Обеспечения прав и свобод человека и гражданина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечения прав и свобод человека и гражданина



(на примере Южного федерального округа)

 

 

Сегодня, как никогда ранее, имеется реальная возможность создать такие гарантии демократии и свободы, при которых все последующие перемены не создавали бы угрозы конституционному строю, правам и свободам человека. Такие гарантии можно создать только при неукоснительном соблюдении Конституции страны и федеральных законов. Они станут необратимыми, если в России сформируется правовое государство и будет обеспечено господство закона.

В таком государстве должны признаваться плюрализм мнений и верховенство закона, принцип разделения властей, независимость судебной власти, гарантироваться права и свободы личности. Защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение их конституционных прав, личная безопасность, повышение качества и уровня жизни наших сограждан диктуются национальными интересами России. Эти приоритеты должны стать ориентиром в деятельности государства, всех властных структур и должностных лиц.

Одним из непременных условий упрочения российской государственности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина на всей территории страны является соблюдение принципа верховенства Конституции и федеральных законов. Именно единообразное применение федерального законодательства на всей территории Российской Федерации служит тем основанием, на котором базируется все федеративное устройство Российского государства. Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории страны закреплен в ст. 15 Конституции и ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В то же время в некоторых субъектах Российской федерации со ссылкой на целесообразность, национальные, религиозные особенности и нужды по-прежнему принимаются правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральным законам, что серьезно подрывает единое правовое пространство, приводит к ущемлению прав граждан. В первую очередь это выражается в попытке региональных властей ограничить свободу перемещения товаров за пределы территориального образования, введении всевозможных надуманных налогов и сборов, торговых надбавок на продукцию, товары и услуги. Нередко допускаются нарушения конституционного права граждан на свободное передвижение, выбор места жительства и пребывания, не признается правовой статус беженцев, им чинятся препятствия в покупке и строительстве жилья, трудоустройстве. В отдельных регионах отмечается стремлении руководителей к присвоению функций, отнесенных к исключительной компетенции Российской Федерации, в том числе вопросов управления федеральной собственностью, федеральных налогов и сборов, внешнеэкономической деятельности, деятельности судов и прокуратуры.

Отступления от норм и положений Конституции РФ, игнорирование требований федерального законодательства, самостоятельное регулирование вопросов, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, приводит к нарушению единого правового пространства, искажению правоприменительной практики, незаконному ограничению прав и свобод человека и гражданина.

Количество выявляемых прокурорами незаконных правовых актов остается значительным. С июня 2000 г. (по состоянию на 15 апреля 2003 г.) прокурорами Южного федерального округа как несоответствующие федеральному законодательству оспорено 1224 региональных правовых акта. Из них по протестам и представлениям прокуроров изменено (отменено) свыше 720 правовых актов, по заявлениям прокуроров судами признаны противоречащими федеральному законодательству более 300 правовых актов.

Особое внимание органами прокуратуры уделяется соответствию основных законов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В частности, мною принесен ряд протестов на положения конституций и законов Республик Адыгея, Кабардино-Балкарской, Калмыкия и Северная Осетия–Алания, устанавливающие неприкосновенность президентов республик. Изменения жизни страны отражаются в федеральном законодательстве путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство или принятия новых законов (в частности, закона о гражданстве). Работа по обеспечению соответствия регионального законодательства Конституции Российской Федерации и федеральным законам продолжает оставаться одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина в правовой системе государства играют главенствующую роль, являются главным ориентиром законодательной и правоприменительной деятельности, которая не должна их ущемлять.

Очень важно, чтобы органы регионального и местного самоуправления при осуществлении своей деятельности руководствовались нормами ст. 18 Конституции РФ.

В этой связи управлением Генеральной прокуратуры в Южном федеральном округе проанализирована ситуация, связанная с официальным опубликованием для всеобщего сведения региональных и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан.

Прокурорами субъектов Российской Федерации Южного федерального округа в рамках проведения работы по попечению единого правового пространства были организованы дополнительные надзорные мероприятия по выявлению и отмене всех оставшихся недоступными для всеобщего сведения нормативных правовых актов

Вопросы официального опубликования региональных и муниципальных нормативных правовых актов регламентируются Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», конституциями республик и уставами краев и областей, а также принятыми в некоторых субъектах Федерации законами и правовыми актами глав исполнительной власти. Анализ имеющихся материалов показал, что законодательными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления Южного федерального округа в целом обеспечивает доведение до сведения населения нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан.

Вместе с тем в ходе прокурорских проверок установлены факты неопубликования в официальных источниках нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Так, прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики вскрыты нарушения в части обязательной публикации нормативных правовых актов республиканского правительства в средствах массовой информации. По результатам рассмотрения представления прокуратуры принято решение о публикации постановлений и распоряжений Правительства Кабардино-Балкарской Республики в местных газетах, а также в специальных сборниках.

Прокуратурой Ставропольского края выявлены случаи неопубликования нормативных актов – пять постановлений Главы администрации и Губернатора края, затрагивающих права и обязанности граждан, принятых в 1994-1997 гг. В их числе постановления главы администрации от 29декабря 1994 г. «Об организации учета потребления воды и газа в зданиях жилищно-гражданского назначения», от 20 сентября 1996 г. «Об утверждении тарифов на платные социальные услуги, оказываемые гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания», от 23 апреля 1997 г. «О размерах денежной компенсации на санаторно-курортное лечение отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов».

Прокуратурой Астраханской области установлено, что нормативные правовые акты, принимаемые главой администрации области, несмотря на наличие в отдельных постановлениях специального указания департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации областной администрации, не всегда доводятся до сведения населения путем опубликования в СМИ. Так, не были опубликованы акты, которыми установлены тарифы на оказание платных услуг департаментами администрации области, областные целевые программы, постановления о предоставлении определенных льгот и компенсаций, а также касающиеся осуществления хозяйственной деятельности предприятиями различных форм собственности и предпринимателями.

В Ростовской области имеют место факты, когда не опубликован либо базовый основной нормативный правовой акт, либо правовой акт, вносящий в него изменения и дополнения. Кроме того, в отдельных случаях в СМИ помещается сообщение о принятии нормативного акта без официального опубликования текста. По результатам проведенных проверок главам исполнительной власти Ставропольского края, Астраханской и Ростовской областей внесены представления с требованием обеспечения установленного порядка официального опубликования нормативных правовых актов.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Волгоградской области, установлено, что из 577 областных законов 440 были опубликованы с нарушением установленного 10-дневного срока с момента подписания. В отдельных случаях этот срок достигал полутора месяцев. Главе администрации Волгоградской области внесено представление.

Особого внимания заслуживает ситуация с официальным опубликованием нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти, сложившаяся в Чеченской Республике. Порядок и сроки опубликования правовых актов, принимаемых республиканскими органами власти, нормативно не определены. Печатного издания, где публикация нормативных правовых актов считалась бы официальной, не существует и оно до настоящего времени не учреждено из-за отсутствия денежных средств. Фактически издаваемые Главой администрации и Правительством Чеченской Республики нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, тиражируются в управлении делами аппарата Главы администрации республики по 50 – 100 экземпляров, после чего направляются в городские и районные администрации, министерства и ведомства Чечни. В последующем в администрациях городов и районов правовые акты вновь размножаются и направляются во все администрации населенных пунктов, находящихся на территории города (района). По результатам проверки прокуратурой республики направлено письмо Главе администрации с предложением принять необходимые меры к официальному опубликованию нормативных правовых актов. В настоящее время органами исполнительной власти Чеченской Республики рассматривается вопрос о порядке и сроках опубликования правовых актов.

Органами и должностными лицами местного самоуправления также не соблюдаются требования по опубликованию (обнародованию) нормативных правовых актов. Такие же нарушения законодательства установлены органами прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики, Ставропольского края, Волгоградской и Ростовской областей.

Так, только горрайпрокурорами Ростовской области по выявленным фактам неопубликования нормативных правовых актов в результате проведенных проверок в адрес глав муниципальных образований направлено 20 представлений об устранении нарушений закона, 2 информации, 2 нормативных акта опротестованы.

В ряде республик Северного Кавказа прокурорами выявлены факты, когда уставы длительное время не публиковались в СМИ или не были опубликованы вообще,

Устав Пригородного района Республики Северная Осетия – Алания зарегистрирован управлением юстиции 13 июля 1999 г., а был обнародован лишь в 2001 году после прокурорского вмешательства.

Прокурором Адыге-Хабльского района Карачаево-Черкесской Республики 6 февраля 2003 г. в суд направлено заявление о признании Устава района незаконным. В Уставе содержится ряд положений, противоречащих федеральному законодательству, кроме того, он не был опубликован. Требования прокурора удовлетворены.

Эффективность работы органов прокуратуры в этой области дает основание для вывода, что и в дальнейшем надзор за законностью нормотворчества должен занимать важное место в правозащитной деятельности государства.

 

В.П. Рябцев,

заведующий отделом проблем теории законности

и управления в органах прокуратуры

НИИ Генеральной прокуратуры РФ,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.49.164 (0.01 с.)