Предмет, метод, система, становление и основные этапы развития экологического права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, метод, система, становление и основные этапы развития экологического права



Предмет, метод, система, становление и основные этапы развития экологического права

Термин экология возник в конце 19 века от греческих слов «экос» - дом, жилище и «логос» - наука. Первоначально экология существовала как раздел биологической науки. По мере осознания роли общества в окружающей среде возникла наука социальная экология. Социальная экология переходит в раздел гуманитарной науки, которая изучает взаимодействие общества и природы. Социальная экология включает в себя разделы, связанные с различными аспектами жизни общества (экология космоса, медицинская экология). Но нас будет интересовать такой раздел как правовая экология, на базе которой и идет формирование отрасли экологическое право.

Компоненты природной среды как объекта природы, объекта хозяйственного использования и объекта собственности.

Для сферы правового регулирования экологических отношений важно понимание основных дефиниций, которые сформулированы в статье 1 ФЗ «об охране окружающей среды».

Природная среда (природа) – совокупность компонентов природной среды, природы и природно-антропогенных объектов.

Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природы, природно-антропогенных объектов и антропогенных объектов.

Компоненты природной среды – это земля, недра, почва, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на земле.

Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы сохранившие свои природные свойства. Природный объект не изменен деятельностью человека.

Природно-антропогенный объект – это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, а также объект созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенный объект – это объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природного объекта.

Только в экологическом праве компоненты природной среды как объекты правового регулирования выступают в триединстве:

1. Компонент природной среды как объект природы

a. Естественное происхождение

b. Нахождение в естественной экологической системе

Учет значения того что компоненты природной среды это объекты природы в правовом регулировании проявляется в:

1. Необходимости учета взаимосвязи охраны используемых компонентов с охраной всего природного комплекса и обеспечение экологического баланса

2. Правовое регулирование природоресурсных отношений должно учитывать требования природоохранного законодательства

2. Компонент природной среды как объект хозяйственного использования – это природный ресурс который используется или может быть использован при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии продуктов производства и предметов потребления и имеет потребительскую ценность.

Использование природных ресурсов - это эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

3. Компонент природной среды как объект собственности. В соответствии с частью 2 статьи 9 Конституции. Земля и иные природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Не действует правило бесхозяйной вещи. Презумпция государственной собственности. Атмосферный воздух не будет являться объектом собственности в силу нематериальности.

Экологическая функция права

это направление воздействия права на общественные отношения, возникающая в сфере взаимодействия общества и природы, целью которого является методами правового регулирования и правовой охраны обеспечить качество окружающей среды благоприятное для жизни и здоровья человека и иных живых организмов. С учетом этого наряду с экологическим правом мы констатируем экологизацию иных отраслей права.

Метод

носит комплексный характер и состоит из административно-правового метода и гражданско-правового метода с преобладанием административно-правового метода.

Система

Общая часть и особенная часть. Общая:

1. право собственности на природные ресурсы

2. институт управления и охраны

3. природопользование

4. институт ответственности

Особенная часть:

1. эколого-правовые требования, предъявляемые к деятельности в различных отраслях экономики

2. особенности эколого-правового регулирования отдельных территорий

Экологическое право как наука и учебная дисциплина содержит ещё специальную часть: исторический анализ экологического права, международное экологическое право.

Становление, этапы развития

Самостоятельно, смотреть какие были нормативные акты

1. появляется отрасль земельного права в 1917 году – Декрет о земле, земельное право регулирует все отношения. Эта ситуация продлилась до 50х годов

2. Начинают выделяться из земельного права различные отрасли – Водный кодекс, Лесной кодекс, Здесь уже подход природоресурсный. Здесь охраны нет, только использование.

Происходит интеграция в область экологического права. Охрана на первом месте. То есть в неё входят использование и охрана

Объект

Выделяется два вида объектов:

1. Объекты охраны

Объекты охраны закреплены в статье 4 закона об охране окружающей среды. При этом эти объекты делятся ещё на три вида:

1. Объект общей охраны – это каждый компонент природной среды

2. Первоочередной объект – это естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы не подвергшиеся антропогенному воздействию

3. Особо охраняемые объекты – объекты которые включены в список всемирного культурного наследия, в список всемирного природного наследия, природные заповедники.

 

2. Объект использования:

a. Земельный участок

b. Лесной участок – это земельный участок образованный в результате проектирования в границах лесничеств и лесопарков с определением местоположения, границы, площади и иных количественных и качественных характеристик.

c. Водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, воды в котором имеют характерные формы и признаки водного режима. Водный режим – это изменение во времени уровня расхода и объема воды водного объекта

d. Объект животного мира – организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция

e. Водные биологические ресурсы - это рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные растения, находящиеся в состоянии естественной свободы

Субъекты

1. Публичные субъекты (федерация, субъекты федерации, муниципальные образования) - они не будут являться субъектами природопользования

2. Частные субъекты (юридические и физические лица).

Содержание

Совокупность прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений. Смотри природоресурсные и природоохранные акты

Общая характеристика

Права собственности как:

1. В объективном смысле – институт права – совокупность правовых норм

2. В субъективном смысле – правомочия пользования, распоряжение, распоряжения конкретного пользователя

3. Правоотношение – абсолютное, наиболее полное вещное правоотношение, имущественное правоотношение.

Существует презумпция государственной собственности. Поэтому режим бесхозяйной вещи не применим к природным ресурсам. Все иные вещные и обязательственные права будут производными.

Формы собственности:

В части 2 конституции РФ сказано - Земля и иные природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной и иных формах собственности – установлено многообразие форм собственности

Субъекты:

1. Государственная собственность – РФ и субъекты РФ. Собственника государства нет.

2. Муниципальная собственность – муниципальное образование

3. Частная собственность – физические и юридические лица

Объекты права собственности:

1. Земельные участки

2. Лесной фонд

3. Участок недр

4. Водный объект

5. Дикое животное

Содержание права собственности:

1. Владение

2. Пользование. В рамках земельного и экологического права мы говорим об институте использования. Публичные собственники сами не использования, они путем полномочий распоряжения передают на использование физическим и юридическим лицам.

3. Распоряжение. Юридический состав у публичных собственников – акт + сделка.

Право водопользования

Водный объект обладает юридическими признаками:

1. Наличие нарицательного имени

2. Наиболее крупные водные объекты имеют имя собственное

3. Водные объекты подлежат государственному учету.

Водные объекты в зависимости от физико-географического режима и гидро-режима подразделяются на:

1. Поверхностные водные объекты, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Поверхностные водные объекты подразделяются на:

a. Водоемы (озеро, пруд, водохранилище, обводненный карьер)

b. Водотоки (река, ручей, каналы)

c. Моря или их отдельные части

d. Болота

e. Природные выходы подземных вод (родник, гейзер)

f. Ледники, снежники.

2. Подземные водные объекты

a. Бассейны подземных вод

b. Водоносные горизонты

Общее водопользование

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности являются общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено водным кодексом и иными ФЗ. Использование водных объектов общего пользования осуществляется с правилами охраны жизни людей на водных объектах, определяемых правительством РФ.

Ограничения:

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор, изъятие водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, использования маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств в случаях предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Информация об ограничении водопользования предоставляется жителям органами местного самоуправления через СМИ, посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров – для них это составит 5 метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться без использования механических транспортных средств береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

06.03.09

Не требуется заключения договора водопользования или принятия решения по предоставлению водного объекта пользования в случае, если водный объект используется для:

1. Судоходство, в том числе морского судоходства и плавания маломерных судов

2. Осуществление разового взлета, разовой посадки воздушных судов.

3. Забора, изъятия из подземного водного объекта, водных ресурсов, в том числе содержащих полезные ископаемые или являющихся природными лечебными ресурсами.

4. Воспроизводство водных биологических ресурсов

5. Рыболовство, рыбоводство и охоты, научных и учебных целей

6. Купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд.

Перечень закрытый, всего видов 17. Для экзамена достаточно этих.

Специальное водопользование

Предоставление водных объектов в пользование может осуществляться на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

На основании договора водопользования (срок которого не может быть более 20ти лет и к нему применяются условия об аренде) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляется в пользование для:

1. Забора, изъятия водных ресурсов из поверхностных водных объектов

2. Использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей

3. Использование водных объектов без забора, изъятия водных ресурсов для целей производства электрической энергии

На основании решения о предоставлении водных объектов в пользование находящиеся в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ, в собственности муниципальных образований предоставляется в пользование для следующих целей:

1. Обеспечение обороны страны и безопасности государства

2. Сброс сточных вод и дренажных вод

3. Размещение причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений

4. Размещение стационарных или плавучих платформ и искусственных островов

5. Размещение и строительство гидротехнических сооружений, мостов, трубопроводов, иных линейных объектов и подводных коммуникаций.

6. Разведка и добыча полезных ископаемых

7. Проведение взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов

8. Подъем затонувших судов

9. Сплав древесины на плотах

10. Забор водных ресурсов для орошения земель сельхоз назначения

11. Организация отдыха детей, инвалидов и граждан пожилого возраста

Лесопользование

Виды титулов лесопользования:

1. Постоянное бессрочное пользование (казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, органы государственной власти и органы местного самоуправления)

2. Право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) – статья 23 Земельного Кодекса

a. Публичный – только он

b. Частный – не может быть применительно к лесопользованию

3. Право аренды лесных участков.

Существенными условиями являются предмет и цена.

4. Право безвозмездного срочного пользования – статья 24 Земельного Кодекса РФ

По сути это договор ссуды. (религиозным организациям, некоммерческие объединения)

Цели назначения лесов, которые расположены на землях лесного фонда – это защитные леса, эксплуатационные, резервные. Леса расположенные на иных территориях

Общее лесопользование

Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также не древесных лесных ресурсов.

Граждане обязаны соблюдать правила санитарной безопасности, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами. При этом гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений виды которых занесены в красную книгу РФ, в красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с ФЗ о наркотических средствах и психотропных веществах.

Пребывание граждан в лесах может быть ограниченно или запрещено, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ гражданам на которые запрещен или ограничен в соответствии с ФЗ.

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях:

1. Обеспечения пожарной и санитарной безопасности граждан

2. Обеспечения граждан при выполнении работ

Запрещения или ограничения пребывания граждан в лесах по иным основаниям не допускается.

Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире.

Виды лесопользования в зависимости от целей:

1. Заготовка древесины (статья 29-30 ЛК)

2. Заготовка живицы (смола хвойных пород деревьев) – статья 31 ЛК

3. Заготовка и сбор не древесных лесных ресурсов (статья 32-33 ЛК)

4. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (статья 34-35 ЛК)

5. Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты (статьи 36-37 ЛК)

6. Ведение сельского хозяйства (статья 38 ЛК)

7. Осуществление научно-исследовательской деятельности и образовательной (статья 40 ЛК)

8. Осуществление рекреационной деятельности (статья 41 ЛК)

9. Создание лесных плантаций и их эксплуатации (статья 42 ЛК)

Лесной кодекс содержит 15 видов, причем перечень не является закрытым, иные виды могут осуществляться в соответствии с целевым назначением земель на которых эти леса располагаются. Лесопользование может осуществляться с предоставлением или без предоставления лесных участков с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Лесной кодекс вводит понятие лесная декларация, которая представляет собой заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодная лесная декларация поддается в ОГВ и органы местного самоуправления, которым лесные участки предоставлены в постоянное бессрочное пользование или в аренду.

Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам, находящимся в государственной или муниципальной собственности.

В постоянное бессрочное пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки предоставляются юридическим лицам. Гражданам они предоставляются в аренду либо в безвозмездное срочное пользование.

Договор аренды лесного участка заключенный в отношении объекта находящегося в государственной или муниципальной собственности заключается на срок от 10 до 49 лет.

1. Если аренда заключается до 10 лет, то аренда недействительна.

2. Аренда возможна только в отношении участков прошедших государственный кадастровый учет.

3. Договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продажи права на заключение такого договора.

Договор купли-продажи

1. К договору применяются положения предусмотренные ГК по купле-продаже если иное не установлено ЛК. В нем указывается местоположение лесных нахождений (лесной квартал и лесотаксационный выдел) объем подлежащих заготовке древесины.

2. Срок действия договора не может превышать 1 год

3. Договор заключается по результатам аукциона права на заключение такого договора

Граждане заключают договор купли-продажи для собственных нужд в порядке установленных органом власти РФ.

Пользование животным миром

Объекты животного мира:

1. это организмы естественного происхождения

2. это организм находящийся постоянно или временно на территории РФ

3. Это организм, находящийся в состоянии естественной свободы

Не относятся к объектам животного мира дикие животные, находящиеся в неволе и одомашненные животные.

В Свердловской области выделяется фаунистический фонд – это совокупность диких животных постоянно или временно населяющих территорию Свердловской области. Сюда входят:

1. Охотничий фонд животных

2. Животные занесенные в Красную Книгу РФ и Свердловской области

Субъект пользования:

o Граждане и юридические лица

Виды:

1. Общие является бесплатным о осуществляется в отношении тех объектов, которые не включены в перечень пользование которым подлежит обязательному лицензированию

2. Специальные – возникает в разрешительном порядке

ü Охота

ü Рыболовство. Включая добычу водных беспозвоночных и водных млекопитающих

3. Использование свойств жизнедеятельности объектов ЖМ без их изъятия из окружающей среды (опылители растений и почвообразователи)

4. Получение продуктов жизнедеятельности объектов ЖМ (сбор меда, лекарственных растений)

5. Использование ЖМ для рекреационных, оздоровительных, эстетических и иных целей без их изъятия

Охота

ПП РФ от 10 января 2009 года №18 «О добывании объектов ЖМ, отнесенных к объектам охоты».

Данным ПП утвержденные правила добывания объектов ЖМ.

Указанный вид деятельности в целях любительской и спортивной охоты ведется в охотничьих угодьях в соответствии с путевкой (разрешение или лицензия), в ыдаваемой:

1. Общественными охотничьими организациями, другими ю/л и ф/л для охоты в угодьях. В которых охотничье хозяйство ведется этими общественными организациями и другими ю/л и ф/л

2. ОИВ субъектов РФ, осуществляющими полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов ЖМ и среды их обитания в случае охоты в иных охотничьих угодьях

Форма путевки утверждается министерством с/х.

Добывание объектов ЖМ – это охота, в том числе с целью добычи, преследовании и сама добыча объектов ЖМ, находящихся в состоянии естественной свободы, а также нахождение в естественной среде обитания объектов ЖМ с заряженным расчехленным охотничьим оружием.

Орудия добывания объектов ЖМ – это орудия, определенные в соответствии с перечнем орудий добывания объектов ЖМ, утвержденного ПП РФ № 18

Охотничий билет – удостоверение на право охоты, подтверждающее наличие у граждан, осуществляющих добывание объектов ЖМ определенных знаний охоты, техники безопасности на охоте и обращения с орудиями добывания объектов ЖМ и навыков в этих областях.

Правом на добывание объектов ЖМ обладают:

1. Граждане РФ, получившие охотничий билет

2. ИГ, получившие разрешение на добывание объектов ЖМ в порядке, который устанавливается министерством с/х

Добывание объектов ЖМ, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, производится по иной разовой лицензии.

Добывание объектов ЖМ, изъятие которых не требует лицензии, производится на основании охотничьего билета с соблюдением норм, квот и лимитов.

При указанном виде деятельности лица обязаны иметь при себе

1. Охотничий билет

2. Путевку

3. Лицензий в некоторых случаях

4. При добывании объектов ЖМ с применением оружия лица обязаны иметь при себе разрешение на оружие.

Добывание может производится как 1 лицом, так и группой лиц.

Охотниками могут использоваться собаки охотничьих пород и ловчие птица, но только соблюдением сроков добывания объектов ЖМ, отнесенных к объектам охоты (сроки утверждены этим же ПП РФ №18)

Исключение: граждане, принадлежащие к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и ДВ, к этническим общностям, самобытная культура и образ жизни которых включает традиционные методы охоты, а также охраны и использования объектов ЖМ, имеет право охотиться на территориях традиционного расселения в течение всего календарного года.

Рыболовство

ФЗ «О сохранении водных и биологических ресурсов»

Виды:

1. Любительская

2. Спортивная

3. Промысловая (промышленная)

4. В научных целях

Указанные виды деятельности (любительская и спортивная) осуществляются на объектах общего водопользования с использованием разрешенных объектов добычи водных биологических ресурсов. Субъектом РФ могут быть установлены запреты на использование того или иного объекта добычи, а также место, время, объем и виды вылавливаемой рыбы.

 

Правовая охрана недр

К основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся:

1. Соблюдение установленного законом порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами

2. Обеспечение полноты геологического изучения рационального комплексного использования и охраны недр

3. Проведение государственной экспертизы и учета запасов полезных ископаемых, также участков недр, не связанных с добычей полезных ископаемых

4. Достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.

5. Соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений

6. Предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения

 

Правовая охрана работников недр тесно связана с правой охраной труда РК горнодобывающей промышленности в части обеспечения безопасного ведения горных работ. Также указанная охрана связана с охраной земли, так и добычи ПИ, плодородный почвенный слой должен сниматься, складироваться, храниться, а затем рекультивироваться либо использоваться для улучшения малопродуктивных земель

Охрана водных объектов

- это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

Негативное воздействие – затопление, оттопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другие виды.

Водные объекты питьевого и хозяйственного назначения будут пользоваться приоритетной охраной. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов.

Основные направления в охране:

ü Охрана от загрязнения,

ü засорения

ü истощения

 

Охрана водных объектов от загрязнения, засорения осуществляется путем запрета:

1. Запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств, их частей и механизмов

2. Запрещается захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ

3. Запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, агрохимикатов и других опасных веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты

4. Запрещается проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий, взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и токсичные вещества

Новый Водный кодекс закрепил водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы в отличии от ранее действовавшего кодекса.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, для которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранных зон реки или ручья устанавливается от их истоков в зависимости от протяженности. От 10 километров – водоохранная зона будет 50 метров. Если река будет от 10 до 50 километров – водоохранная зона 100 метров. Если от 50 километров и более – водоохранаая зона 200 метров.

Для реки и ручья протяженность которых менее 10 километров от истока до устья водоохранная зона будет совпадать с прибрежной защитной полосой.

Ширина водоохраной зоны для озера и водохранилища 50 метров. Для моря – водоохранная зона 50 метров. Если эти объекты имеет особо ценное рыбо-хозяйственное значение, то водоохранная зона установлена в 200 метров.

В границах водоохранных зон запрещается:

1. использование сточных вод для удобрения почв

2. размещение кладбищ, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, взрывчатых веществ

3. осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений.

4. Движение и стоянка транспортных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянке на дорогах в специально оборудованных местах имеющих твердое покрытие.

В границах водоохранных зон допускается проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. (Новшество).

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ограничениями запрещается:

1. Распашка земель

2. размещение отвалов размываемых грунтов

3. Вывоз сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей и ванн

На местности закрепление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляется специальными информационными знаками в соответствии с земельным законодательством.

Полномочия субъектов РФ

В сфере экологии субъектам отведены следующие полномочия:

1. Организация и осуществление региональных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

2. Создание и обеспечение охраны государственных природных заповедников, памятников природы, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов регионального значения. Ведение Красной Книги субъекта РФ

3. Планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевод этих земель из одной категории в другую

4. Мониторинг водных объектов

5. Осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды на объекты хозяйственной и иной деятельности

6. Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставлении в пользование участков недр

7. Организация обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных, малочисленных народов.

Нормирование

Экологическое нормирование – это деятельность специально уполномоченных органов управления в экологической среде по разработке, утверждению, нормативов качества окружающей среды, допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование и образования отходов производства и потребления.

Виды экологических нормативов:

1. Лимиты природопользования

Это нормативы, содержащие показатели по виду, количеству изымаемых из окружающей среды природных ресурсов. Устанавливается в отношении любого природного ресурса за исключением атмосферного воздуха.

2. Лимиты размещения отходов.

Это нормативы, содержащие показатели по виду, количеству тех веществ, которые образуют эти отходы.

3. Предельно допустимые концентрации.

Это нормативы качества окружающей среды, которые содержат показатели по виду, количеству, объему веществ, содержащихся в различных средах (почве, воздухе, воде), концентрация которых является безопасной для жизни, здоровья людей и животных, а также растительного мира.

4. Нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду (предельно допустимые выбросы, предельно допустимые сбросы, предельно допустимый уровень) – это показатели, которые устанавливаются на уровне химических веществ, микроорганизмов, бактерий, а также физических воздействий (шум, вибрация, радиация) безопасных для жизни и здоровья человека, окружающей среды с учетом экологических мощностей объекта воздействия, количества источников воздействия, отдельно и в их совокупности.

Правила установления нормативов, а именно проектную документацию разрабатывает сам владелец источника повышенной опасности, то есть сама организация. При разработке необходимо руководствоваться методическими указаниями и справочниками. Данную документацию необходимо согласовывать с территориальными органами министерства природных ресурсов и экологии по каждому виду загрязняющих веществ. Однако если предприятие не имеет возможности соблюдать предельно допустимые нормативы воздействия, то для них могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы. При этом предприятие обязано разработать программу природоохранных мероприятий

Лицензирование

Виды лицензий в экологическом праве:

1. По объекту

a. Лицензия на природопользование. Определяет права и обязанности природопользователя при эксплуатации природных ресурсов, изъятии их из природной среды, необходимые условия этой деятельности, ограничения и параметры использования природных ресурсов.

b. Лицензии на осуществление отдельных видов деятельности связанных самим фактом существования природных ресурсов. Пример: морская разведка минеральных и живых ресурсов континентального шельфа.

c. Лицензия на оказание негативного воздействия на окружающую среду и её компоненты. Например, размещение отходов производства и потребления

Есть специальный закон об отходах производства и потребления.

 

2. В зависимости от названия документа

a. Лицензия

b. Разрешение

c. Путевка

3. Лицензии не являющиеся чисто экологическими, так как в соответствии с принятием закона о лицензировании отдельных видов деятельности некоторые виды могут носить характер экологизированных. Пример, лицензия на эксплуатацию химически опасных производственных объектов, уничтожение химического оружия

Экологическая паспортизация

Виды:

1. Экологический паспорт предприятия – это специальный обязательный документ, в котором содержаться систематизированные сведения о природных объектах, находящихся в собственности, пользовании предприятия, об их состоянии, видах воздействия и оказываемых в ходе хозяйственной и иной деятельности мерах по защите окружающей среды. Экологический паспорт разрабатывается предприятием за счет собственных средств, утверждается руководителем, по согласованию с территориальным органом охраны окружающей среды. Уточнение и дополнение, но не реже 1 раза в год

2. Радиационно-гигиенический паспорт организаций и территорий. Включает сведения об оценке радиационной безопасности населения, либо персонала, информацию о территориях и группах риска населения. Радиационно-гигиенический паспорт ведется руководством в отношении организации или органом исполнительной власти если паспорт территории.

3. Паспортизация опасных отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица осуществляющие деятельность в области отношений с отходами, обязаны предоставить распоряжение министерства природных ресурсов и его территориальных органов, данные необходимые для паспортизации отходов. Обязаны указывать сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасных отходов, условия и конкретных объектов размещения отходов, технологиях их использования и размещения в РФ.

4. Паспортизация мелиаллированных земель.

5. Паспорт для объектов культурного наследия и памятников природы.

Экологическая экспертиза

ФЗ «Об экологической экспертизе»

Экологическая экспертиза – это установление соответствия документов и\или документации обосновывающих намечаемым в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

До 2007 года экологическая экспертиза представляла собой установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям в целях предупреждения во



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.171 с.)