Цель освоения третьего раздела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель освоения третьего раздела



Целью освоения третьего раздела дисциплины является формирование систематизированных представлений о характерных тенденциях развития социологии в XX столетии, об основных школах и направлениях социологической мысли, созданных ведущими зарубежными социологами в указанный период, о главных особенностях социологического дискурса в области познания социальной реальности.

Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо для следующих дисциплин: современной социологии ХХ и ХХI вв., общей социологии, социальной стратификации в современном обществе, социологии организаций, политической социологии.

 

2 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения третьего раздела дисциплины:

· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

· способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

· способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);\

· способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

· способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

· способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6).

 

3. В результате освоения третьего раздела дисциплины обучающийся должен:

знать:

- основные периоды в развитии зарубежной социологии в XX столетии и их особенности;

- ведущие теоретические подходы к методологии социального познания, определению предмета социологии, ее задач и методов;

- основные категории из концептуального аппарата ведущих социологов ХХ века;

уметь:

- обосновывать разделение социологии на теоретические школы и направления;

- анализировать основные положения ведущих направлений социологической мысли в указанный период;

- выявлять принципиальные теоретические и методологические различия ключевых социологических направлений ХХ века, а также точки их соприкосновения;

- обобщать базовые идеи, достижения и проблемы рассматриваемого периода в истории социологии;

- давать критическую оценку зарубежным социологическим концепциям указанного периода;

владеть:

- методологией содержательного анализа первоисточников;

- способами применения идей ведущих теоретиков зарубежной социологии ХХ века при проведении собственных исследований.

 

4. Содержание третьего раздела учебной дисциплины

Тема 1. Западная социология между мировыми войнами (1 час)

Основные подходы к периодизации истории западной социологии. Этапы и тенденции в развитии западной социологии в ХХ веке. Критерии выделения отдельных этапов.

Характерные черты социологии в ведущих странах Западной Европы между мировыми войнами. Специфика социологии во Франции и ведущие направления развития социологической теории. Французская социологическая школа и ее представители. Социологическое творчество М. Мосса, М. Хальбвакса, С.Б угле.

Своеобразие социологии в Испании и основные направления ее развития. Социологическое творчество А. Гонсалеса-Посады и С. Аснара-и-Эмбида. Х. Ортега-и-Гассет как центральная фигура испанской социологии ХХ века.

Особенности социологии в Великобритании. Основные направление в британской социологии после первой мировой войны. Моральный эволюционизм Л.Хобхауса. Вклад в становление академической социологии в Великобритании Э. Вестермарка, М. Гинсбера и Т. Маршалла.

Социология в Германии. Развитие социологии в Германии в период Веймарской республики. Социографические исследования Ф.Тенниса. Социологическое творчество Л. фон Визе, В. Зомбарта, А. Фиркандта. Формирование научных взглядов Франкфуртской школы. Эмпирические социальные исследования.

Духовная ситуация в Западной Европе накануне Второй мировой войны и стагнация европейской социологии.

Развитие социологии в Соединенных штатах Америки. США как своеобразный центр мировой социологической науки. «Господствующий эмпиризм» как характерная черта американской социологии после Первой мировой войны.

Социология в ведущих университетах США. Социология в Чикагском университете. Исследование Ф. Знанецкого и У. Томаса «Польский крестьянин в Европе и Америке» как важная веха в развитии американской социологии. Р.Парк и деятельность Чикагской школы. Основные принципы социально-экологического подхода. Исследования городского сообщества Р.Парком, Э. Бёрджессом, Л.Виртом.

Возрождение интереса к социальным исследованиям в Колумбийском университете. Исследования «среднего американского города» Р. Линдт и Х. Линд. Вклад в развитие методологии и методов социологии Я. Морено. Исследования П. Лазарсфельд и Р.Мертона.

Становление социологических подразделений Гарвардского университета. Гарвардская школа бизнеса. Э. Мейо и «Хоторнские эксперименты». Вклад П. Сорокина в развитие теоретической социологии в Гарвардском университете. Факультет социологии Гарвардского университета и его сотрудники (Т. Парсонс, Р. Мертон, Дж. Хоманс).

Тема 2. Диверсификация социологических теорий в Западной социологии ХХ века (1 час)

Понятие научной теории. Основные причины возрождения интереса к социологической теории в западной социологии. Точность, непротиворечивость, область приложения, простота и плодотворность как стандартные критерии оценки адекватности теории. Требования к построению научной социологической теории. Проблемы, затрудняющие процесс становления научной теории в социологии. Метатеоретические, аналитические схемы, пропозициональные схемы и моделирующие схемы построения социологических теорий. Социологическая теория и позитивизм.

Новый эталон «научности» и принципы общеметодологического подхода к формированию теорий академической социологии.

Критерии классификации социологических теорий. Многообразие теоретических школ, направлений и концепций в западной социологии середины ХХ века. Основные подходы к систематизации социологических теорий. Макро/микросоциологический, парадигмальный, персоналистический подходы и их критика.

Выделение «социологических традиций». Разграничение понятий «научная школа», «научное направление», «научная традиция» в истории социологии. Трудности, связанные с использованием категории «научная традиция» в социологии.

Суть социологического дискурса в общественных науках ХХ века. Социальное действие и социальное поведение как базовые единицы социологического анализа. Теоретические школы, направления и оригинальные концепции в западной социологии ХХ века (общая характеристика и основные представители).

Тема 3. Интегральная концепция П.Сорокина (американский период творчества) (1 час)

П. Сорокин как ученый, историк и организатор социологической науки. Педагогическая деятельность П. Сорокина в Гарвардском университете. Анализ П. Сорокиным достижений мировой социологии и философской мысли. Эволюция «бихевиористских» представлений о предмете и задачах социологии. Философия интегрализма как основа для создания интегральной модели общества. Синтез элементов из теории социального бихевиоризма, концепции социального действия и понимающей социологии. Понятие значимого взаимодействия и его роль в объяснении механизмов социальной жизни. Основные элементы значимого взаимодействия (субъекты взаимодействия, смысловые элементы взаимодействия и материальные носители взаимодействия). Личность, общество и культура как главные аспекты значимого взаимодействия.

Социальная структура общества как центральная тема социологического творчества П. Сорокина. Понятие социального пространства и его многомерность. Концепция социальной стратификации. Экономическая, политическая и профессиональная формы социальной стратификации. Категория социальной мобильности и ее значение для анализа социальных процессов.

Социокультурная концепция П. Сорокина. Типы культур и культурные циклы. Анализ П. Сорокиным масштабных социальных феноменов и актуальных проблем текущей жизни общества. Влияние идей и личности П. Сорокина на мировую науку и культуру.

Тема 4. Структурно-функциональный анализ в социологии (1 час)

Суть структурно-функционального анализа. Основные этапы развития структурно-функционального направления в социологии.

Функционализм и структурализм британских социальных антропологов. Функциональная теория Бронислава Малиновского. Краткая биография и основные труды. Антропология в системе наук о человеке. Принципы функционального метода. Определение функционализма и общие аксиомы функционализма в применении к теоретическому рассмотрению основ культуры. Институты как функционально обособленные единицы. Функции социальных институтов. Концепция потребностей. Базовые потребности и инструментальные императивы. Проект «сравнительной социологии» Альфреда Реджинальда Рэдклифф-Брауна. Краткая биография и основные труды. Предмет социальной антропологии. Исторический и индуктивный методы в социальной антропологии. Понятийный аппарат сравнительной социологии. Процесс и форма социальной жизни. Социальная структура, социальная организация и функция. Общество как сеть социальных отношений. Социальный прогресс и эволюция общества. Научная оценка творчества британских социальных антропологов и их последователи.

Структурный функционализм Толкотта Парсонса. Краткая биография и основные труды. Системный подход к научному видению мира и необходимость глубокого переосмысления теоретических основ социологии. Теоретические источники и цель общей теории действия Т. Парсонса. Социология как аналитическая наука о действии. Принцип аналитического реализма и его применение к анализу любого социального процесса. Идея мета-теоретического синтеза.

Действие как единичный акт и система. Определение Т. Парсонсом понятий «действие», «ситуация», «объекты ситуации» («социальный, «физический и культурный объекты). Содержание действия, его осмысление и реализация в конкретных (значимых) ситуациях. Набор стандартных переменных, обеспечивающих значимость ситуации. Мотивация взаимодействия, понятия «ценностной ориентации», «роли» и «статуса».

Общая система действия и ее подсистемы. Культурная, социальная и личностная подсистемы: их организационный фокус и взаимосвязь. Биологический (поведенческий) организм как подсистема системы действия. Обмен символической информацией. Обобщенные средства обмена. Адаптация, достижение цели, интеграция и поддержание образца (латентность) как общие функции сохранения структуры.

Интегративные состояния социальных систем как предмет социологии. Ценности, нормы, коллективы и роли как независимые переменные анализа социальных систем. Инстититуциональный аспект социального действия. Процесс интернализации социетальных норм и ценностей. Процесс социализации и его значение для формирования и функционирования личности. Механизм социального контроля.

Общество как особый вид социальной системы и его подсистемы. Структура обществ и функции его подсистем. Связь общества с системой личности и культурной системой. Проблема поддержания социетального порядка. Эволюционная теория социальных изменений. Роль Т. Парсонса в развитии мировой социологии. Критика метатеоретических построений Т. Парсонса в рамках структурного-функционализма и других теоретико-методологических подходов в социологии.

Функциональный структурализм Роберта Мертона. Краткая биография и основные труды. Причины бесплодности метатеорий для социологии. Проблема кодификации социологической теории.

Критическое осмысление Р.Мертоном функциональной стратегии построения социологической теории Т. Парсонса и ключевых постулатов функционального анализа (постулата функционального единства, постулата универсальности функционализма и постулата принудительности). Логика функционального анализа и основные цели функциональной парадигмы Р.Мертона. Концепция явных и латентных функций. Понятие «дисфункции».

Разработка Р. Мертоном концепции «теорий среднего уровня» и их значение для развития социологического знания. Функционализм как метод построения теорий среднего уровня.

Анализ Р. Мертоном социальной структуры и аномии. Аномия как результат деформации социальной структуры, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной структуры общества. Конформность, инновация, ритуализм, бегство и мятеж как реакции индивида на деформации в социальной структуре. Бюрократические структуры и личность. Функциональный анализ науки как особого социального института. Этос современной науки и ее институциональные императивы (универсализм, коммунизм, бескорыстность и организованный скептицизм).

Вклад Р. Мертона в разработку ряда отраслей социологии (социологии науки, социологии девиантного поведения, социологии массовой коммуникаций и пропаганды, социологии профессий).

Значение структурного функционализма для построения современной социологической теории и его дальнейшее развитие в социологии.

Тема 5. Теории социального конфликта (1 час)

Анализ конфликта как социального явления в истории общественно-политической мысли. Многообразие подходов к сущности социального конфликта в классической социологии. Конфликт как предмет научного анализа в социологии ХХ века.

Функциональная теория конфликта Льюиса Козера. Краткая биография и основные труды. Конфликт как неотъемлемый атрибут общественных отношений. Определение социального конфликта Л. Козером. Основные причины и условия возникновения социальных конфликтов. Анализ остроты конфликтных отношений. Факторы, влияющие на длительность конфликта. Интеграционные функции конфликта. Социальный конфликт и социальная структура. Социальный конфликт как инициатор конструктивных изменений в жизни общества. Динамика и завершение конфликтов. Анализ состояния современной социологической теории.

Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа.

Краткая биография и основные труды. Критика Р. Дарендорфом марксистского анализа классов и концепций социального согласия. Конфликтная модель общества у Р.Дарендорфа. Природа социального конфликта. Общество как система господства и принуждения, как «досадный факт человеческого существования». Источники социальных конфликтов. Конфликт как динамичный фактор социальных изменений. Типы конфликтов. Основные задачи анализа социального конфликта. Проблема институционализации социальных конфликтов.

Общая теория конфликта К. Боулдинга.

Жизненный путь и научное творчество К. Боулдинга. Конфликтная природа человека и сущность социального конфликта. Личностные, организационные и групповые социальные конфликты. Конфликты как особый вид социального взаимодействия. Пути преодоления (ограничения) конфликтов.

Дальнейшее развитие конфликтных теорий. Микроанализ социальных конфликтов Рэндалла Коллинза. Теория «структурного насилия» Й. Галтунг. Социальные конфликты и социальные движения у А.Турена.

Тема 6. Социальный бихевиоризм (1 час)

Теоретическая цель и основные методы бихевиоризма. Дж. Уотсон как родоначальник бихевиоризма. Методологические принципы бихевиоризма. Поведение как предмет изучения бихевиористов.

Оперантный бихевиоризм Берреса Скиннера. Краткая биография и основные труды. Теоретические источники и основные положения. Критика «надуманных объяснений». Категории «надуманных объяснений»: свобода, автономный человек, достоинство, творчество, личность.

Функциональный анализ человеческого поведения. Респондентное и оперантное поведение. Оперантное обусловливание и обучение. Первичные, вторичные и обобщенные (генерализированные) подкрепления.

Социальное поведение и терапия. Исследование возможностей контроля над человеческим поведением. Проблема функционирования общества и его социальных институтов. Идея программируемого обучения.

Роль Б. Скиннера в развитии социологического варианта бихевиоризма.

Теории социального научения.

Теория социального когнитивного научения Джулиана Роттера.Жизненный путь и научное творчество Дж. Роттера. Роль когнитивных факторов в формировании реакции человека на воздействия окружающей среды. Ожидания относительно будущего как основной фактор, определяющий характер деятельности человека. Понятие «значимой окружающей среды». Процесс формирования личности и мотивация поведения. Прогнозирование человеческого поведения Дж. Роттером. Основная формула предсказаний. Общая формула предсказаний. Концепция потребностей и обобщенных ожиданий. Термин «локус контроля». Шкала внешнего и внутреннего контроля. Шкала доверия в человеческих отношениях.

Теория реципрокного детерминизма А. Бандуры. Жизненный путь и научное творчество А.Бандуры. Поведение человека как результат действия реципрокных факторов (окружающей среды, действий человека и его личных особенностей). Роль мышление и познавательных способностей людей в организации человеческого поведения. Социально-когнитивная теория обучения. Человек как продукт научения. Научение через наблюдение и научение через проигрывание. Внешние и внутренние факторы саморегуляции. Понятия само-эффективности и коллективной эффективности.

Прикладной характер и практическое применение бихевиористской социологии.

Тема 7. Теории социального обмена (1 час)

Теории социального обмена в социологии и их интеллектуальная база. Сущность теорий социального обмена и их общие исходные посылки.

Теория «элементарного социального поведения» Дж. Хоманса. Краткая биография и основные труды.

Бихевиористская трактовка социального поведения Дж. Хомансом. Элементарное социальное поведение как личный контакт и обмен «вознаграждаемой» деятельностью между двумя и более индивидами. Элементарные формы социального поведения. Индуктивная и дедуктивная стратегии построения теории обмена. Понятия внешней и внутренней системы и универсальные закономерности поведения людей. Микроуровень обменных отношений. Индивид как рациональный искатель выгоды. Общие постулаты социального обмена. Постулат «успеха» и связанные с ним гипотезы. Постулат «стимула». Постулат «ценности». Понятия вознаграждения и наказания. Постулат «депривации – пресыщения». Понятия «цена» и «выгода». Постулат «агрессии – одобрения» и его разновидности. «Постулат рациональности». Макроуровень обменных отношений. Проблема связи макро- и микроуровней социальной реальности.

Интегративная теория Питера Блау.

Жизненный путь и научное творчество П. Блау. Исходное положение теории социального обмена П. Блау. Комбинация П. Блау принципов бихевиоризма со структурно-функциональным анализом. Попытка расширения концепции обмена до социетального уровня. Обмен как особый тип ассоциации индивидов. Суть социального взаимодействия по П. Блау, причины и этапы. Проблема перехода от элементарного социального обмена к «эмерджентным» свойствам социальной структуры. Эмерджентные группы и группы, ориентированные на достижение конкретных целей. Нормы и ценности как связующие механизмы в сложных социальных структурах. Роль ценностей в процессе социального обмена. Понятие «ценностного консенсуса». Четыре типа ценностей: партикуляристские ценности, универсалистские ценности, легитимный авторитет и ценности оппозиции.

Роль теорий социального обмена для анализа жизни общества и их дальнейшее развитие.

Тема 8. Символический интеракционизм (1 час)

Символический интеракционизм как теоретико-методологическое направление в социологии. Анализ символического содержания социальных взаимодействий как фокус исследований символических интеракционистов.

Дж. Г. Мид - основоположник символического интеракционизма.

Краткая биография и основные труды. Действие как «примитивная единица» социологического анализа. Диалектически взаимосвязанные ступени (фазы) действия (импульс, восприятие, манипуляция и потребление). Понятие социального действия. Жест как основной механизм социального действия. Функции жестов. Незначащие и значащие жесты. Роль голосового жеста в возникновении значащих жестов и в социальной организации человеческого общества. Понятие «значащего символа». Язык как значащий символ и основа социальной коммуникации. Сущность символической интеракции. Категории анализа мыслительных процессов человека (мышление, интеллект, сознание, значение, разум). Учение о «самости» и ее генезисе. Стадии ролевых и коллективных игр. «I» и «Me» как два аспекта самости. Концепция «обобщенного другого». Представления Дж. Г. Мида об обществе и формировании социальных институтов.

Вклад Ч.Кули в развитие символического интеракционизма. Краткая биография и основные труды. Значение разума для жизни общества. Концепция «зеркального я».

Драматургический подход И. Гофмана. Краткая биография и основные труды. Концепция «Я» у И. Гофмана. Драматургический подход и теория «управления впечатлениями».

Г. Блумер как теоретик современного символического интерационизма. Жизненный путь и научное творчество Г. Блумера. Три базовые посылки символического интеракционизма по Г. Блумеру. Творческие интерпретаторские результаты деятельности субъектов в процессе взаимодействия как фокус исследовательских интересов.

Основные принципы современной теории символического интеракционизма и ее недостатки.

Тема 9. Феноменологическая социология и этнометодология (1 час)

Предпосылки становления феноменологического направления в социологии. Основы феноменологического анализа Э. Гуссерля.

Сущность феноменологической социологии. Оппонирование структурно-функциональному анализу как исходная посылка феноменологического направления в социологии.

А. Щюц как основоположник феноменологической социологии. Жизненный путь и научное творчество А. Щюца. Новая концепция понимающей социологии у А. Щюца. Интенциональность и мотив социального действия. Постулат субъективной интерпретации. Жизненный мир как социологическая категория. Поток субъективных переживаний и его связь с жизненным миром личности. Процесс становления объективных форм социальной жизни как конденсация индивидуального опыта личности. Исследование мотивов социального действия, форм и методов обыденного познания.

Развитие идей А. Щюца П. Бергером и Т. Лукманом. Процесс конструирования социальной реальности.

Этнометодология как направление в социологии ХХ века. «Исследования по этнометодологии» Г. Гарфинкеля. Жизненный путь и научное творчество Г. Гарфинкеля. Эксперименты Г. Гарфинкеля и их этнометодологическое истолкование.

Предмет этнометодологии. Мир повседневности как фокус основного внимания этнометодологов. Критика традиционной социологии с позиций этнометодологии. Социология как «этнонаука».

Этнометодологические исследования повседневной социальной жизни (П. Мак-Хью, А. Блам, М. Поллнер, Д. Циммерман). Анализ речевой коммуникации в ситуации повседневного общения индивидов. Взаимосвязь энометодологии с социологией языка и лингвистикой.

Тема 10. Психоаналитическое направление в социологии (1 час)

Основные методологические принципы и категории и психоаналитического направления в социологии.

З.Фрейд как основоположник психоанализа. Жизненный путь и научное творчество З. Фрейда. Основные положения и понятия психоаналитической теории З. Фрейда и ее значение для трансформации представлений о природе человека. Классическая область психоаналитической терапии и попытки ее применения для анализа движущих сил общественного развития.

Причины кризиса психоанализа и попытки его распространения на изучение общества «постфрейдистами».

Психоаналитическая концепция К. Хорни. Жизненный путь и научное творчество К. Хорни. Оценка К. Хорни вклада З. Фрейда в развитие гуманитарных наук. Критика учения З.Фрейда и «мужских» представлений о гендерных различиях. Новые пути психоанализа по К. Хорни. Культура и нарушенные человеческие отношения как важнейшая причина неврозов. Модель возникновения невроза. Базовая тревога и три защитные стратегии для ее преодоления. Экспансивная стратегия и способы ее реализации: нарциссистское, перфекционистское и надменно-мстительные решения. Невротик как «пасынок» культуры. Цель психоаналитической терапии по К. Хорни. Проблема самореализации и раскрытия врожденного потенциала личности.

Концепция межличностных отношений Г. Салливана. Жизненный путь и научное творчество Г. Салливана. Исследования Г. Салливаном мира и средств общения у больных шизофренией. Роль социума и культурных факторов в формировании личности. Роль отдельных жизненных этапов (младенчества, детства, ювенильной эры, пред-юности, ранней юности, поздней юности, зрелости) для здорового психического развития. Факторы, предопределяющие развитие невротических заболеваний: ценности, предрассудки, убеждения, страхи и тревожность. Анализ межличностных отношений в интерперсональных ситуациях как метод психоаналитической терапии.

Теория «стадиального формирования психосоциальной групповой идентичности» Э. Эриксона. Жизненный путь и научное творчество Э. Эриксона. Анализ Э. Эриксоном проблемы взаимодействия психического и социального. Теория периодов развития «эго». Концепция личности и жизненного цикла у Э. Эриксона. Понятие психобиографии. Младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст, отрочество, ранняя зрелость, зрелость и старость как восемь стадий цикла человеческой жизни, их положительный и отрицательный результаты. Психологический кризис и задача развития на каждой стадии жизненного цикла. Категории психосоциального развития: инициатива, изоляция, автономия, доверие, идентичность. Суть идентичности по Э. Эриксону и ее аспекты. Проблема «кризиса идентичности». Э. Эриксон как основатель современной психоистории.

Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Жизненный путь и научное творчество Э. Фромма. Анализ и пересмотр Э. Фроммом концепции З. Фрейда. Гуманистический психоанализ Э. Фромма как значимый элемент современной западной интеллектуальной культуры. Возможность применения психоанализа к социальным явлениям и изучению жизни общества. Взаимосвязь предметных областей психологии и социологии. Попытка синтеза фрейдизма с марксизмом: анализ вклада К. Маркса в знания о человеке. Законы и принципы действия субъективного фактора в общественно-историческом процессе. Сущность человеческой природы и человека. Функции и роль общества в развитии человека. Анализ «человеческой ситуации» и потребностей человека. Концепция отчуждения и одиночества. Понятия социального характера и социального здоровья. Программа изменения человека и общества у Э.Фромма. Критика Э.Фроммом некорректной интерпретации психоаналитической концепции его современниками.

Значение психоанализа и постфрейдистских концепций для развития социологического знания.

Тема 11. Анализ наследия К.Маркса и неомарксизм (1 час)

Влияние научного наследия К.Маркса на развитие социологии. Сущность марксизма как системы философских, экономических и социально-политических взглядов. Формы марксизма.

Причины роста интереса к анализу наследия К. Маркса в западной Европе и США. Диверсификация разновидностей марксизма в середине ХХ столетия. Гуманистический и структурный марксизм.

Рациональное зерно и критический пафос гуманистического марксизма. Концепция Й. Лукача. Марксистская методология Франкфуртской школы. Адаптация категории «отчуждение» и других понятий марксизма к анализу современного капиталистического общества.

Критика позитивизма, «научной социологии», эмпирического социального исследования и «социологического разума» в рамках Франкфуртской школы. Главная цель социологии и специфика работы социологов.

Первоначальная тематика исследований франкфуртцев. Творческое переосмысление научного наследия К. Маркса и З. Фрейда. Современное капиталистическое общество как центр внимания теоретиков Франкфуртской школы. Теория порочной цивилизации. Критика западной рациональности и иррациональности рационального мира. Отчуждение и овеществление как основные черты западной цивилизации. Понятия «одномерного общества» и «одномерного человека».

Концепция авторитарной личности. Цель, прагматический смысл и задачи проекта исследования авторитарной личности (Т. Адорно, Р. Невитт-Сэнфорд, Э. Френкель-Брюнсвик Д.Левинсон). Разработка методологических проблем социального познания. Анализ искусства и культуры и его применение в трактовке социальных процессов.

Научное творчество М. Хоркхаймера, Т. Адорно и Г. Маркузе. Участие в деятельности Франкфуртской школы Э. Фромма. Влияние идей Франкфуртской школы на развитие социологического знания и ее современные последователи.

Структурный марксизм как попытка «марксизации» структурного функционализма. Версия структурного марксизма Л. Альтюссера. Л. Альтюссер об «эпистемологическом разрыве» в творчестве молодого и зрелого К. Маркса. Структурный анализ капиталистического общества Л. Альтюссером. Экономический, политический и идеологический структурные компоненты общества и их диалектическая взаимосвязь. Отказ от экономического детерминизма и операционализация различных типов обществ. Функции государства. Понятие «сверхдоминации».

Структурный марксизм в творчестве Н. Пулантцаса. Критика Н. Пулантцасом «экономизма» К. Маркса и структурных марксистов. Государство, идеология и экономика как основные структурные компоненты социальной формации. Идея об относительной автономии структур капиталистического общества. Анализ процесса формирования классов и классовой борьбы.

Критика структурного марксизма представителями других марксистских ориентаций. Особенности дальнейшего развития марксизма в западной социологии.

Тема 12. Оригинальные социологические концепции (1 час)

Вклад отдельных выдающихся социологов в развитие социологической дисциплины. Основной пафос оригинальных авторских концепций в социологии середины ХХ века.

Леворадикальная социология Ч.Р. Миллса. Жизненный путь и научное творчество Ч.Р. Миллса. Концепция исследователя - одиночки. Критика Ч.Р. Миллсом «Высокой теории» и «абстрактного эмпиризма» в социологии. Предмет и метод социологии у Ч.Р. Миллса. Роль и задачи социолога в современном обществе. Сущность социологического воображения и его виды (структурный, исторический и человеческий). Анализ Ч.Р. Миллсом современного общества и его существенных характеристик. Отчуждение и рациональность как главная проблема человека в капиталистическом обществе. Концепция властвующей элиты. Состав властвующей элиты и ее вклад в управление обществом. Механизмы укрепления властвующей элиты в государстве. Неэлитарное общество как социальный идеал Ч.Р. Миллса.

Диалектический гиперэмпиризм Ж.Гурвича. Жизненный путь и научное творчество Ж. Гурвича. Диалектический гиперэмпиризм как метатеоретическая основа социологического знания. Определение, предмет и задачи социологии у Ж. Гурвича. Диалектические методы (систематизирующий, индивидуализирующий и типологический) изучения социальной реальности. Вертикальный и горизонтальный срезы социальной реальности. Категории типов социальной реальности. Понятие «глобальных обществ». Концепция «человеческой свободы».

Социологический компаративизм Р.Арона. Жизненный путь и научное творчество Р. Арона. Критика Р. Ароном ограниченности социологического позитивизма. Определение социологии. Методология и принципы изучения историко-социологического процесса. Сравнительный анализ основных этапов развития социологической мысли и наследия крупнейших социологов. Критика догматической версии марксизма. Исследования политики как сферы общественной жизни. Сравнение демократических и тоталитарных политических режимов. Концепция индустриального общества. Осмысление проблемы войны и мира между нациями.

Социальное и политическое значение социологических взглядов крупнейших ученых-одиночек и их влияние на мировую социологию. Изменение места социологии в интеллектуальной культуре общества ХХ века.

 

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения раздела дисциплины.

Все практические занятия посвящены детальному анализу и критическому обсуждению (в форме свободной дискуссии) ключевых работ ведущих зарубежных социологов ХХ столетия. На каждом занятии проводится обсуждение одной конкретной работы (первоисточника) по следующему плану:

1. История создания научного произведения и его замысел.

2. Цель и конкретные задачи научного исследования, представленные в работе.

3. Основная социальная проблема (социальное явление, процесс и т.п.), рассматриваемая в работе и методология ее изучения.

4. Структура работы и детальный анализ содержания ее отдельных разделов.

5. Базовые категории, используемые автором в произведении; обоснование им новых категорий, их дефиниции.

6. Основные научные результаты, полученные автором (его вклад в конкретную область социологического знания).

7. Общая оценка работы и ее критика с учетом современного состояния науки.

Планы практических занятий

Занятие 1. Французская социологическая школа (2 часа)

Обсуждение монографии М. Хальбвакса «Социальные классы и морфология»

Литература:

Хальбвакс М. Социальные классы и морфология / Пер. с фр. А.Т. Бибкова, Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб: Издательство «Алетейя», 2000.

Занятие 2. Социологическое творчество Х. Ортеги-и-Гассета (2 часа)

Обсуждение работы Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс»

Литература:

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: Сб.: Пер. с исп. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Занятие 3. Социология в Соединенных штатах Америки между мировыми войнами (2 часа)

Обсуждение работ Р. Парк Р.Э. «Город как социальная лаборатория» и «Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок»

Литература:

Парк Р.Э. Город как социальная лаборатория // Рабочие тетради по истории и теории социологии. Вып. 1. М., 1992. С. 58 – 71; Парк Р.Э. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок// Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2000. № 3. С. 136 - 150.

Занятие 4. Социологическое творчество П. Сорокина (2 часа)

Обсуждение работы П.Сорокина «Социологические теории современности»

Литература:

Сорокин П. Социологические теории современности. М.: ИНИОН, 1992.

Занятие 5. Функциональная теория Б. Малиновского (2 часа)

Обсуждение работы Б.Малиновского «Научная теория культуры»

Литература:

Малиновский Б. Научная теория культуры // Малиновский Бронислав. Научная теория культуры / Пер. с англ. И.В.Утехина. 2-е изд. М.: ОГИ, 2005.

Занятие 6. Проект сравнительной социологии А.Р. Рэдклифф-Брауна (2 часа)

Обсуждение глав из работы А.Р. Рэдклифф-Брауна «Метод социальной антропологии»

Литература:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.178 (0.113 с.)