![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные исторические системы организации ритма
В европейском ритме, как межвидовом явлении, от античности до наших дней сложилось несколько систем организации, имеющих неодинаковое значение для истории и теории ритма в музыке. Прежде всего это три основные стиховые системы ритма: квантитативность (метричность в старом значении термина); квалитативность (тоничность в литературоведческом смысле); силлабичность (точнее — изосиллабичность, слогочислительность). Пограничной между музыкой и поэзией является система позднесредневековых модусов (модальная ритмика). Собственно музыкальными системами выступают мензуральная (XIII-XVI вв.), тактометрическая (классический метр и его позднейшие модификации, метричность в новом значении). Среди новейших форм организации ритма можно выделить прогрессии и серии, значимость которых пока трудно точно определить из-за краткости того исторического отрезка, когда они применялись и разрабатывались, — в основном 50-60-е гг. XX столетия. Квантитативная система (количественная, метрическая) имела значение для музыки античности, в период синкретического единства музыки — слова — танца. Систему характеризовали следующие особенности. Ритмика имела наименьшую измеряющую единицу — хронос протос (греч. χρόνοςπρώτος — первичное время), или мору (лат. mora — промежуток)89. Более крупные длительности складывались из этой наименьшей. Всего в древнегреческой теории ритма насчитывалось пять длительностей:
Системообразующим свойством квантитативности было то, что ритмические различия в ней создавались соотно- 89 Аналогичная наименьшая единица была в других древних культурах: в индийской — матра, в среднеазиатских — никре, накра. шением долгого и краткого, независимо от ударения90. Основным соотношением слогов по долготе было двойное. Сформированные из долгих и кратких слогов музыкально-стиховые стопы были точны по временным соотношениям, как это свойственно танцевальным фигурам, и слабо подвержены агогическим отклонениям91. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ СТОПЫ Двусложные
Трехсложные
Четырехсложные
90 Следует отличать квантитативность (количественность) как автономную систему ритма в языке и художественном творчестве от сопутствующих количественных колебаний звуков в квалитативной (тонической) системе языка и поэзии. Ритмические различия слогов по долготе и краткости есть и в современных языках, в том числе в русском. Но они непосредственно связаны с ударением: слоги под ударением продолжительнее слогов безударных (см. об этом, например, в работе: Златоустова Л. В. Фонетическая структура слова в потоке речи. Казань, 1962). Квантитативная система означает самостоятельность образования долгих и кратких длительностей, вне зависимости от характера и расположения акцентов. 91 М. Г. Харлап, отметивший в своих работах это качество, называет античную квантитативность «времяизмеряющей», в отличие от тактометричности, которая обладает значительной агогической свободой и поэтому не измеряет время точно (см.: Харлап М. Г. Ритмика Бетховена // Бетховен. М., 1971).
Пятисложная
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.150.52 (0.007 с.) |