Теория субъектификации природы С.Д. Дерябо. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория субъектификации природы С.Д. Дерябо.



«Может ли природный объект восприниматься в качестве субъекта?»

«Да, но при условии субъектификации природного объекта»

 

Что значит «быть субъектом для другого?»

1. «Выступить как субъект» - гносеологический аспект

Если один человек своей деятельностью произвел действенные преобразования в личности второго или в его окружении, его жизненной ситуации, то он выступил по отношению ко второму именно как субъект.

2. «Считаться субъектом» - установочный аспект: классифицируется ли некто/нечто воспринимающим в качестве субъекта?

3. «Открыться как субъект» - функциональный аспект: Выполняет ли некто/нечто по отношению к воспринимающему специфически субъектные функции:

n увидеть себя «глазами другого»

n увидеть мир «глазами другого»

n открыться в качестве субъекта совместной деятельности и общения

 

«Если — при определенных условиях — воспринимающий будет генерировать познавательные гипотезы, в соответствии с которыми от природного объекта ожидается осуществление функций субъекта…, то природный объект будет воспринят как субъект, вне зависимости от того, является ли он таковым «на самом деле»!

Таким образом, за восприятие природного объекта как субъекта «ответствен» воспринимающий субъект: он сам генерирует соответствующие познавательные гипотезы, конструирует, атрибутирует субъектность природным объектам, сам наделяет ею. В психологии экологического сознания для обозначения этого процесса используется термин «субъектификация».

В широком значении слова субъектификация — это процесс и результат наделения чего-либо в мире субъектностью: свойствами, качествами и функциями субъекта; атрибуция субъектности».

Исследования позволяют говорить о потребности в субъектификации. «Очевидно, что это — квазипотребность, за которой стоит потребность в субъект-субъектном взаимодействии, т.е. общении»

Открыться в качестве субъекта совместной деятельности и общения природный объект может только в том случае, если взаимодействие с ним носит непрагматический характер:

n не преследует цели получить «полезный продукт» (мясо, функцию и т.п.),

n является самоценным

 

Скребец В. А. Концепция экологической комплицитности

Комплицитность экологического сознания – экологическая причастность, переживание своей приобщенности к экологическим событиям, переживание личностного участия в событиях природного мира.

Проявления комплицитности:

n Экоориентация «я-самости»

n Натурнализации (проявляются в аллегориях)

n Заботливость

В основе - переживание своего единства с природным окружением, субъект-субъектное отношение к его компонентам. Благодаря такому переживанию для субъекта раскрывается экологический смысл происходящего

Механизмы психологической защиты при обострении экологической ситуации:

n Экологический инфантилизм (пониженная критичность, эгоцентризм, несамостоятельность решений и действий)

n Экопсихологический эскапизм (избегание реальности, уход в иллюзорный мир)

n Экопсихологическая апатия (равнодушие к экологическим событиям)

n Экологическая ингибиция (снижение жизненного тонуса, самочувствия, настроения, тревоги и страхи)

n Экологическая дисфория (повышенная чувствительность к происходящему, раздражительность, агрессия)

 

Данлоп и Хеффернан, 1975 - два основных типа отдыха на природе:

n Истощающий природу (потребительский)

n Необременительный для природы (благодарный)

 

По результатам исследований – выбор щадящих природу форм отдыха сочетается с экологической озабоченностью и проэкологическим поведением.

 

Исследование Б.Запа (2010) – 3 типа отдыха: потребительский, щадящий, моторизованный. Выбор щадящих форм отдыха - более выражены экоцентризм и видовой эгалитаризм.

 

Исследование Брайта и Портера (2001) – смыслы единства с природой усиливают биоцентризм у сторонников щадящего отдыха, а смыслы самоутверждения усиливали антропоцентризм у любителей охоты и рыбалки.

 

Переживание связи с природой как фактор проэкологического поведения

Экопсихология, глубинная экология - гипотеза биофилии – связь с природой генетически обусловлена и присуща всем людям.

Калс, Шумахер, Монтада, 1999 (ФРГ) – «Эмоциональная близость к природе как мотивационая основа для защиты природы»

С.Клейтон – понятие «экологической идентичности»

2 аспекта экологической идентичности:

n принадлежность экологическому окружению

n принадлежность инвайронментальному движению

 

Лекции 16-18. Экологические установки и проэкологическое поведение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.20.90 (0.006 с.)