Метрология, стандартизация, сертификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метрология, стандартизация, сертификация



Метрология, стандартизация, сертификация

 

Учебно-методическое пособие

к выполнению курсовой работы для студентов,

обучающихся по специальностям 190205

«Подъемно-транспортные, строительные,

дорожные машины и оборудование»

и 190603 «Сервис транспортных и технологических машин

и оборудование» (Строительные, дорожные

и коммунальные машины)

 

 

Воронеж 2015

 
 


УДК 389.01

ББК 30.10

М546

 

Рецензенты:

кафедра графики, конструирования и информационных технологий

в промышленном дизайне Воронежского государственного технического университета;

В.И. Биркин, зам.гл. инженера Воронежского механического завода – филиал

ФГУП ГКАПЦ им. М.В. Хруничева

 

  М546 Метрология, стандартизация, сертификация: учеб.-метод. пособие / И.А. Фролов, В.А. Жулай, Ю.Ф. Устинов, В.А. Муравьев; Воронежский ГАСУ. – Воронеж, 2015. – 128 с.

 

Изложены основные сведения о теоретических основах метрологии, стандартизации, сертификации. Содержит методические рекомендации к выполнению курсовой работы при изучении дисциплины.

Предназначено для студентов всех форм обучения специальностей 170900 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» и 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» (Строительные, дорожные и коммунальные машины)

 

Ил. 43. Табл. 26. Библиогр.: 19 назв.

 

 

УДК 389.01

ББК 30.10

 

Печатается по решению учебно-методического совета

Воронежского ГАСУ

 

  ISBN   ã Фролов И.А., Жулай В.А., Устинов Ю.Ф., Муравьев В.А., 2015 ã Воронежский ГАСУ, 2015

Введение

Метрология, стандартизация и сертификация неразрывно связаны между собой, поэтому каждое из этих направлений деятельности и их совокупности являются очень важными для становления рыночной экономики страны. Это те инструменты, использование которых позволяет обеспечить качество выпускаемой продукции, работ и услуг, конкурентоспособность и эффективность производства.

Целью учебного пособия является формирование у студентов знаний, умений и навыков в указанных областях деятельности с целью обеспечения более высокой эффективности работы. Знания в области метрологии, стандартизации и сертификации в одинаковой степени важны как для специалистов, производящих продукцию, так и для специалистов по реализации продукции и менеджеров.

Измерения являются одним из важнейших путей познания природы, дают количественную характеристику окружающего нас мира, помогают раскрыть действующие в природе закономерности.

Уместно вспомнить слова Д.И. Менделеева, который писал: «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять: точная наука немыслима без меры».

Измерения имеют большое значение в современном обществе: они дают возможность обеспечить взаимозаменяемость узлов и деталей, совершенствовать технологию, повысить безопасность труда и качество продукции.

Сравнение опытным путем измеряемой величины с другой, подобной ей, принятой за единицу, составляет общую основу любых измерений. Разделом науки, изучающей измерения является метрология.

Цель учебного пособия – выработка у будущих инженеров знаний и практических навыков использования и соблюдения требований ГОСТ (государственных стандартов), выполнения точностных расчетов и метрологического обеспечения при изготовлении, эксплуатации и ремонте подъемно-транспортных машин и оборудования. При выполнении индивидуальных заданий на практических занятиях по «Метрологии, стандартизации и сертификации» студенты должны:

· изучить основные понятия и терминологию, используемые в курсе «Метрология, стандартизация и сертификация»;

· научиться пользоваться стандартами с целью выбора оптимальных допусков при конструировании деталей машин;

· приобрести навыки в расчете размерных цепей при конструировании деталей, узлов или механизмов;

· научиться отличать посадки в системе «Отверстия» от посадок в системе «Вал»;

· приобрести навыки построения полей допусков размеров деталей; посадок с зазором, натягом и переходных с обоснованием условий их применения

Пособие состоит из восьми разделов, в которых изложены основные сведения о теоретических основах метрологии, стандартизации, сертификации. Кроме того приводятся необходимые рекомендации к выполнению курсовой работы.

Предназначено для студентов всех форм обучения специальностей 170900 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» и 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» (Строительные, дорожные и коммунальные машины).

 

 

И посадок

Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

В метрологии решаются следующие основные задачи: разработка общей теории измерений единиц физических величин и их систем, разработка методов и средств измерений, методов определения точности измерений, основ обеспечения единства и единообразия средств измерений, эталонов и образцовых средств измерений, методов передачи размеров единиц от эталонов и образцовых средств измерений к рабочим средствам измерений.

Решение многих задач метрологии является важной государственной задачей. Например, во многих странах мира мероприятия по обеспечению единства и требуемой точности измерений установлены законодательно; узаконены единицы измерений; регламентировано проведение регулярной проверки мер и измерительных приборов, находящихся в эксплуатации; порядок испытаний и аттестации вновь выпускаемых средств измерений.

Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Начало формирования Государственной системы сертификации Российской Федерации относится к 1992 году.

Сертификация является инструментом, гарантирующим соответствие показателей качества продукции требованиям нормативно-технической документации и стандартам. В переводе с латинского языка слово «сертификация» можно перевести как «верно сделано» (certum – верно, facere – сделано, sertifico - удостоверяю).

В настоящее время под сертификацией соответствия понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Круг величин, подлежащих измерению, определяется разнообразием явлений, с которыми приходится сталкиваться человеку. Если «Теория механизмов машин», «Детали машин и основы конструирования», «Технология металлов» и др. служат теоретической основой проектирования машин и механизмов, то курс «Метрология, стандартизация, сертификация» рассматривает вопросы обеспечения точности геометрических параметров как необходимого условия взаимозаменяемости и таких важнейших показателей качества, как надежность и долговечность.

С учетом необходимости охвата Международной системой единиц (System International) всех областей науки и техники в ней в качестве основных выбраны семь единиц.

В механике такими являются единицы длины, массы и времени, в электричестве добавляется единица силы электрического тока, в тепловых процессах - единица термодинамической температуры, в оптике - единица силы света, в молекулярной физике, термодинамике и химии – единица количества вещества. Эти семь единиц соответственно: метр, килограмм, секунда, ампер, Кельвин, кандела и моль - и выбраны в качестве основных единиц СИ.

Единица длины (метр) – длина пути проходимого светом в вакууме за 1/299792458 долю секунды.

Единицы массы (килограмм) – масса, равная массе международного прототипа килограмма.

Единица времени (секунда) – продолжительность 9192631770 периодов излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия-133.

Единица силы электрического тока (ампер) – сила неизменяющегося тока, который, проходя по двум нормальным прямолинейным проводникам бесконечной длины и ничтожно малой площади круглого поперечного сечения, расположенным на расстоянии 1 м один от другого в вакууме, вызывает между проводниками силу взаимодействия, равную 2×10-7 Н на каждый метр длины.

Единица термодинамической температуры (Кельвин) – 1/273,16 термодинамической температуры тройной точки воды. Допускается использовать также шкалу Цельсия.

Единица силы света (кандела) – сила света в заданном направлении источника, испускающего монохроматические излучения частотой 540×1012 Гц, энергетическая сила света которого в этом направлении составляет 1/683 Вт/ср.

Единица количества вещества (моль) – количество вещества системы, содержащей столько же структурных элементов, сколько атомов содержится в углероде – 12 массой 0,012 кг.

Международная система единиц содержит также две дополнительные единицы: для плоского угла – радиан и для телесного угла – стерадиан.

Радиан (рад) – единица плоского угла, равная углу между двумя радиусами окружности, длина дуги между которыми равна радиусу. В градусном исчислении 1 рад = 57017'44,8''.

Стерадиан (ср) – единица, равная телесному углу с вершиной в центре сферы, вырезающему на поверхности сферы площадь, равную площади квадрата со стороной, равной радиусу сферы. Телесный угол Ω измеряют косвенно – путем измерения плоского угла α при вершине конуса с последующим вычислением по формуле

 

Ω = 2 π [1 - cos α /2].

 

В соединении двух деталей, входящих одна в другую, различают охватывающую и охватываемую поверхности соединения. В цилиндрических соединениях охватывающая поверхность носит общее название “отверстие”, а охватываемая - “вал”. Названия “отверстие” и “вал” условно применимы также и к другим охватывающим и охватываемым поверхностям. Обозначают:

D – номинальный размер отверстия, d – номинальный размер вала. Эти размеры одинаковы.

Предельными называются два предельных значения размера, между которыми должен находиться действительный размер. Большее из них называется наибольшим предельным размером, меньшее - наименьшим предельным размером. Они для отверстия обозначаются Dmax и Dmin, а для вала dmax и dmin.

Верхнее предельное отклонение – алгебраическая разность между наибольшим предельным размером и номинальным. Обозначают:

ES – верхнее предельное отклонение отверстия, es – верхнее предельное отклонение вала.

ES = Dmax - D;

es = dmax - d.

 

ES – начальные буквы французских слов, Ecart – отклонение,

Superieur – верхнее.

Нижнее предельное отклонение – алгебраическая разность между наименьшим предельным размером и номинальным. Обозначают:

EI – нижнее предельное отклонение отверстия, ei – нижнее предельное отклонение вала.

EI = Dmin - D;

ei = dmin - d.

EI – начальные буквы французских слов, Ecart – отклонение,

Inferieur – нижнее.

Допуск размера – это разность между наибольшим и наименьшим предельным размером. Обозначают:

TD – допуск отверстия, Td – допуск вала. Допуск всегда положительное число.

TD = Dmax - Dmin = ES – EI;

Td = dmax - dmin = es - ei.

 

Линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении допусков и посадок, называется нулевой линией. Если нулевая линия расположена горизонтально, то положительные отклонения откладываются вверх от нее, а отрицательные – вниз (рис. 1).

 

Рис. 1. Графическое изображение деталей соединения:

а) схема деталей соединения; б) схема расположения полей допусков деталей соединения

 


 

Действительное отклонение – алгебраическая разность между действительным и номинальным размерами.

Поле допуска – интервал значений размеров, ограниченный предельными размерами; оно определяется величиной допуска и его расположением относительно номинального размера.

На схеме поле допуска изображается зоной между линиями, соответствующими верхнему и нижнему предельным отклонениям. Верхняя граница поля допуска соответствует наибольшему предельному размеру, нижняя – наименьшему предельному размеру.

Зазор S – положительная разность между размерами отверстия и вала (размер отверстия больше размера вала).

Натяг N – положительная разность между размерами вала и отверстия до сборки деталей (размер вала больше, чем размер отверстия).

Наибольший зазор Smax – положительная разность между наибольшим предельным размером отверстия Dmax и наименьшим предельным размером вала dmin.

Smax = Dmax – dmin = ES – ei.

Наименьший зазор Smin – положительная разность между наименьшим предельным размером отверстия Dmin и наибольшим предельным размером вала dmax.

 

Smin = Dmin – dmax = EI – es.

Наибольший натяг Nmax – положительная разность между наибольшим предельным размером вала dmax и наименьшим предельным размером отверстия Dmin.

 

Nmax = dmax – Dmin =es – EI.

Наименьший натяг Nmin – положительная разность между наименьшим предельным размером вала dmin и наибольшим предельным размером отверстия Dmax.

 

Nmin = dmin- Dmax = ei – ES.

Посадка – это характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов. Посадка характеризует большую или меньшую свободу относительного перемещения соединяемых деталей в случае зазора или степень сопротивления их взаимному смещению (в случае натяга).

 

Посадки. Общие сведения

 

Посадки образуются путем сочетания полей допусков отверстия и вала. Посадки делятся на три группы:

1) посадки с зазором, при которых обеспечивается зазор в соединении;

2) посадки с натягом, при которых обеспечивается натяг в соединении;

3) переходные посадки, при которых возможно получение как натягов, так и зазоров.

На рис. 3 показано положение полей допусков отверстия и вала при различных посадках в системе отверстия.

При графическом изображении поле допуска отверстия для посадок с зазором расположено над полем допуска вала, для посадок с натягом поле допуска отверстия под полем допуска вала.

Обозначают посадку в виде дроби после указания номинального размера соединения. В числителе ставят обозначение поля допуска отверстия, в знаменателе – поля допуска вала. Расположение поля допуска относительно нулевой линии принято обозначать буквой (или двумя буквами) латинского алфавита. Ширина поля допуска определена указанием номера квалитета (степени точности) цифрой рядом с буквенным обозначением поля допуска.

 

Рис. 3. Расположение полей допусков отверстия и вала

в системе отверстия

 

Например: 15H7/h6 или 20G7/h6. Первая посадка принята в системе отверстия, вторая – в системе вала. Отверстие в системе отверстия называют основным, и его поле допуска обозначают заглавной буквой H при любых посадках. В системе вала вал называют основным и его поле допуска обозначают прописной буквой h при обозначении любых посадок.

Допуск посадки – это разность между наибольшим и наименьшим зазором (в посадках с зазором) или наибольшим и наименьшим натягом (в посадках с натягом). Допуск посадки всегда положительное число. Для любых посадок допуск посадки равен сумме допусков отверстия и вала:

 

 

TS = Smax – Smin = TD + Td;

TN = Nmax – Nmin = TD + Td,

где Т-tolerance – допуск.

Для любых посадок, в том числе и переходных, допуск посадки можно вычислить по формуле

 

 

TS = TN = TD + Td,

где TS – допуск зазора; TN – допуск натяга.

При выполнении курсовой работы студент обязан самостоятельно выбрать вариант задания, руководствуясь номером зачетной книжки (её шифром): предпоследняя цифра соответствует номеру варианта по вертикали, а последняя – по горизонтали. Например, шифр зачетки 02-25-716, что будет соответствовать (табл. 1), т.к. 1 ‑ вертикаль; 6 ‑ горизонталь.

Перед началом расчета заданий по курсовой работе студенту рекомендуется ознакомиться со стандартами и правилами оформления схем посадок, используя номинальные размеры табл. 1 и варианты посадок табл. 2.

 

Таблица 1

 

Номинальные размеры, мм
Вариант                    
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

Таблица 2

 

Посадки гладких цилиндрических соединений
Вариант                    
  H8/f7; H7/k6: F7/h7 H9/f7; H8/k6; E8/h7 H9/h9; H8/m7: K7/r6 H9/g9; H8/n7: G9/h9 H9/f7; H8/jS6: C9/h9 H9/f7; H7/jS6: K7/h7 H8/g7; H7/n6: G8/h7 H9/e8; H8/jS7: E9/h8 H9/f8; H8/n7: E9/h8 H8/f7; H7/k6: F9/h8
  H8/f8; H7/n6: F9/h8 H8/c8; H7/jS6: C9/h8 H9/f8; H8/jS7: F9/h8 H9/f9; H8/m7: F9/h8 H9/d9; H8/k7: D9/h8 H8/f7; H7/p6: F8/h7 H9/d8; H8/jS8: D9/h9 H8/e8; H8/m7: E9/h8 H9/f9; H8/jS7: F9/h8 H9/d9; H7/p6: P7/h6
  H7/f7; H8/jS8: M7/h6 H9/c8; H8/jS7: N7/h6 H9/h8; H8/k7: H7/h6 H9/f8; H8/ jS7: H7/s6 H7/f7; H7/k6 H7/s6 H9/h8; H8/m7: M7/h6 H7/g7; H9/jS8: K7/h6 H9/g8; H8/k7: R7/h6 H8/f8; H7/p6: F9/h8 H8/g7; H9/jS8: J9/h9
Окончание табл. 2
Вариант                    
  H8/g7; H7/jS8: G9/h8 H9/f8; H8/jS7: C9/h9 H9/h8; H7/jS6: K7/h6 H9/g8; H8/jS7: G9/h8 H8/h7; H7/m8: H8/u7 H8/g7; H7/k6: P7/h6 H9/f8; H8/jS8: F9/h8 H9/c9; H9/jS9: H8/s7 H9/d8; H8/jS8: R7/h6 H8/g7; H9/jS8: S8/h8
  H9/c9; H8/jS7: K7/h6 H7/f7; H8/jS7: F8/h7 H9/c8; H8/k7: K7/h8 H8/d8; H8/jS7: D9/h8 H8/f8; H9/jS8: H7/t6 H9/g8; H8/jS7: G9/h8 H9/f9; H9/jS8: K7/h6 H8/c8; H8/m7: N7/h6 H9/d8; H8/m7: H7/p6 H8/f7; H8/jS7: C7/t6
  H8/f8; H7/n7: N7/h6 H9/c9; H8/k7: H7/r6 H8/d8; H7/jS7: D9/h8 H8/f8; H9/jS9: F9/h8 H7/f6; H9/e8: K7/h6 H8/c8; H9/n7: M7/h7 H9/f9; H8/k7: H7/u7 H8/f8; H7/jS7: F9/h8 H9/c9; H8/jS9: M7/h6 H8/d8; H8/m7: H7/p6
  H7/g6; H8/jS7: G7/h6 H8/c8 H7/k7: K7/h6; H8/e8; H9/jS8; E9/h9 H9/d9; H8/k7: D9/h8 H8/f8; H8/m7: F9/h8 H9/c9; H8/n7: H7/r6 H9/h9; H8/m7: N7/h6 F8/h7; H7/k6: R7/h6 H8/g8; H7/k7: P7/h6 H9/f9; H8/m7: S7/h6
  H9/f9; H8/k7: F8/h8 H7/h7; H8/jS7: H7/r6 H8/f8; H7/m6: H7/p6 H9/c9; H8/n7: M7/h6 H8/g7; H7/k6: G9/h8 H7/g6; H8/m7; H7/r6 H9/h8; H8/n7; R8/h7 H8/c8; H9/jS8; D9/h8 H7/f7; H8/k6: H7/s6 H9/c8; H8/jS8; H7/u7
  H8/d8; H9/jS9; E8/h7 H7/f7; H8/jS8; F8/h8 H8/c8; H7/k6; M7/h6 H7/d7; H8/m7; JS9/h9 H9/e9; H8/n7: M7/h7 H9/f8; H8/jS7: R7/h6 H8/e8; H7/k7: D9/h9 H9/d9; H8/n7: H7/s6 H8/f8; H9/jS8: H7/t6 H9/g8; H8/k7: E9/h8
  H8/e8; H7/k6: N7/h6 H9/f8; H8/m7: H7/p6 H8/f7; H9/jS8: R8/h7 H9/g9; H8/n7: H7/r6 H8/c8; H7/m6: H7/s6 H9/f9; H8/h7; E8/h7 H8/h7; H7/k6; H8/u8 H9/h8; H8/m7; H7/p6 H8/h8; H9/jS8: H7/r6 H9/c9; H8/m7: H7/p6

 

Пример.

Подобрать стандартную посадку с зазором при следующих условиях: номинальный диаметр соединения d = 0,045 м; длина подшипника (соединения) = 0,06 м; ω = 100 рад/c; динамическая вязкость смазочной жидкости ; среднее давление на цапфу ; высота микронеровностей отверстия ; высота микронеровностей .

Решение.

1. Определяем значение самого выгодного зазора по формуле

2. Найдем значение расчетного зазора по формуле

 

.


 

По ГОСТ 25347-92 подберем посадку, удовлетворяющую условию . Из числа предпочтительных посадок в 7-м квалитете наиболее близка к выполнению условия посадка

 

Æ 45 , в которой

 

Средний зазор .

3. Проверим посадку при неблагоприятных условиях, т.е. когда зазор наибольший :

 

 

4. Выполняем проверку на достаточность толщины слоя смазки:

 

 

что свидетельствует о правильно выбранной посадке.

Величину допуска, величину и знаки основных и предельных отклонений сводим в табл. 4.

Обозначение посадки Æ 45 .

 

Предельные размеры вала и отверстия:

 

Dmax = D+ ES = 45 + 0,025 = 45,025 мм;

 

Dmin = D+ EJ = 45 + 0 = 45 мм;

 

dmax = d+ es = 45 – 0,050 = 44,950 мм;

 

dmin = d+ ei = 45 – 0,089 = 44,911 мм.

 


 

Таблица 4

Сводные данные о посадке Æ45 Н7/е8

 

Параметры размера Отверстие Вал
Допуск, мкм ТД = 25 Td = 39
Основное отклонение, мкм EJ = 0 es = - 50
Верхнее отклонение, мкм ES = + 25 es = - 50
Нижнее отклонение, мкм EJ = 0 ei = - 89

 

 

Допуски размеров вала и отверстия:

TD = ES – EJ = 25 – 0 = 25 мкм;

TD = D max – D min = 45,025 – 45 = 0,025 мм;

 

Td =es – ei = -50 – (- 89) = 39 мкм;

 

Td = d max – d min = 44,950 – 44,911 = 0,039 мм.

 

 

Величины предельных зазоров:

Smax = D max – dmin = 45,025 – 44,911 = 0,114 мм;

 

Smax = ES – ei = + 25 – (- 89) = 114 мкм;

 

Smax = Dmin – dmax = 45 – 44,950 = 0,050 мм;

 

Smin=EJ – es = 0 – (- 50) = 50 мкм.

 

Допуск посадки:

TS = Smax – Smin = 114 – 50 = 64 мкм;

 

TS = TD + Td = 25 + 39 = 64 мкм.

 

Характеристика посадки:

посадка Æ 45 с номинальным размером соединения Æ 45 выполнена в системе отверстия, с зазором, комбинированная по квалитетам (отверстие Н 7, вал е 8).

 


 

Выбор средств измерения

Для измерений размеров отверстия и вала требуется выбрать измерительный инструмент. Определяем для этого допустимую погрешность измерений по формуле

 

± d > ± D lim,

 

где ± d – допустимая погрешность измерения (П.1.5);

± D lim – предельная погрешность измерения (П.1.6).

Данные по выбору средств измерения сведены в табл. 5.

Таблица 5

 

Обозначение деталей соединения Допуск TD (Td), мкм Допускаемая погрешность измерения ± d, мкм Предельная погрешность измерения ± D lim, мкм   Измерительные инструменты
Æ 45 Н 7       Нутромер индикаторный (МИ) с ценой деления отсчетного устройства 0,01 мм
Æ 45 е 8       Скоба индикаторная (СИ) с ценой деления 0,01 мм – прибор находится в руках при надежной теплоизоляции.

 

Схема полей допусков и эскизы соединения в сборе и его деталей с обозначением параметров шероховатостей даны на рис. 6.

 


 

   
            00000 – 00.00.01
         
         
            Посадки в гладком цилиндрическом соединении Лит Масса Масштаб
Изм. Лист № докумен Подп. Дата     У          
Подгот. Рославцев    
Проверил Фролов                  
Т. контр.       Лист Листов
Н.контр.       фак. ДТФ гр. 532 Воронежский ГАСУ, каф. СТиИМ
Утвердил      
       
       
                         

 

Рис. 6. Поля допусков и посадки в гладком цилиндрическом соединении с зазором

 

Контрольные вопросы

1. Какие системы и виды посадок предусмотрены стандартом?

2. Что такое основная и комбинированная посадки?

3. Как подсчитать предельные зазоры (натяги) через предельные размеры и отклонения сопрягаемых деталей?

4. Как изменится схема полей допусков соединения при изменении основного отклонения и квалитета вала и отверстия?

5. Дать заключение о годности действительного размера.

6. Что собой представляет и как подсчитать допуск посадки?

7. Изложите правила записи отклонений размеров на чертежах.

8. Изложите правила постановки знаков, нормирующих шероховатость поверхностей на чертежах.

 

 

Таблица 6

Величины крутящих моментов, кНм
L                    
Материал Сталь 15 Сталь 20 Сталь 35 Сталь 40 Сталь 45
Вариант                    
                     
                     
                     
                     
                     
    %                
                     
                     
                2.30    
                     
                       

Построить схему расположения полей допусков для подобранной (стандартной) посадки, указав на ней все необходимые величины.

 

Для всех вариантов задания принять:

а) L – длина соединения, мм;

б) Мкр – крутящий момент, kНм;

в) d1 = 0 (вал сплошной; материал сталь 40);

г) Коэффициент трения ƒ=0,085;

д) Шероховатость поверхностей сопряжения

RzD =10мкм; Rzd =6,3мкм;

е) При расчете посадки учитывать соотношение

dн = 0,6D2.

 

Посадки с натягом относятся к неподвижным соединениям. Возможны три вида нагрузок, передаваемых неподвижным сопряжением:

1. Крутящий момент (Мкр);

2. Осевая сила (Рос);

3. Крутящий момент и осевая сила (Мкр и Рос).

 

Давление, необходимое для передачи данных нагрузок, определяют в зависимости от ее вида:

 

; ; .

 

Рассчитав давление (Р), необходимое для передачи заданной нагрузки, на основании зависимостей, известных из решения задачи Лямэ для толстостенных цилиндров, можно определить Nmin (м), способный передать указанные ранее нагрузки:

 

,

 

где ЕD и Ed – модули упругости, Па;

CD и Сd – коэффициенты, определяемые по формулам:

; ,

 

d1 и D2 – из рис. 7; µD – отв. и µd – вал – коэффициенты Пуассона;

сталь – 0,3; чугун – 0,25; бронза – 0,35; латунь – 0,38.

 

При запрессовке срезаются неровности отверстия и вала на 60 % от их высоты. Тогда расчетный натяг для выбора неподвижной посадки можно найти по формуле

Nрасч = Nmin + 1.2(RzD + Rz ).

 

 

При выборе стандартной посадки необходимо выдержать следующие условия относительно неподвижности сопрягаемых деталей:

 

Nmin ст ≥ Nрасч .

 

Чтобы проверить детали на прочность, надо вычислить напряжения, Па, которые возникают в них при натяге, наибольшем для выбранной посадки:

 

.

 

Эти напряжения для охватывающей и охватываемой детали будут соответственно равны

 

, .

 

Если эти напряжения меньше предела текучести материала, т.е.

 

σD < σTD и σdTd,

значит, посадка выбрана правильно.

Однако перед массовым применением этих посадок, надо выполнить экспериментальную проверку.

 

Пример: Подобрать стандартную посадку с натягом для следующих условий:

Ø = dн = 0,15 м;

D2 = 0,25 м;

l = 0,18 м;

Мк р = 9000 Н·м;

d 1 = 0 (вал сплошной);

Втулка и вал – сталь 40;

ƒ = 0,085;

Rzd = 6,3 мкм; RzD = 10 мкм.

 

1. Определить значение необходимого давления:

 

.

 

2. Находим Nmin:

 

,

 

где

 

,

(т.к. d1 = 0).

3. Определяем расчетный натяг:

 

Nрасч = Nmin + 1,2 (RzD + Rzd) = 27 + 1,2(10 + 6.3) = 46,5 мкм.

4. По таблицам находим, что по условию Nmin ст ≥ Nрасч удовлетворяет только одна предпочтительная посадка с Nmin = 60 мкм:

Ø150 .

 

5. Находим Рmax, которое может возникнуть после запрессовки при использовании посадки Ø150 Н7/s6:

 

 

.

 

6. Наибольшее напряжение во втулке:

 

 

.

7. Условие прочности охватывающей детали выдерживается, т.к. для стали 40 σт = 3400 Па и σD < σTD, что соответствует правильно выбранной посадке.

 

Если бы условие прочности не было выдержано для этой посадки, то следовало проверить рекомендуемые посадки и выбрать ту из них, которая удовлетворяет обоим условиям.

Результаты расчета сводим в табл. 7.

Таблица 7

 

Параметры размера Отверстие Вал
Допуск, мкм ТД = 40 Td = 25
Основное отклонение, мкм EJ = 0 ej = 100
Верхнее отклонение, мкм ES = 40 es = 125
Нижнее отклонение, мкм EJ = 0 ei = 100

 

Предельные размеры вала и отверстия:

Dmax = D + ES = 150 + 0,040 = 150,040 мм;

 

Dmin = D + EJ = 150 + 0 = 150 мм;

 

dmax = d + es = 150 + 0,125 = 150,125 мм;

 

dmin = d + ei = 150 + 0,100 = 150,100 мм.

 

Допуски размеров вала и отверстия:

 

TD = ES – EJ = 40 – 0 = 40 мкм;

TD = D max – D min = 150,040 – 150 = 0,040 мм;

 

Td = es – ei = 125 – 100 = 25 мкм;

 

Td = d max – d min = 150,125 – 150,100 = 0,025 мм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.193.254 (0.298 с.)