общественном уровнях. Художественный эксперимент с протестным сознанием, проигрывание его (сознания) непредсказуемых, теоретически не модулируемых «выбросов», даёт неоценимый материал для понимания механизмов деструктивности. В некотором отношении Достоевский, отталкиваясь от принципов философии естественного права, смыкается с этой традицией. Слова Ш.Фурье, что «следует поставить цивилизацию под сомнение» особенно актуализируются в сознании переходных периодов в развитии общества. И особое социо-культурное значение приобретет ценностная реабилитация насилия в его самых крайних формах. Этот культ самодовлеющего насилия толкает бунт к перерождению в террор. Материализация «самостоятельного хотения» в насилие и террор, внутренние мотивы и условия, способствующие вызреванию мотивов деструктивности и их реализации – всё это широко представлено в произведениях Достоевского. Мы возьмём лишь один из описанных им аспектов деструктивности, связанных с поджогом, пожаром. В романе «Подросток» Достоевский показывает деструктивный выплеск обиженного юноши, иррациональные мотивы униженного самолюбия, перерастание обиды в ненависть ко всем и ко всему, разрядку её в действии бессмысленном и жестоком. Оскорбленный герой жаждет «когда-нибудь всё взорвать на воздух, всё уничтожить, всех, и виноватых и невиноватых» и, решив, как будет поджигать, «ощутил удовольствие и наслаждение …» [3, т.13, с. 269]. В сцене разговора Лизы Хохлаковой и Алёши в «Братьях Карамазовых» мы обнаруживаем чуть ли не «садовское бескорыстие» в преступлении, свойственное бесчеловечным, безжалостным либертенам де Сада: «- Ах, я хочу беспорядка. Я все хочу зажечь дом.... подойду, зажгу потихоньку, непременно, чтобы потихоньку. Они-то тушат, а он-то горит. А я знаю, да молчу». И на следующей странице: «- Зачем делать злое? - А чтобы нигде ничего не осталось! Ах, как бы хорошо, кабы ничего не осталось! Знаете, Алеша, я иногда думаю наделать ужасно много зла и всего скверного, и долго буду тихонько делать, и вдруг все узнают. Все меня обступят, и будут показывать на меня пальцами, а я буду на них смотреть. Это очень приятно. Почему это так приятно, Алеша?
- Так. Потребность раздавить что-нибудь хорошее али вот, как вы говорили, зажечь. Это так бывает» [3, т.15, с.21, 22]. В этой сцене замечательно то, что монашек Алеша вполне понимает садо-мазохистские выверты Лизы - он не возмущен, не потрясен - он спокоен (сам искушаем С. 78. подобными страстями), тем самым как бы подтверждая нечто обычное, рутинное, чуть ли не повседневное. И в его «голубиной душе» шевелятся содомские бездны. Еще ранее по ходу романа Алеша неоднократно признается в шевелении «злого насекомого» в себе. Мотивация деструктивности индивидульна и разнообразна. Так у подростка Достоевского желание поджога психологически мотивировано (превращенная форма мести), а «чрезвычайное удовольствие и наслаждение» вторичны. Лиза-же Хохлакова заранее испытывает удовольствие от планируемого зла, испытывает удовольствие от самих «мечтаний» по этому поводу. Но героям Достоевского свойственны и угрызения совести, саморефлексия, метания духа на разрыве Мадонны и содома. Следует отметить, что демонстрация их иррациональной психологии направлена против понимания человеческой психологии, как психологии «интереса». Человек порой действует не в силу своего интереса, а против него, без расчета извлечь выгоду – «идеи ради», выражая «самостоятельное хотение», «своеволие» до «самоистребления». Человек Достоевского оказывается «распадающейся страстью», а не механизмом интереса, выгоды. При этом, в отличие от де Сада, своеволие деструктивности у Достоевского, в целом мотивировано духовно – это протест, «бунт» оскорбленного, униженного самолюбия. Человек - прежде всего страстное существо. Это гениально «схвачено» в полифонизме Достоевского, художественными средствами раскрывшего принципиальную множественность «Я», что проблемизирует возможность однозначной оценки человека и задачу его желаемой социализации.
На сегодня понятие гуманизма в представлении многих теоретиков и педагогов размыто. Функционализм, присущий педагогической работе, проистекает не только из массового характера образования и низкого статуса педагогической деятельности в нашем обществе, это и следствие бездуховности общества, принижения ценностей, имеющих общечеловеческую значимость. Воспитание в человеке высших социальных чувств и стремлений(совесть, стыд, вера, надежда, любовь и др.) в традиции русской философии и педагогической антропологии. Эта традиция апеллирует к сердцу человека, к высшим социальным чувствам, которые есть духовный стержень личности. На насущную потребность в этой традиции, на судьбоносную роль Учителя указывает К. В. Романов. «Культурный человек – это человек, - пишет он, - способный творить уникальные интегрированные формы пользы, истины, красоты на основе любви, доброжелательности и веры. Главным носителем культуры в период смены тысячелетий становится Учитель» [10, с.335]. Духовность суть диалог человека с ценностями. Только «нравственная духовность», которая есть Диалог с нравственными ценностями (высшими социальными чувствами), с Духом, делает «человеческое животное» Человеком. Такая духовность не даёт умереть в человеке представление, чувство и стремление, что личность - высшая ценность. Такая духовность является скрепом и фундаментом «подлинно человеческой» общности. Заключение Желаемая гуманизация человеческого сознания и деятельности собственно и означает, на наш взгляд, целенаправленное воспитание у личности высших социальных чувств. В свете духовности представляется необходимым подчеркнуть казалось бы очевидный факт – реальность человека в его индивидуальном бытии. В идеале необходимо знать, что может именно этот человек – понять человека.
Список литературы 1. Алексеев М.П. Явление гуманизма в литературе и публицистике Древней Руси (XYI-XYII вв.). – М.: АН СССР, 1958. 2. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного обучения // Педагогика. 1997. №4. С.11–17. 3. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30-и тт. – Л.: Наука, 1972-1990. 4. Желобов А.П., Желобов А.А. Гуманизм – habitus animi современной культуры // Человек в пространстве культуры. - СПб., 2008. С.37-64. 5. Педагогический словарь.- М.: Академия, 2003.
С. 79. 6. Конрад Н. И. Запад и Восток. Статьи. - М.: Наука, 1972. 7. Кусаинова М.Ф. Гуманизация образовательного процесса как фактор личностного развития школьника // Знание. Понимание. Умение. - №3 - 2007. С.57-60. 8. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. 9. Психология и педагогика высшей школы / Л.Д. Столяренко и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. 10. Романов К.В. Культурная антропология образования и семья: Монография. – СПб., 2003. 11. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э, Камю А ., Сартр Ж.П. - М.: Политиздат, 1989. С.319-344. 12. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие: Статьи и выступления/ пер. В. В. Бибихина. – М.: Республика, 1993. С.192-220.
С. 79. А.Э. Назиров
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.99.151 (0.012 с.) |