Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этические концепции аАнтичной философии ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
(Протагор, Сократ, Аристотель, Эпикур, Сократ, Аристотель) Протагор (485-415), софист бежал из Афин, где был приговорен к смертной казни, где за свое сочинение «О Богах» был приговорен к сметной казни.
«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют» (т.н. положение «homo mensura»). Так как даже один и тот же человек постоянно меняется, то и мнение его [П1][П2] тоже меняется. Истина всегда субъективна, т.к. высказывается кем-то и зависит от субъективной оценки человека («холодно или тепло на улице»). Поэтому общезначимая (объективная) истина невозможна. Следовательно, все в мире относительно и субъективно: знания, этические нормы, религиозные представления.
Он сторонник этического релятивизма: «То, что представляется каждому государству, человеку справедливым и прекрасным, то и является таковым для него, пока оно таковым считается». Т.е. справедливость и этика вообще есть понятие субъективное, относительное, для каждого свое.
Сократ – см. рационалистическая этика (знание как основа добродетели). Эпикур (341-270), афинский философ,
автор Э тики свободы: Свободное перемещение (отклонение) атомов в природе, обеспечивает и соответствующую свободу деятельности человека. Эпикур был сторонником эвдемонизма – направления в этике, рассматривающее блаженство и счастье как мотив и цель всех стремлений в жизни. Автор э тики свободы: Будучи последователем атомистического учения Демокрита, полагал, что свободное перемещение (отклонение) атомов в природе, обеспечивает и соответствующую свободу деятельности человека
Основные идеи: - Задача философии - помочь человеку стать счастливым и избавиться от душевных страданий. - Страх перед смертью не имеет смысла, т.к. «когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». - Цель счастливой жизни – т.н. атараксия («безмятежность души»), т.е. нужно обрести душевное равновесие (спокойствие) и невозмутимость; - Норма жизни человека – разумное ограничение желаний и потребностей, именно в этом мудрость человека; - Стиль поведения и девиз Эпикура: «Ж иви уединенно!», т.е. призыв к уходу из общественной жизни. Эпикуризм – учение и образ жизни последователей Эпикура. Эпикурейцы – те, кто не задумываясь, наслаждается материальными радостями жизни, живут одним днем.
Этика Сократа – см. рационалистическая этика (знание как основа добродетели) в параграфе №4. Этика Аристотеля – см. в соответствующем параграфе №6.
Протагор (485-415), софист бежал из Афин, где был приговорен к смертной казни, где за свое сочинение «О Богах» был приговорен к сметной казни.
«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют» (т.н. положение «homo mensura»). Так как даже один и тот же человек постоянно меняется, то и мнение его тоже меняется. А так как истина зависит от оценки человека, то общезначимая истина невозможна. Следовательно, все в мире относительно и субъективно: знания, этические нормы, религиозные представления.
Эллинистическая философия (скептицизм, стоицизм, неоплатонизм) есть заключительный этап древнегреческой и древнеримской философии (3 век до н.э.-5 век нашей эры).
Скептицизм (гр. - взвешивать, быть в нерешительности) Основатель - Пиррон (360-270). Продолжатели: Тимон, Аркесилай и др. Сомнение в достоверности какого-либо знания, т.к. мир изменчив, а человеческие ощущения субъективны и неодинаковы. Поэтому ничему нельзя придавать безусловного значения. Единственно правильный способ отношения к вещам состоит в воздержании от каких-либо суждений о них.
Стоицизм (III – II век до н.э.) Основатель – Зенон из Китеона (336-265 до н.э.), стоик. Название школы «Стоя», т.е. портик (место у «Пестрого портика» в Афинах, где Зенон излагал свое учение).
Высшая цель человека – достижение счастливой жизни. Для этого необходимо освободиться от страстей и пороков через апатию (а – не, патос – страсть) -: терпение, сдержанность, душевный покой. ЧПри этом человек не полностью свободен, он зависит от судьбы, Фатума (рока): (богатство или бедность, здоровье или болезнь). Он не властен изменить судьбу, но властен изменить свое отношение к жизни. Поэтому нужно со спокойствием переносить в жизни и радости и невзгоды (унижение, страдания, бедность и др.).
Не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней! Нравственный идеал – в неуклонном осуществлении добродетели и избегании пороков.. Четыре основных добродетели: благоразумность, умеренность, справедливость и мужество. Четыре основных порока: неразумность, распущенность, несправедливость, трусость. Стоицизм дает человеку психологическую защиту от превратностей нестабильного и несправедливого мира.
Неоплатонизм – последняя форма идеалистической греческой философии, 3-6-й века нашей эры. Плотин, Ямвлих, Порфирий, Прокл
Плотин ( 204-270), объективный идеалист, последователь Платона. Основные идеи неоплатонизма: - Бытие имеет иерархическую (ступенчатую) структуру; - Высшей ступенью бытия является некое идеальное начало. Однако это не идеи Платона, а Единое (Благо), лишенное всяких свойств. - Единое есть творческое первоначало, которое последовательно создает все остальное в мире: Ум (мысль) – Мировую Душу (чувство) – Материю. - Таким образом, существующее единство мира носит не материальный, а идеальный характер. - Задача человека подняться по идеальной (духовной) лестнице: от чувств через мысль к духовному экстазу (Единое ), т.к. оно не постижимо рационально, а доступно лишь в сверхразумном экстазе.
Идеи неоплатонизма положили начало средневековой христианской философии. [П1] [П2]
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.153.176 (0.013 с.) |