Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткий исторический очерк методики естествознания
В Европе биологические знания стали вводиться в систему обучения еще в средние века в первую очередь в рамках подготовки врачей. Учащиеся медицинских школ и университетов получали знания в первую очередь из области анатомии человека и траволечения. Это стимулировало создание «анатомических театров», закладку ботанических садов и создание гербариев. Особенно широкое развитие эти процессы получили в 18 веке. В частности, с 1775 по 1781 гг. анатомический театр и ботанический сад существовали при Гродненской медицинской академии. Уже в 1778 г. в этом ботаническом саду насчитывалось около 2000 видов растений, его куратором был достаточно известный в те времена ботаник Ж.Э. Жилибер. Со второй половины 18 века курсы естествознания стали вводиться в учебные планы школ и гимназий. На территории Российской империи, в состав которой в то время входила и Беларусь, в это время вышел первый учебник естествознания на русском языке - «Начертание естественной истории» В.Ф.Зуева (первое издание - 1786 г.). В предисловие к учебнику автор включил несколько методических рекомендаций - вести преподавание путем живого собеседования, закрепляя знания повторением, использовать наглядные пособия, учить детей распознавать и самостоятельно описывать натуральные объекты. В 40-х годах 19 века появилась первая книга, посвященная методике преподавания естествознания. Ее автор, немецкий педагог Август Любен, предлагал преподавать биологические дисциплины по индуктивному принципу, обратил внимание на их развивающий потенциал. С середины 19 в. усилилась тенденция разделения естествознания на ботанику и зоологию. Появились специальные учебники: «Краткая ботаника» И.И. Шиховского, «Руководство к зоологии» Ю.И. Симашко, и др. По сравнению с учебником В.Ф. Зуева, эти книги были «шагом назад», так как были перегружены фактическим материалом из морфологии и были слишком объемными (в учебнике Ю.И. Симашко было 500 страниц!). С резкой критикой сложившихся во второй половине 19 века традиций в преподавании естествознания в России выступил известный ботаник А.Н. Бекетов. Он вскрыл существенный недостаток учебников того времени - тенденцию описывать строение в отрыве от функции, - и пропагандировал индуктивную методику А. Любена.
В 70 - 80-е гг. 19 века А. Я. Герд основную задачу школьного курса естествознания сформулировал так: «привести учащегося к определенному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук», понимая под этим мировоззрением в первую очередь учение Ч. Дарвина об эволюции. А.Я. Герд предложил новую структуру школьного курса естествознания, согласно которой изучение ботаники, зоологии и строения человека в итоге подводило детей к пониманию истории развития органического мира и теории Дарвина. Особое внимание А.Я. Гердт уделял применению опытов и наблюдений за живыми объектами в школе, он же был пионером широкого внедрения в учебный процесс экскурсий. В конце 19–начале 20 веков особую методику преподавания естествознания пропагандировал немецкий педагог Ф. Юнге. Он предложил оригинальную систему изучения естествознания не по предметам (зоология, ботаника и т.п.), а по «общежитиям природы» (лес, луг, пруд и др.). Такая система в сочетании с экскурсиями, прогулками на природе приобщала детей к природе, развивала наблюдательность. Первое время система Ф. Юнге нашла последователей, однако позже подверглась резкой критике из-за низкого уровня общебиологической подготовки детей и утратила популярность. В первые десятилетия Советской власти на некоторое время школьная биология была по существу сведена к сельскому хозяйству. Так, в период обучения по так называемым комплексным программам (1923–1931 гг.) ведущей задачей преподавания была объявлена связь теории с практикой. Курсы ботаники и зоологии были отменены, природа рассматривалась как сырьевая база для производства, и весь материал был сгруппирован по т.н. «комплексам». Например, при изучении комплексной темы «Сельскохозяйственное сырье» школьники знакомились со строением тела коровы, курицы, рыбы, изучали лен, хлопок, шерсть и т. п. В теме «Империализм и борьба рабочего класса» изучали эволюционное учение. В 1931 г. комплексные программы были отменены, но возврат к предметному преподаванию биологии произошел не сразу. С конца 1920-х гг. широкое распространение получил т.н. «метод проектов», по которому учащиеся должны были «обучаться в действии». Например, выполняя проект «вырастить цыплят», ученики должны были отыскать в справочной литературе информацию о породах кур, побеседовать со специалистом-зоотехником и рассчитать рационы, расписать технологию ухода и получить конкретный результат.
Наряду с этим, все это время ряд методистов продолжали отстаивать предметное преподавание естествознания. Благодаря их усилиям, с 1932 г. систематические курсы биологии в средней школе были восстановлены; система этих курсов в основе своей сохранилась по сей день («Ботаника», «Зоология», «Анатомия и физиология человека», «Эволюционное учение» - позже «Общая биология»). Среди ученых – методистов естествознания советского периода в первую очередь следует назвать Б.Е. Райкова. Его книга «Общая методика естествознания» выдержала ряд изданий и не утратила интереса по сей день. С 1946 г. под его редакцией начал выходить специальный научно-методический журнал «Биология в школе». На его страницах находили и находят отражения как разработки ученых – биологов и методистов, – так и практический опыт учителей. (С середины 1990-х гг. аналогичный журнал – «Бiялогiя: праблемы выкладання» – начал выходить и в Беларуси). Первая половина – середина 20 столетия в биологии знаменовалась рядом важнейших открытий, становлением и бурным развитием новых научных направлений (синтетическая теория эволюции, генетика и молекулярная биология, и др.), на принципиально новый уровень вышли представления об обмене веществ и энергетических процессах в клетке. Широкое распространение получили учения о биосфере, экосистеме и популяции. Все это стимулировало необходимость пересмотра и дополнения школьных программ. Именно в это время перед школьной биологией стала постепенно нарастать серьезная проблема урегулирования баланса между выделяемым на школьные предметы количеством учебных часов и нарастающим объемом изучаемого материала. К сожалению, важность этого не была в достаточной мере осознана, и с того времени проблема перегруженности школьных биологических курсов продолжает обостряться. В Беларуси эта проблема усугубляется еще и общей перегрузкой учебных планов из-за двух изучаемых языков (русского и белорусского). К числу положительных явлений 1980-2000-х гг. в методике преподавания биологии нужно отнести усиление акцентов на личностный (в противовес предметному) подход в определении задач учебного процесса. Перед педагогами встала задача не столько обучать детей основам науки, сколько развивать личность ученика в процессе обучения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.85.36 (0.005 с.) |