![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика состояния произносительной стороны речи
Особенности дыхательной функции Начинать следует с обследования «энергетической базы голоса» — дыхания. Функция дыхательной системы изучается в состоянии покоя. Отмечается глубина и скорость вдоха, ровность и длительность выдоха, определяется преимущественный тип дыхания. Дыхательные движения грудной клетки, брюшного пресса и верхнего плечевого пояса оцениваются визуально. В зависимости от того, какие отделы легких принимают наиболее активное участие в акте дыхания, различают ключичное, грудное и реберно-брюшное (косто-абдоминальное) дыхание. При всех типах в дыхании участвует диафрагма. Степень ее участия максимальна при реберно-брюшном дыхании и минимальна при ключичном дыхании. При ключичном дыхании экскурсии грудной клетки совершаются за счет расширения и приподнимания ее верхней части, брюшная стенка во время вдоха втягивается. Вдох напряжен, нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса и верхней части груди, при этом вокруг глотки возникает напряжение, которое неблагоприятно влияет на речь. При таком типе дыхания нарушается дыхательное обеспечение речи. Грудное дыхание осуществляется преимущественно за счет сокращения наружных и внутренних межреберных мышц. Реберно-брюшной тип дыхания отличается активной работой всей дыхательной мускулатуры. Во время вдоха, если ребенок лежит, брюшная стенка должна подниматься вверх, а если он сидит или стоит — выдвигаться вперед. На выдохе живот втягивается. Этот тип дыхания является наиболее правильным, физиологичным, менее утомительным, а поэтому создает наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата. Для изучения особенностей ротового выдоха можно проводить игры «Футбол», «Полетели-полетели» и «Свеча». Их суть в том, чтобы ребенок целенаправленно дул на предмет, приводя его в движение. В футболе это — комочек цветной ваты, а в игре «Полетели-полетели» — бабочки и самолетики на цветных нитях. В игре «Свеча» возможно наглядно следить за плавностью выдыхаемой струи: выдох прерывистый — бумажка поднимается, опускается, дрожит; выдох ровный — бумажка плавно отклоняется. Особое значение процесс дыхания имеет в связи с фонацией. Дыхание, которое обеспечивает образование голоса и звуков речи, называется фонационным.
Оценка сформированности фонационного дыхания складывается из следующих показателей: — соотношение между вдохом и выдохом в процессе речи; — определение фазы дыхания, в которой производилось; — проговаривание слов (в фазе вдоха, в фазе выдоха, в момент полного выдоха); — характер, глубина, речевого дыхания; — возможность дифференциации носового и ротового дыхания; — эффективность использования речевого дыхания при произнесении логически завершенного отрезка высказывания. Изучение данных показателей проводится при выполнении следующих упражнений. Упражнение 1. Сделать неглубокий вдох через нос (понюхать цветочек), а во время выдоха протяжно произносить: А-А — А-А (покачать куклу); У-У-У-У (гудит пароход). Упражнение 2. Сделать неглубокий вдох через нос, а на выдохе тянуть звук [В] — дует ветер. Упражнение 3. Произносить слоги на длительном выдохе: КО-КО-КО — курочка зовет цыплят; АФ-АФ-АФ — щенок лает; ПИ-ПИ-ПИ — мышонок пищит; КУ-КУ-КУ-КУ — кукушка кукует; МЯУ-МЯУ-МЯУ — котенок мяукает; Упражнение 4. Каждое предложение произнести на одном выдохе: Это Оля. У Оли ляля. У Оли ляля Поля. Это Валя. У Вали панама. У Вали синяя панама. Состояние тембра голоса При изучении баланса резонирования выделяют два типа нарушений: гиперназализация (открытый носовой оттенок голоса) и гипоназализация (закрытый носовой оттенок голоса). Назализация звуков [М-М'], [Н-Н'] в русском языке считается нормой. Атипичное использование полости носа в качестве парного резонатора ротовой полости при произнесении гласных и ряда согласных звуков рассматривается как гиперназализация. Гиперназализация чаще всего сопровождается носовой эмиссией (слышимой утечкой воздуха через носовые ходы при произношении звуков, требующих давления в полости рта). Обязательно обращается внимание на наличие компенсаторных движений мимической мускулатуры (крыльев носа, лба, щек) во время фонации. Для выявления гиперназализации используются следующие задания: Упражнение 1. Произнести гласные в последовательности от наименее назальных к наиболее назальным:
А (ляля плачет), Э (мишка идет), О (зубик болит), У (пароход гудит), И (мышка бежит). Оценка произношения звуков [П, Б] дает наиболее полное представление о небно-глоточной функции у детей, поэтому им предлагается: Упражнение 2. Назвать 20 картинок с изображением 20 слов, содержащих звуки [П-П', Б-Б']. По количеству слов, произнесенных с носовым оттенком, можно предполагать степень небно-глоточной недостаточности. Для составления дидактического материала важно использовать звуки, наиболее рано появляющиеся в речи ребенка, для образования которых необходимо определенное давление в ротовой полости: щелевые [Ф, В, X, их мягкие пары]; взрывные [П, Б, Т, Д, К, Г, их мягкие пары]: папа, попугай, паук, пальто, пони; пень, пила, петух, Петя, пи-пи-пи (пищит мышонок); баба, бык, бублик, Айболит, баю-бай. Упражнение 3. Произнести одно и то же предложение, не содержащее носовые звуки, например: [у папы пальто; у Оли туфли] — дважды: с открытыми и закрытыми ноздрями. Если гиперназализация имеет место, звучание фразы изменяется. При нормальной функции небно-глоточного затвора предложения звучат одинаково. Гиперназализация может иметь разную степень выраженности: - легкую; - среднюю; - выраженную. Носовая эмиссия выявляется с помощью медицинского стетоскопа (фото №17). Мембрана подносится к носовым ходам, и во время произношения хорошо слышно, какие звуки сопровождаются носовой эмиссией, а какие нет. Можно использовать также маленькое стоматологическое зеркальце (фото №18) или медицинский металлический шпатель (фото №19), который фиксируется под носовыми ходами, и в случае, если носовая эмиссия имеет место, запотевают.
Выявление носовой эмиссии проводится при выполнении следующих упражнений. Упражнение 1. Произносить слог [ПИ] (как пищит мышонок) 10 раз. Упражнение 2. Повторить за логопедом 10 двусложных слов, каждое из которых содержит два глухих или два звонких губно-губных звука [П, Б]: папа, пи-пи, попугай, пупок, пупсик, бабуля, бубен, бублик, би-би (машина), баю-бай (положи лялю спать). Носовая эмиссия может быть: — неслышимой, легкой; — слышимой, умеренной; — выраженной. Недостаток носового резонирования (закрытый носовой оттенок голоса) проявляется при произнесении слов, содержащих звуки [М, Н]. При резко выраженной форме гипоназализации [М] произносится как [Б], а [Н] как [Д]. При закрытии носовых ходов гипоназализация не меняется. Упражнения для выявления гипоназализации представлены в параграфе В процессе обследования тембра голоса также необходимо учитывать такие его характеристики, как звонкость, полетность, звучность.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.95.252 (0.007 с.) |