Блочное изложение материала статьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блочное изложение материала статьи



Необходимо представлять своего читателя и заранее знать, кому адресована статья.

Автор должен так написать о том, что неизвестно другим, чтобы это неизвестное стало ясным читателю в такой же степени, как и ему самому. Автору оригинальной работы следует разъяснить читателю ее наиболее трудные места. Если же она является развитием уже известных работ (и не только самого автора), то нет смысла затруднять читателя их пересказом, а лучше адресовать его к первоисточникам. Важно показать авторское отношение к публикуемому материалу, особенно сейчас, в связи широким использованием Интернета.

 

Важны стройность изложения и отсутствие логических разрывов. Красной линией статьи должен стать общий ход мыслей автора. Текст полезно разбить на отдельные рубрики. Это облегчит читателю нахождение требуемого материала.

 

Прежде всего, необходимо подготовить научный материал, который войдет в статью, в форме таблиц, рисунков, подписей к таблицам и рисункам и текста, который описывает результат каждого опыта.

Научная статья напоминает строением змею: она имеет голову и хвост, но скелет состоит из сходных по строению повторяющихся элементов. Основу такого элемента (который мы назвали блоком) составляет рисунок (или таблица, или схема) и текст, в котором объясняется, что видно на данном рисунке, в таблице или на схеме. Основной работой при написании статьи (также как и дипломной работы или диссертации) как раз и является создание таких блоков.

 

Структура поясняющего текста внутри каждого блока при этом стандартна и в максимальном варианте включает в себя:

 

1. вступительную фразу, в которой говорится, о чем дальше пойдет речь. Самое простое начало нового блока - это фраза типа: «В следующей серии опытов было изучено влияние… на…". Или «Представляло интерес выяснить, каким образом… зависит от…". Важно, чтобы читатель понял, о чем пойдет речь в следующем разделе статьи (блоке). Но так или иначе, такая вводная фраза обязательно должна быть написана!

 

2. (иногда и необязательно) краткое напоминание о том, что было известно по данному вопросу до проведения данной серии опытов. Этот раздел, если необходим, должен быть изложен очень сжато: более подробное изложение состояния проблемы в целом обычно содержится в разделе «Введение» (в дипломной работе и диссертациях - в разделе «Обзор литературы»). Но начинающим авторам мы советуем всё же написать его, хотя бы для себя. Опыт показывает, что хорошая статья получается, если сначала написать обо всем очень подробно, а потом как следует сократить текст, отказываясь от всего лишнего. Кроме того, к описываемым Вами опытам могут иметь отношение некоторые данные литературы, которые для проблемы в целом большого интереса не представляют (например особенности методики) и которые поэтому не стоит выносить в общий литературный обзор;

 

3. (тоже не обязательно) краткое изложение того, что и почему осталось неизвестным (это стоит писать, если изложен пункт 2). Для постановки задачи важно не то, что известно науке, а то, что науке неизвестно. Если вдуматься, чтение научной литературы для учёного нужно не только для того, чтобы разбираться в проблеме, но и для того, чтобы понять, где те пробелы в знаниях человеческого общества, которые он может ликвидировать своими экспериментами. Поэтому вопрос о том, чего не знает научный мир в данной области - это вопрос вопросов для исследователя. Но как отличить то, что неизвестно лично мне, от того, что неизвестно никому? Ни чтение литературы, ни посещение научных конференций не даёт полной гарантии от непроизвольного повторения в своих исследованиях того, что уже известно, т. е. от бесполезной работы. Понимание того, почему другие не смогли или не успели получить те данные, которые планируем получить мы, заметно уменьшает риск повторения пройденного. Не всегда уместно подробно рассуждать о том, что и почему не выяснено наукой, но всегда нужно подумать об этом, и только потом решить, писать про это или нет;

 

4. задача данной серии опытов. Перед изложением результатов нужно всегда объяснить, какую цель Вы преследовали в данной серии опытов. Это создаст у читателя правильный настрой. Порой бывает непросто сформулировать не только, что мы собираемся делать, но и зачем. Непросто, но необходимо;

 

5. как проводили опыты (если это не будет изложено достаточно подробно в разделе «Материалы и методы») В разделе (статьи, дипломной работы или диссертации) «Материалы и методы» обычно подробно описываются методы, используемые в работе. Но некоторые детали, относящиеся именно к данной серии опытов иногда полезно изложить непосредственно перед описанием результатов, т. е. в пределах данного блока. Неписанный закон гласит: Любой компетентный ученый должен иметь возможность повторить все Ваши опыты, прочитав Вашу статью;

 

6. описание результатов (т. е. данных таблицы, рисунка). Многие начинающие авторы думают, что глупо описывать рисунок (или таблицу), т.к. на нём и так всё видно. Но это - заблуждение. Для читателя важно не только то, что сам читатель может увидеть на рисунке, но и то, что видит на нем автор. Не стесняйтесь описывать рисунки и данные таблиц, пишите обо всём, что кажется Вам достойным внимания.

 

7. обсуждение полученных данных (оценка достоверности полученных данных и сравнение результатов, полученных в данной серии опытов, между собой и с результатами других опытов). Немедленно объяснять каждый только что описанный результат и тут же обсуждать его значение для науки не следует, хотя такое желание естественно. Важнее обсудить, достоверны ли полученные данные. Это вопрос не праздный и не простой. Во-первых, обратите внимание на достоверность различий между сравниваемыми цифрами (в таблице) или кривыми (на графике). Если приводятся средние величины, то каковы ошибки средней и каков уровень значимости различий по t-критерию Стъюдента или по другому критерию?. Если сравниваются данные одиночных (так называемых типичных) опытов, то намного ли превышают различия возможную ошибку измерений. Полезно также сопоставить данные внутри данной серии опытов. Обсуждение этих же данных путём их сравнения с данными литературы и данными других серий Ваших экспериментов лучше оставить на потом: для этого в статьях обычно выделяется специальный раздел «Обсуждение результатов», а в некоторых еще и «Заключение»;

 

8 заключительная фраза. Какой-то результат из всего описанного в данном блоке наверняка Вам кажется самым важным. Вот и закончите блок фразой, в которой сформулирован это самый главный вывод из результатов данного раздела. Банальное выражение «Таким образом,…» спасет Вас, если Вы не придумаете что-нибудь получше. После этого переходите к следующему блоку (вводная фраза и т.д.).

 

Блочный метод подготовки статьи (дипломной работы, диссертации) хорош тем, что работа с каждым блоком в какой-то мере - самостоятельное дело, так что набрав некоторое число блоков, Вы сможете потом путем их комбинации написать быть может даже не одну статью.

 

Но предположим Вы подготовили несколько блоков (рисунков, таблиц, подписей к ним и пояснений в виде текста). Теперь надо:

1) Расположить блоки в нужном порядке.

2) Посмотреть, не следует ли добавить ещё парочку блоков (иногда приходится вернуться в лабораторию и проделать несколько новых опытов).

3) Подумать, не следует ли отказаться от некоторых блоков в данной статье (в дипломной работе от чего-либо отказываться обычно не получается).

4) Подумать о генеральной линии и о названии статьи. В оптимальном случае в статье должна развиваться одна идея, четко сформулированная.

5) А теперь - вперед: начинаем писать статью систематически от начала и до конца. При этом будем придерживаться общепринятого плана.

 

3. Особенности оформления

 

Принципы, как сделать текст научным:

1. Следует писать в безличной форме, избегать "повседневных примеров" и "беседы с читателем".

2. Не использовать литературные приемы, такие как метафора, аллегория и другие. Они только отвлекают читателя от сути и нелегки для перевода

3. Следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов. Будьте точны в использовании терминов и как можно больше терминов переводите сами

4. Следует помнить о ссылках на первоисточники и вспомогательном материале (формулах, таблицах, рисунках и т.п.)

5. Используйте как можно больше иллюстраций. Следует оформлять рисунки в строгом стиле.

6. Следует структурировать текст, делать подзаголовки, выделяя основные логические блоки: утверждения, предположения, выводы и т.п.

7. Следует избегать как слишком коротких, так и слишком длинных лингвистических конструкций. (одна законченная мысль в одном предложении) Однако, если выхода нет, предпочтение следует отдавать длинным конструкциям для отечественных публикаций. Скорее всего, переводчик, стараясь избежать неточностей, все равно разделит длинные предложения на более короткие

8. Железное правило: если в названии какого бы то ни было структурного блока текста (раздела, главы, параграфа и т.п.) встречается слово "анализ", где-то ниже по тексту ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть ВЫВОД.

9. Текст должен быть структурирован, т.е. иметь вводную часть, основные положения (идеи), пояснение (подтверждение) идей, выводы, заключение

10. Писать как можно проще. Не жертвуйте простотой ради красоты текста! А точнее, самый красивый текст в данном случае – самый простой и понятный

11. Вводите новые термины и аббревиатуры только в случай крайней необходимости. Если вводите новый термин, четко определите его

 

Помните о математике. Матаппарат и его проявление в виде формул прекрасно «онаучивает» любой текст. Используйте графический материал. Алгоритм намного нагляднее смотрится в виде т.н. «блок-схем» (к слову, по ГОСТу они называются «схема алгоритма», «схема работы системы» и т.п.), числовые данные хорошо смотрятся в таблице или в виде графика (или диаграммы).

Научная статья должна быть написана живым, образным языком, что всегда отличает научные работы от не относящихся к таковым.

Необходимо безжалостно истреблять в тексте лишние слова, «в целях» вместо «для», ненужной возвратной формы глаголов. Ее нужно применять, только когда речь идет о самопроизвольно протекающих процессах. Например, нужно сказать: «применяют метод вакуумного напыления», а не «применяется метод вакуумного напыления». Это позволяет различать «деталь нагревается» от «деталь нагревают»,что устраняет неясности.

Большое значение имеет интуиция автора. Так, если при повторном чтении написанной статьи у него возникает какое-то неудобство от фразы, то можно использовать следующий прием. Представьте, что этой фразы нет. Изменилось ли при этом что-нибудь в статье: потерялась логика изложения, пропал смысл? Если нет, смело вычеркивайте эту фразу, какой бы красивой она не была.

 

В статье используется принцип сопереживания читателю, необходимо все объяснять, писать доступно.

 

Структура работы

Подавляющее большинство международных научных журналов требует, чтобы статья, описывающая результаты оригинального экспериментального исследования, состояла из следующих разделов.

- Название – Title

- Реферат – Abstract

- Ключевые слова Key words

- Введение – Introduction (Что вы исследовали? Почему вы это изучали? Какой проблеме посвящено исследование)

- Материалы и методы – Materials and Methods (Theoretical basis) - Что и как вы делали? Как изучалась проблема

- Результаты – Results (Каковы основные находки или открытия)

- Обсуждение – Discussion (Что означают полученные результаты)

- Благодарности – Acknowledgements

- Список литературы – References

 

Этот формат сокращенно называется IMRAD (Introduction, Methods, Results, and Discussion). Иногда к аббревиатуре IMRAD добавляется буква A, которая обозначает Abstract (Реферат), и получается AIMRAD. Если статья посвящена теоретическому исследованию, то раздел Methods заменяется на Theoretical Basis.

 

В основе IMRAD-формата лежит очень простая логика. Разделы статьи как бы отвечают на естественные вопросы. Первый вопрос – какой проблеме посвящено исследование? Ответ должен содержаться во Введении. Следующий вопрос – как изучалась проблема? На этот вопрос отвечает раздел Методы. Каковы основные находки или даже открытия? Ищите ответ в разделе Результаты. Что означают полученные результаты? Ответ находится в разделе Обсуждение. Кроме того, любая статья начинается с Названия (Заголовка, Title), за которым следует перечисление авторов, место их работы и адреса, место выполнения представляемого исследования. Затем следует Реферат (Abstract, Summary, Resume), который является очень кратким изложением содержания статьи и в конце которого можно найти ключевые слова (key words). После Реферата собственно начинается сама статья (paper body). Чаще всего в конце статьи после раздела Обсуждение помещаются, Благодарности (Acknowledgements) и заключает статью Список использованной литературы (References, Literature cited)

 

Исключения немногочисленны и не так уж существенны. Изредка, (если методическая часть исследования занимает центральное место, например, когда в эксперименте намеренно использовалось несколько методов) можно объединить Методы и Результаты в один раздел – Эксперименты (Experimental). Среди немногих исключений отметим также журнал Cell, в статьях которого с недавнего времени раздел Методы стоит на последнем месте после раздела Обсуждение. Такая организация статьи не отрицает общепринятого формата, а просто располагает вопросы в ином порядке.

 

Структура IMRAD характерна для статей, посвященных оригинальным исследованиям. Однако многие журналы публикуют заметки и короткие сообщения, структура которых может быть иной. Значительное разнообразие в организации статей наблюдается в тех журналах, которые публикуют материалы описательного характера, такие как отчеты об экспедициях, описания отдельных клинических случаев в медицине и т.д. IMRAD-формат не используется для обзорных статей.

 

Если у вас есть хоть малейшие сомнения в том, как должна быть организована подготавливаемая вами статья, чтобы быть опубликованной в данном журнале, то лучше всего обратиться к опубликованным в журнале статьям, к правилам для авторов данного журнала (Instructions to Authors).

 

В целом научная статья является примером текста, который организован от общего к частному, и затем снова от частного к общему (general-specific-general, G-S-G). Начало Введения и конец Обсуждения – наиболее общие части статьи. Самый частный характер у разделов Материалы и методы и Результаты.

 

Перед тем как начать писать текст, следует подумать, для какой аудитории предназначена статья, чтобы решить, определения каких терминов, объектов и методов надо приводить, а что можно опустить, полагая, что это хорошо знакомо всем специалистам, работающим в данной области.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.237 (0.037 с.)