Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуманистические позиции биоэтики
Биоэтика возникла и стала интенсивно развиваться в начале 70-х гг. в Западной Европе и США. Большую роль в становлении биоэтики сыграла медицина, а также развитие генетики, осознание не только биологами, но и обществом возможных негативных последствий генной инженерии. Новые технологии трансплантации органов, зарождения и поддержания жизни вступили в противоречие и даже в конфликт с традиционными культурными ценностями и с традиционными аксиологическими (ценностными) ориентация-ми. Например, для христианства сердце — это не только важнейший биологический, но и духовный орган человека. Можно сказать, что биоэтика — это форма защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на ответственное и свободное самоопределение своей жизни. Биоэтикой выдвигаются и отстаиваются следующие постулаты: 1. Единство науки и гуманистических ценностей. 2. Необходимость ставить гуманистические цели выше исследовательских. 3. Регулирование исходя из гуманистических ценностей научных исследований, включая и запреты на некоторые виды экспериментов, связанных с участием человека. 4. Разработка правил биомедицинских работ с учетом прав личности, включая юридические нормы. Следует остановиться на вопросах неразрывной связи биоэтики с медицинской этикой и правом. Общественный смысл биоэтики заключается в том, что она является конкретным проявлением гуманизма в медицине. Этот критерий является основным в научных исследованиях по биологии и медицине. И какие бы цели ни ставились исследователями, гуманизм и безвредность для человека всегда должны стоять на первом месте — такой подход служит мерилом любой человеческой деятельности, в том числе и по ускорению научно-технического прогресса. В этой связи необходимо развивать экологическую этику и разрабатывать специальный экологический кодекс. Что нового в биоэтике сравнительно с традиционной врачебной этикой? Современный врач сталкивается с конфликтом духа и буквы клятвы Гиппократа, которая была незыблемой этической основой врачевания в течение-двадцати четырех веков. Вспомним наиболее известную этическую заповедь Гиппократа — прежде всего не навредить пациенту. Когда современные хирурги-
трансплантологи пересаживают почку или долю легкого живого донора (даже имея на это добровольное согласие донора) обреченному больному, приведенное этическое предписание по отношению к донору с очевидностью нарушается. В биоэтике уже стали привычными такие понятия, как «право на аборт», «право на смерть» и т.д. Но, может быть, это есть квазиправо — оно не может быть записано во Всеобщей декларации прав человека. Современный прогресс клинической медицины потребовал уточнения самого принципа гуманизма. Соответствует ли гуманности искусственное оплодотворение или прекращение жизнеподдерживаю-щего лечения умирающего пациента? Подлинным началом духовных исканий в биоэтике является тревога и забота о будущем человеческого рода. Когда американский биолог В. Р. Поттер предложил термин «биоэтика», назвав ее «мостом в будущее», он был, несомненно, прав, так как биоэтика все более явно занимается поиском реальных путей к созданию глобальной этики человечества будущего. | Факторы, приводящие к потере здоровья отдельного человека и популяции Устремление к жизни, к благополучию, выражающее коренные, глубинные потребности всего биологического мира как основу его развития, в сознании человека восходящее к сокровенным мечтам о счастье, радости и благополучии вечном, выступает как одна из движущих сил в истории. Человек, его жизнь, причем не всякая, а жизнь, наполненная счастьем, радостью и благополучием, является главной ценностью культуры. Это всегда было, есть и будет внутренним императивом всей человеческой деятельности. Здоровье выступает одной из наиболее значимых основ человеческого счастья, радости и благополучия, поэтому проблема здоровья — кардинальная для всего человечества. Она всегда была и остается в Центре внимания познающей и созидательной человеческой деятельности. Как говорил Сократ: «Здоровье — это все, но все без здоровья — ничто».
Конец XX в. — эпоха невиданного научно-технического прогресса, радикального расширения знаний о природе. Исторически сложилась, однако, глубокая диссимметрия: 95 % общего объема современных знаний составляют знания о неживом веществе, тогда как на долю знаний о живом веществе, включая человека, приходится не более 5 %. Мы видим наглядные успехи цивилизации в освоении недр Земли, в синтезе энергоносителей, в проникновении в ближний и дальний Космос, в достижениях компьютерной техники, в успехах математики, химии, астрофизики.
Между тем живое вещество остается почти неприступным бастионом. Несоизмеримо меньше, чем, например, выработка энергии, выросла урожайность зерновых, продолжительность жизни за 2000 лет увеличилась не более чем в 2—3 раза, о большинстве причин, вызывающих эпидемии, заболеваемость и смертность, мы имеем сегодня самые поверхностные и часто ошибочные представления. Наука, ее прикладные отрасли оказались неготовыми к решению новых задач, и осознание этого факта, может быть, самое серьезное достижение науки на грани веков. Если еще в сравнительно недавнем прошлом расходуемые человеком ресурсы природы обладали компенсаторными, восстановительными механизмами, то к началу XXI столетия ситуация коренным образом изменилась. На смену политическим, экономическим, идеологическим, военным диктатурам пришла диктатура еще более жестокая и беспощадная — диктатура ограниченности ресурсов биосферы. Границы в изменившемся мире определяют сегодня не политики, не пограничные патрули и не таможенная служба, а региональные экологические закономерности. Экологическая диктатура — важнейший геополитический факт конца XX и качала XXI в. Мировое сообщество, не остается безразличным к природным, техногенным и социальным катастрофам, но, к сожалению, они рассматриваются не как проявление общего геокосмического стресса, «перегрева» планеты, а как изолированные эпизоды, неприятные, но предотвратимые. Игнорируется факт перехода планеты и ее обширных территорий к перманентному состоянию катастрофы Будучи погружен в природно-экологическую, производственно-трудовую и социальную среду, человек уже не может рассчитывать на помощь медицины: при всей во-оруженности современным диагностическим оборудованием, методами лечения, арсеналом гигиенических нормативов в современных условиях медицина не в состоянии гарантировать здоровье и благополучие нации.
Сегодня наблюдается опасное снижение резервов репродуктивного здоровья населения России, ухудшение всех звеньев репродуктивного цикла: оплодотворение, беременность, формирование полноценной семьи, физическое и психическое развитие ребенка, качество здоровья детей. Репродуктивное здоровье популяции оказалось своего рода исполнительным механизмом экологической диктатуры, дети оказываются больными уже с момента рождения, не менее 80 % хронических заболеваний у детей развивается в раннем возрасте. По оценкам отечественных специалистов, непри- косновенный запас резерва репродуктивной прочности популяции сократился на 25 %, тогда как 30 %-ные потери гарантируют необратимое разрушение базовых механизмов эволюции человека.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.008 с.) |