Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационные формы местногоСамоуправления. Состав органов Местного самоуправления, их функции И полномочия /. Органы местного самоуправления: правовая основа формирования; классификация. 2. Представительные органы местного самоуправления. 3. Исполнительные органы местного самоуправления. 4. Правовой статус главы муниципального образования Изучение любой проблемы, ее сути целесообразно начинать с исторического аспекта. Это в полной мере относится и к практике организации местной власти в России. Согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 12 июня 1890 г.1 земские учреждения подразделялись на уездные и губернские и состояли из Уездных и Губернских земских собраний и Уездных и Губернских земских управ (ст. 13). Положение достаточно детально определяло состав представительных исполнительных земских органов, их полномочия и порядок деятельности. Городовое Положение от 11 июня 1892 г.2 предусматривало следующие учреждения городского общественного управления: Городскую думу и Городскую управу с состоящими при ней исполнительными органами (ст. 12). Еще Л.А. Велихов, выделяя общий тип структуры муниципального аппарата, писал: «этот основной тип муниципального уклада построен почти повсеместно по следующей ступенчатой схеме: 1 См.: Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т.Х. От 2 См. там же. Т. XII. № 8708. СПб., 1895. Организационные формы местного самоуправления. Состав органов самоуправления... 295 1) городской избирательный корпус как база; 2) вышедший из его лона распорядительный совет; 3) исполнительный орган; 4) на верху этой пирамиды — должностное лицо, облеченное Современная муниципальная практика свидетельствует о том, что данная система является достаточно распространенной. В соответствии с Европейской хартией о местном самоуправлении, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 г., «органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя»; «существование облеченных реальной властью органов местного самоуправления обеспечивает эффективное и, одновременно, приближенное к гражданину управление». Право на местное самоуправление осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы (ч. 2 ст. 3). Реализация муниципальной власти в большинстве муниципальных образований невозможна без органов, которым население делегировало право решать дела, непосредственно затрагивающие их интересы и нужды. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (ч. 1 ст. 1). К другим органам местного самоуправления относятся исполнительные органы местного самоуправления и их структурные подразделения. Мировой практике известны такие варианты построения муниципальной власти, при которых и представительные, и исполнительные органы местного самоуправления являются выборными (например, в США, Японии, Португалии). В условиях российской действительности названный способ практически не применяется. В соответствии с Федеральным законом наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований Цит. по: Говоренкова Т.М. Читаем Велихова вместе. М, 1999. С. 129. 296 Глава 13 является обязательным (ч. 2 ст. 14). Однако в законе оговаривается, что в субъектах Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петер&урге в соответствии с уставами и законами этих субъектов могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 14). Этим исключаются су-шествование двух выборных органов (одного — государственной, другого — муниципальной власти) на одном городском уровне, а также сочетание в одном выборном органе государственно-муниципальной природы. На более низком территориальном уровне, например на уровне городских районов, допускается создание выборных органов местного самоуправления. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций (ч. 4 ст. 14). Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования (ст. 20). Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения (ч. 3 ст. 14). По вопросам своего ведения органы местного самоуправления и должностные его лица принимают (издают) правовые акты (ч. 1 ст. 19). Решения органов местного самоуправления и их должностных лиц, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами (ч. 1 ст. 44). Среди оснований классификации органов местного самоуправления, как правило, называют: способ образования, назначение (степень специализации), предметы ведения, способ принятия решений, тип исполняемых функций'. Органы местного самоуправления различают по: способу образования — выборные и другие органы, формируемые на: добровольной основе с последующим утверждени- 1 См.: Воронин А.Г.. Лапшин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством: Учебное пособие. М., 1998. С. 69. Организационные формы местного самоуправления. Состав органов самоуправления... 297 ем, основе назначения; основе кооптации по установленным нормам; назначению - органы общего и специального назначения; предметам ведения — органы, решающие вопросы местного значения, и органы, исполняющие отдельные государственные полномочия; особенностям предметов ведения — органы общей компетенции (представительные органы местного самоуправления) и местная администрация (орган управления муниципального образования), предметы ведения которых охватывают большинство вопросов местной жизни; органы специальной компетенции - органы местного самоуправления, ведающие отдельными сферами местной жизни или выполняющие отдельные функции в отношении всех или многих областей местной жизни (например, отдел образования местной администрации)1; способу принятия решений — коллегиальные или единоличные; типу исполняемых функций — представительные и исполнительные. К основным принципам организации и деятельности органов местного самоуправления относятся: 1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; 2) публичность; 3) государственная гарантия; 4) гласность; 5) самостоятельность; 6) законность; 7) ответственность. Уставы некоторых муниципальных образований закрепляют задачи органов местного самоуправления. Например, Устав г. Краснодара от 5 июля 1996 г. (в ред. от 4 января 2001 г.) устанавливает, что основными задачами органов городского самоуправления по соблюдению прав граждан Российской Федерации являются создание благоприятных условий жизни, охрана здоровья, социальная защита и обеспечение личной безопасности, свободный доступ к образованию, культуре и информации о деятельности органов городского самоуправления. Задачами органов городского самоуправления г. Краснодара являются: 1) осуществление социальных, экономических и экологических принципов устойчивого развития города, направленных на формирование благоприятной окружающей природ- См.: Кутафин О Е.. Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федера-Чии: Учебник. М, 1997. С. 254-255. 298 Глава 13 ной среды, улучшение качества жизни населения, создание условий для гармоничного развития личности, охраны здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия, получение образования, обеспечение занятости населения, обеспечение охраны общественного порядка, обеспечение товарами и услугами на основе приоритетного развития научно-технического и производственного потенциала города и формирование инвестиционной привлекательности Краснодара; 2) выражение и отстаивание интересов жителей города; 3) соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов Краснодарского края, настоящего Устава (ч. 2, 3 ст. 9). В подавляющем большинстве стран (например, в Великобритании, Германии, Франции, Японии) представительные органы, действующие на муниципальном уровне, состоят из лиц, непосредственно избираемых населением муниципалитета. Так, Конституция Испании 1978 г. закрепляет, что советники избираются жителями муниципалитета путем всеобщего равного, свободного прямого и тайного голосования на условиях, установленных законом (ст. 140). В Конституции Казахстана 1988 г. предусматривается, что масли хаты избираются населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права (ч. 2 ст. 86). В некоторых государствах (например, в США, Канаде, Китае, Швейцарии, странах Тропической Африки) муниципальные представительные органы могут быть сформированы не путем прямых выборов. Так, в некоторых графствах США советы состоят из выборных представителей входящих в состав графства тауншипов. В Китае члены деревенского выборного комитета избираются на собрании деревенских представителей или их кандидатуры выдвигаются малыми деревенскими группами. В России представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации (ч. 1 ст. 15 Федерального закона). Организационные формы местного самоуправления. Состав органов самоуправления... 299 Как правило, численный состав представительных органов местного самоуправления зависит от численности населения муниципалитета. Например, конституция Бразилии 1988 г. устанавливает, что «число муниципальных советников пропорционально населению муниципии при соблюдении следующих пределов: а) минимум девять и максимум двадцать один в муниципиях, насчитывающих до одного миллиона жителей; б) минимум двадцать три и максимум сорок один в муниципиях, насчитывающих более одного миллиона и до пяти миллионов жителей; в) минимум сорок два и максимум пятьдесят пять в муниципиях, насчитывающих более пяти миллионов жителей» (ст. 29). Численный состав представительного органа местного самоуправления Германии устанавливается муниципальным законом. Так, Закон об Общине Вольной Земли Саксония устанавливает, что число членов совета общины зависит от общего числа жителей данной общины (п. 2 § 29). В общинах численностью до 500 жителей избирается 8 членов совета, до 50 000 — 34. В Российской Федерации численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. Например, в соответствии с Уставом г. Калининграда от 25 сентября 1996 г. (в ред. от 12 июля 2001 г.) городской Совет состоит из 19 депутатов (ч. 2 ст. 22). В законодательных актах субъектов Федерации, посвященных местному самоуправлению, могут затрагиваться вопросы, касающиеся численности представительного органа муниципальной власти. Например, Закон Краснодарского края от 22 ноября 1995 г. (в ред. от ноября 2001 г.) «О местном самоуправлении в Краснодарском крае» устанавливает, что если иное не предусмотрено уставом муниципального образования, представительный орган местного самоуправления может быть сформирован в муниципальных образованиях численностью населения: до 50 тыс. жителей — в составе от 30 до 50 депутатов; свыше 50 тыс. жителей — в составе от 50 до 100 депутатов. Наименования представительных органов местного самоуправления определяются исходя из исторических, культурных, правовых традиций государства. В Великобритании образуются советы графств, округов, советы и собрания приходов; в Индии — генеральные, муниципальные советы, панчаяты; в Японии — префектуральные, городские, поселковые и сельские собрания; 300 Глава 13 в Швеции - ассамблеи; в Китае — собрания народных представителей; в Армении — советы старейшин; в Казахстане — масли хаты; в Кыргызстане — местные кенеши; в Латвии — городские думы, районные и волостные советы; в Литве — советы самоуправлений; в Молдове — выборные местные советы и прима-ры; в Таджикистане (в областях, городах и районах) — меджлисы народных депутатов; в Туркменистане — генгеши. В России встречаются разнообразные наименования представительных органов местного самоуправления: советы местного самоуправления, районные (городские) советы депутатов, думы, собрания и др. Срок полномочий представительных органов местного самоуправления может быть различный. Например, в Мексике муниципальные советы (кабильдо, аюнтамьенто) избираются на три года. В Китае срок полномочий деревенских комитетов также составляет три года, равно как и срок действия ассамблей в Швеции, советов старейшин в Армении, советов самоуправлений в Литве, советов в Эстонии. В Австралии, Швейцарии, Болгарии, Бразилии, Венгрии, Польше, США, Великобритании, Дании, Кении, Украине, Японии — четыре года; в Таджикистане, Туркменистане, в Германии, как правило, — пять лет. Во Франции, Бельгии, Люксембурге (коммунальный уровень) -шесть лет. Срок полномочий представительного органа конкретного муниципального образования устанавливается в его уставе. Так, в г. Калининграде срок полномочий городского Совета составляет пять лет (ч. 3 ст. 22 Устава). В России в Федеральном законе оговаривается, что в соответствии с уставом муниципального образования депутат может осуществлять свои полномочия на постоянной основе (ч. 4 ст. 18). Срок полномочий депутата не может быть меньше двух лет (ч. 2 ст. 18). Статус депутата представительного органа муниципальной власти в разных государствах характеризуется как свободным (например, во Франции), так и императивным мандатом (в странах Тропической Африки). В России Федеральный закон определяет, что уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата (ч. 5 ст. 18). Данная норма позволяет сделать Организационные формы местного самоуправления. Состав органов самоуправления... 301 вывод о смешанном характере депутатского мандата на муниципальном уровне. Европейская хартия местного самоуправления предусматривает, что статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их мандата (ч. 1 ст. 7). В Российской Федерации депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защиты прав, чести и достоинства (ч. 1 ст. 18 Федерального закона). Данные лица пользуются неприкосновенностью (ч. 7 ст. 18). Например, в соответствии с Уставом г. Краснодара депутат городской Думы обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. На территории г. Краснодара он не может быть (за исключением случаев задержания на месте преступления) подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора Краснодарского края (ч. 8 ст. 38). Представительные органы местного самоуправления действуют на основе регламентов, которые устанавливают их структуру, полномочия и формы деятельности. Причем органы государственной власти в некоторых странах, в том числе и в России, наделены правом издания модельных регламентов представительных органов местного самоуправления. Основной формой работы представительных органов муниципальной власти являются сессии — очередные и внеочередные. В соответствии с Законом Краснодарского края «О местном самоуправлении в Краснодарском крае» очередные заседания (сессии) представительного органа местного самоуправления созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца (ч. 1 ст. 12). Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что представительный орган принимает решения в коллегиальном порядке (ч. 5 ст. 15). Законом Калининградской области от 23 ноября 1995 г. (в ред. от 29 ноября 2001 г.) «Об основах местного самоуправления в Калининградской области» устанавливается, что основной формой работы выборного органа местного самоуправления является коллегиальная деятельность депутатов в форме собрания. Представительный орган 302 Глава 13 считается правомочным для принятия решении, если на его заседании присутствовало не менее двух третей от числа депутатов, избранных в данный представительный орган. Решение собрания представительного органа считается принятым, если за него проголосовало не менее половины от избранных депутатов (ст. 18). Как правило, представительный орган местного самоуправления формирует для своей работы комитеты и комиссии. Закон Краснодарского края «О местном самоуправлении в Краснодарском крае» определяет, что представительный орган местного самоуправления образовывает из числа депутатов комитеты (комиссии) для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к его ведению, а также для реализации его решений и иных нормативных правовых актов (ч. 1 ст. 13). Уставом г. Калининграда установлено, что городской Совет образует постоянные комиссии (ч. 5 ст. 24). В Российской Федерации в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан (ч. 6 ст. 15 Федерального закона). Полномочия представительных органов местного самоуправления сводятся к принятию нормативных актов, действующих на муниципальном уровне, и контролю за деятельностью исполнительного звена местного самоуправления. К исключительной компетенции местных Советов депутатов Конституция Беларуси 1994 г. (с изменениями и дополнениями 1996 г.) относит: утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установление в соответствии с законом местных налогов и сборов; определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; назначение местных референдумов (ст. 121). В Казахстане в ведении маслихатов находятся: утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчета об их исполнении; решение отнесенных к их ведению вопросов местного административно-территориального устройства; рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесен- Организационные формы местного самоуправления. Состав органов самоуправления... 303 ным законом к компетенции маслихата; образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслихата, заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата; осуществление в соответствии с законодательством Республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан (ч. 5 ст. 86 Конституции 1988 г.). Несмотря на то что полномочия представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации определяются уставами муниципальных образований с учетом важности институтов представительной демократии, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет предметы исключительного ведения представительного органа местного самоуправления. Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона, к их числу относятся: принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования; утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; установление местных налогов и сборов; установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Данная норма Федерального закона скорее содержит не предметы ведения, а исключительные полномочия представительных органов местного самоуправления, которые представляют собой минимальный, но не исчерпывающий перечень их прав и обязанностей. Сегодня на пути формирования и функционирования представительных органов муниципальной власти в Российской Федерации возникает немало проблем. В связи с этим эффективной деятельности представительных органов местного самоуправления будут способствовать, например: повышение профессионализма депутатского корпуса; увеличение численного их состава; детальная разработка механизма отзыва депута-Та и использование его в необходимых случаях на практике. 304 Глава 13 Вопросы, затрагивающие правовое положение и полномочия представительного органа местного самоуправления, исследованы в литературе достаточно. Проблемы исполнительного звена муниципальной власти, напротив, долгое время находились за пределами научного рассмотрения. Отдельные аспекты организации исполнительной власти на муниципальном уровне исследованы в работах Ю.М.Козлова, который писал: «Третьим уровнем организации исполнительной власти в Российской Федерации является тот, который почти официально именуется муниципальным»'. Подобное деление характерно и для зарубежных стран. Как отмечал Г.В.Барабашев, «в США административный аппарат в конституционном отношении распадается на три разобщенные части: федеральный, штатов и муниципальный»2. Административный аппарат муниципалитетов определяется в законодательстве США и Великобритании как исполнительный аппарат этих органов, а не государства в целом. Муниципальные чиновники, с точки зрения права, — это «слуги муниципального совета, статус которых регулируется отдельно от статуса государственных служащих»3. Законодательная практика Российской Федерации идет по аналогичному пути. Согласно Федеральному закону «Об обших принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими (ч. 1 ст. 21). В настоящее время в стране действует Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (в ред. от 13 апреля 1999 г.). Вместе с тем федеральное законодательство не включает в себя норму об обязательном наличии исполнительных органов местного самоуправления в системе муниципальной власти. 1 См.: Вестник МГУ. Сер. 11: Право. 1993. № 2. С. 14. ~ См.: Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996. С. 83. 3 См. там же.
Организационные формы местного самоуправления. Состав органов самоуправления... 305 В Постановлении Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного закона Читинской области было указано: «Федеральный закон от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит понятия «исполнительные органы местного самоуправления» и, требуя в обязательном порядке наличия выборных органов муниципальных образований, оставляет создание других органов на усмотрение самих местных сообществ». На сегодняшний день в Российской Федерации исполнительные органы, являясь составной частью местного самоуправления, отвечают за повседневное управление местными делами, реализацию решений представительных органов. Так, Устав г. Калининграда гласит, что органами городского самоуправления являются: представительный орган — городской Совет; исполнительный орган — мэрия (ч. 1 ст. 10). Образование исполнительного звена муниципальной власти в Российской Федерации отвечает положениям Европейской хартии о местном самоуправлении и практике функционирования местного самоуправления в России, где действовали исполнительные органы — городские, губернские, уездные земские управы. В частности, в Городовом положении от 11 июня 1892 г. предусматривалось создание Городской управы с состоящими при ней исполнительными органами (ст. 12). Исполнительный орган городского общественного управления — Городская управа состояла из двух членов, число которых могло быть увеличено по постановлению Думы «в губернских, областных или входящих в состав градоначальств, а равно в более значительных уездных городах (ст. 24 примеч. 1) — до трех; в городах с населением свыше ста человек — до четырех; в столицах — до шести». Дальнейшее, свыше указанных пределов, увеличение числа членов Управы допускалось только с разрешения министра внутренних дел (ст. 90). Исходя из того, что наименования органов местного самоуправления, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций, в качестве обобщающего понятия, характеризующего орган местного са- 20-75 306 Глава 13 моуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, можно предложить следующее. Исполнительный орган местного самоуправления — орган управления общей компетенции, организующий исполнение решений представительного органа местного самоуправления и осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность на территории муниципапьного образования. Причем население наделено правом самостоятельного определения структуры и порядка работы исполнительных органов местного самоуправления, исходя из уровня конкретного муниципального образования. В соответствии с требованиями Европейской хартии местного самоуправления «местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем чтобы те отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление»; «статус персонала органов местного самоуправления должен обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета личных достоинств и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, оплаты труда и продвижения по службе» (ст. 6). Вместе с тем необходимо указать на определенные различия в подходах к решению вопроса о формировании исполнительных органов муниципальной власти в зарубежной и российской практике. Так, в США основные требования к строению исполнительных органов муниципалитета содержатся в конституциях, муниципальных и административных кодексах штатов, однако муниципалитеты, имеющие хартии самоуправления, располагают возможностью выбора организационных вариантов. В Великобритании законодательство определяет, какие административные должности обязательны для муниципалитетов того или иного вида. Вопросы формирования структурных подразделений исполнительных органов Российской Федерации чаще всего относятся к компетенции глав муниципальных образований. Так, в соответствии со ст. 54 Устава г. Тюмени от 26 июня 1997 г. городская администрация является постоянно действующим исполнитель- Организационные формы местного самоуправления. Состав органов самоуправления... 307 ным органом городского самоуправления при Главе города, который утверждает структуру городской администрации. В ст. 35 Устава г. Томска от 2 октября 1995 г. подчеркивается: «Администрация города Томска формируется Мэром города Томска путем определения ее структуры и назначения должностных лиц на контрактной основе». Устав г. Калининграда закрепляет: «Мэр города формирует мэрию города» (ч. 1 ст. 42). Говоря о структуре исполнительного звена местного самоуправления, представляется целесообразным в современных российских условиях разработать модель исполнительных органов муниципальной власти применительно к различным типам муниципальных образований, которые будут предварительно сгруппированы в зависимости от численности населения, территории, географических особенностей, исторических традиций и др. Еще Л.А.Велихов выделял общие требования, которые надлежит применять к аппарату городского самоуправления. «Во-первых, он должен правильно и с достаточной гибкостью отображать подлинные интересы и нужды городской коммуны, а также взгляды ее населения; во-вторых, он должен соответствовать принципу экономии средств и сил, то есть при наименьших затратах на его содержание работать быстро, гладко и без лишних формальностей, и, в-третьих, он должен выдвигать на исполнительные должности людей опытных и ответственных, создавая для них наиболее благоприятную обстановку работы...»1 Данные требования актуальны и в наши дни. Исполнительная власть на муниципальном уровне представлена административными органами общей компетенции (единоличными и коллегиальными) и органами, осуществляющими специальные функции. Органами исполнительной власти специальной компетенции являются департаменты, дирекции, комитеты, управления, отделы, бюро, среди которых выделяют отраслевые и функциональные подразделения. Например, в Великобритании создаются отраслевые департаменты образования, библиотек и музеев, жилищного строитель- Цит. по: Говоренкова Т.М. Читаем Велихова вместе. М, 1999. С. 128. 20* 308 Глава 13 ства, пожарной безопасности, транспорта; во Франции — дирекции образования, культуры, социальных дел, здравоохранения; в Нигерии — комитеты здравоохранения, по вопросам образования и библиотек, по вопросам рынков, парков и кладбищ; в Германии — департаменты безопасности и поддержания порядка, культуры и образования? по делам молодежи, строительства, экономики и транспорта; в США — департаменты полиции, общественных работ, коммунального хозяйства, просвещения, здравоохранения, социального обслуживания, парков и развлечений, пожарной охраны и др. В муниципальных образованиях Российской Федерации создаются отделы экономического анализа и цен, коммунального хозяйства, обслуживания и ремонта жилого фонда, охраны окружающей среды, социальной защиты населения, труда и занятости, по делам молодежи, по физической культуре и спорту, муниципальных предприятий и учреждений, аренды, анализа и оценки недвижимости и др. К функциональным подразделениям в муниципальной практике относятся финансовый отдел, отдел клерка (в Великобритании); кадровый, юридический, статистический департаменты (в Германии); отдел кадров, контрольно-ревизионный, юридический и другие отделы (в России). Полномочия исполнительного звена муниципальной власти в Российской Федерации устанавливаются в уставах муниципальных образований. Согласно Уставу г. Калининграда, мэрия города является исполнительным органом городского самоуправления и решает вопросы обеспечения жизнедеятельности города, функционирования социальной сферы, социально-экономического развития, координации любых видов деятельности на территории города. Мэрия города решает все вопросы местного значения, не относящиеся к органам государственной власти или городского Совета (ч. 1 ст. 43). Определяя компетенцию мэрии города, Устав детально регламентирует полномочия мэрии в области: планирования бюджета, финансов и учета; управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями на территории города; ценообразования; использования земли, других природных ресурсов и охраны окружающей среды; строительства, транспорта и связи и в др. (ч. 2 ст. 43). Организационные формы местного самоуправления. Состав органов самоуправления... 309 Устав г. Ярославля от 16 октября 1995 г. (в ред. от 13 октября 1999 г.) также достаточно подробно очерчивает полномочия мэрии города в области: планирования, бюджета, финансов и учета; управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории города; ценообразования; использования земли и других природных ресурсов, охраны природы; строительства, транспорта и связи; жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения; социально-культурного обслуживания населения; социальной защиты населения; обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан (ст. 88). Представляется, что устав муниципального образования, являясь базовым документом, определяющим деятельность всех органов и должностных лиц местного самоуправления, должен устанавливать компетенцию как представительных, так и исполнительных органов местного самоуправления с указанием всех направлений их деятельности, с разграничением полномочий между исполнительными органами местного самоуправления и органами государственной власти, между представительными и исполнительными органами местного самоуправления, между исполнительными органами муниципальной власти различного территориального уровня. Безусловно, перечень полномочий исполнительных органов местного самоуправления, закрепленный в уставе муниципального образования, не может быть исчерпывающим, но должен быть достаточно конкретным. Вместе с тем уставы многих муниципальных образований не содержат такого перечня полномочий. Компетенция исполнительных органов муниципальной власти определяется в положениях об этих органах. Согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную. Органы законодательной, исполнительной и су
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.43.26 (0.009 с.) |