![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природные ресурсы мировой экономики.
Национальные экономики, объединенные сегодня в планетарных рамках глобализацией, (в основе которой лежат международное разделение труда, интеграция, интернационализация) в разной степени обеспечены природными,трудовыми, финансовыми, технологическими, научными и прочими ресурсами. Обеспеченность и использование ресурсов обусловливают экономический статус страны и ее позиционирование в мировой экономике, что выражается в количественных (объемы производства, его структура и т. д.) и качественных (качество технологии, производства, уровень жизни населения) показателях развития страны. Современный этап развития мирового хозяйства отличается - возрастающими масштабами потребления природных ресурсов, - резким усложнением процесса взаимодействия природы и общества, - интенсификацией и расширением сферы проявления специфических природно-антропогенных -процессов, возникающих вследствие техногенного воздействия на природу. В этой связи большое значение приобретают изучение природно-ресурсного потенциала мира в целом, отдельных материков и стран, анализ систем их хозяйственного использования, сложившихся в различных социально-экономических структурах современного мирового сообщества, разработка представлений о рациональном и оптимальном освоении природных богатств. В мировой практике при определении природно-ресурсных запасов принято выделять несколько категорий по степени их технической и экономической доступности и изученности. Доступные, доказанные, или реальные запасы, — это объемы природного ресурса, выявленные современными методами разведки или обследования, технически доступные и экономически рентабельные для освоения. Потенциальные, или общие ресурсы — это ресурсы, установленные на основе теоретических расчетов, рекогносцировочных обследований и включающие, помимо точно установленных технически извлекаемых запасов природного сырья или резервов, еще и ту их часть, которую в настоящее время освоить нельзя по техническим или экономическим соображениям Например, залежи бурого угля на больших глубинах или пресные воды, законсервированные в ледниках или глубинных слоях земной коры. Потенциальные ресурсы называют ресурсами будущего, так как их хозяйственное освоение станет возможным только в условиях качественно нового уровня развития науки и техники.
Природные богатства могут выступать в качестве определенного ресурса (например, стать фактором производства) в том случае, если в них возникает потребность. Потребности, в свою очередь, появляются и расширяются по мере развития технических возможностей освоения природных богатств. Территориальное расширение сферы хозяйственной деятельности человеческого общества и вовлечение в материальное производство новых видов природных ресурсов вызывали в природе разнообразные изменения, своего рода ответные реакции в виде различных природно-антропогенных процессов. Отправной базой, первоисточником развития экономики всех стран выступают природные ресурсы, которые бывают двух видов: восстанавливаемые и невосстанавливаемые. Восстанавливаемые ресурсы могут использоваться в объеме, не истощающем их наличия для будущего потребления (солнечная энергия и т. п.). К невосстанавливаемым ресурсам относят те, которые не воспроизводятся самой природой (уголь, нефть, газ и др.). В абсолютном большинстве природные ресурсы ограничены, а некоторые приобретают характер дефицитных. Потенциал мировой экономики имеет следующую структуру: Природные ресурсы (минеральное сырье и топливо, земельные, водные, лесные ресурсы); трудовые ресурсы (территориальное распределение населения мира, возрастная структура населения, профессиональная структура, уровень образования); ресурсы, имеющиеся у отраслей (агропромышленный, топливно-энергетический, химико-лесной, металлургический, военно-промышленный комплексы, машиностроение, транспорт, связь и др.); финансовые ресурсы (финансовые рынки, золотовалютные резервы) предпринимательские ресурсы; научные, интеллектуальные ресурсы мира. Трудовые ресурсы мира. Под трудовыми ресурсами мира понимают долю экономически активного населения, которая варьируется по странам. В развитых странах мира экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Эта ситуация связана прежде всего с безработицей, которая иногда достигает 10% от общего числа трудовых ресурсов.
В развивающихся же странах эта доля еще меньше. Она составляет лишь 45-55%, что связано с экономической отсталостью стран, неучастием женщин в производстве из-за наличия многодетных семей, большой численностью молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, широкой эксплуатацией дешевого и малоквалифицированного детского труда. В среднем в мире к экономически активному населению можно отнести 45% всего населения, или около 2 миллиардов человек. Сегодня одним из показателей трудовых ресурсов страны является уровень их образования. В экономически развитых странах неграмотность практически ликвидирована, а в развивающихся странах образовательный уровень еще весьма низок. По данным специалистов, на Земле в настоящее время неграмотными являются около 900 миллионов человек, причем число неграмотных не сокращается, а увеличивается. Наибольшее их количество находится в Африке. В экономически развитых странах мира сокращается численность рабочих преимущественно физического труда. Их место занимают более образованные работники, высококвалифицированные специалисты, создающие и обслуживающие автоматизированную и электронно-вычислительную технику. Уникальной страной высокой культуры и сплошной грамотности является Япония. Здесь обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с самого раннего возраста. Страна имеет больше университетов, готовящих квалифицированные кадры, чем вся Западная Европа. Большое влияние на трудовые ресурсы оказывает возрастной состав населения. К экономически активному относится взрослая часть населения, доля которого в разных типах стран различна. «Постарение» населения Западной Европы привело к тому, что люди от 15 до 59 лет здесь составляют 61%, а старше 60 лет — 17%. Примерно такие же доли взрослого и пожилого населения и в США, Австралии, Канаде. Доля детского населения не превышает 30%, а в ФРГ и Швеции еще ниже. В развивающихся же странах основная доля населения приходится на детей и взрослых. Пожилая часть населения занимает в общем количестве менее 7%. Доля детей колеблется от 36% (Азия) до 45% (Африка), а иногда достигает и 50% (Кения, Ботсвана).
Группировка стран мира. Развитые страны Развитые страны (англ. Developed countries) характеризуются высоким уровнем жизни населения. Развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. В этой группе стран проживает около 15% населения мира. Развитые страны называют также индустриальными странами или индустриально развитыми.
Страны с переходной экономикой К странам с переходной экономикой обычно относят 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно – планируемой к рыночной экономике, а также, в ряде случаев, Монголию, Китай и Вьетнам. В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости обычно отдельно, вне связи с другими группами, рассматривается Россия (2% мирового ВВП и 1% экспорта). Отдельной группой выделяются некогда входившие в социалистический лагерь страны Центральной и Восточной Европы, а также страны бывшего СССР, которые называют странами бывшей «рублевой зоны». Развивающиеся страны Развивающиеся страны – 132 государства Азии, Африки, Латинской Америки, характеризующиеся низким и средним уровнем доходов. В силу большого разнообразия развивающихся стран международной экономике их принято классифицировать как по географическим признакам, так и по различным аналитическим критериям.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.228.19 (0.009 с.) |