Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления развития и типологические характеристики русской философии
Ключевые слова: соборность, историософичность, антропоцентризм, софийность, славянофильство, западничество, Третий Рим, русская идея, мессианизм, русский космизм, ноосфера, всеединство, материализм (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий). Вопросы: 1. Национальное своеобразие, типологические характеристики и основные этапы развития русской философии. 2. Идейная борьба славянофилов и западников. 3. Философия русского космизма второй половины XIX в.–начала XX в. Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо: 1. В первом вопросе – отразить: национальное своеобразие русской философии, формирующееся под влиянием западноевропейской философии и в то же время тесно связанной с самобытной национальной историей и духовным поиском русского народа в православной традиции; характерные черты русской философии – социально-этическую направленность, идеал цельности и единства людей на основе их любви к Богу (соборность), религиозный характер, историософичность, антропоцентризм и др.; основные этапы русской философии – становление русской философии (XI–XVII вв.), философия русского Просвещения (середина XVIII–первая четверть XIX в.), русская философия второй половины XIX в.–начала XX в. 2. Во втором вопросе - раскрыть идейный смысл знаменитого противостояния в среде русской интеллигенции XIX века («славянофилы», «западники») по вопросу социально-экономических и духовных преобразований общественной жизни. 3. В третьем вопросе, опираясь на приведенные первоисточники, Вам необходимо показать философское содержание и мировое значение идей русского космизма, как религиозного (В. Соловьев, Н. Федоров), так и научного (К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский) Первоисточники для анализа:
1. Соловьев, В. С. Кризис западной философии (против позитивистов) / В. С. Соловьев // Соч.: в 2 т. – М., 1988. – Т. 2. – С. 113–114. «… София есть идеальное, совершенное человечество, вечно заключающееся в цельном божественном существе, или Христе».
2. Федоров, Н. Ф. Философия общего дела / Н. Ф. Федоров // Сочинения. – М., 1982. – С. 52. «Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою; в нас она достигает совершенства, или такого состояния, достигнув которого, она уже ничего разрушать не будет, а все, в эпоху слепоты разрушенное, восстановит, воскресит».
3. Чернышевский, Н. Г. Антропологический принцип в философии / Н. Г. Чернышевский // Избр. философские соч.: в 3 т. – М., 1950–1951. – Т. 3. – С. 185. «Принципом философского воззрения на человеческую жизнь со всеми ее феноменами служит выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организма; наблюдениями физиологов, зоологов и медиков отстранена всякая мысль о дуализме человека».
4. Киреевский, И. В. Гносеология и учение о цельном знании / И. В. Киреевский // Критика и эстетика. – М., 1979. – С. 334. «… главный характер верующего мышления заключается в стремлении собрать все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум и воля, и чувство, и совесть, и прекрасное, и справедливое, и удивительное, и желанное, и милосердное, и весь объем ума сливается в одно живое единство, и таким образом восстановляется существенная личность человека в ее первозданной неделимости».
5. Алексеев (Аскольдов), С. А. Мысль и действительность / С. А. Алексеев. – М., 1914. – С. 83, 100, 117. «… вообще нет иного познания, как самого себя, так что в познаниях субъект со своим объектом всегда одно и то же … Итак, познаваемый объект и познающий субъект суть всегда одно и то же.. Мы через себя представляем и понимаем то, что существует вне нас и в себе. … наш ближний есть для каждого из нас самая очевидная «вещь в себе» … И восприятие, и мысль слишком бедны, чтобы воспроизвести целое вещи в ее внутренней сплошности и напряжении сил. … наши представления и понятия могут иметь лишь символическое значение. … Символ есть транскрипция неведомого на языке человеческого понимания».
6. Чаадаев, П. Я. Философические письма / П. Я. Чаадаев // Полн. собр. соч. и избр. письма: в 2 т. – М., 1991. – Т. 1. – С. 323. «Мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось».
7. Герцен, А. И. Письма об изучении природы / А. И. Герцен // Cоч.: в 2 т. – М., 1985. – Т. 1. – С. 99. «Философия, не опертая на частных науках, на эмпирии, – призрак, метафизика, идеализм. Эмпирия, довлеющая себе вне философии, – сборник, лексикон, инвентарий…».
8. Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин // Полн. собр. соч.: в 55 т. – М., 1968. – Т. 18. – С. 131. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Поэтому говорить о том, что такое понятие может «устареть», есть младенческий лепет, есть бессмысленное повторение доводов модной реакционной философии. Могла ли устареть за две тысячи лет развития философии борьба идеализма и материализма? Тенденций или линий Платона и Демокрита в философии? Борьба религии и науки? Отрицания объективной истины и признания ее? Борьба сторонников сверхчувственного знания с противниками его?»
Дополнительная литература: 1. Бердяев, Н. А. Русская идея. О России и русской философской культуре / Н. А. Бердяев. – М., 1990. 2. Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. – М., 1998. 3. Зеньковский, В. В. История русской философии: в 2 т. / В. В. Зеньковский. – Л., 1991. 4. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. – М., 1991. 5. Моисеев, Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. – М., 1990. 6. Новиков, А. И. История русской философии / А. И. Новиков. – СПб., 1998. 7. Русский космизм: антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. – М., 1993. 8. Хрестоматия по истории философии (русская философия): учеб. пособие для вузов: в 3 ч. – М., 1998. – Ч. 3.
Тема № 22
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.82.163 (0.011 с.) |