Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
РАЗДЕЛ I. Теория и методика обучения детей младшего школьного возрастаСтр 1 из 6Следующая ⇒
II.5. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА РАЗДЕЛ I. Теория и методика обучения детей младшего школьного возраста Тема 1. Противоречия процесса познания. Задание 1. Подготовить опорный конспект по теме «Зависимость обучения детей от закономерностей познания человеком окружающего мира». Задание 2. Подготовьте сообщение на тему «Конкретное, чувственное, эмпирическое в познавательной деятельности младшего школьника». Задание 3. Подготовьте аннотацию на статью Г.И. Щукиной. Литература:
Тема 2. Функции начального образования. Задание 1. Подготовить опорный конспект-схему «Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения». Задание 2. Подберите специальную литературу на тему «Соотношение обучения и воспитания». Задание 3. Подготовьте аннотацию на работу Ш.А. Амонашвили «Размышления о гуманной педагогике». – М., 2002. Гл. IV. Задание 4. Составьте конспект по книге В.В. Давыдова Психическое Развитие младших школьников. – М., 1990. Гл. IV. Литература: 1. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты и акценты теории и практики образования. // Педагогика. – 2000. - № 2. - с. 13-19. 2. Асмолов А.Г. Мир образования //Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Воронеж, 1996. 3. Беспалько В.П. Психологические парадоксы образования // Педагогика – 2000. - № 5. - с. 13-20. 4. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа, 1982. 5. Колесников Л.П., Тургенко В.И., Борисова Д.Г. Эффективность образования - М., 1991. 6. О концепции модернизации образования на период до 2010 года // Вестник образования России. – 2002. - №6. - с.10-40. 7. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого - М., 1995. 8. Педагогика начального образования / Под ред.И.П. Подласова - М., 2002. 9. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина и др. – М., 1999. 10. Розов Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования // Социально- философские проблемы образования. - М., 1992.
11. Философия образования для 20 века. - М., 1992. 12. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. – Ростов н/Д, 1995. 13. Шедровский П.Г. Очерки по философии образования.- М., 1993.
Тема 3. Современные концепции и технологии обучения. Задание 1. Подготовить рефераты по темам (на выбор). Изучить:
Подготовить сообщение по плану:
Литература:
Тема 4. Содержание начального образования. Задание 1. Подготовить опорный конспект на тему «Содержание начального образования». Задание 2. Постройте логическую схему: Образование
Литература: 1. Акутов П.Р. Концепция политического образования в современных условиях // Педагогика – 1999. - № 2. – С. 17-20.
2. Базисный учебный план. Приказ об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательного учреждения Р.Ф. / Народное образование – 1998. - № 3. – С. 210-220. 3. Краевский В.В. Содержание образования – бег на месте. // Педагогика – 2000. - № 5. – С. 3-12. 4. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., Высинус, 1991. 5. Материалы «круглого стола»: Проблемы школьного учебника // Педагогика – 1999. - № 4 – С. 50-57. 6. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М: Школа-пресс, 2000. 7. Педагогика / Под ред. Т.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое общество России, 2000.- гл.8. – С. 208-234. 8. Подласый. Педагогика начального образования. – М.: Владос, 2002. 9. Прогностическая конференция целей и содержания образования. /Под ред. И.Л. Лернера, И.К. Журавлева. – М.: Из ИГТ и МОО РАО, 1994. 10. Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и верн. / Педагогика – 1998. – С. 17-22. 11. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1989.
Тема 5. Государственный образовательный стандарт начального образования. Задание 1. Подготовьте сообщение (на выбор) а) образовательная область «человек» б) образовательная область «Общество» в) оценка выполнения требований стандарта начального образования. г) особенности составления тестовых заданий и их проведение. Литература:
Тема 7. Формы обучения. Задание 1. Составьте схему «Традиционные и нетрадиционные формы обучения». Задание 2. Проанализируйте алгоритм подготовки к уроку, разработанный Ю.Л. Львовой, выскажите свое отношение к нему. Задание 3. Начало и конец урока довольно сложные по своей организации структурные компоненты. Подберите на ваш взгляд, наиболее эффективные из них обоснуйте ваш выбор (Лещинский В.М., Кульпевич С.В. Учимся управлять собой и детьми – М.: Владос, 1995). Задание 4. Напишите аннотацию на книгу: культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой – М.: Роспедагенство, 1997. Литература: 1. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя – М.: Пед. общество России, 2001. 2. Зотов Ю.Б. Организация современного урока – М.: Просвещение, 1984. 3. Опищук В.А. Урок в современной школе. – М.: Просвещение, 1986. 4. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М.: Просвещение, 1992. 5. Якиманская И. и др. Личностно-ориентированный урок, планирование и технология проведения. // Директор школы. – 1998. - № 3.
Тема 8. Контроль и оценка результатов обучения. Задание 1. Составить схему «Виды, формы и методы контроль» Задание 2. Составьте схему «Критерии оценки результатов учебной деятельности» Задание 3. Подготовьте сочинение – рассуждение «Безоточное обучение Ш.А. Амонашвили». Задание 4. Оценка знаний в традиционной и развивающей системах обучения. (Провести сравнительный анализ). Литература: 1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников – М., 1984. 2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1986. 3. Бардиан К.В. Как научить детей учиться. – М., 1989. 4. Вантеева Л.Д. Компьютерное тестирование как одна из форм контроля в начальной школе. // Начальная школа – 1999. - № 5.
5. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. // Начальная школа. – 1999. - № 4. 6. Фридман Л.М. и др. Психологическая наука – учителю. – М., 1985. 7. Цукерман Т.А. Оценка без отметки. – Москва – Рига, 1999. 8. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Москва – Рига, 2000.
Тема 10. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе. Задание 1. Проведите сравнительный анализ концепций традиционной системы обучения и развивающих систем обучения Занкова Л.В. и Давыдова В.В. Ответьте на вопросы: а) задачи развития учащихся в сравниваемых концепциях б) решение задач развития в этих концепциях в) диагностика развития младших школьников в указанных концепциях. Задание 2. Подобрать методики определяющих обученность, обучаемость, воспитанность – воспитуемость, развитие – развитость младших школьников. Литература: 1. Ингенками. Педагогическая диагностика. – М.: Педагогика, 1991. 2. Семушкина Л.И. и др. Оценка результатов учебной деятельности учащихся. Методические рекомендации. – Магнитогорск, 1997. 3. Подласый И.П. Педагогика начального образования. – М.: Владос, 2002. 4. Репкин В.В. и др. Оценка сформированности учебной деятельности. – Томск, 1999. 5. Цукерман Г.А. Оценка без отметки – М.: Москва – Рига, 1999. 6. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться. – Москва – Рига, 2000. Программа самоизучения. Мировоззрение и идеалы. Какова главная цель в твоей жизни? О чём ты мечтаешь? Нравственно-волевая воспитанность. Какие качества людей ты считаешь самым ценным? Какие - самыми непростительными? Выпиши слова, означающие положительные и отрицательные качества, в два столбика по значимости. Кто твой любимый герой и киногерой? Кому ты хотел бы подражать? Кто твои друзья? Как ты относишься к людям? Чего в них, по-твоему, больше: положительного или отрицательного? К какой группе ты отнесёшь себя: 1) всегда доволен собой, гордишься и любуешься собой, на замечания товарищей обижаешься, сверстников считаешь ниже себя по уму и подготовке; 2) восхищаешься многими товарищами по школе, а в себе: видишь только плохое; 3) недоволен собой, но и среди товарищей не видишь достойных уважения, готов признать свои ошибки, но и другим не прощаешь оплошностей; 4) недоволен отдельными своими недостатками, но уважаешь себя за верность слову, силу воли; недостатки товарищей тебя волнуют, и ты ищешь повод, чтобы дать им добрый совет?
Сколько из задуманных тобой дел доведено до конца в течении года, месяца, недели? Выдержан ты или вспыльчив, решителен или нет, скромен или хвастлив, можешь ли ты противостоять дурному влиянию? Умеешь ли без обиды подчиниться товарищу, а также без гордости распорядиться общественными делами и организовывать коллективную работу? Способности и интересы. Что тебя интересует больше всего: наука, искусство или практическая деятельность? Чем ты овладеваешь наиболее легко? Какие книги ты читаешь? Отношение к труду. К какой группе ты отнесёшь себя: 1) труд считаешь неприятной обязанностью, радуешься её окончанию, оставляешь рабочее неубранным; 2) продумываешь предстоящий труд, понимаешь, необходимость труда, радуешься результатам труда, следишь за порядком на рабочем месте; 3) работаешь с интересом, заботишься о качестве работы, думаешь, как облегчить труд, работу прекращаешь неохотно? Задание 3. Продумайте особенности организации самовоспитания со старшеклассниками. 3.1. Объясните ребятам, почему важно научиться управлять собой. 3.2. Разработайте программу самовоспитания для старшеклассников. 3.3. Какие приёмы стимулирования охарактеризованы в текстах? ТЕКСТ 1. «Я встану в шесть часов и буду бодрым», «Я одолею немецкий язык» и т.д. В нужный момент он повторяется несколько раз. ТЕКСТ 2. Оглянитесь назад, вспомните свои успехи. Значить, вы многое можете и поэтому должны быть уверены в успехе. ТЕКСТ 3. Попросить товарища последить за вами и напомнить о принятом решении. Рассказать в классе о своих обязанностях в учебной, трудовой и общественной работе. Выслушать советы товарищей. Подойдите за советом к старшим. ТЕКСТ 4. Ежедневно подводите итоги работы над собой. Выясните, что удалось и чего не удалось сделать и почему. Подумайте, как устранить помехи. Ведите дневник, где откровенно и искренне пишите все о себе и людях. Начиная свой дневник, Л.Н. Толстой писал: «В дневнике должны находиться таблица правил и в дневнике должны быть определены мои будущие действия». 3.4. Мы знаем, что дневник вели К.Д.Ушинский, Н.Г. Чернышевский, Ч. Дарвин, И.В. Мичурин, Н.Н. Миклухо-Маклай, И.Д. Папанин и многие другие выдающиеся люди. Какая роль дневника? 3.5. Составьте формулу самовнушения, если цель самовоспитания - выработать привычку точно соблюдать режим дня. 3.6. Как правильно сказать при аутотренинге: «Я смел и решителен» или «Я не испытываю страха?» И почему? Литература. 1. Алякринский Б.С. Беседа о самовоспитании.- М.: 1977. 2. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школьников.- М.: Просвещение, 1975. 3. Леви В.Л. Искусство быть собой.- М.: Знание, 1973. 4. Леви В.Л. Искусство быть другим.- М.: Знание, 1981. 5. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство. Вдохновение.- М.: Просвещение, 1986. 6. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности.- М.: Мысль, 1984. 7. Семёнов В.Д. Быть собой.- Знание. Педагогика и психология. №2, 1989. Литература Безрукова В. С. Педагогика. Екатеринбург, 1996.
Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990. Классному руководителю /Под ред. М. И. Рожкова, М., 2001. Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.- метод. пособие. М„ 2001. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2001. Титова Е- В. Если знать как действовать. М., 1993. Шмаков С. А, Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии., 2000 Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М., 2003
Литература 1. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей //Педагогика.1998. № 3 2. Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985 3. Д армодехин С. В. Семья и государство // Педагогика. 1999. № 1. 4. Классному руководителю /Под ред. М. И. Рожкова. М., 2001. 5. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Под науч. ред. М. И. Щипицыной. СПб., 2000. 6. Макоренко А. С. Книга для родителей. Пед. соч.: Б 8 т. Т. 5. М., 1 985. 7. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М., 1999. 8. Образование родителей и школа /Под ред. Л. Г. Петряевой. М., 1999 РАЗДЕЛ IV. Социализация личности ребенка в системе начального образования Тема 1. Понятие о сущности социализации личности младшего школьника. Задание 1. На основе изучения специальной литературы подготовить словарь терминов – понятий по проблеме социализация личности. Задание 2. Подготовить реферат на тему «Философские, психологические и педагогические основы социализации. Литература: 1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск., Университетское издание. 1990. 2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. /Педагогика, 1995, № 4. 3. Голованова Н.Ф. Социализация личности младшего школьника. М., 1997. 4. Михайлов Ф.Г. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990. 5. Мудрик А.В. Социализация и «смутное» время. – М.: Знание, 1991. 6. Платонов Ю.Д. Этническая социальная психология «Учебная пособие. СПб. Изд.СПб, ГУ, 1993. 7. Социальные ориентиры обновления: общество и человек /Под общ. ред.Т.И.Заславской – М.: Политиздат 1990. 8. Школьник Г.И. От единого мировоззрения к личностным ценностям. // Педагогика, 1994 № 5. 9. Шевандрин Н.П. Социальная психология в образовании. М.: 1992.
Тема 2. Современные концепции социализации личности. Задание 1. Подготовить реферат на тему (по выбору).
Литература:
Тема 3. Психолого-педагогические основы социализации личности младшего школьника. Задание 1. Подготовить для учителей начальных классов сообщение. (на выбор)
Задание 2. Подобрать литературу для родителей по проблеме. «Детско-родительские отношения и их роль в воспитании ребенка. Задание 3. Напишите аннотацию на работу Илина Г.Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте психологии образования //Вопросы психологии, 1992, № 3-4. Литература:
Тема 4. Методики определения социальной активности младших школьников.
Задание 1.: Подобрать методики изучения когнитивнно, эмоционального, поведенческого компонентов социализации личности младших школьников. Литература:
РАЗДЕЛ V. История воспитания и начального образования в России
II.5. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА РАЗДЕЛ I. Теория и методика обучения детей младшего школьного возраста
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.99.151 (0.068 с.) |