Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категории в Санкхье и в Йоге: некоторые расхождения
Перед тем как прослеживать дальше со стороны танматр развитие бхутади, представляется полезным рассмотреть различие воззрений Йоги и обычных руководств Санкхьи на эволюцию категорий. Итак, с точки зрения Йоги от махата идут две паралелльные линии развития, одна из которых развивается в эго, манас, пять когнитивных и пять активных чувств, а другая линия дает пять грубых элементов от пяти танматр, которые напрямую производятся из махата через посредство аханкары. Итак, в работах по философии Йоги принято следующее расположение категорий:
С точки зрения обычных руководств по Санкхье отношения категорий выглядят так:
Во «Вьясабхашье» имеется ссылка на такую последовательность в комментарии на сутру II.19: вишеша-авишеша-лингаматра-алингани гунапарвани (* Специфическое, неспецифическое, только признак и отсутствие признака суть формы [развертывания] гун. – перевод Островской-Рудого. – прим. перев.). В комментарии к этой сутре говорится, что полностью специфические вишешаc – грубые элементы – производятся от танматр, а чувства и манас как способность размышления специфицируются от эго, асмита. Однако, [52] танматры не происходят в данной системе от эго, асмита. О них вместе с асмитой говорится как о шести отчасти специфических элементах – пяти танматрах и шестом – эго. Эти шесть авишешас суть спецификации махата, великого принципа самости чистой бытийности. Отсюда следует, что шесть авишешас напрямую происходят от махата, после чего идет развитие по различным линиям: эго (асмита) развивается в 11 чувств, а танматры в пять грубых элементов. (* 10. (… санскрит …)) Но посмотрим, как этот момент объясняет «Йогаварттика» [Виджняна Бхикшу]. В ней говорится, что в «Бхашье» описываются модификации буддхи двух различных классов: авишешас и вишешас. Махат же трактуется как источник всех авишешас – пяти танматр и эго. Однако, на самом деле развитие танматр из махата происходит посредством эго и в связи с эго – так, как это объясняется в Сутре I.45: сукшма-вишайятвамча алинга-паривасанам. (* 11. (… санскрит …)) (* Свойство быть "тонким" объектом имеет [своим] ограничением "отсутствие признака" [как исходное состояние первопричины]. – перевод Островской-Рудого. – прим. перев.)
Нагеша, поясняя этот комментарий, лишь повторяет «Йогаварттику»: сукшма-вишаятванка-алинга-паривасанам партхивасианограндхатанматрам сукшмо вишайаха; апиасья [53] расатанматрам; тайджасасья рупатанматрам; вайявиясья спаршатанматрам; акашасья сабдатанматрамити тешамаханкараха; асьяпи лингаматрам сукшмо вишайяха/ «Йогаварттика» прибавляет: тешам панчатанматранам аханкараха сукшмаха каранатват. Здесь сукшматва суть упаданакарана, или материальная причина. Поэтому «Бхашья» гласит: нанвасти пурушаха сукшма ити сатьям; ятха лингат парамалингасья саукшмиям на кайвам пурушашия/ кинти лингасья-анвайикаранам пурушо на бхавати; хетусту бхаватити/ Думаю, совершенно ясно, что здесь об аханкаре говорится как о сукшма анвайикарана танматр. Эта анвайикарана – то же самое, что упаданакарана, как говорит Вачаспати: упаданатайя саукшмьям. В комментарии Вьясы на ту же Сутру II.19 читаем: лингаматрамалингасья пратьясаннам/ татра татсамсристам вивикьянте, краманативриттеха/ татха садавишеша лингаматре самсриста вивикьянте, паринамакраманийямат/ (* То, что выше неспецифических [форм], есть «только-знак», сущность, [называемая] «великой». В ней, наделенной чистым бытием, эти [шесть форм] развиваются до своего высшего предела. При процессе инволюции они, пребывая именно в этой «великой» сущности, обладающей чистым бытием, переходят в состояние, которое не является ни существующим, ни несуществующим, ни тем, ни другим [одновременно], — в непроявленное, «лишенное знака», в первопричину (прадхана).) Махататтва (линга) ассоциируется с пракрити (алинга) и ее развитие рассматривается как порождение дифференциаций, которые остаются интегрированными в пракрити. Шесть авишешас также должны рассматриваться как порождение последовательных дифференциаций, интегрированных в махат. Слова самсриста вивикьянте – самые важные в этом фрагменте, ибо они указывают на истинный характер трансформаций. Самсриста означает включенный, интегрированный, вивкьянте – дифференцированный. Это указание на то, что порядок эволюции, изложенный в руководствах по Санкхье (а именно, махат из пракрити, аханкара из махата, 11 чувств и танматры из аханкары), правилен лишь в том смысле, что эти модификации аханкары имеют место в точности как дифференциации тела махата. Если эти дифференциации имеют место посредством аханкары как исходного пункта в цепочке трансформаций, говорится, что трансформации осуществляются прямо из аханкары. Но если акцентируется другой аспект, кажется, что трансформации есть лишь дифференциации, интегрированные в тело [54] махата, к тому же говорится, что из махата выходят шесть авишешас, а именно аханкара и пять танматр. Такого рода понимание эволюции как дифференциации внутри интеграции закрывает кажущийся зазор между воззрениями Йоги и Санкхьи. Мы знаем, что танматры происходят от тамасического аханкары. Этот аханкара есть ничто иное, как тамасическая сторона махата, пробужденная раджасом к творческой активности. Саттвический аханкара рассматривается как иная категория, производящая чувства, тогда как тамас в качестве бхутади рождает танматры из нарушенного равновесия гун внутри махата. Впрочем, Нагеша в «Чайявьякхье» (II.19), дает совершенно иное объяснение. (* 12. (… санскрит …))
Порядок эволюции танматр, как уже упоминалось, следующий: бхутади (тамаса аханкара) Шабдатанматра Спаршатанматра Рупатанматра Расатанматра Гандхатанматра
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.195.198 (0.01 с.) |