Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные теории происхождение гос-ва.Стр 1 из 26Следующая ⇒
Методология ТГП. Методология – совокупность методов, приемов, пр-пов, к-рыми пользуется ТГП для изучения своего предмета. Содержание методологии, т.е. набор методолог. ср-в изменяется, дополняется новыми элеме-нтами. В этом отражается процесс развития науки вцелом. Характерной чертой современной мето-дологии юр.науки явл-ся идеологич. плюрализм, т.е. при исследовании своего предмета ТГП пользуется разнообразными философскими, мировоззренческими, идеолог. ср-вами. В содержании методологии важное место занимают методолог.пр-пы, т.е. те исходные начала, к-рые д/б востребованы при изучении всех сторон предмета: 1. пр-п историзма – рассмотрение и изучение Г и П, гос.-правовых институтов и явл-й в их историч. развитии, с учетом истории их развития. 2 пр-п всесторонности исследований – гос.-правовые институты, явл-я д/изучаться во взаимосвязи и взаимодействии с иными социал. институтами и явл-ми; Г и П д/рассматриваться со всех сторон (анализ всех качеств). 3 пр-п комплексности – изучение гос.-правовых явл-й и институтов с позиции различных наук (философии, политологии, социологии). 4 пр-п сочетания теории и практики – изучение гос.-правовых явл-й и институтов на теоритич. уровне предполагает анализ тенденций гос.-правовой практики, в той мере, какой это необходимо для раскрытия данного предмета. Методы или способы познания Г и П равнозначны в содержании методологии. Их значимость определяется в той мере, в какой они востребованы при изучении конкрет. сторон предмета ТГП. Существует 2 группы методолог.ср-в (в завис-ти от природы методолог.ср-в, от их выработки в процессе развития различных наук и от их востребованности в различных областях развития научных знаний): 1. общие методы - выработаны различными науками и используются и юр.науками, и др.науками (логический, психо-логич., систематич., статистический и др.). 2 частные методы – вырабат-ся в процессе развития ТГП и использ-ся ею и др.юр.науками (методы сравнительного правовведения, формально-догматич.метод, метод выработки правовых решений).
Соотношение гос-ва и права. Исторически гос-во и право возникают одновременно в силу одних и тех же причин (при переходе от родового об-ва возникает потребность охватить общим правилом акты пр-ва, обмена; это правило сначала закрепл-ся в обычае, а затем становится з-ном; вместе с з-ном возникают и органы, к-рым поручается обеспечивать его соблюдение – публичная власть, гос-во). В лит-ре существует точка зрения, согласно к-рой право возникает еще до гос-ва. оно складывается там, где люди вступают в социал. общение, где развиваются товарообмен, собственность, владение. И все же господств. мнение состоит в том, что становл-е гос-ва и права – единый процесс. Назначение гос-ва и права состоит в том, что они выступают ср-вом упорядочения обществ. отношений, призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеят-ти людей, служить для них сп-бом совместного удовлетвор-я интересов. Тем не менее гос-во и право – относит-но самостоят.явл-я, и их отождествление недопустимо. Особ-ти взаимод-я гос-ва и права во многом зависят от х-ра того об-ва, в к-ром они существующ, - демократического оно или тоталитарное, правовое или неправовое. Отсюда – разные воззрения на? взаимод-я гос-ва и права. Бердяев различал 2 типа учений об отношениях права и гос-ва: - государств. позитивизм (видит в гос-ве источник права (самодержавие, абсолютизм)); - абсолютность права и относительность гос-ва (имеет своим источником не то или иное положительное гос-во, а трансцендентную приро-ду личности. Не право нуждается в санкции гос-ва, а гос-во д/б санкционировано правом). Идея правового гос-ва предполагает связанность власти правом, з-нами, к-рые она обязана соблюдать. Существуют 3 модели взаимоотношения права и гос-ва. 1 вариант: гос-во стоит над правом и им не связано (тоталитарная модель). 2 вариант: право верховенствует над гос-вом (либерально-демократическая модель, теория правового гос-ва). Сегодня он является утопией. 3 вариант: гос-во создает право, но в своей д-ти связано им (реалистическая модель). В последнем случае налицо единство права и гос-ва и их взаимное влияние друг на друга.
Соотношение гос-ва и права вкл-ет в себя 3 аспекта: единство, различие и взаимод-е. Единство права и гос-ва заключается в том, что в основе их возникновения лежат одни и те же причины. И то и другое являются объективно необходимыми социальными явлениями (единожды возникнув, они будут существовать всегда). У них общая цель: упорядочить общественные отношения и внести стабильность в жизнь общества. Различия: гос-во - особая поли-тико-территориал. орг-ция публичной власти, фор-ма существования классового, об-ва, право – с-ма официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное социал. назначение, различные роли, гос-во олицетворяет силу, а право – волю. Взаимодействие гос-ва и права выраж-ся в их влиянии др.на др. Гос-во влияет на право тем, что создает право, поддерживает гармоничность правовой системы, дает официальное толкование норм права, реализует нормы права в форме правоприменения, обеспечивает охрану права.
Право влияет на гос-во тем, что констатирует (конституционно фиксирует и легализует) существование и деятельность гос-ва. Право законодательно закрепляет структуру гос-ва, его механизм, форму, принципы и пределы д-ти, компетенцию гос. органов и должностных лиц. Оно явл-ся ср-вом осуществления задач и функций гос-ва, закрепляет и регулирует правовой статус личности в гос-ве, пределы гос. вмешательства в личную жизнь граждан.
Соотношение права и морали. Нормы морали – правила поведения людей в об-ве, выработанные самим об-вом на основе его представлений о добре и зле, о справедливости и др. Нормы права – установленные гос-вом, формально определенные и подкрепленные возможностью гос. принуждения общеобязат. правила поведения людей в об-ве. Они различаются: 1) сп-бом формирования. Нормы права создаются гос-вом, им же отменяются, изменяются, т.к. правотворчество – прерогатива гос-ва, а нормы морали создаются об-вом в процессе общения людей, их жизнедеят-ти. Для осуществления норм морали достаточно признания их об-вом. 2) формами закрепления: нормы права закрепл-ся в спец.актах гос-ва (з-нах, указах) и систематизируются, а нормы морали содержатся в религиозных, литератур. памятниках, летописях, в устной форме. 3) методами обеспечения: нормы права обеспечиваются гос-принуждением или угрозой его применения, а нормы морали обществ. мнением, к-рое м/б > эффективным, чем санкции правовой нормы (бойкот). 4) оценочными критериями поведения и поступков: правовые нормы оценивают их с точки зрения правомерности, законности, а нормы морали – нравств. критериями (хорошо - плохо, честно - бесчестно). 5) х-ром ответ-ти за нарушение: нарушение норм права влечет юр.ответ-ть; порядок привлечения к ответ-ти строго регламентирован законодат-вом (порядок наложения штрафа, привлечения к угол.ответ-ти); при нарушении норм морали применяются обществ. осуждение либо меры обществ. воздействия (нет установленной процедуры применения к нарушителю мер обществ. воздействия). 6) уровнем требований к поведению: у морали он выше, чем у права. Мораль осуждает всякое антиобществ. поведение, любой поступок м/б оценен с точки зрения морали. Право представляет собой лишь минимум нрав-ственности, т.к. оно не м/требовать высокой нравственности от всех людей. 7) пространством д-я: у морали оно шире, т.к. право регулирует лишь наи> важные сферы обществ. отношений (отношения власти, собств-ти), личные взаимоотнош-я не урегулированы правом, здесь действуют мораль, этика, обычай.
Взаимод-е права и морали в сферах: 1) правотворчества (проектируемая правовая норма д/учитывать нравств. устои об-ва (введение много-женства в православ. стране обречено на неудачу)); 2) реализации права. Сотрудничество права и морали имеет место при: а) определении личных кач-в нарушителя, что влияет на меру наказания (личность родителей – при лишении родит. прав); б) юр. квалификации д-й субъекта (хулиганство, клевета); в) толковании норм права, в частности оценочных терминов (особая жестокость). Противоречие м/у правом и моралью: право >консервативно, мораль - > подвижна и активно реагирует на изменения. происходящие в жизни. Столкновение права и морали: оставление матерью ребенка в роддоме – закон не запрещает, а мораль осуждает. Возможны и отдельные безнравств. нормы права (в Советское время в УК была норм ответ-ти родственников за недоносит-во о преступлениях своих родных). Общие черты права и морали: 1) регулируют отношения м/у людьми, т.е. имеют единый объект регулир-я; 2) определяют границы должного и возможного поведения субъектов; 3) используются для многократ. применения; 4) основаны на свободе воли индивида, т.е. возможности выбора поведения; 5) общая цель: упорядочение обществ.отношений.
Публичное и частное право. Впервые разделили право на публичное и частное еще римские юристы. Ульпиан писал, что публичное право обращено к статусу, состоянию Римского гос-ва, а частное право относится к отдельным лицам и их интересам. Отсюда следует, что критерием разграничения частного и публичного права служит х-р интересов, защищаемых правом. Публичное право состоит из норм, закрепляющих интересы гос-ва как концен-трированного выражения и воплощения об-ва, частное право - из норм, регулирующих отноше-ния, связанные с интересами отдельных лиц. Публичное право содержит нормы, которые, как правило, носят императивный характер, то есть предписывают лицам определенную форму поведения. Частное право основано на соглаше-нии сторон, которое влечет юр. последствия. Частное право выделяет из массы конкретных, индивидуальных отношений самые общие, абстрактные нормы. Основными институтами частного права являются: право собственности, право на вещи, договоры и иные обязат-ва, семейные правоотношения, право наследования. Публичное право состоит из отраслей права, к-рые касаются об-ва в целом, отражают гос. интересы. К ним, в частности, относятся такие отрасли права, как государственное или конституционное, администрат., уголовное, международное и др.
Можно сделать вывод, что частное право - это совокупность юр. норм, охраняющих и регули-рующих отношения частных лиц, а публичное право - это нормы, закрепляющие порядок д-ти органов гос. власти и управления. Частное право - область свободы и частной инициативы, для него хар-но равное, одинаковое правовое положение субъектов правоотношений, а публичное право- сфера власти и подчинения. В юридической литературе выделяют четыре критерия для различения частного и публичного права: интерес, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, субъектный состав. Частное право отражает частный интерес, пользу, публичное - общественную, государ-ственные. Предметом регулирования частного права являются имущественные отношения, а публичного - неимущественные. Методом регули-рования в частном праве является метод согласования (координации), а в публичном - подчинения (субординации). По субъектному составу: частное право регулирует отношения частных лиц между собой, а публичное право - частных лиц с гос-вом или между гос. органами.
Соотношение права и з-на. Проблема соотнош-я права и з-на существовала практически всегда, с тех пор как появилось право. Актуальность проблемы соотнош-я права и з-на сохраняется и поныне. Суть проблемы сводится к следующему. Сущ-ют з-ны, соответствующие правовым критериям, к-рые и необходимо считать правовыми з-нами. Здесь право и з-н совпадают. Но есть и такие з-ны, к-рые не отвечают правовым критериям, и значит, с правом не совпадают. При решении? о соотнош-и права и з-на, как и при разрешении проблемы гос-ва и права, сталкиваются 2 различных подхода. Один из них ориентирован на то, что гос-во явл-ся единственным и исключительным источником права, что все то, о чем говорит гос-во ч/з свои з-ны, - это и есть право. Др.подход основывается на том, что право как регулятор обществ. отношений считается относительно независимым от гос-ва и з-на или даже предшествующим з-ну. Каков же критерий правовых з-нов? Какие з-ны м/рассматривать как совпадающие с правом, а какие нельзя? Какие сущ-ют объектив.основания для отнесения одних з-нов к разряду правовых, а других – к разряду неправовых? На эти?? удовлетворит.ответ не найден до сих пор. Учеными предлагались различные основания – критерии для разграничения права и з-на, правовых з-нов и неправовых з-нов, но все они вызывали и продолжают вызывать дискуссии и?? Еще в конце 19 – начале 20в. в отечеств.и зарубежн. лит-ре в кач-ве критерия предлагалась «общая воля», т.е. воля всего об-ва, народа. Согласно этому предложению правовыми следовало считать такие з-ны, к-рые адекватно отражают эту волю. Подобная постановка? заслуживает внимания, но вместе вызывает и ряд??: кто и как м/определить, содержится ли в том, или ином з-не «общая воля»; почему парламент, как высший представит. и законодат.орган, призванный выражать интересы всего об-ва, в одних случаях издает з-ны, отражающие «общую волю», а в других – не отражающие ее.
Не дают удовлетворит.ответа на поставлен.? и выдвигавшиеся в более поздний период, критерии и подходы. Пытаясь решить эту проблему исследователи нередко обращаются к различным моральн. критериям – справедливости, гуманн-ости, добру, злу. Право при этом определ-ся как нормативно закрепленная справедливость. Пока не будут найдены четкие критерии,? о разграничении правовых и неправовых з-нов будет оставаться открытым.
Юридическая техника. Юр.техника – совокупность правил, специфич.ср-в подготовки, оформления, публикации и система-тизации нормат.актов. Вцелом юр.техника направлена на то, чтобы юр.акты были законные, точные, совершенные по форме и содержанию. В завис-ти от юр.силы и назначения НПА м/ выделить 3 вида юр.техники: законодательную, правоприменительную и интерпретационную. Законодательная (правотворч-я) техника – совокупность правил, ср-в и приемов их систематизации. Целью использ-я этих правил явл-ся доведение законодат-ва до известного совершенства, при к-ром отсутствуют пробелы, двусмысленность формулировок, противоре-чивость НПА. Правоприменит.техника вкл-ет в себя набор правил, приемов и ср-в формулир-я и принятия инидивидуальных правовых актов (приговора суда, приказа ректора). Итерпретацион. техника – совокупность правил, ср-в и приемов разъяснения смысла правовых норм, указаний по их применению. Эта разновидность юр.техники исп-ся, например, в постановлениях Конст.Суда РФ, в письмах инструктивно-разъяснит. х-ра, направляемых министерствами нижестоящим орг-циям и т.д. На кадой стадии нормотворческой процедуры (включая этапы разработки и формулир-я норм права, построения, оформления и образования НПА), сущ-ют правила его внешнего изложения. На стадии разработки и формулир-я НПА важно адекватно выразить волю законодателя посредством использ-я юр.понятий и терминов. При подготовке НПА законодатель д/опираться на след. правила: простота и доступность норм права для их понимания, конкретность, ясность, полнота; единство терми-нологии, тождественность использ-я общеупотре-бительных, специальных и юр.терминов и обозначений в разных НПА-ах; использ-е юр.конструкций (состав преступления, юр.лица) в соответствии с определен. правилами, к-рые позволяют избежать противоречий, коллизий, пробелов в НПА; оправданное использ-е сп-бов изложения эл-тов прав.норм (прямой, отсылочный, бланкетный) в конкрет. акте; краткость и компактность изложения нормат. мат-ла, исключ-е дублиров-я, включение однородного нормат. мат-ла. При изложении содержания норм. акта использ-ся обычно абстрактный и казуистический приемы формального выражения права. Абстрактный прием внешнего изложения права заключ-ся в том, что при формулир-и нормы права использ-ся обобщенные родовые понятия. Казуистический сп-б описывает совокупность возможных юр.фактов путем указания на конкретные, индивидуальные пр-ки и условия д-я нормы права. Несмотря на то, что абстрактный прием изложения характеризует > высокий уровень юр.техники, он в известном смысле страдает излишней декларативностью, это снижает эффективность правового регулиров-я. Юр.техника вкл-ет в себя не только сп-бы подготовки НПА, но и правила, ср-ва их построения. Среди правил построения актов м/выделить: оправданную рубрикацию нормат. акта, деление текста на части: преамбулу, разделы, главы, статьи; отсутствие противоречий м/у частями НПА (это возможно благодаря следованию определен. правилам: в начале акта излагаются нормы материал. права, а затем – процессуальные; сначала прописываются нормы общие, затем – конкретизирующие); логическую последоват-ть, однородность включенного в акт нормативного мат-ла; согласованность и непротиворечивость м/у НПА-ми, регламентирую-щими однородные и сходные обществ. отношения. Юр.техника охватывает и правила оформления и обнародов-я НПА: 1) в тексте акта указываются его обязат.реквизиты (наименов-е, издавший его орган, дата и место принятия, печать, подписи; 2) определяются сроки введения в действие принятого акта и отмены ранее действовавших актов; 3) указывается официал. орган, где опубликован полный текст НПА.
Реализация права и ее виды. Назначение права в упорядочении обществ. отношений, в регулир-и поведения людей. Но принятые юр.нормы и НПА не м/регулир-ть оществ.отношения, если не будут реализованы. Без этого они станут бездействующими. Реализация права – претворение, воплощение предписаний юр.норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов обществ.отношений (гос.органов, должн.лиц, физич.лиц). Реализация права и д-е права, в принципе, близкие понятия, т.к. реализация права означает одновременного его д-е, но д-е права > широкое понятие, оно предполагает не только его юридический аспект функционир-я (регулир-е обществ.отнош-й), но и информир-е, психолог., социальн. и иное воздействие на обществ. отношения. Реализация права это специально-юрид.механизм д-я, т.е. непосредств. регулир-е обществ. отнош-й, перевод моделей поведения в конкрет.поступки людей. Особ-ти реализации права: 1) она всегда связана только с правомерным поведением. Это м/б активные и пассивные д-я (воздержание от противоправ.д-й). Только правомерное поведение реализует норму права, неправомерное – нарушает ее; 2) в реализации права, главным образом, заинтересован тот субъект, к-рый обладает субъектив.правами; 3) осущ-ся в различных формах, что обусловлено разнообразием обществ.отношений, спецификой содержания различных норм права, различием ср-в воздействия на поведение людей, положением субъектов в с-ме правового регулир-я, разно-образием механизмов реализации права и т.д. По х-ру д-й субъектов, степени их активности выделяют 4 формы реализации права: 1. соблюдение права – воздержание субъекта от совершения д-й, запрещенных нрмами права. В данной форме реализуются в основном запреты. Это пассивн.форма (хар-на для реализации норм уголовн., адм., налог.права). 2. исполнение права – предполагает активн.д-я по выполнению субъектом возложенных на него обяз-тей (платить налоги, исполнить договор). 3. использ-е права выр-ся в осуществлении возможностей предо-ставл-ых нормами права. В этой форме реализуются управомочивающие нормы права: избирательное, право на жилище. Субъект по желанию м/ использ-ть или не использ-ть свои права (физич. лица за неиспольз-е своих прав не привлекаются к ответ-ти, а гос.органы, к-рые не осуществляют свои полномочия привлекаются к адм.ответ-ти). (1, 2, 3 формы связаны с д-ем (безд-ем самих субъектов); 4. нередко для реализации юрид. норм требуется вмешательство гос-ва Þ использ-ся правоприменение – осуществляемая в установленных з-ном формах специльно-юрид.д-ть компетентных гос.органов, должн.лиц, органов МСУ по созданию новых юр.фактов, предоставлению субъектив.прав и возложению юр.обяз-тей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений, путем реализации властных полномочий. Реализация права м/б расмотрена как процес и как конечный рез-т. Как рез-т она означает полное соответствие м/у требованиями норм права и фактически последовавшими д-ями участников обществ.отношений. Как процесс: с объектив. стороны реализация права означает совершение предусмотренных правовыми нормами право-мерных д-й (или воздержание от неправомерных), с субъективной – реализация права – это воля субъекта на повиновение праву, его сознат. выбор правомерного варианта поведения.
Требования, предъявляемые в правильному применению права. Под применением права понимается осущест-вляемая в установленных з-ном формах специльно-юрид.д-ть компетентных гос.органов, должн.лиц, органов МСУ по созданию новых юр.фактов, предоставлению субъектив.прав и возложению юр.обяз-тей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений, путем реализации властных полномочий. К правильному применения права применяется ряд требований: 1. законность. Это требов-е применимо ко всем 4 стадиям правоприменения: - на 1 стадии при установлении фактич. основы дела исследуются факты, доказ-ва, к крым предъявл-ся ряд требов-й: - относимости (правоприменитель д/принимать и анализир-ть только те факты, к-рые имеют отнош-е к данному делу); - допустимости (предполагается использ-е только тех доказ-в, к-рые установлены процессуал.нормами (например, договор займа требует письмен.формы Þ свидет.показаниями факт займа доказать нельзя) (нельзя использ-ть доказ-ва добытые незаконным путем); - на 2 стадии при юр.квалификации д/б выбрана норма, подлежащая применению в данном случае. При этом д/б проверено: д-ет ли данная норма на момент рассмотр-я дела, ее д-е в пространстве, по кругу лиц. Особое вним-е д/б уделено анализу официал.текста НПА, его дополнениям, изменениям, толкованию нормы и т.д.; - на 3 стадии при принятии решения по делу, > внимание уделяется правоприменит.акту (в нем д/б обязат.реквизиты – наименов-е, время, место принятия, название гос.органа, подписи, печать); - на 4 стадии исполнения правоприменит.акта и контроля за правильностью д-й правоприменителя проводится проверка правильности установлен. фактов, юр.квалификации д-й правоприменителя. На этой стадии гос-во м/вмешаться в правоприменит.д-ть для защиты законности, правопорядка, справедл-ти. 2. объективность – отсутствие у правоприменителя предвзятости, пристрастности, личной заинтересов-ти (полнота исследов-ых доказ-в (д/б цепочка), правильное применение правовой нормы, меры юр.ответ-ти). 3. обоснованность – вынесенное решение по делу д/б обоснованно фактами, ссылками на статьи НПА. 4. всесторонность – факты д/б рассмотрены с разных сторон (в суде – состязат.процесс). 5. справедливость – соразмерность правонаруш-я и наказания.
Цели и пр-пы юрид.ответ-ти. Юр.ответ-ть (ЮО) (проф.Гойман) – обязанность лица претерпевать определеные лишения гос.-властного х-ра, предусмотренные з-ном, за совершенное правонарушение. Цели ЮО: 1) защита правопорядка; 2) воспитание гр-н в духе уважения з-на; 3) предупреждение совершения правонарш-й со стороны др.людей и новых правонаруш-й со стороны данного лица (т.е. общая и частная превенция). Если конкретизир-ть эти цели, что м/выдетиь: 1) штрафную направл-ть – наказать виновного; 2) предупредит.-воспита-тельную направл-ть – воспитание уважения к правилам и законным интересам др.лиц, к з-ну вцелом. Реализации этих целей служат пр-пы ЮО: 1. пр-п законности – ответ-ть в пределах з-на и на основании з-на, т.е. ЮО возможна лишь за деяния, запрещенные з-ном, и за соверш-е к-рых з-ном установлена ЮО за одно и тоже правонаруш-е возможно применение только 1 карательной санкции (никто не м/б повторно осужден за одно и тоже преступл-е). Строгое следование процессуал. форме при привлечении к ЮР, обеспечение гараний соблюдения прав и закон.интересов лица, привлеченного к ЮО. 2. пр-п объективности вкл-ет в себя: - объективное исследов-е обстоят-в правонаруш-я (оно д/б раскрыто полно, доказ-ва исследованы всесторонне); - доказана виновность лица в совершении именно этого противоправного деяния; - выявлены смыгчающие и отягчающие вину обстоят-ва; - определена конкретная мера наказания, предусмотренная з-ном. Выбор меры наказания д/б сделан с учетом всех обстоят-в дела (хар-ка личности правонаруш-ля, мотивы, цели, сп-бы) и в пределах санкции. 3. пр-п справедливости подразумевает: - недопустимость применения мер наказания, унижающих достоинство чел-ка (пытки, насилие); - сораз-мерность наказания совершенному правонаруше-нию; - не допускается обратная сила з-на, устанавливающего ЮО вновь или усиливающего ее. 4. пр-п целеосообразности означает соответ-ствие меры наказания тяжести преступления, личности правонарушителя (индивидуализация наказания) и целям ЮО (если эти цели м/б достигнуты др.путем, то правонарушитель м/б вообще освобожден от ответ-ти). 5. пр-п неотвратимости выр-ся в неизбежности наказания и привлечения к ЮО.
Типология гос-ва. Гос-во - особая полит.орг-ция, располагающая аппаратом управления и подавления, придающая своим повелениям обязат.силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом. Типология, т.е. классификация гос-в по типам м/б произведена по разным основаниям. Сущ-ет 2 основных подхода: формационный и цивилизаци-онный. Формационный подход основан на объединении гос-в в рамках конкретной обществ.-экономич. формации. Главный критерий – сп-б пр-ва (уровень развития производит.сил и производств. отношений), к-рый определяется формой собств-ти на ср-ва пр-ва. Каждой формации соответствует свой тип гос-ва и права. Переход от одной формации к др. происходит под воздействием изменений в экономич. базисе и носит объектив. х-р. Смена базиса влечет за собой смену гос.-правовой надстройки. Формацион.подход присущ марксист.учению о гос-ве. Выдел-ся 5 формаций и 4 типа гос-ва: превобытно-общинная (безгосудар-ственная), рабовладельч., феодал, капиталист., социалист-ая. Переход от одного историч.типа гос-ва к др.осущ-ся в ходе социальной революции, основой к-рой служит несоответствие х-ра производ. отношений уровню развития произ-водит. сил. «+» подхода: экономика действительно существенно влияет на тип гос-ва, стр-ру гос.аппарата, ф-ции гос-ва; «-» подхода: игнорир-ся особ-ти историч.развития азиатск.стран; считается, что кадое гос-во д/пройти все формации по очереди, но практика это не всегда подтверждает. Цивилизацион. подход. Суть его в том, что при хар-ке развития конкрет.стран и народов следует учитывать развитие процессов пр-ва, классовые отношения и духовно-культурн.факторы. К ним м/отнести отнести особ-ти духоаной жизни. Ученые заметили, что духовно-культурны.факторы способны: а) полностью блокировать влияние того или иного сп-ба пр-ва; б) частично парализовать его; в) прервать поступательное формационное движение; г) усилить соц.-экономич.развитие Þ экономич. процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя др.др. Выделяются этапы цивилизации: локальные (шумерская, эгейская), особенные (китайская, западноевро-пейска), всемирная. Представители этого подхода Данилевский, Гумилев. «+» подхода: он ориен-тирует на познание социальных ценностей Þ позволяет объяснить многовариантность историч. развития; «-» подхода: игнорирование экономич. фактора в развитии гос-ва; классификация недоработана. Эти 2 подхода нельзя противопоставлять др.др., они дополняют др.др. и их надо рассматривать в компексе. Это позволяет наи> полно характе-ризовать тип гос-ва с учетом не только соц.-экономич., но и духовно-культурн.факторов. Иные класссификации делят гос-ва на: 1) демократич-е и недемократич.; 2) гос-ва западной и восточной цивилизации; 3) по их отношению к религии (светские – все религ.орг-ции отделены от гос-ва, клерикальные – одна из религий занимает статус государственной (Англия, Испания), теократические – власть принадлежит церкви (Пакистан), атеистические – религия преследуется гос-вом). Методология ТГП. Методология – совокупность методов, приемов, пр-пов, к-рыми пользуется ТГП для изучения своего предмета. Содержание методологии, т.е. набор методолог. ср-в изменяется, дополняется новыми элеме-нтами. В этом отражается процесс развития науки вцелом. Характерной чертой современной мето-дологии юр.науки явл-ся идеологич. плюрализм, т.е. при исследовании своего предмета ТГП пользуется разнообразными философскими, мировоззренческими, идеолог. ср-вами. В содержании методологии важное место занимают методолог.пр-пы, т.е. те исходные начала, к-рые д/б востребованы при изучении всех сторон предмета: 1. пр-п историзма – рассмотрение и изучение Г и П, гос.-правовых институтов и явл-й в их историч. развитии, с учетом истории их развития. 2 пр-п всесторонности исследований – гос.-правовые институты, явл-я д/изучаться во взаимосвязи и взаимодействии с иными социал. институтами и явл-ми; Г и П д/рассматриваться со всех сторон (анализ всех качеств). 3 пр-п комплексности – изучение гос.-правовых явл-й и институтов с позиции различных наук (философии, политологии, социологии). 4 пр-п сочетания теории и практики – изучение гос.-правовых явл-й и институтов на теоритич. уровне предполагает анализ тенденций гос.-правовой практики, в той мере, какой это необходимо для раскрытия данного предмета. Методы или способы познания Г и П равнозначны в содержании методологии. Их значимость определяется в той мере, в какой они востребованы при изучении конкрет. сторон предмета ТГП. Существует 2 группы методолог.ср-в (в завис-ти от природы методолог.ср-в, от их выработки в процессе развития различных наук и от их востребованности в различных областях развития научных знаний): 1. общие методы - выработаны различными науками и используются и юр.науками, и др.науками (логический, психо-логич., систематич., статистический и др.). 2 частные методы – вырабат-ся в процессе развития ТГП и использ-ся ею и др.юр.науками (методы сравнительного правовведения, формально-догматич.метод, метод выработки правовых решений).
Соотношение гос-ва и права. Исторически гос-во и право возникают одновременно в силу одних и тех же причин (при переходе от родового об-ва возникает потребность охватить общим правилом акты пр-ва, обмена; это правило сначала закрепл-ся в обычае, а затем становится з-ном; вместе с з-ном возникают и органы, к-рым поручается обеспечивать его соблюдение – публичная власть, гос-во). В лит-ре существует точка зрения, согласно к-рой право возникает еще до гос-ва. оно складывается там, где люди вступают в социал. общение, где развиваются товарообмен, собственность, владение. И все же господств. мнение состоит в том, что становл-е гос-ва и права – единый процесс. Назначение гос-ва и права состоит в том, что они выступают ср-вом упорядочения обществ. отношений, призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеят-ти людей, служить для них сп-бом совместного удовлетвор-я интересов. Тем не менее гос-во и право – относит-но самостоят.явл-я, и их отождествление недопустимо. Особ-ти взаимод-я гос-ва и права во многом зависят от х-ра того об-ва, в к-ром они существующ, - демократического оно или тоталитарное, правовое или неправовое. Отсюда – разные воззрения на? взаимод-я гос-ва и права. Бердяев различал 2 типа учений об отношениях права и гос-ва: - государств. позитивизм (видит в гос-ве источник права (самодержавие, абсолютизм)); - абсолютность права и относительность гос-ва (имеет своим источником не то или иное положительное гос-во, а трансцендентную приро-ду личности. Не право нуждается в санкции гос-ва, а гос-во д/б санкционировано правом). Идея правового гос-ва предполагает связанность власти правом, з-нами, к-рые она обязана соблюдать. Существуют 3 модели взаимоотношения права и гос-ва. 1 вариант: гос-во стоит над правом и им не связано (тоталитарная модель). 2 вариант: право верховенствует над гос-вом (либерально-демократическая модель, теория правового гос-ва). Сегодня он является утопией. 3 вариант: гос-во создает право, но в своей д-ти связано им (реалистическая модель). В последнем случае налицо единство права и гос-ва и их взаимное влияние друг на друга. Соотношение гос-ва и права вкл-ет в себя 3 аспекта: единство, различие и взаимод-е. Единство права и гос-ва заключается в том, что в основе их возникновения лежат одни и те же причины. И то и другое являются объективно необходимыми социальными явлениями (единожды возникнув, они будут существовать всегда). У них общая цель: упорядочить общественные отношения и внести стабильность в жизнь общества. Различия: гос-во - особая поли-тико-территориал. орг-ция публичной власти, фор-ма существования классового, об-ва, право – с-ма официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное социал. назначение, различные роли, гос-во олицетворяет силу, а право – волю. Взаимодействие гос-ва и права выраж-ся в их влиянии др.на др. Гос-во влияет на право тем, что создает право, поддерживает гармоничность правовой системы, дает официальное толкование норм права, реализует нормы права в форме правоприменения, обеспечивает охрану права. Право влияет на гос-во тем, что констатирует (конституционно фиксирует и легализует) существование и деятельность гос-ва. Право законодательно закрепляет структуру гос-ва, его механизм, форму, принципы и пределы д-ти, компетенцию гос. органов и должностных лиц. Оно явл-ся ср-вом осуществления задач и функций гос-ва, закрепляет и регулирует правовой статус личности в гос-ве, пределы гос. вмешательства в личную жизнь граждан.
Основные теории происхождение гос-ва. В настоящее время среди теоретиков Г и П нет единства по? о происхождении гос-ва. Это закономерно. Различие теорий возникновения гос-ва связано с тем, что: - возникновение гос-ва само по себе сложный и длительный процесс, к-рый нельзя объяснить опираясь лишь на одну какую-то точку зрения; - процесс возникновения гос-ва далеко удален от нас во времени; - влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха откладывает отпечаток как на общее мировоззрение, так и на авторов теорий); - влияние субъектив. фактора (личных убеждений авторов теорий). К основным теориям возникновения гос-ва относятся: 1. теологическая – господствовала в средние века. Сейчас распространена в ряде исламских гос-в (Иран, Сауд.Аравия). Она объясняет возникновение гос-ва божьей волей. Гос-во вечно, как и сам бог, а государь получает от бога власть повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле (Китай, Индия, Египет). Наи> распространение эта теория поулчила в Средн.века. Цель: обоснование превосходства церковн. власти над светской, обоснование монархич. власти (все д-я монарха от бога, он держит ответ только перед богом). Данная теория ненаучна (основана на вере). 2. патриархальная (Аристотель) – гос-во возникает по модели семьи Þ власть правителя – продолжение отцовской власти. Некоторые эл-ты этой теории используются в настоящее время – забота гос-ва о своих гр-нах в случае неблагоприят. ситуации (по болезни, инвалидности, безработицы). Позити-вным явл-ся то, что сторонники этой теории призывают устранять из жизни безнравственное, вредное по отношению к чел-ку, а это возможно только в об-ве построенном по типу семейн. отношений. Эта теория позволяет установить в об-ве порядок в рез-те подчинения «воле отцов» и поддерживает веру людей в нерушимость мира, т.к. в хороших семьях нет ссор и вражды. Недостаток: не дает ответа на?, почему люди воюют м/у собой, почему происходят революции, если власть отца непоколебима. 3. договорная теория (Ж.-Ж. Руссо, Радищев). Гобс считал, что люди находил
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.47.197 (0.069 с.) |