Содержание книги

  1. Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси»
  2. Методология развития национальной экономики. Системный подход к исследованию национальной экономики
  3. Методы изучения анализа и тенденций развития национальной экономики.
  4. Цели, функции и методы государственного регулирования экономики.
  5. Антимонопольное регулирование и политика демонополизации.
  6. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития республики Беларусь на период до 2020 Г.
  7. Моделирование экон-го роста. Межотраслевой баланс в развитии НЭ.
  8. Состав совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы.
  9. Демографический потенциал национальной экономики.
  10. Рынок рабочей силы. Сводный баланс трудовых ресурсов и его роль в регулировании трудового потенциала.
  11. Инвестиционный потенциал (ИП). Источники финансирования инвестиционного процесса.
  12. Формирование структуры экономики. Структурная перестройка экономики. Приоритеты развития экономики
  13. Направления совершенствования структуры АПК
  14. Показатели соц. развития. Соц.нормы и нормативы
  15. Здравоохранение и задачи, показатели развития.
  16. Тенденции и факторы глобализации мирового экономического пространства.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антимонопольное регулирование и политика демонополизации.



Антимоноп-ое регул-ие предст-ет собой комплекс экон-их, админ-ых и заколнод-ых мер, осущ-ых гос-ом и направлен-х на то, чтобы обеспечить условия для рыноч-ой конкуренции не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей его нормальному функционированию. Антимонопольная полиика- комплекс мер, напр-ых на демонопол-ию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пересечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение администр-ых барьеров и обеспечение равных условий для всех участников рынка, формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Цели: - оптимизация структуры рынка; -воздействие на экономическое поведение субъектов; - корректировка экономических результатов

Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»

Демонополизация, т.е. политика гос-ва, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции, предполагает: -предотвр-ие слияний и поглащений; -запрещение соглашений о разделе рынков; -запрещение переплетающихся директоратов; -приобретение акций конкурирующей фирмой;

Осн-ые направления демон-ии: формир-ие новых экон-их стр-р, особенно малых и средних предприятий; -разукрупнение концернов, производств-ых и др. объединенпий, препят-их развитию конкуренции; гос-ое рег-ие деят-ти монополий; контроль за слиянием, преобраз-ем и ликвидацией хоз. Субъектов, приобретением акций.

Число орг-ий монополистов республ-го ур-ней в Беларуси на 1 января 2011 г. составляло 738. Большинство из них сосредоточенно в машиностроении и металлообработке.


 

12. Ценовая политика и основные задачи в области ценообразования.

Согласно законодательству, ценообразование - это процесс по установлению, регулированию цен и контролю соблюдения ценового законодательства со стороны юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственного управления.
В Республике Беларусь процесс ценообразования регулируется Законом «О ценообразовании», Положением «О порядке формирования и применения цен и тарифов» и другими законодательными и нормативными актами.

Основными принципами ценообразования в Республике Беларусь являются: 1. сочетание свободных и регулируемых цен;
2. разграничение полномочий производителей продукции и государственных органов управления по установлению и регулированию цен; 3. установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем производителям покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки; 4. государственный контроль соблюдения действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен.

В Республике Беларусь пока наблюдается жесткое государственное регулирование цен и многочисленные ограничения в области ценообразования. Они не способствуют развитию действительно рыночных отношений, ставят в тяжелое положение промышленность, сельское хозяйство, сферу услуг и т. д. Многие цены не обеспечивают производителям покрытие затрат на производство. Цены не работают должным образом на экономику, не содействуют ее стабилизации. Будем надеяться, что с развитием рыночной экономики, конкуренции государственные органы будут сокращать область регулируемых цен и функции цены заработают в полную силу.

 

 


 

13. Финансово - бюджетная и налоговая политика

До начала 20в. Термин финансы(Ф) употребляли только в значении гос.Ф (сов-ть регламентированных гос-вом перераспределительных ден. Отношений, связанных с формированием и использованиемем гос. ден. Фондов, нужных гос-ву для исполнения функций). Сейчас Ф. – денежные отношения, связанные с форм-ем и исп-ем ден. фондов, возникающих в процессе распределения и перераспр. Совокупного общественного продукта. Фин. системацентрализованные (бюдж. система,целевые внебюдж. фонды и гос. кредит) и децентрл. (Ф. предпр. и домохоз.) Ф. Основное звено – Ф. предпр (образуют первичные доходы). Основной орган – МинФин

Б.-ф. политика – сов-ть решений и меропр-й по использованию фин. отношений для выполнения гос-вом своих ф-ций. Осн. инструментыбюджет (Б) и внеб. фонды. Б. система – сов-ть респ. и местных Б (т.е. она двухуровневая), основанная на эк. отнош. и гос.устройстве страны. Консолидированный Б РБ – респ. Б, консолид-ые Б областей и Б Минска. Выделяют доходы (налоговые – основная часть, около 90%, главные – НДС, акцизы, налог на прибыль; неналоговые, отчисления на гос. соц. страх-ие, безвозмездные поступления) и расходы (ден. ср-ва для фин-ия задач и ф-ций гос-ва, обеспечивают расходные обязательства органов власти всех уровней, определяется доходной частью, приоритет - соц. сфера, выделяют - текущие, капитальные и выдачу кредитов).

Налог. сист. – сов-ть налогов, сборов, пошлин и спец. режимов налогооблаж., базирующихся на правовых нормах. Основы заложены в Конституции. Участники – гос-во и плательщики. Правовая основа – налоговый кодекс.Выделяют прямые (на прибыль, подоходный и всё, что платят из прибыли) и косвенные (включаются в цену и взимаются с выручки – НДС, акцизы; занимают 50% в общем объёме, в развитых странах – до 30%). Выделяют республиканские (НДС, акцизы, на прибыль, налог. доходы от внешнеэк. дея-ти – эти 4 в сумме дали 66% из всех налогов в РБ, из них 33% на НДС; подоходный, на недв-ть, земельный, таможенные, экологический), местные (на владение собаками, курортный, с заготовителей), особые режимы налогооблаж. (единый налог с ИП, на игорный бизнес). Основные направления развития – упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.184.3 (0.006 с.)