Семинар №9. Аргументация в работе юриста. Доказательство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар №9. Аргументация в работе юриста. Доказательство



И опровержение

1. Основное содержание и характеристика аргументации.

2. Виды и способы доказательства и опровержения.

3. Правила аргументации и критики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое доказательство? Чем доказательство отличается от аргументации?

2. Какова роль и специфика доказательства в судебной практике?

3. Как строится доказательство?

4. Что такое опровержение? Каковы виды опровержений?

5. Каковы разновидности и формы спора наиболее актуальны сегодня?

6. Каковы наиболее распространенные ошибки и уловки споре?

 

Литература

Основная:

1. Афанасьева О.В. Логика: Учеб. Пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. М., 2002. 2010. Гл.6. *

2. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике: Учебник для вузов. СПб, 2004. Гл. 6., Гл. 7. *

Дополнительная:

1. Ивлев Ю.В. Логика: Сборник упражнений: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Гл. 10.*

2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. Учебное пособие. 5-е изд. перераб. и доп. М., 2007. Гл. 6.

3. Кириллов В..И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов. М., 2010. Гл. 11.*

4. Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации. М., 2003. Гл. 6 *

5. Светлов В.А. Современная логика. Учебное пособие. СПб, 2006.Гл. 4.

6. Солодухин О.А. Логика. Ростов-на-Дону, 2000. Гл. 7*

Семинар №10. Стратегия и тактика юридического доказывания

1. Типология стратегий юридического доказывания.

2. Конструктивные тактические приемы аргументации.

3. Деструктивные тактические приемы аргументации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Типы стратегических целей аргументации и модели их реализации.

2. Специфика юридической аргументации.

3. Соотношение аргументации и доказательства в юридическом споре.

4. Разрешенные приемы аргументации.

5. Уловки в споре.

 

Литература

Основная:

1. Афанасьева О.В. Логика: Учеб. Пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. М., 2002. 2010. Гл.6. *

2. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике: Учебник для вузов. СПб, 2004. Гл. 6., Гл. 7. *

Дополнительная:

1. Ивлев Ю.В. Логика: Сборник упражнений: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Гл. 10.*

2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. Учебное пособие. 5-е изд. перераб. и доп. М., 2007. Гл. 6.

3. Кириллов В..И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов. М., 2010. Гл. 11.*

4. Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации. М., 2003. Гл. 10-12.*

5. Светлов В.А. Современная логика. Учебное пособие. СПб, 2006.Гл. 5.

6. Солодухин О.А. Логика. Ростов-на-Дону, 2000. Гл. 7.*

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Преподавание логики осуществляется в соответствии с программой, тематическим планом и учебно-методическими рекомендациями. Прежде всего, необходимо научиться выделять логические формы в языковых выражениях, посредством которых мысль передается от одного человека другому. Неспособность отделять логические структуры от языковых является причиной многочисленных заблуждений логически недисциплинированного и нетренированного ума. Выработке этого навыка различения посвящены теоретический материал и упражнения темы 1.

Ядром содержания изучаемого курса логики является материал по темам традиционной логики: понятие (тема 2, тема 3), суждение (тема 4, тема 5), умозаключение (тема 7). Освоение этих базовых форм логического мышления составляет основы логической грамотности, без которых невозможно понимание логических основ судебной аргументации и судебно-следственной практики. На усвоение этих форм должны быть направлены главные усилия студентов в изучении курса логики. Необходимо знать определения основных форм мышления (понятия, суждения, умозаключения), их характеристики и структуру, уметь выявлять их в языковых выражениях, определять виды и проверять правильность построения.

При изучении темы «Понятие» необходимо запомнить определение: «Понятие – это форма мышления, посредством которой предметы обобщаются в класс по их существенным признакам»; далее – понять, что в этом определении указывает на объем понятия, а что на его содержание: «предметы, обобщаемые в класс» – объем, а «признаки, по которым они обобщаются в класс» – содержание. Затем, рассмотреть на примерах закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия: чем уже понятия объем, тем шире его содержание. Раздел «Логические отношения между понятиями» имеет важнейшее практическое значение. Необходимо запомнить как изображаются с помощью кругов Эйлера шесть основных видов отношений между понятиями и выработать навык использования этих круговых схем в решении задач. При изучении раздела «Логические операции с понятиями» необходимо обратить внимания на правила выполнения этих операций и ошибки, которые допускаются при их нарушении.

Тема «Суждение» является ключевой темой курса логики, потому что мысль человеческая выражается в логической форме суждения. Базовое определение: «Суждение – это форма мышления, посредством которой что-либо утверждается или отрицается». Суждения могут быть истинными или ложными. Надо знать критерий истинности: истинным является суждение, связь понятий в котором правильно отражает связи и отношения между предметами действительности. Главным разделом, систематизирующим всю совокупность знаний о суждении, является раздел «Структура и виды простого атрибутивного суждения». Каждый студент должен знать структуру общеутвердительного, общеотрицательного, частноутвердительного, часноотрицательного суждений и уметь выявлять ее в соответствующих им языковых выражениях. Например: необходимо определить вид и структуру следующего языкового выражения «Каждый человек имеет право на жизнь». Это вид общеутвердительного суждения, его структура «Все S есть P», где квантором «Все» является слово «Каждый», субъектом S – «человек», предикатом P – «имеет право на жизнь», связка «есть» пропущена. Важнейшее практическое значение имеет раздел «Отношения между суждениями по «логическому квадрату». «Логический квадрат» - это схема, изображающая логические отношения между простыми атрибутивными суждениями, имеющими один и тот же субъект и предикат. Надо знать символику «логического квадрата» и сущноть логических отноешений между сужденими, которые в нем изображаются. А имеенно: что значит противоположность, противоречие, подчинение, частичная совеместимость. Например: надо определить характер отношений между следующими суждениями: «Все обвиняемые виновны» и «Ни один обвиняемый не виновен». Правильный ответ – это противоположные суждения. Противоположность – это оношение между общеутвердительным и общеотрицательным суждениями, его сущность состоит в том, что они могут быть одновременно ложными, но не могут быть одновременно истинными. В даннос случае они одновременно ложны.

Тема «Умозаключение» является вершиной трационной логики, именно эта тема соединяет в себе знания всех предшествующих тем и разделов для того, чтобы получить возможность эффективного использования этого знания в практической деятельности, а именно – в рассуждении и убеждении. Базовое определение: «Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких связанных суждений выводится новое суждение». Умозаключение – это форма мышления, которая позволяет получать новое знание. Структура умозаключения включает: посылки, заключение и обосновывающее зание. Умозаключение является логически корректным (правильным) если: 1) все посылки истинны; 2) соблюдаются все правила вывода. Важнейшее практическое значение имеет раздел «Простой категорический силлогизм». Теория этого раздела хорошо формализована, что позволяет каждому студенту овладеть навыками правильного рассуждения и обнаружения ошибок в рассдужениях. Например: сможете ли вы обнаружить ошибку в следующем силлогизме: «Все гусеницы едят капусту. Я ем капусту. Следовательно, я – гусеница». Ошибка состоит в том, что из данных посылок нельзя сделать правильного вывода. Несмотря на то, что посылки имеют общий термин «едять капусту», в силлогизме не выполняется второе правило терминов: «средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок». Также можно сказать, что это силлогизм второй фигуры, в котором наружено второе правило: «хотя бы одна из посылок должна быть отрицательной».

После изучения определенных тем и разделов курса рекомендуется проверить свои знания выполнение тестовых заданий, приведенных в данном методическом пособии.

Основными учебными формами изучения логики являются лекции и семинары, сочетаемые с активной самостоятельной работой студентов. Усвоение теоретического материала дополняется анализом реальных фактов из судебной практики, подготовкой рефератов и докладов по юридическому доказыванию, юридическому допросу, версиям.

Текущий контроль осуществляется на семинарских занятиях. Каждое семинарское занятие разбивается на три части: а) проверка домашних упражнений; б) проверка теоретического материала по изучаемой теме; в) решение задач и упражнений по изучаемой теме.

Текущими формами контроля успеваемости учащихся является оценка выполнения домашних заданий и работа на семинарском занятии. Итоговой формой контроля уровня знаний является зачет.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Важнейшим видом учебной работы студента в изучении курса логики является самостоятельная работа. Согласно учебному плану на самостоятельную работу студент очной формы обучения должен затратить не менее 30 часов, что составляет треть общей трудоемкости, отводимой на изучение курса. Недооценка значения самостоятельной работы и невыполнение требуемой нагрузки является главной причиной неуспеха в освоение учебной программы. Поэтому организации самостоятельной работы студентами должно быть уделено самое пристальное внимание.

Важнейшими формами самостоятельной работы студента являются: 1) изучение и дополнение конспекта лекций: 2) изучение теоретических вопросов по учебной литературе; 3) решение практических упражнений; 4) использование средств логического мышления в повседневной жизни и образовательной деятельности, с последующим составлением письменных отчетов и анализом логических ошибок; 5) подготовка рефератов и выступлений на заданную тему.

Добросовестное, тщательное, аккуратное ведение конспекта лекций является важнейшей предпосылкой усвоения и свободного владения главными логическими средствами познания. Через письмо достигается необходимая для понимания концентрация внимания на предмете. Чтение учебника может предшествовать подготовке к лекции, однако существенно эффективнее познание через чтение после акта познания через письмо – записывание конспекта лекций.

При подготовке к темам курса логики обязательно ознакомьтесь по "Программе" с полным описанием содержания изучаемой темы. В "Планах семинарских занятий" к каждой теме семинарского занятия в учебной литературе сформулированы вопросы и типы упражнений. Чтобы успешно освоить логические формы и операции необходимо: во-первых, заучить и понять смысл основных определений; во-вторых, самостоятельно решить не менее 7 типовых упражнений на каждое логическое явление. Только в практическом закреплении теоретического материала возможно изменение своего мышления.

Важнейшим условием формирования целостного представления о структуре курса логики и эффективного использования всего комплекса логических средств является добросовестная и правильно организованная подготовка к экзамену. Вопросы не следует отрывать, изолировать друг от друга, но, напротив, все вопросы необходимо изучать во взаимосвязи друг с другом, выделяя главное и второстепенное, определения и примеры, набрасывая обобщающие схемы и структуры целого и частей. При подготовке к устному ответу важно проговаривать определения вслух.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Логический анализ понятий права.

2. Логика в правовом сознании.

3. Законы логики при квалификации преступлений.

4. Теория и практика применения законов и правил логики в деятельности органов внутренних дел.

5. Этические основы следственной тактики.

6. Выдвижение и проверка следственной версии.

7. Логика следствия.

8. Тактика следственных действий:

9. Использование доказательств при допросе.

10. Научные основы допроса на предварительном следствии.

11. Психология допроса на предварительном следствии.

12. Тактика общения следователя с участниками отдельных следственных действий.

13. Логико-психологическая структура лжи и ошибок в свидетельских показаниях

14. Тактика и этика судебного допроса.

15. Тактика допроса при расследовании преступлений.

16. Тактика и психологические особенности судебных действий.

17. Логика доказывания.

18. Стратегия и тактика доказывания.

19. Структура судебного доказательства.

20. Психология и тактика защиты.

21. Логические задачи обвинения.

22. Психология и логические причины ошибок в доказательстве.

23. Значение ошибки в установлении истины.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Афанасьева О.В. Логика: учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. заведения. М., 2002.*

2. Афанасьева О.В. Логика: учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. заведения. М., 2010.*

3. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике: Учебник для вузов. СПб., 2004.*

Дополнительная:

1.. Ивлев Ю.В. Логика: Сборник упражнений: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. *

2. История логики: Учеб. пособие / В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич, С.В. Воробьева и др. Мн., 2001.

3. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: Учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

4. Кириллов В.И. Логика. М., 2007.*

5. Кириллов В..И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов. М., 2010. *

6. Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации. М., 2003.*

7. Светлов В.А. Современная логика: Учебное пособие. СПб., 2006.

8. Солодухин О.А. Логика. Ростов-на-Дону, 2000.*

 

* - литература, имеющаяся в библиотеке РФ РАП.

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

1. Укажите ошибку в полной логической характеристике понятия:

А. Независимость

а) общее;

б) абстрактное;

в) положительное;

г) безотносительное.

 

Б. Правосудие

а) общее;

б) конкретное;

в) положительное;

г) безотносительное.

 

В. Государство

а) единичное;

б) конкретное;

в) положительное;

г) безотносительное.

2. Определите вид отношений между понятиями:

А. Прокурор – адвокат

а) равнозначность;

б) подчинение;

в) соподчинение;

г) противоположность;

д) противоречие

 

Б. Пролог - эпилог

а) равнозначность;

б) подчинение;

в) соподчинение;

г) противоположность;

д) противоречие.

 

В. Виновный – невиновный

а) равнозначность;

б) подчинение;

в) соподчинение;

г) противоположность;

д) противоречие.

 

3. Какая ошибка допущена в определении понятия?

А. Коллегия адвокатов – это объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.

а) слишком узкое определение;

б) слишком широкое определение;

в) круг в определении;

г) определение через неизвестное;

д) отрицательное определение.

 

Б. Произвол – это отсутствие свободы.

а) слишком узкое определение;

б) слишком широкое определение;

в) круг в определении;

г) определение через неизвестное;

д) отрицательное определение.

 

В. Город – населенный пункт.

а) слишком узкое определение;

б) слишком широкое определение;

в) круг в определении;

г) определение через неизвестное;

д) отрицательное определение.

 

4. Укажите ошибку в делении понятия:

А. Люди бывают трудоспособными, нетрудоспособными и тунеядцами.

а) деление с лишним членом;

б) неполное деление;

в) не по одному основанию;

г) пересечение объемов деления;

д) скачек в делении.

 

Б. Допрашиваемые делятся на потерпевших, подозреваемых и обвиняемых.

а) деление с лишним членом;

б) неполное деление;

в) не по одному основанию;

г) пересечение объемов деления;

д) скачек в делении.

 

В. На прием были приглашены юристы, судьи и бизнесмены.

а) деление с лишним членом;

б) неполное деление;

в) не по одному основанию;

г) пересечение объемов деления;

д) скачек в делении.

5. Определите вид суждения:

А. Ни один преступник не является виновным.

а) общеутвердительное;

б) общеотрицательное;

в) частноутвердительное;

г) частноотрицательное.

 

Б. Каждое его начинание оканчивалось неудачей.

а) общеутвердительное;

б) общеотрицательное;

в) частноутвердительное;

г) частноотрицательное.

 

В. Некоторые ошибки полезны.

а) общеутвердительное;

б) общеотрицательное;

в) частноутвердительное;

г) частноотрицательное.

 

6. Укажите правильное заключение по «логическому квадрату» из посылки:

А. Неверно, что все болтуны – лжецы.

а) Неверно, что некоторые болтуны лжецы;

б) Некоторые болтуны не лжецы;

в) Неверно, что ни один болтун не лжец;

г) Некоторые болтуны лжецы.

 

Б. Некоторые розы не красные.

а) Некоторые розы красные;

б) Все розы красные;

в) Неверно, что ни одна роза не красная;

г) Неверно, что все розы красные.

 

В. Ни один преступник не виновен.

а) Неверно, что некоторые преступники не виновны;

б) Некоторые преступники виновны;

в) Неверно, что все преступники виновны;

г) Неверно, что все преступники не виновны.

 

7. Укажите правильное заключение простого категорического силлогизма:

А. Все законы подлежат экспертизе. Ваш документ не подлежит экспертизе. Следовательно, …

а) Некоторые документы не подлежат экспертизе;

б) Все законы являются документами;

в) Ваш документ не является законом;

г) Некоторые документы подлежат экспертизе.

 

Б. Все свидетели подтвердили вину обвиняемого. Все свидетели находятся в родственных связях. Следовательно…

а) Некоторые, находящиеся в родственных связях подтвердили вину обвиняемого;

б) Некоторые, подтвердившие вину обвиняемого находятся в родственных связях;

в) Все, находящиеся в родственных связях, подтвердили вину обвиняемого;

г) Некоторые, подтвердившие вину обвиняемого не находятся в родственных связях.

 

В. Все честные – справедливы. Некоторые справедливые не являются юристами. Следовательно…

а) Некоторые честные не являются юристами;

б) Все юристы не являются честными;

в) Некоторые справедливые - юристы;

г) Некоторые юристы не являются честными.

 

Ключи к тестовым заданиям

1. А. в) положительное; Б. б) конкретное; В. а) единичное.

2. А. в) соподчинение; Б. г) противоположность; В. д) противоречие.

3. А. в) круг в определении; Б. д) отрицательное определение; В. б) слишком широкое определение.

4. А. а) деление с лишним членом; Б. б) неполное деление; В. д) скачек в делении.

5. А б) общеотрицательное; Б. а) общеутвердительное; В. в) частноутвердительное.

6. А. б) Некоторые болтуны не лжецы; Б. г) Неверно, что все розы красные; В. б) Некоторые преступники виновны.

7. А. в) Ваш документ не является законом; Б. а) Некоторые, находящиеся в родственных связях, подтвердили вину обвиняемого; В. г) Некоторые юристы не являются честными.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Логика как наука.

2. Значение логики в юридической практике.

3. Характеристика исторических этапов формирования логики.

4. Язык как знаковая система. Язык права.

5. Понятие, способы образования понятий. Объем и содержание понятий. Закон обратного отношения между объемом и содержанием.

6. Классификация понятий. Полная логическая характеристика понятия.

7. Логические отношения между понятиями (круги Эйлера).

8. Обобщение и ограничение понятий.

9. Определение понятий, структура определения, основные виды определений.

10. Правила построения определений, возможные ошибки в определениях. Значение определений в юридической практике.

11. Логическая операция деления понятий, структура деления, виды деления понятий. Классификация.

12. Правила деления понятий, возможные ошибки при делении. Значение деления в юридической практике.

13. Суждение. Простые и сложные суждения. Виды простых суждений. Суждение и норма.

14. Структура простого атрибутивного суждения. Виды атрибутивных суждений. Распределенность терминов.

15. Логические отношения между простыми категорическими суждениями по «логическому квадрату».

16. Умозаключение, его структура. Понятие правильного (логически корректного) умозаключения, понятие логического следования.

17. Классификация умозаключений: дедуктивные и индуктивные /правдоподобные/. Значение и функции рассуждений в юридической практике.

18. Непосредственные умозаключения по «логическому квадрату».

19. Непосредственные умозаключения превращения, обращения, противопоставления предикату.

20. Простой категорический силлогизм. Правила терминов и правила посылок.

21. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма. Правила фигур.

22. Индуктивные методы систематизации знаний. Виды индукции и их структура. Характерные ошибки в индуктивных умозаключениях.

23. Методы установления причинных связей.

24. Умозаключения по аналогии.

25. Доказательство и его структура. Способы доказательства. Юридическое доказывание.

26. Опровержение и его структура. Виды опровержения. Значение опровержения в юридической практике.

27. Правила доказательства и опровержения. Характерные ошибки в доказательстве и опровержении.

28. Гипотеза. Доказательство, подтверждение, опровержение гипотезы.

29. Версия. Виды версий. Доказательство, подтверждение, опровержение судебно-следственной версии.

30. Вопрос и ответ, их логическая структура, требования к вопросам и ответам.


УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

 

Антюшин С.С., Трухан А.В.

 

 

ЛОГИКА

Учебно-методический комплекс

для студентов факультета непрерывного образования

(специальность 030912.52 «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования)

 

 

Корректура и верстка В.В. Паламарчук



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.211.23 (0.13 с.)