Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития
До настоящего времени в истории человечества существовало два типа цивилизационного развития — традиционалистский и техногенный. Традиционное общество отличается иерархической социальной структурой, нередко жестким соподчинением социальных групп. Такие общества характеризуются замедленными темпами социальных изменений. Здесь может смениться несколько поколений людей, заставая одни и те же структуры общественной жизни, воспроизводя их и передавая следующему поколению. Виды деятельности, их средства и цели, технологии могут столетиями существовать в качестве устойчивых стереотипов. Древняя Индия и Китай, Древний Египет, государства мусульманского Востока эпохи средневековья – все это примеры традиционных обществ. Техногенной цивилизации предшествовали две мутации традиционных культур. Это - культура античного полиса и культура европейского христианского средневековья. Синтез их достижений в эпоху Ренессанса, Реформации и Просвещения сформировали ядро системы ценностей, техногенной цивилизации. Сам техногенный тип цивилизационного развития возник примерно в XIV веке в европейском регионе, поэтому часто его называют расплывчатым словом “запад”. Техногенная цивилизация основана она на научно-техническом развитии, прогрессе технологий, вызывающих быстрое изменение среды, непосредственно окружающей человека, ускоренное изменение социальных связей, способов общения, типов социальных общностей. Из выделенных и описанных Арнольдом Тойнби 21 цивилизации, большинство принадлежало к традиционалистскому типу. Традиционные общества не исчезли с появлением техногенной цивилизации. Они сосуществовали с ней, взаимодействовали и изменялись под ее влиянием. Многие из них были поглощены ею, другие становились на путь модернизации и постепенно превращались в техногенные общества, сохраняя определенные черты самобытности (таким был путь Японии, России, Китая, Индии, Аргентины и Бразилии в XX веке). Контрастное различие двух типов жизнеустройства обусловлено различием их базисных ценностей. Это особое понимание человека, деятельности, природы, власти и силы, личности, рациональности, традиций и инноваций. Базисные системы ценностей двух культур радикально различаются, и в соответствии с ними возникают различные способы социализации, воспитания и обучения.
В общем виде систему ценностей, характерную для традиционалистского типа цивилизационного развития можно представить следующими тезисами: · человек здесь подчинен судьбе, традиции, он не проявляет инициативы, созерцает природу; · приветствуется деятельность по традиции, по обычаю, отклонение от обычая – аномалия; · утверждается ценность прошлого, которому надо подражать; · природа понимается как живой организм, малой частицей которого является человек; · индивидуальность человека здесь подавляется. Личность определяется через ее включенность в семейно-клановые, кастовые и сословные отношения; · здесь подавляются инноваций, которые ограничиваются традицией; · характерен медленный темп развития, консерватизм; · религия и обычай находятся выше знания; · власть понимается как непосредственное управление человеком. Для техногенного же типа цивилизационного развития характерны следующие ценности: · человек рассматривается как деятельное существо, которое противостоит природе, преобразует ее, подчиняет своей власти; · утверждается ценность преобразующей, творческой деятельности; · как одна из ценностей отмечается движение к будущему, несущему новые завоевания и перемены; · природа рассматривается как неограниченный источник материалов и ресурсов; · утверждается идеал свободной индивидуальности, которая может перемещаться между общностями, обладая равными правами с другими; · отмечается ценность индивидуальных свобод и прав человека; · ценность инноваций и прогресса, которые обуславливают высокий темп развития; · успех деятельности связывается со знанием о законах объекта. Таким образом, утверждается ценность науки. Наука влияет на все другие формы культуры; · ценность власти и силы рассматривается как возможность управлять природными и социальными объектами. Таким образом, техногенный тип развития в значительно большей степени, чем традиционалистский, унифицирует общественную жизнь. Наука, образование, технологический прогресс и расширяющийся рынок порождают новый образ мышления и жизни. И то, что мы называем сегодня процессом глобализации, является продуктом экспансии техногенной цивилизации, вызвавшей целые эпохи модернизации традиционных обществ.
Однако из этого не следует, что техногенная цивилизация – это навечно, и что именно при ней будет обретено всеобщее счастье и благополучие. Наоборот, именно эта цивилизация создала все нынешние глобальные кризисы, и существует связь между базисными ценностями техногенной цивилизации и современными глобальными кризисными явлениями. Сегодня исследователи отмечают, что техногенная цивилизация исчерпала себя. Так как она исчерпала резервы своего роста. И человечеству предстоит переоценка нынешних ценностей, при этом новая система ценностей не будет ни простым продолжением техногенной, ни возвратом к традиционной системе. Это будет нечто третье. И потому сегодня особое значение приобретает диалог культур.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.31 (0.007 с.) |