Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Малые страны» Западной Европы: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швейцария, Австрия
Страны Бенилюкса в системе международных отношений периода «холодной войны». Разгром нацистской Германии принес свободу народам Европы. Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия восстановили национальную государственность. Однако начало «холодной войны», волна антисоветизма, охватившая Западную Европу, привели к усилению геополитического влияния ведущих держав западного блока, и в первую очередь США. В форватере «атлантического курса» оказались и страны Бенилюкса. В 1947 г. Бельгия, Нидерланды и Люксембург выступили в поддержку плана Маршалла и получили значительную инвестиционную помощь со стороны США. В апреле 1949 г. эти страны были в числе учредителей НАТО и присоединились к его военным программам. В то же время их атлантическая ориентация сочеталась со стремлением к укреплению европейских интеграционных связей. Еще до создания НАТО, в марте 1948 г., Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали совместно с Францией и Великобританией Брюссельский пакт о создании Западного союза -организации военного, экономического и культурного сотрудничества (в 1954 г. переименованного в Западноевропейский союз). Активно участвовали они и в создании консультативной политической организации Европейский совет в 1949 г., а также в обсуждении плана Шумана о создании Европейского объединения угля и стали в 1950 г. Объединившись еще в 1948 г. в собственный таможенный союз, страны Бенилюкса вошли в состав ЕОУС с момента образования этой организации в 1951г. и в дальнейшем неизменно поддерживали все проекты углубления западноевропейской интеграции. В 1955 г. конференция министров иностранных дел стран ЕОУС приняла «Меморандум Бенилюкса», составленный по проекту голландского министра Бейена, о принципах экономической интеграции. На основании документов, подготовленных комиссией экспертов под руководством бельгийского министра Спаака, в 1957 г. было образовано Европейское экономическое сообщество. Брюссель и Люксембург наряду со Страсбургом превратились в столицы Единой Европы, разместив большую часть ее учреждений и организаций. В последующие годы Бенилюкс выступал за последовательное углубление интеграции и усиление надгосударственных институтов ЕЭС. Такой курс противоречил деголлевской концепции «Европа Отечеств», но встречал понимание и поддержку западногерманских политиков. На Гаагской конференции 1969 г. лидеры стран Бенилюкса поддержали идеи французского президента Ж.Помпиду о новом этапе западноевропейской интеграции. В развитие этого проекта в 1970-1971 гг. под руководством люксембургского премьер-министра Вернера был составлен проект валютно-экономического союза стран ЕЭС, комиссия под руководством бельгийского представителя Да-виньона разработала концепцию политической интеграции. Эти проекты остались нереализованными в 70-е годы, когда структурный экономический кризис мировой капиталистической системы приостановил и трансформацию ЕЭС, но в дальнейшем послужили основой для подготовки новых программных документов по развитию Сообщества.
Внутриполитическое развитие стран Бенилюкса в послевоенный период. Несмотря на то, что государства Бенилюкса оказались в эпицентре глобального кризиса, вызванного второй мировой войной и дальнейшей геополитической перестройкой Европы, они по-прежнему оставались оплотом политического традиционализма, влияния римско-католической церкви, идей конституционного монархизма. С первых послевоенных лет ведущие позиции прочно заняли консервативные партии — Социально-христианская партия в Бельгии, Католическая народная партия в Нидерландах, Христианско-социальная народная партия в Люксембурге. Партии либеральной и социал-демократической ориентации либо входили в состав правящих коалиций, либо выступали в роли конструктивной оппозиции. В 50—60-е годы страны Бенилюкса совершили большой рывок в экономическом развитии, составив один из наиболее динамичных регионов Западной Европы. Однако они столкнулись и со значительными трудностями. Ускоренная модернизация, структурная перестройка промышленности, начавшаяся в эпоху НТР, вызвали социальную напряженность и рост рабочего движения. Ширилось экологическое и антивоенное движение. Болезненно реагировали правящие круги Бельгии и Нидерландов на ломку колониальных империй. При поддержке Великобритании и США Нидерланды развязали колониальную войну в Индонезии в 1945 г. Военные действия продолжались до 1949 г., когда голландское правительство было вынуждено признать независимость Индонезии. Столь же безрезультатно окончилась и война в Бельгийском Конго в 1960-1963 гг. Мировой экономический кризис середины 70-х годов еще более обострил ситуацию. Популярность христианско-демократических партий стала падать. В этих условиях их лидеры попытались пересмотреть концептуальные основы своей политики, вернувшись к идеалам политического католицизма.
Главы бельгийского и нидерландского епископатов, кардиналы Лео Суененс и Бернард Альфринк, были в числе главных инициаторов обновления церкви на II Ватиканском соборе (1962—1965), ратуя за приспособление католицизма к современным условиям, последовательную реализацию принципов соли-даризма и демократии. С начала 60-х годов правительственные кабинеты СХП в Бельгии пытались реализовать эти идеи, выдвинув программу «социального программирования» — широкой практики политических консультаций профсоюзов, предпринимателей и правительства. Важнейшим шагом на пути стабилизации политической ситуации в Бельгии стала конституционная реформа 1970 г., закрепившая официальное существование трех культурных сообществ (французского, фламандского и немецкого), а также четырех лингвистических районов (три указанных и двуязычный Брюссель). На втором этапе реформы в конце 70-х — начале 80-х годов были созданы законодательные и исполнительные органы власти этнических регионов. В Нидерландах укрепление позиции христианских партий было связано с объединением в избирательную федерацию «Христианско-демократическая акция» Католической народной партии и протестантских Антиреволюционной партии и Христианско-исторического союза. Это событие прекратило многолетнюю конфессиональную вражду в политической элите страны. Федерация христианских партий выдвигала идею «третьего пути между социализмом и капитализмом» — социального устройства, которое совместило бы рыночную экономику с «принципиальными основами демократического государства и плюралистического общества». Ввод новой конституции 1983 г. подтвердил курс правящих партий на демократическое решение назревших политических проблем. На международной арене обновленное руководство ХДА выступало с решительной критикой гонки вооружений. Лишь под жестким давлением США правительство Нидерландов отказалось в 1979 г. от осуждения решения Совета НАТО о модернизации американских ядерных вооружений в Европе. Внутриполитическая ситуация в Люксембурге отличалась большей стабильностью. Однако на фоне событий 60—70-х годов общественно-политические круги этой страны также заняли принципиальную позицию и осудили эскалацию напряженности в международных отношениях и кризисные тенденции в экономике, экологии, социальной сфере. В 1979 г. римско-католические епископы Люксембурга и граничащих с ним епархий Метц (Франция) и Тревир (ФРГ) выступили с совместным заявлением, где, в частности, говорилось: «Человек перестал распоряжаться экономикой, она распоряжается им. Самые существенные проблемы, возникающие в связи с теперешним кризисом, касаются всех людей и их совести. Речь идет о будущем человека, о будущем общества».
Австрия и Швейцария во второй половине XX века. Не менее заметную роль в послевоенной истории Европы сыграли и другие «малые страны» — Австрия, Швейцария. Сравнительно мало пострадавшие в годы войны, эти страны быстро восстановили темпы экономического развития. Стабильной оставалась и внутриполитическая ситуация. В Австрии была воссоздана партия политического католицизма, получившая название Австрийская народная партия. Отказавшись от преемственности с ХСП, связанной с австрофашистским режимом, АНП сохранила ориентацию на идеи солидаризма, патриотизм и христианские ценности. Тем не менее ведущей политической силой послевоенной Австрии стала социалистическая партия. Президентом республики в 1945 г. был избран ее известный лидер Карл Реннер. СПА перешла на позиции классической социал-демократии, не пытаясь больше вернуться к революционным принципам австромарксизма. Политика СПА, направленная на создание системы «социального партнерства» на производстве, эффективной модели государственного регулирования экономики, развитой системы социального обеспечения, оказалась достаточно результативной, и Австрия менее болезненно, чем многие страны Запада, пережила тяжелые кризисы 70-х-80-х годов. Развития индустрия туризма, стабильная банковская система, устойчивое положение на международном рынке труда обеспечили экономическое процветание и социальное спокойствие в послевоенные годы и Швейцарии. Особенности конституционного устройства Швейцарии предопределили большую важность местных органов управления, кантональных институтов и, соответственно, значительную степень децентрализации политической жизни страны. В течение всего послевоенного периода на правительственном уровне существовала коалиция четырех ведущих партий: христианско-демократи-ческой, социал-демократической, радикально-демократической и партии крестьян и ремесленников. Такая ситуация не только предопределила отсутствие серьезной оппозиции в стране, но и обеспечила необходимую преемственность внутри- и внешнеполитического курса. В сочетании с постоянно действующей практикой общенациональных и кантональных референдумов сложившийся в Швейцарии государственный механизм стал одним из наиболее примечательных примеров конституционного творчества в XX в. Столкнувшись с обострением международной обстановки в условиях «холодной войны» правительственные круги Швейцарии и Австрии попытались, в отличие от стран Бенилюкса, сохранить принципиальный нейтралитет. Так, например, Швейцария даже не стала членом ООН. Дистанцировались они и от складывания западноевропейских интеграционных структур. Причиной стало опасение внешнего политического влияния в рамках ЕЭС. В качестве альтернативы Общему рынку в 1960 г. была создана Европейская ассоциация свободной торговли, в состав которой наряду с Великобританией, Ирландией, Норвегией, Швецией, Финляндией вошли Австрия, Швейцария, Лихтенштейн. В отличие от ЕЭС ЕАСТ являлась чисто экономической организацией без каких-либо влиятельных наднациональных институтов.
«Малые страны» Европы в современной системе международных отношений. Традиции нейтралитета, конструктивная позиция по самым острым проблемам развития мирового сообщества позволили «малым странам» Европы занять видное место в современной системе международных отношений. Страны Бенилюкса уже во второй половине 70-х—80-е годы активно включились в Хельсинкский процесс в Европе, поддержали советско-американские инициативы по разоружению и укреплению международной безопасности. С середины 80-х годов Бенилюкс — один из «локомотивов» нового этапа европейской интеграции. Бельгия, Нидерланды и Люксембург активно поддержали подписание Маастрихтского договора. Символично, что одной из ключевых фигур в жизни Сообщества на ближайшие годы стал бывший премьер-министр Люксембурга Жак Сан-тер, сменивший в 1995 г. представителя Франции Жака Делора на посту председателя Европейской комиссии. Ключевая идея Сантера — переход от выдвижения грандиозных проектов к выполнению обещанного ранее, возвращение доверия избирателей, последовательная реализация коллегиального принципа в деятельности органов ЕЭС, укрепление влияния в Сообществе «малых стран» объединенной Европы. С конца 80-х годов больший интерес к проблемам европейской интеграции стали проявлять и Австрия, Швейцария. Активизировалось их участие в деятельности Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития. Договор 1991 г. между ЕЭС и ЕАСТ о создании Европейского экономического пространства проложил дорогу тесному сотрудничеству стран обеих организаций. И если референдум о вступлении Швейцарии в европейское экономическое пространство принес отрицательный результат, то Австрия в январе 1995 г. вместе с Финляндией и Швецией стала полноправным членом Европейского сообщества. Швейцария демонстрировала в эти годы готовность к участию скорее в программах по укреплению международной безопасности, стремясь сохранить свой нейтральный статус. В 1986 г. население этой страны вновь проголосовало против вступления в ООН. Стремление сохранить в неприкосновенности собственный конституционный механизм заставляет правительственные круги Швейцарии настороженно относиться даже к международному сотрудничеству в гуманитарной и правовой сферах. Лишь после тяжелейших дискуссий в 1992 г. парламент ратифицировал Международный пакт 1966 г. об экономических, социальных и культурных правах человека. А вот подписанную правительством в 1994 г. Европейскую конвенцию по защите прав национальных меньшинств парламент так и не ратифицировал. Вопросы и задания 1. Каковы особенности внутриполитической ситуации, сложившейся в «малых странах» Европы после второй мировой войны? 2. Подготовьте сообщение «Проблемы развития стран Бенилюкса на современном этапе». 3. Какую роль играют Австрия и Швейцария в современной системе международных отношений?
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.155 (0.013 с.) |