Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности развития естествознания в современных условиях
Начиная со второй половины XX в. исследователи обычно фиксируют вступление науки в новый этап развития — этап постнеклас-сический. Что же отличает этот новый этап развития науки? На этот счет есть разные точки зрения, однако некоторые ученые выделяют целый ряд опорных принципов и форм организации науки. В качестве опорных принципов выделяют чаще всего эволюционизм в его особых формах, космизм, экологизм, антропный принцип, холизм (подход к объектам как целостным образованиям) и гуманизм. Специфика форм организации современной науки также просматривается по целому ряду принципиальных позиций: - современная наука ориентирована не только и не столько на поиски абстрактной истины, бесстрастной к человеческим целям и ценностям, сколько на полезность для общества и каждого отдельного человека. Главными ориентирами при этом становятся не экономическая целесообразность, экономия времени и т.п., а улучшение среды обитания людей, рост их материального и духовного благосостояния; ■ современная наука имеет преимущественно проблемную, междисциплинарную ориентированность вместо доминировавшей ранее узкодисциплинарной ориентированности научных исследований. Отсюда становится понятной и такая особенность постне классической науки, как нарастающая интеграция естественных, тех нических и гуманитарных наук. Ведущим звеном такой нарастаю щей интеграции основных ветвей современной науки становято науки гуманитарные, а главными технологиями — социальные тех нологии, увязывающие человеческую деятельность в единое целое гармонизирующие интересы отдельных людей и социальных групп В Следует особо отметить еще и такую принципиальную особен ность развития современного естествознания (и вообще современ ной науки) — с ее объектами, как правило, нельзя свободно зкспери ментировать. Пробуждаемые современной наукой и техникой супер мощные природные силы (атомные, гравитационные, тектонические \ т.п.) способны при неумелом обращении с ними привести к тяжелей шим локальным, региональным и даже глобальным кризисам и катас трофам. Вспомним наш Чернобыль, где недостаточно продуманна; защита от неполадок системы АЭС привела к сопряжению ряда край не неблагоприятных факторов и крупнейшей техногенной катастрофе XX в.
■ Современная наука органически срастается с производством, тех никой, бытом людей, превращаясь в могучий фактор прогресса всей нашей цивилизации, включает, в свою орбиту мощные комплексные коллективы исследователей разных направлений. Ученые все более ясно начинают осознавать тот факт, что Вселенная представляет собой целостность с недостаточно пока понятными законами развития, с парадоксами, причем жизнь каждого человека удивительным образом связана с космическими закономерностями и ритмами. Универсальная связь процессов и явлений во Вселенной требует комплексного, адекватного их природе изучения, и в частности глобального моделирования на основе методов системного анализа. В этих целях используются методы системной динамики, синергетики, теории игр, программно-целевого управления, составляются сценарии возможного дальнейшего развития сложных систем и их подсистем. Синтез учения об универсальном и глобальном эволюционизме с синергетикой позволяет описать мировое развитие как последовательную смену рождающихся из хаоса структур» вре менно обретающих стабильность, но затем вновь стремящихся к хаотическим состояниям. Кроме того, многие реальные системы предстают как сложноорганизованные, многофункциональные, открытые, не равновесные, развитие которых носит малопредсказуемый характер. В этих условиях анализ возможностей дальнейшей эволюции сложных объектов зачастую предстает как принципиально непредсказуемый, сопряженный со многими случайными факторами, могущими стать своеобразным «пусковым механизмом» новых форм эволюции. Практически весь исследовательский арсенал, накопленный в рамках классической и неклассической науки, продуктивно используется и в современных условиях.
Раздел III ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.66.196 (0.005 с.) |