Изменение нерациональных моделей производства и потребления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение нерациональных моделей производства и потребления



 

Проблема изменения нерациональных (неустойчивых) моделей производства и потребления является предметом повышенного внимания в деятельности международного сообщества, так как многие современные модели производства и потребления не отвечают требованиям устойчивого развития и оказывают явное негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. На Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию (2002 г.) определено, что решение этой проблемы должно стать одним из приоритетных этапов деятельности в области обеспечения безопасной окружающей человека среды.

Результаты анализа международной практики показали целесообразность комплексного одновременного решения проблем по изменению нерациональных моделей производства и потребления, что повышает эффективность мер по минимизации негативного антропогенного воздействия на экосистемы и здоровье человека.

Основная цель деятельности в области устойчивого производства заключается в изготовлении продукции или предоставлении услуг, негативное воздействие которых на здоровье человека и окружающую среду является минимальным.

Основная цель деятельности в области устойчивого потребления заключается в создании условий, позволяющих максимально удовлетворять потребительский спрос при негативном минимальном воздействии потребляемых товаров и услуг на здоровье человека и окружающую среду.

В то же время, для комплексного применения этих двух подходов необходимо будет существенно изменить фундаментальные экономические принципы и отказаться от традиционных отраслевых границ, а также привлечь широкий круг субъектов деятельности к поиску оптимальных решений, придав всему этому новое этическое направление.

В Плане выполнения решений Всемирной встречи по устойчивому развитию рекомендовано «шире использовать промышленное развитие для искоренения нищеты, поощрять и стимулировать разработку 10-летних региональных и национальных программ, направленных на ускорение перехода к устойчивым моделям потребления и производства в интересах содействия социально-экономическому развитию, не выходящему за рамки ассимиляционного потенциала экосистем. Все страны должны содействовать изменению неустойчивых моделей производства и потребления, причем развитые страны обязаны играть ведущую роль в данном процессе, а выгоды от этого должны получать все участники процесса, согласно принципам Рио-де-Жанейрской декларации» [112].

Модели производства

 

Меры по уменьшению вредного воздействия от производства продукции (товаров и услуг) на окружающую человека среду активно начали применяться в мировой практике после Конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.). В целях усиления позитивной роли промышленности в формировании политики по снижению степени уязвимости человека международные организации, объединяющие деловые и промышленные круги, например Международная торговая палата, Всемирный совет предпринимателей по устойчивому развитию, Международная организация стандартизации, активно сотрудничают с организациями системы ООН по данному вопросу.

На Глобальном форуме министров по вопросам окружающей среды (2000 г.) отмечено, что «частный сектор стал одним из глобальных участников деятельности, способный определять тенденции состояния окружающей среды посредством решений, принимаемых им в области капиталовложений и технологий». На этом Форуме было заявлено о необходимости принятия согласованных гигиенических стандартов и норм в области обеспечения безопасной окружающей человека среды, а также разработки комплексных показателей экологической эффективности деятельности организаций, производящих товары и услуги для населения [75].

В Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне (2002 г.) подчеркнута необходимость «активно поощрять ответственность и подотчетность корпораций в соответствии с принципами Рио-де-Жанейрской Декларации. В том числе, посредством всесторонней разработки и эффективного осуществления межправительственных соглашений и мер, а также международных инициатив и партнерских договоренностей между государственным и частным секторами. Кроме того, принято решение о выполнении надлежащих национальных норм и правил, при постоянном совершенствовании практики корпоративной ответственности во всех странах» [112].

Показано, что за период 1950 - 2001 годов объем валового мирового продукта увеличился более чем в 7 раз, составив в 2001 году 46 трлн. долл. США. За этот же период численность мирового населения увеличилась более чем в 2 раза, достигнув в 2001 году 6,2 млрд. человек. Общий объем личного потребления в мире за период 1980 - 1998 годов увеличился на 68% и составил 19,3 трлн. долл. США, причем 80% приходилось на страны с высоким и лишь 4% - на страны с низким уровнем дохода. В странах ОЭСР объем твердых городских отходов увеличился за период 1980 - 1995 годов более, чем на 30%. В мире ежегодно образуется несколько миллиардов тонн промышленных твердых отходов, а также транспортных и коммунальных отходов, из которых к категории высокотоксичных относится 297 млн. тонн. Ежегодно наибольшие объемы таких отходов образуются в США (238 млн. т), Бельгии, Канаде и Германии (по 6 млн. т.), Великобритании (4,5 млн. т). За период 1960 - 2003 годов мировое потребление нефти увеличилось более, чем в 3 раза, а мировое производство алюминия увеличилось более, чем в 5 раз. За период 1980 - 2000 годов мировое производство энергии возросло на 42%. Прогнозируется, что к 2050 году прирост мирового производства энергии составит 150 – 230% при сохранении таких же темпов потребления [79, 83, 90, 130, 146,147].

Для оценки состояния окружающей человека среды, нами осуществлен анализ тенденций изменения основных показателей, характеризующих влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы России за период 1990 - 2003 годов. Данные, необходимые для этих целей, были получены в Госкомстате РФ.

Определено (рисунки 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30), что наибольшую опасность для окружающей человека среды представляют выбросы в атмосферу от передвижных источников, образование токсичных отходов, особенно от топливной промышленности. На примере лесовосстановления (рисунки 31, 31а) можно сделать заключение, что рост потребления природных ресурсов опережает тенденцию в сфере их восстановления. Аналогичные ситуации наблюдаются и в других секторах экономики.

Таким образом, выявленные негативные тенденции антропогенной нагрузки свидетельствуют, что в стране до сих пор преобладают нерациональные модели производства и потребления, которые оказывают прямое влияние на повышение степени уязвимости населения вследствие негативных изменений окружающей среды. Это обуславливает необходимость поиска новых научных решений, позволяющих производить больше продукции при меньших затратах и при этом сохранить базу природных ресурсов. Однако современные тенденции развития технологий все больше ориентируются на запросы рынка и на прибыльность, а вопросы улучшения качества окружающей среды и повышения эффективности ресурсопотребления всё ещё не являются приоритетными.

Существующее мнение, что свободный рынок сам по себе может справиться с проблемами социальной справедливости и обеспечить безопасное для здоровья человека состояние окружающей среды, оказалось крайне ошибочным. В то же время выгоды от процесса глобализации заключаются в том, что возросший доход должен использоваться для коррекции социального неравенства и других социальных проблем, при этом рынок все равно

 

(А) (Б)

 

Рис.24. Тенденции изменения забора воды из природных источников и сброса загрязненных сточных вод в России: (А) – всего млн. м3; (В) – на душу населения, м3.

 

 

 

 

Рис.25. Динамика изменения сброса загрязненных сточных вод, подлежащих очистке, в России.


будет оставаться в прибыли. Это положение нелегко доказать, поскольку выгоды и затраты от процесса глобализации нельзя свести к единому знаменателю. Вот почему в таких условиях показатель ВВП не может являться универсальным мерилом, характеризующим уровень благосостояния общества, так как экономическое развитие обычно имеет приоритет перед социальным развитием, а экологические проблемы при этом не учитываются должным образом. Изменить такие тенденции возможно только путем создания благоприятных условий для производства «общественных благ». При этом необходимо учитывать, что рациональная политика в области международной торговли и стабильность глобальных финансовых рынков, способствующих росту благосостояния человека, также должны рассматриваться как «общественные блага» [39].

Комплексный анализ международной деятельности в данной области показал, что во многих странах административно-командные методы до сих пор являются наиболее характерными инструментами управления, однако такие методы не всегда оказываются эффективными. Обычно это обусловлено следующими причинами: 1) слабой организационной базой в стране; 2) недостатком квалифицированных кадров; 3) несоблюдением установленных стандартов при изготовлении продукции; 4) слабым государственным и общественным контролем за соблюдением законов; 5) заимствованием зарубежных стандартов, которые не всегда подходят или не могут применяться в местных условиях; 6) дроблением и дублированием ответственности между министерствами и ведомствами.

В последние годы со стороны предпринимательских кругов наблюдается тенденция к большей корпоративной ответственности и корпоративной этике, к добровольному принятию кодексов деятельности предприятий, широкому использованию экологических аудитов и открытой отчетности. Это обусловлено, помимо прочего, настойчивым стремлением бизнеса к большей гибкости, саморегулированию и эффективному, с точки зрения затрат, использованию ресурсов.

(А) (Б)

 

Рис.26. Динамика изменения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в результате хозяйственной деятельности в Российской Федерации: (А) – всего по стране; (Б) - от стационарных и передвижных источников.

 

 

 

Рис. 27. Динамика изменения нарушения земель от несельскохозяйственной деятельности в России.



Кроме того, промышленные круги ставят вопрос о необходимости разработки и принятия ясных, экономически эффективных правил и законов. Со стороны правительств также наблюдается тенденция к более гибкому применению экономических инструментов, поощрению добровольных инициатив со стороны частного сектора и укреплению партнерских связей с гражданским обществом.

Одним из наиболее эффективных и общепризнанных подходов в данной области в международной практике считается проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Такие учреждения как Всемирный банк и другие международные банки ещё с 1980 года стали предоставлять кредиты на реализацию проектов в области развития только после проведения ОВОС этих проектов. В «Повестке дня на XXI век» подчеркнута необходимость организации более эффективного процесса ОВОС и отмечена ключевая роль ЮНЕП в дальнейшем развитии и максимально широком использовании такой оценки. В настоящее время ОВОС играет роль исключительно важного средства для обеспечения рационального природопользования и охраны здоровья населения.

В последующем, в рамках ООН, были разработаны новые инструменты в области управления качеством окружающей среды. Например, такие, как стандарты ISO-9000 для контроля качества выпускаемой продукции, система стандартов ISO-14000, программа по экологическому управлению и аудиту (ПЭУА) и другие. В дополнение к серии стандартов ISO-14000 Международная организация стандартизации приняла серию стандартов, относящихся к социальным и этическим аспектам бизнеса [135].

Сертификация по системе стандартов ISO-14000, так называемый «стандарт рационального природопользования», в настоящее время широко применяется на практике. Например, страны ЕС активно внедряют эту систему стандартов, тогда как страны Юго-Восточной Азии выражают озабоченность относительно того, смогут ли малые и средние предприятия внедрять такие сложные системы природоохранной деятельности, какими являются стандарты ISO-14000. В связи с этим на Конференции министров по окружающей среде и развитию Азиатско-Тихоокеанского региона (2000 г.) было выдвинуто предложение по разработке менее сложных и менее формализованных систем, по сравнению с системой стандартов ISO-14000, которые могли бы быть взяты на вооружение и использоваться в практике компаниями Азиатско-Тихоокеанского региона [78].

Установлено, что для контроля качества выпускаемой продукции необходимо использовать международные унифицированные стандарты ISO-9000, в то время как использование системы стандартов ISO-14000, без соответствующей модификации применительно к национальным особенностям, вызовет определенные проблемы у малых и средних отечественных предприятий. В связи с этим предлагается разработать менее сложную и формализованную систему стандартов рационального природопользования и осуществить её гармонизацию с международной системой стандартов ISO-14000.

В Мальмёнской декларации министров (2000 г.) впервые зафиксировано обращение международного сообщества к деловым и промышленным кругам о необходимости повышения корпоративной ответственности за последствия от их деятельности для окружающей среды. В дальнейшем это обращение было включено в Декларацию тысячелетия ООН (2000 г.) и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (2002 г.). В системе ООН важную роль в процессе разработки новых методологий по ограничению влияния антропогенной и техногенной деятельности на экосистемы играет ЮНЕП.

Одним из эффективных подходов для вовлечения бизнеса в деятельность по снижения степени уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды является принятие добровольных обязательств, о важности которых говорилось еще в «Повестке дня на XXI век». Основная задача добровольных обязательств заключается в укреплении корпоративной ответственности за состояние окружающей человека среды и повышении уровня осведомленности населения о мероприятиях, осуществляемых в сфере

(А)(Б)

 

Рис. 28. Динамика образования и обезвреживания токсичных отходов производства в Российской Федерации;

(А) – всего по стране; Б) - на душу населения.

 

 

 

Рис. 29. Динамика образования токсичных отходов электроэнергетикой и топливной промышленностью в России (тыс. т.).



производства товаров и услуг для снижения степени уязвимости человека. Эти обязательства имеют различные формы представления, например, такие, как принятие кодексов поведения, установление качественных и количественных целевых показателей и другие. На Всемирном экономическом форум (Давос, 1999 г.) единодушное одобрение получила инициатива Генерального секретаря ООН по сотрудничеству в рамках Глобального договора, который официально открыт для подписания с июля 2000 года [133].

Глобальный договор ООН представляет собой добровольные обязательства, призывающие деловые круги принять, поддержать и руководствоваться в сфере практической деятельности девятью принципами, касающимися прав человека, трудовых отношений и охраны окружающей среды (таблица 10). В качестве гаранта по соблюдению принципов в области охраны окружающей среды со стороны ООН выступает ЮНЕП. В целях эффективной реализации указанных принципов создан специальный орган - Управление Генерального секретаря ООН по Глобальному договору, который координирует деятельность Международной организации труда (МОТ), Управления Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ), Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Результаты анализа используемых в ООН добровольных обязательств по отдельным направлениям экономической деятельности показали целесообразность создания на национальном уровне необходимых условий для принятия отечественными промышленными и предпринимательскими кругами таких обязательств ООН, так как это закладывает основы экологически ответственного поведения в обществе, способствуя тем самым снижению степени уязвимости населения. В целях содействия принятию добровольных обязательств рекомендуются следующие меры:

· оказывать содействие компаниям крупного, среднего и малого бизнеса в принятии добровольных обязательств по вопросам уменьшения


 

Таблица 10. Принципы Глобального договора ООН.

 

Область деятельности Принцип Направление деятельности
I Права человека Принцип 1 Уважать соблюдение прав человека, провозглашенных международным сообществом.
Принцип 2 Исключить нарушения прав человека со стороны корпораций.
II Трудовые отношения Принцип 3 Поддерживать свободу ассоциаций и признание права на заключение коллективных договоров.
Принцип 4 Выступать за уничтожение всех форм принудительного труда.
Принцип 5 Выступать за полное искоренение детского труда.
Принцип 6 Выступать за ликвидацию дискриминации в сфере труда и занятости.
III Охрана окружающей среды Принцип 7 Способствовать предупреждению негативных воздействий на окружающую среду.
Принцип 8 Предпринимать инициативы по повышению ответственности за состояние окружающей среды.
Принцип 9 Способствовать развитию и распространению экологически чистых технологий.

воздействия производства на окружающую среду с целью снижения степени уязвимости человека и общества;

· разрабатывать кодексы деятельности отраслевых промышленных ассоциаций, регламентирующих их экологическую ответственность;

· осуществлять гармонизацию гигиенических стандартов, необходимых для обеспечения безопасной среды обитания, и вырабатывать согласованные с правительством и коммерческими компаниями эффективные механизмы их реализации;

· поддерживать добровольные инициативы неправительственных организаций, направленные на снижение степени уязвимости как человека, так и экосистем.

Действенным средством контроля выполнения добровольных обязательств является отчетность промышленных компаний относительно их деятельности в области обеспечения безопасной окружающей человека среды в интересах устойчивого развития. В Мальмёнской Декларации (2000 г.) подчеркнута необходимость добиваться принятия частным сектором обязательств формировать новую систему отчетности, исходя из принципа «загрязнитель платит» и внедрять комплексный подход, основанный на принципе «принятия мер предосторожности» при решении вопросов, связанных с инвестициями и использованием технологий. В апреле 2002 года ООН открыла для подписания документ под названием «Глобальные обязательства ООН в области отчетности». В ходе работы ВСУР (2002 г.) был учрежден новый постоянно действующий орган – «Центр ЮНЕП по сотрудничеству в рамках Глобальных обязательств ООН в области отчетности».

В последние годы многие промышленные компании Европы, Японии и Китая реализуют стратегии по изменению неустойчивых моделей производства через сотрудничество с правительствами, поставщиками и потребителями. Такое партнерство позволяет компаниям становится более открытыми, особенно благодаря публикациям отчетов об их деятельности в области обеспечения безопасной окружающей человека среды. Это также позволяет


Рис. 30. Динамика образования токсичных отходов основными отраслями промышленности в России (тыс. т.)

 

 

 

Рис. 31. Динамика процесса лесовосстановления в России.

 

Рис. 31а. Динамика процессов лесовосстановления по округам России.



компаниям получать информацию о воздействии производимой ими продукции на окружающую среду в течение всего «жизненного цикла» продукции, что крайне необходимо для разработки долгосрочных стратегий по изменению неустойчивых моделей производства.

Проведенный анализ позволяет сделать выводы, что в течение последнего десятилетия правительства ряда стран, представители отдельных отраслей промышленности и потребители активно осуществляют на экспериментальной основе комплексные подходы по изменению нерациональных моделей производства и потребления, используя для этих целей следующие превентивные меры:

– проведение оценки безопасности производственных процессов для здоровья человека и состояния окружающей среды;

– применение технологии экодизайна;

– проведение обязательной сертификации товаров и услуг;

– использование экомаркировки продукции;

– осуществление независимого контроля загрязнения окружающей человека среды на заключительном этапе технологического цикла производства продукции;

– организация независимого контроля за вторичным использованием произведенной продукции.

В международной практике одним из эффективных инструментов для решения многих экологических проблем является оценка «жизненного цикла» продукции, которую следует рассматривать в качестве основы для разработки системного, комплексного подхода по сокращению потенциального антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье человека от производства товаров и предоставления услуг. Преимущества и основные этапы оценки «жизненного цикла» продукции представлены на рисунке 32.

В Плане выполнения решений ВСУР отмечается, что комплексный подход по изменению неустойчивых моделей производства должен гармонично сочетаться с разработкой экологически безопасных ресурсосберегающих

Рис. 32. Преимущества использования методики оценки

«жизненного цикла» продукции.

 

технологий для перехода в дальнейшем на экономику «жизненного цикла» продукции. В 2002 году ЮНЕП выступила с инициативой объединения усилий деловых и промышленных кругов, научных учреждений и директивных органов для разработки новых и гармонизации существующих инструментариев по проведению оценки рисков и поиску компромиссных решений в отношении производства и потребления конкретных видов продукции, с учетом оценки их «жизненного цикла». Такой комплексный подход уже нашел широкое применение во многих развитых странах. Однако, для того, чтобы он мог эффективно применяться во всех странах, особенно в странах с переходной экономикой, необходимо гармонизировать и унифицировать соответствующие методологии и механизмы в рамках данного подхода.

В условиях глобализации колоссальный рост потребительского спроса на товары и услуги часто не позволяет закрепить прогресс, достигнутый в области устойчивого производства, поэтому весьма актуальным является применение стратегического подхода по изменению нерациональных моделей потребления.

 

Модели потребления

 

Основными причинами, препятствующими реализации эффективных стратегий и механизмов по изменению структуры потребления, являются проблемы экономического характера. Для современных условий глобализации характерны резкие диспропорции в уровне потребления товаров и услуг. В то время, когда 86 % потребления продукции приходиться лишь на 1/5 часть наиболее обеспеченного населения мира, за чертой бедности проживает 22% населения мира. Эта часть в своих повседневных нуждах гораздо более зависима от состояния окружающей природной среды, по сравнению с обеспеченными социальными категориями. Такие негативные прогрессирующие тенденции способствуют росту социальной напряженности в обществе и являются причиной повышения степени уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды.

Уже с 1989 года ЮНЕП начала осуществлять комплексный подход по устойчивому потреблению, что явилось следствием возрастающей обеспокоенности потребителей вопросом, что же стоит за производством того или иного продукта. Для эффективной реализации этого подхода ЮНЕП тесно взаимодействует с рекламным бизнесом и с организациями розничной торговли, с молодежными и потребительскими группами, а также с другими основными группами гражданского общества, включая финансовый сектор. Механизмы реализации такого подхода разрабатываются Рекламным и коммуникационным форумом ЮНЕП по вопросам устойчивого потребления совместно с Европейской ассоциацией коммуникационных агентств, Всемирной федерацией рекламных агентств, Международной ассоциацией рекламного дела и Международным союзом потребителей. Кроме того, ЮНЕП совместно с Всемирным объединением потребительских ассоциаций осуществляет анализ выполнения «Руководящих принципов ООН для защиты интересов потребителей», принятых в 1999 году и содержащих призыв к правительствам и промышленности учитывать негативное воздействие товаров и услуг на здоровье человека в течение всего «жизненного цикла» продукции.

Показано, что все эти инициативы направлены на то, чтобы поощрять производителей к переходу на применение рациональных моделей производства продукции, используя давление со стороны потребителей. В то же время, со стороны международного сообщества до сих пор не предпринято скоординированных действий по доведению этого эффективного механизма до всех слоев гражданского общества.

В Мальмёнской декларации и в Плане выполнения решений ВСУР особо подчеркивается, что информация и просвещение имеют большое значение для обеспечения потребителей необходимыми возможностями, позволяющими им делать обоснованный выбор. Это также способствует внедрению методологии оценки «жизненного цикла» продукции и развитию новых принципов коллективной этики в области потребления, ориентированных главным образом на учет общественных интересов [75].

Следует отметить, что при формировании в общественном сознании новой культуры потребления необходимо учитывать, чтобы перемены в структуре общественного потребления должны сопровождаться скоординированными мерами по предотвращению возможных неблагоприятных экологических и социальных последствий.

Таким образом, одна из первостепенных задач в области защиты прав потребителей заключается в обеспечении их надежной, не вводящей в заблуждение и не содержащей двусмысленных утверждений информацией о влиянии тех или иных видов продукции на здоровье человека и состояние окружающей среды. В связи с этим, в последние годы активное распространение получили инициативы как по экологической маркировке продукции, так и по осуществлению независимой сертификации товаров и услуг. Если рассматривать ситуацию с позиции потребителей, то экомаркировка является весьма перспективным инструментом с точки зрения обеспечения населения необходимой информацией. Правительства многих стран активно содействуют разработке программ экомаркировки на национальном и региональном уровнях, например, в Индии, Сингапуре, Германии и других странах.

Однако в настоящее время существует сотни различных систем экомаркировки, охватывающие широкий диапазон различных видов продукции, включая стиральные порошки, краски, лаки, санитарные принадлежности, дерево, текстиль, и такие отрасли, как производство электроэнергии, туризм и другие. При наличии множества систем экомаркировок достичь на практике желаемых результатов в области устойчивого потребления крайне сложно. Несмотря на стремительный рост международных инициатив в области экомаркировки, которые в силу многих причин являются весьма обнадеживающими, их влияние на состояние окружающей человека среды и международную торговлю, по мнению экспертов ЮНЕП, еще предстоит всесторонне изучить. В сложившейся ситуации существует настоятельная необходимость в разработке новых и унификации действующих норм экомаркировки, а также в разработке не имеющих обязательной юридической силы руководящих принципов в этой области.

В целях снижения степени уязвимости человека ООН рекомендует перенести акцент деятельности с отдельных промышленных отраслей и видов продукции на комплексный подход, ориентированный на удовлетворение жизненно необходимых потребностей человека, в первую очередь таких, как обеспечение продовольствием, жильем, медицинским обслуживанием, образованием, условиями для отдыха и безопасностью.

В Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (2002 г.) определены приоритетные области деятельности и указаны первоочередные меры по изменению неустойчивых моделей производства и потребления. Рекомендуется:

· содействовать мобилизации ресурсов для повышения производительности и конкурентоспособности промышленности, в том числе путем передачи экологически безопасных технологий;

· разрабатывать национальные комплексные подходы производства и потребления, направленные на повышение качества предоставляемых услуг при одновременном ослаблении воздействия на здоровье населения и на окружающую среду;

· использовать механизмы контроля и оценки, включая, при необходимости, анализ «жизненного цикла» продукции и национальные показатели для оценки достигнутого прогресса;

· поддерживать добровольные инициативы по созданию и расширению рынков экологически безопасных товаров и услуг;

· содействовать развитию малых и средних предприятий, в том числе путем подготовки кадров, повышения образовательного и профессионального уровня, уделяя особое внимание агропромышленному комплексу;

· стимулировать соответствующие органы власти принимать во внимание факторы, вызывающие увеличение степени уязвимости человека при принятии решений, особенно по вопросам планирования развития предпринимательства и регулирования государственных закупок;

· осуществлять стратегии и меры на основе подхода, согласно которому загрязнитель должен нести финансовую ответственность, как это предусмотрено 16-м принципом Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию;

· повышать степень корпоративной экологической и социальной ответственности на основе осуществления добровольных обязательств, включая использование систем рационального природопользования, сертификацию продукции, соблюдение кодексов поведения и публичную отчетность, принимая во внимание стандарты Международной организации по стандартизации и руководящие принципы Глобальных обязательств в области отчетности с учетом 11-го принципа Рио-де-Жанейрской декларации;

· содействовать представлению общественности всесторонней информации о воздействии различных видов деятельности промышленных предприятий на окружающую среду и здоровье населения;

· разрабатывать и принимать на добровольной основе эффективные, транспарентные, поддающиеся проверке методы распространения среди потребителей информации, связанной с устойчивым производством и потреблением, в том числе по аспектам, касающимся здоровья и безопасности;

· разрабатывать программы повышения уровня осведомленности населения во всех странах, особенно среди молодежи, на основе образования, общественной и потребительской информации, рекламы и других средств коммуникаций, с учетом культурных ценностей;

· повышать экологическую культуру населения и поощрять потребителей к выбору товаров и услуг, безопасных для окружающей среды и здоровья человека;

· собирать и распространять информацию о «чистом производстве» и поощрять обмен передовой практикой и ноу-хау в отношении технологий, безопасных для окружающей среды;

· увеличивать инвестиции в проекты по «чистым производствам» путем применения стимулов и механизмов, обеспечивающих создание надлежащей финансовой и правовой основы.

Определено, что в целях выполнения принятых обязательств, изложенных в Декларации тысячелетия ООН и Плане выполнения решений на Высшем уровне по устойчивому развитию, целесообразно на национальном уровне создать организационные механизмы координации деятельности по реализации комплексного, упреждающего подхода для изменения нерациональных моделей производства и потребления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.190 (0.082 с.)