Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфике неклассического естествознания
Постепенно в первой половине XX в. новая, неклассическая модель естествознания превратилась в целостную систему знания. Вес меньше места в ней оставалось для лапласовского «железного детерминизма» с его жесткими причинно-следственными связями, и все более утверждалось новое мировидение с доминированием непредсказуемости, неопределенности, особенно при изучении сложных динамичных систем. С течением времени оформилась и особая дисциплина - синергетика наука, исследующая развитие сложных открытых саморазвивающихся систем, какими и представало большинство объектов
микро- и мегамира, с позиции взаимодействия в них хаоса и гармо нии. В этом плане принципиальную роль сыграли работы профессора Штудгартского университета Г. Хакена и бельгийского физико-химика русского происхождения И. Пригожина (1977) и его сотрудников. По-новому стало пониматься и общее взаимодействие субъекта и объекта в науке. Субъект познания рассматривался уже не как дистанцирующийся от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, взаимодействующий с ним. Точность ответов на вопросы об устройстве природы зависила теперь не только от самой природы, но и от способов постановки исследователем вопросов, адресованных природе, от методов познавательной деятельности. На этой основе стало формироваться новое понимание категории истины, реальности, факта, соотношения теории и практики, форм Научного объяснения и т.п. Как это ни покажется странным, но в неклассической науке отнюдь не тождественными выступают такие близкие понятия, как «физическая реальность» и «объективная реальность». Фиксируемая физическая реальность зачастую оказывается не столько актуально присущей объектам, сколько некоторой предрасположенностью их поведения при определенных обстоятельствах. Потенциальные возможности, например, квантовых объектов — это свойства, как бы не всегда находящиеся в наличии и реализующиеся при определенных условиях и при определенной опытно-экспериментальной базе. Действительно, в неклассической науке под наглядностью понимают чаще всего не непосредственно наблюдаемое, а скорее, соответствующее концептуально-теоретическим позициям. По сути дела в науке стало доминировать не абсолютное, а некое вероятностное знание.
На стадии неклассической науки мыслительная проработка процессов зачастую прЪизводится в обход эмпирических исследований, которые к тому же просто не всегда возможны. Все чаще в науке используют какие-то уже апробированные идеи, метод аналогий для осмысления изучаемой реальности. Однако, несмотря на относительное устаревание некоторых отдельных положений классической науки, она как целое не потеряла своего эвристического (познавательного) значения. При решении задач, связанных с проблемами макроуровня бытия, наука классическая все еще дает верные и действенные выводы и рекомендации. На уровне обычной человеческой практики моментами, проявляющимися на уровне суперскоростей порядка скорости света (когда материя, пространство и время существуют в тесном взаимодействии и выступают изменчивыми, как утверждал А. Эйнштейн, а не независимыми друг от друга и простыми, как считалось во времена И. Ньютона) можно пренебречь как несущественными в данном конкретном контексте. Поэтому неклассическая наука отнюдь не вытеснила науку классическую, выйдя на более широкий круг проблем, превратила ее в свой частный случай, справедливый для определенного класса задач. Можно сказать, что и здесь хорошо применим великий научный принцип XX в. — принцип дополнительности, сформулированный датским физиком Н. Бором (1885—1962) и исходящий из идеи сотрудничества разных, порой противоречащих друг другу научных программ и принципов, а не их мнимого антагонизма.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.106 (0.006 с.) |