Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема морали как специфического способа освоения действительности
Свойства морали определяют и ее функции, поскольку функции есть конкретное проявление свойств. Мораль относится к числу наиболее значимых общечеловеческих ценностей. Представляя собой уникальное собрание и обобщение человеческой мудрости, она определяет наиболее гуманные и перспективные пути жизнедеятельности и духовного совершенствования человека. Ее роль можно сравнить с компасом, который помогает человеку ориентироваться в житейских бурях, решениях различных социальных проблем, духовных исканиях. Основными функциями морали являются: – регулятивная, регламентирующая содержание отношений между людьми. Она является ведущей функцией, поскольку позволяет морали выступать в качестве особого способа воздействия на поведение людей, обеспечивать управление общественными отношениями. Активность и широта проявления этой функции морали определяются ее содержанием и социально-экономическими условиями в обществе. Кризисные ситуации ослабляют влияние морали, ведут к деформации понимания ее основных норм: долга, чести, блага, счастья и др. Моральное единство общества подрывается его социальным расслоением и это приводит к тому, что в социально-неоднородном обществе возникают и существуют несколько типов морали. В таком обществе реализация регулятивной функции морали носит ограниченный и стихийный характер. Реализация данной функции в полном объеме может быть обеспечена на путях формирования общества социальной справедливости. Выступая как средство коммуникативно-информационного взаимодействия людей в различных сферах общественной жизни, мораль объединяет отдельных личностей и общество в целом на основе позитивных нравственных целей и идеалов; – воспитательная (гуманистическая) функция морали осуществляется в формировании человеческой личности, развитии ее самосознания. Моральные взгляды на цель и смысл жизни, понимание человеком своего долга и ответственности перед другими людьми, обладание чувством достоинства, культурой общения и другими нравственными качествами утверждаются в процессе воспитания, обучения, просвещения, практической моральной деятельности индивида. Через воспитательную функцию осуществляется передача нравственного опыта от поколения к поколению, формирование определенного типа личности. Эта функция морали может быть реализована только через целостную систему воспитания (нельзя, например, воспитать чувство стыда у человека, который является тунеядцами т.д. В процессе воспитания также необходимо учитывать чувственный и теоретический уровни морального сознания и выбирать в связи с этим соответствующие средства воспитания. Отрицательную роль в нравственном воспитании молодежи играют современные передачи в СМИ, которые развращают и угнетают неокрепшую психику детей и подростков показом различного рода жестокостей, неоправданно привлекают их внимание к сексуальным проблемам, сознательно отвлекают от сложных социальных проблем, с которыми сталкивается молодежь. В защиту морали от насаждения распущенности, жестокости, лицемерия и других негативных установок личности должны активно выступать общество и государство;
– познавательная функция морали позволяет создавать и реализовывать позитивный духовный потенциал личности в процессе общения с другими людьми. Приобретая знания в вопросах нравственной деятельности и культуры, человек расширяет и укрепляет свои связи в обществе, совершенствует себя как личность, духовно овладевает тем, что является социально значимым, в том числе и в других сферах общественного сознания: политике, науке, искусстве и т.д. В процессе познавательной деятельности субъекта формируются представления о содержании моральных отношений как на уровне чувственного, так и теоретического сознания, позволяющие не только понимать нравственную сущность происходящего, но и прогнозировать развитие событий. Вместе с тем, основное назначение морали заключается не только в том, чтобы познавать мир нравственных отношений, но и реально их регулировать, используя присущие ей средства. Но не имея необходимых знаний в этой сфере, человек не может в полном объеме выполнять и регулирующую функцию. Это подтверждается и ситуацией, сложившейся в настоящее время в нашем обществе, которое крайне слабо использует познавательную функцию морали. Утратив старые идеалы и социальные ориентиры и ничего не сумев предложить пока взамен, оно лишает себя важного источника стабильности и уверенности в своем будущем;
– мировоззренческая функция определяет мораль как составную часть обобщенных и определенным образом субординированных взглядов личности, социальной общности, общества в целом на содержание и характер нравственных отношений. Мораль всегда существует не в качестве отдельных положений, принципов и предписаний, а как определенная и целостная система нравственности, обладающая теоретическим фундаментом и собственными способами воздействия на общественные процессы. Реализуя свои основные свойства императивности, нормативности и оценочности, мораль помогает в решении задач общественной жизни, формировании общественного идеала, понимании значимости происходящих процессов. Через мировоззренческую функцию морали обеспечивается становление личности с твердыми нравственными установками и убеждениями, В реализации этой функции морали важное значение принадлежит таким ее понятиям, как гуманизм, патриотизм, требовательность к себе и другим, сознательность, ответственность, долг и др.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.22.34 (0.007 с.) |