Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание, школа и педагогическая мысль в России с древнейших времен до нач. XVIII В.
Характерный для всего первобытного общества порядок воспитания и обучения детей был присущ и древним славянам, однако имелась и специфика в организации этих процессов. До 8 лет дети воспитывались в домашних условиях в атмосфере труда, обрядов, поэтического слова: колыбельной песни, сказки, заклинания. С 6-7 лет мальчики переходили от женского к мужскому воспитанию и обучению. Одним из основных методов воспитания были всевозможные состязания, испытания, преодоление препятствий. Итоговым методом проверки полученных знаний и умений был поединок-состязание с учителем. Подростки 12-15 лет (отроки) продолжали образование в воинской дружине, обучались военному делу. Девочки вели особую жизнь среди сверстниц, коллективно вырабатывая трудовые умения и навыки, усваивая моральные требования и нормы. Основным средством воспитания у древних русичей были произведения устного народного творчества. Наиболее распространенным источником знаний и нравственных норм служили сказки. Народная традиция воспитания и обучения, созданная в древнерусском обществе, явилась первым этапом в развитии отечественной педагогической культуры. Важный исторический этап развития педагогики связан с образованием феодального государства на Руси в 1Х-Х вв. Раннефеодальное государство Киевская Русь создало благоприятные предпосылки для развития культуры и просвещения. Особенно сильным стимулом для развития просвещения в этот период было введение усовершенствованной азбуки (кириллицы), созданной с учетом фонетической системы древнеславянского языка. Народный и государственный языки на Руси совпадали, и это способствовало распространению грамотности. В этот период существуют два типа школ: училища элементарной грамоты, возникавшие обычно в среде дружинно-посадского населения зарождающихся городов, и дворцовые школы "учения книжного". В период золотоордынского ига на Руси на долгое время исчезают государственные школы. Лишь в Новгороде, Твери, Владимире и некоторых городах, менее пострадавших от золотоордынского ига, получили развитие училища мастеров грамоты. Элементарной грамоте мастера этого дела обучали у себя на дому, опираясь на народную традицию домашнего образования. Странствующие мастера грамоты приглашались родителями в свои дома и становились домашними учителями. Лучшие мастера грамоты вели обучение на высоком методическом уровне, опираясь на народно-педагогические методы обучения. При обучении грамоте, например, широко использовалась наглядность, прием повтора; в качестве учебного текста часто использовался детский фольклор. Обучение счету велось устно и на абаке (древнейший прообраз современных счетов), изучались цифровые алфавиты. Со второй половины XIV века активное участие в деле организации центров просвещения занимает духовенство. В монастырях осуществлялось традиционное средневековое воспитание и обучение. Основным педагогическим методом в монастырях было нравственное самосовершенствование человека. Качественно новый этап в развитии просвещения и школы в Русском государстве начинается в ХУ-ХУ1 вв. Вершиной педагогической мысли о семейно-школьном воспитании русского средневековья явился "Домострой" (XVI в.) - сборник наставлений, составленный известным политическим деятелем из окружения Ивана Грозного - попом Сильвестром. "Домострой" играл важную роль в деле нравственного воспитания детей, подготовке их к школьному обучению и к практической жизни. Особую роль в развитии просвещения на Руси сыграло распространение книгопечатания. Выход в свет "Азбуки" И. Федорова стал ярким свидетельством развития отечественной педагогической мысли, показателем благородных устремлений передовых людей XVI века к распространению образования. Начало XVII века становится качественно новым этапом в развитии культуры и просвещения Руси. Под влиянием западноевропейских традиций в России возникают грамматические школы, в которых кроме языков обучали риторике, пиитике, стихосложению и другим "свободным художествам". Одна за другой возникают славяно-греко-латинские школы, где изучался тот же курс наук, что и на артистическом факультете западноевропейких факультетов. Эта подготовительная работа дала возможность открыть в Москве в 1687 г. высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинскую академию. В стенах Академии изучались семь свободных искусств, богословие, право, то есть это было учебное заведение, построенное по типу западноевропейских университетов. Преподавались в ней и элементы медико-хирургического дела. Об основных направлениях воспитания и обучения подробно повествует такой памятник последней четверти XVII века как "Гражданство обычаев детских", творчески составленных прогрессивным деятелем просвещения Епифанием Славинецким. Воспитание детей по "Гражданству" предполагает, во-первых, религиозное воспитание, во-вторых, светское обучение, которому уделяется очень много места, и в-третьих, воспитание нравственное, формирование навыков внешних манер и внутренних качеств человека. Система обязанностей и норм поведения ребенка формируется в школе, вне школы и дома. Говоря современным языком, автор подчеркивает связь семьи и школы в воспитании детей. "Гражданство" отражало новый этап в развитии школьного дела.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.82.163 (0.007 с.) |