Семинар №1. Логика как наука и ее роль в деятельности юриста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар №1. Логика как наука и ее роль в деятельности юриста



ЛОГИКА

Учебно-методический комплекс

для студентов факультета непрерывного образования

очной формы обучения

специальность 030912.52 «Право и организация социального обеспечения»

 

 

Ростов-на-Дону


 

ОДОБРЕН Предметно-цикловой комиссией по социально-экономическим дисциплинам Ростовского филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия».   Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 030912.52 «Право и организация социального обеспечения», повышенный уровень среднего специального образования.
    Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин РФ ФГБОУВПО РАП (протокол от 13 июня 2012 года № 11)

 

Авторы:

Антюшин С.С., д.ф.н., профессор, профессор кафедры философии и социально-экономических дисциплин РАП

Трухан А.В., к.ф.н., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала РАП

 

Рецензент:

Липовой С.П., к.ф.н., доцент, заведующий кафедрой истории философии факультета философии и культурологи Южного федерального университета

 

 

Ответственный за выпуск:

Дровалева Л.С., к. пед. н., доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала РАП

 

 

©Ростовский филиал

Российской академии правосудия, 2012

© Антюшин С.С., Трухан А.В., 2012


СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка…………………………………………………………..4

 

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………5

 

Тематический план………………………………………………………………..6

 

Программа курса……………………………………………………………………6

 

Тематический план семинарских занятий……………………………..13

 

Планы семинарских занятий…………………………………………………14

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины…………23

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………………….25

 

Примерная тематика рефератов……………………………………………26

 

Рекомендуемая литература…………………………………………………..27

 

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля………………………………………………………………………………………….28

 

Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………32

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Логика» – дисциплина вариативной части общего гуманитарного и социально-экономического цикла. Успешное освоение курса логики является необходимым этапом формирования юридического мышления. Знание современных средств формальной логики и умение грамотно использовать принципы, формы и методы логического познания в профессиональной деятельности – важнейший признак квалификационной пригодности юриста.

Логика является учебной дисциплиной, которая составляет основу базового образования в Российской академии правосудия. Она предваряет изучение многих специальных дисциплин, позволяет студентам сформировать и развить у себя правильное мышление, целостное представление и понимание различного вида знаний, способствует приобретению навыков использования правил выводного знания для формирования доказательных рассуждений, убедительной аргументации, принятию квалифицированных решений в профессиональной деятельности.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

В результате обучения студенты должны:

– знать, что представляет собой логические формы мысли, как они связаны между собой;

– владеть законами возникновения, развития мысли, правильного мышления, выводного знания, аргументации и принятия квалифицированных решений;

– понимать роль различного вида знаний, значение вопросов в получении истинных, достоверных и правдивых знаний в различных сферах жизнедеятельности общества, государства, страны;

– иметь представления о способах, средствах и приемах ведения аргументации с различными оппонентами и уметь использовать эти знания в профессиональной деятельности судьи;

– владеть методами анализа различного вида и уровня социальных ситуаций, получения и использования информации о возникновении и развитии правонарушений для обоснования и реализации гражданских прав и обязанностей каждого человека в нашей стране, каждого субъекта общественных отношений;

– иметь навыки работы с документами и другими источниками, позволяющими получать истинные или достоверные знания, раскрывающими происхождение, развитие и разрешение различного вида и уровня правонарушений.

Задача изучения курса логики не сводится к приобретению суммы знаний, но заключается в качественном изменении способа мышления. Суть этого изменения состоит в переходе от стихийного использования логических средств, которое человек осваивает в процессе овладения речью, к осознанному владению логическими формами мышления, законами, приемами и методами правильного мышления. Логика для юриста имеет то же значение, что гигиена для врача. Изучение логики осуществляется посредством усвоения предусмотренного программой теоретического материала и приобретения навыков решения задач и упражнений по логике.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов в соответствии с учебным планом
Максимальная учебная нагрузка студента  
Аудиторные занятия, из них:  
Лекции  
Семинарские занятия в т.ч. практические занятия  
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля Зачет

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№ п/п Тема дисциплины Вид учебных занятий (количество часов)
Лекции Семинары
1. Логика как наука и ее роль в деятельности юриста    
2. Понятие: объем, содержание и виды понятий    
3. Отношение между понятиями, логические операции с понятиями    
4. Суждение. Виды суждений. Модальность суждений    
5. Отношение между суждениями. Виды вопросов    
6. Законы логики. Умозаключение и его значение для юриста. Умозаключения по аналогии и индуктивные    
7. Дедуктивные умозаключения    
8. Аргументация в работе юриста. Доказательство и опровержение. Гипотеза и версия    
Итого часов    

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Логика как наука и ее роль в деятельности юристов

Студент должен

иметь представление:

— о формах познания объективного мира человеком; о правильном мышлении;

знать:

предмет формальной логики;

— основные понятия: предмет, закон, логическая культура, знание, истина, ложь;

основные этапы развития логики;

— особенности языка логики;

— значение логики для юристов;

уметь:

— различать основные логические формы;

— правильно применять основные логические термины.

Понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Основные характеристики абстрактного мышления. Логическая форма мысли. Основные типы логических форм: понятие, суждение, умозаключение.

Формальная логика как наука. Предмет логики. Логическая куль тура. Основные этапы формирования логической науки.

Язык как знаковая система. Понятие знака. Виды знаков: знаки-индексы, знаки-образы, знаки-символы. Языки естественные и искусственные. Язык логики.

Теоретическое и практическое значение логики для юристов. Логика и методология правового познания.

 

Тема 2. Понятие; объем, содержание и виды понятий

Студент должен

иметь представление:

— об основных логических приемах формирования понятий;

— о связи понятий и слов;

— о полной логической характеристике понятия;

знать:

— основные характеристики понятия как формы мышления;

— закон обратного отношения объема и содержания понятий основные виды понятий;

уметь:

— определять объем и содержание понятия;

— обобщать и ограничивать понятия.

Понятие как форма мышления. Способы образования понятий в естественном языке.

Признаки предметов. Виды признаков: существенные и несущественные, отличительные и неотличительные.

Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержаниями и объемами понятий.

Виды понятий. Единичные, общие и нулевые понятия; конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; безотносительные и соотносительные; собирательные и не собирательные понятия.

 

Тема 3. Отношения между понятиями; логические операции

С понятиями

Студент должен

иметь представление:

— о многообразии отношений между различными понятиями;

— о возможностях использования различных операций с понятия ми в практической деятельности юриста;

знать:

— характеристику сравнимых и несравнимых понятий;

— виды отношений совместимости и несовместимости;

— операции обобщения, ограничения, определения и деления понятий;

уметь:

— определять виды отношений между понятиями, изображать их в круговых схемах Л. Эйлера;

— определять ошибки неправильных определений и делений понятий.

Понятие об отношениях и видах отношений между понятиями. Круговые схемы Л. Эйлера. Сравнимые и несравнимые понятия. От ношения равнозначности, пересечения, подчинения, соподчинения, противоположности, противоречия.

Определение понятий. Явные и неявные определения. Определение через род и видовое отличие. Контекстуальные определения и определения через отношение к противоположному. Требования, предъявляемые к определениям. Ошибки в определениях.

Деление. Виды и правила деления понятий. Ошибки в делениях.

Классификация как логико-гносеологическая процедура.

 

Тема 4. Суждение. Виды суждений. Модальность суждений

Студент должен

иметь представление:

— об истинности и ложности суждений;

— о связи суждений и предложений; о модальности и ее видах;

знать:

— языковую форму выражения суждений; состав и структуру суждений;

— виды простых суждений;

— объединенную классификацию простых категорических суждений по качеству и количеству;

уметь:

— определять в суждениях субъект, предикат и связку;

— определять распределенность терминов в простых суждениях;

— давать характеристику суждения.

Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Простые суждения. Структура простого категорического суждения. Виды суждений. Атрибутивньие суждения. Суждения об отношениях. Распределенность терминов в суждениях.

Модальность суждений. Алетическая, эпистемическая, деонтическая, темпоральная модальности.

 

Тема 5. Отношения между суждениями. Виды вопросов

Студент должен

иметь представление:

— о преобразовании суждений;

— о роли вопросов и ответов в практической деятельности юриста;

— о «логическом квадрате»;

знать:

— виды отношений между простыми суждениями;

— виды логических связок в сложных суждениях;

— основные ТИПЫ преобразования суждений;

— основные виды вопросов и ответов;

уметь:

— производить основные преобразования суждений;

— строить «таблицы истинности сложных суждений;

— находить ошибки при постановке вопросов и при ответе на них.

Преобразование суждений. Обращение, превращение, противопоставление предикату; порядок, правила и практическое значение преобразований.

Виды отношений между суждениями по логическим формам. Сравнимые и несравнимые суждения, совместимые и несовместимые. Суждения. Логический квадрат.

Сложные суждения. Виды СЛОЖНЫХ суждений. Правила построения таблиц истинности сложных суждений.

Вопрос как мысль особого типа. Логическая структура вопроса. Виды вопросов: по степени общности, по характеру предмета, объема, содержания, по синтаксической структуре, по целевому предназначению, по функциональной предназначенности. Виды ответов: сильные и слабые, полные и неполные.

 

Тема 6. Законы логики. Умозаключение и его значение для юриста. Умозаключения по аналогии

И индуктивные

Студент должен

иметь представление:

— о роли законов логики в познании;

— об использовании их в практической деятельности юристов;

— об опосредованных знаниях;

- о роли аналогии в науке и практической деятельности юриста;

— о роли индуктивных умозаключений в практической деятельности юриста;

знать:

— содержание законов логики;

— состав и структуру умозаключения;

— виды умозаключений по направленности логического следования;

— виды аналогии;

— правила умозаключений по аналогии;

— условия повышения степени вероятности умозаключений по нестрогой аналогии;

— виды индуктивных умозаключений;

— методы установления причинных связей между явлениями;

уметь:

— применять законы логики в практической деятельности.

— использовать умозаключения по аналогии и дедуктивные при решении практических задач;

определять степень вероятности обобщения и достоверности заключения по видам умозаключений;

— использовать научную индукцию для анализа причинных связей.

Понятие логического закона. Общая характеристика законов логики. Сфера действий законов логики. Основные свойства мысли, выражаемые законами логики: определенность, непротиворечивость, обоснованность.

Закон тождества как выражение определенности мысли. Логические ошибки при нарушении закона тождества: подмена понятия; подмена тезиса. Правила, которые необходимо соблюдать, чтобы не нарушать закон тождества.

Закон непротиворечия. Понятие диалектического и формально логического противоречия. Проявление противоречия во всех несовместимых суждениях: контрарных, контрадикторных. Недопущение противоречия во всяком правильном мышлении.

Закон исключенного третьего и специфика его действия в юридической практике. Взаимосвязь закона исключенного третьего с законом не противоречия. Невозможность признания двух противоречащих суждений одновременно истинными или ложными.

Закон достаточного основания как выражение требования обоснованности мысли. Достаточное обоснование как мысль, которая проверена и признана истинной и из которой с необходимостью вытекает истинность выводного знания.

Взаимосвязь законов логики и их роль в деятельности юристов.

Умозаключение. Состав и виды умозаключений. Непосредственные умозаключения. Выводы по логическому квадрату, превращение и обращение категорических суждений. Противопоставление предикату и субъекту.

Умозаключения по аналогии. Структура и виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств, аналогия отношений. Виды аналогий по степени достоверности заключения: строгая и нестрогая аналогия. Аналогия в правовом познании и в деятельности юристов.

Индуктивные умозаключения и опытные обобщения. Индукция полная и неполная, научная и популярная.

Индуктивные методы установления причинных связей между явлениями: единственного сходства, единственного различия, соединенный — сходства и различия, сопутствующих изменений; остатков.

 

Тема 7. Дедуктивные умозаключения

Студент должен

иметь представление:

— о типологии дедуктивных умозаключений,

— о познавательном значении фигур силлогизма;

знать:

— состав простого категорического силлогизма;

— виды непосредственных умозаключений;

— общие правила категорического силлогизма;

— фигуры и модусы силлогизма;

— виды силлогизма: сокращенные и сложные;

уметь:

— делать выводы из посылок простого категорического силлогизма;

— «сворачивать» и «разворачивать» силлогизмы;

— делать выводы из посылок, являющихся сложными суждениями.

Дедуктивные умозаключения. Виды дедуктивных умозаключений. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключение по логическому квадрату.

Простой категорический силлогизм. Состав категорического силлогизма. Общиё правила терминов и посылок. Фигуры силлогизма, правила фигур. Модусы категорического силлогизма. Энтимема силлогизма.

Виды сложных дедуктивньгх умозаключений. Полисиллогизмы, сориты, эпихейремы.

Условные и разделительные умозаключения. Дедуктивные умозаключения и судебная практика.

 

Тема. 8 Аргументация в работе юриста. Доказательство и опровержение. Гипотеза и версия

Студент должен

иметь представление:

— о роли аргументации в процессе установления истины;

— об особенностях аргументации в деятельности юриста;

— о риторических и спекулятивных способах и приемах организации и проведения аргументации;

— об общей классификации типов личностей, участвующих в аргументации;

— о правилах и приемах оптимизации взаимодействия между участниками процесса аргументации;

- о значении правильного выдвижения гипотез и версий;

— о правильном обосновании гипотез и версий;

знать:

— состав и структуру доказательства;

- основные правила и способы доказательства;

— сущность опровержения, виды критики;

— виды версий и гипотез;

— основы построения гипотез и версий;

— этапы и формы, приемы обоснования версий и гипотез;

уметь:

- подготовиться и провести процесс аргументации по значимому для юриста тезису

— опровергнуть обоснование тезиса оппонента, если оно проведено с логическими ошибками.

— формулировать варианты версий и гипотез в процессе познания и разрешения проблем социальной действительности.

Понятие аргументации, убеждения, доказательства. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Критика и опровержение. Способы аргументации и критики.

Содержание и структура доказательства. Формы обоснования тезиса: дедуктивная, индуктивная или по аналогии. Прямое и косвенное доказательства. Виды косвенных доказательств: апагогическое и разделительное.

Опровержение как логическая операция, направленная на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса. Способы опровержения: критика тезиса (прямая или косвенная); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации.

Классификация оппонентов аргументации и особенности взаимодействия с различными типами оппонентов.

Логические правила доказательства. Правила, относящиеся к тезису, к аргументам, к демонстрации. Ошибки, возникающие при нарушении данных правил.

Гипотеза как процесс развития знания. Виды гипотез: по функциям в познавательном процессе (описательная, объяснительная), по объекту исследования (общая, частная, единичная). Версия.

Основные этапы развития гипотезы. Проверка гипотезы (версии). Способы обоснования и опровержения гипотез.

Роль гипотез и версий в юридической практике. Специфика процесса выдвижения и обоснования судебно-следственных версий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

№№ п/п Тема семинарского (практического) занятия Количество часов
1. Логика как наука и ее роль в деятельности юриста  
2. Понятие: объем, содержание и виды понятий  
3. Логические операции с понятиями (интерактивная форма проведения занятия)  
4. Суждение. Виды суждений. Модальность суждений  
5. Отношение между суждениями. Виды вопросов  
6. Законы логики. Умозаключения и его значение для юриста. Умозаключения по аналогии и индуктивные  
7. Дедуктивные умозаключения  
8. Умозаключения со сложными суждениями  
9. Аргументация в работе юриста. Доказательство и опровержение.  
10. Стратегия и тактика юридического доказывания  
Итого часов  

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Литература

Основная:

1. Афанасьева О.В. Логика: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. М., 2002, 2010. Гл.1. *

2. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике: Учебник для вузов. СПб., 2004. Гл. 1. *

Дополнительная:

1. Ивлев Ю.В. Логика: Сборник упражнений: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Гл. 1.*

2. Кириллов В..И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов. М., 2010. Гл. 1.*

3. Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации. М., 2003.*

4. Светлов В.А. Современная логика. Учебное пособие. СПб, 2006.С. 7-34.

5. Солодухин О.А. Логика. Ростов-на-Дону, 2000. Гл. 1*

 

* - литература, имеющаяся в библиотеке РФ РАП.

Семинар №2. Понятие: объем, содержание и виды понятий

1. Полная логическая характеристика понятия.

2. Правила определения понятий.

3. Логические отношения между понятиями.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое понятие?

2. По каким признакам объединяются предметы в понятиях?

3. Каковы основные способы образования понятий?

4. Какие виды понятий вам известны?

5. Каковы основные виды отношений между понятиями?

6. Что такое «круги Эйлера»?

7. Каковы основные операции с понятиями?

 

Литература

Основная:

1. Афанасьева О.В. Логика: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. М., 2002. 2010. Гл.2. *

2. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике: Учебник для вузов. СПб., 2004. Гл. 2. *

Дополнительная:

1. Ивлев Ю.В. Логика: Сборник упражнений: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Гл. 8.*

2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. Учебное пособие. 5-е изд. перераб. и доп. М., 2007. Гл. 1.

3. Кириллов В..И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов. М., 2010. Гл. 2.*

4. Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации. М., 2003. Гл. 2 *.

5. Светлов В.А. Современная логика. Учебное пособие. СПб, 2006. Гл. 1.

6. Солодухин О.А. Логика. Ростов-на-Дону, 2000. Гл. 2*.

 

Литература

Основная:

1. Афанасьева О.В. Логика: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. М., 2002. 2010. Гл.2. *

2. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике: Учебник для вузов. СПб., 2004. Гл. 2. *

Дополнительная:

1. Ивлев Ю.В. Логика: Сборник упражнений: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Гл. 9.*

2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. Учебное пособие. 5-е изд. перераб. и доп. М., 2007. Гл. 1.

3. Кириллов В..И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов. М., 2010. Гл. 2.*

4. Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации. М., 2003. Гл. 2. *

5. Светлов В.А. Современная логика. Учебное пособие. СПб., 2006. Гл. 1.

6. Солодухин О.А. Логика. Ростов-на-Дону, 2000. Гл. 2.*

 

Литература

Основная:

1. Афанасьева О.В. Логика: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. М., 2002. 2010. Гл.3. *

2. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике: Учебник для вузов. СПб., 2004. Гл. 3. *

Дополнительная:

1. Ивлев Ю.В. Логика: Сборник упражнений: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Гл. 4.*

2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. Учебное пособие. 5-е изд. перераб. и доп. М., 2007. Гл. 2.

3. Кириллов В..И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов. М., 2010. Гл. 4.*

4. Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации. М., 2003. Гл. 3. *

5. Светлов В.А. Современная логика. Учебное пособие. СПб., 2006. Гл. 2.

6. Солодухин О.А. Логика. Ростов-на-Дону, 2000. Гл. 3.*

Литература

Основная:

1. Афанасьева О.В. Логика: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. М., 2002. 2010. Гл.4. *

2. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике: Учебник для вузов. СПб., 2004. Гл. 5. *

Дополнительная:

1. Ивлев Ю.В. Логика: Сборник упражнений: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Гл. 6.*

2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. Учебное пособие. 5-е изд. перераб. и доп. М., 2007. Гл. 3.

3. Кириллов В..И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов. М., 2010. Гл. 4.*

4. Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации. М., 2003. Гл. 3. *

5. Светлов В.А. Современная логика. Учебное пособие. СПб., 2006. Гл. 2.

6. Солодухин О.А. Логика. Ростов-на-Дону, 2000. Гл. 3.*

 

Семинар №6. Законы логики. Умозаключение и его значение для юриста. Умозаключение по аналогии и индуктивные

1. Понятие логического закона.

2. Содержание и структура умозаключений. Виды умозаключений по аналогии. Индуктивные умозаключения.

3. Значение умозаключений для юристов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое логическое следование?

2. Как проверяется логическая корректность умозаключений со сложными суждениями?

3. Как используются в аргументации умозаключения со сложными суждениями?

4. Какие законы логики Вам известны?

5. Что выражают законы логики?

 

Литература

Основная:

1. Афанасьева О.В. Логика: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. М., 2002. 2010. Гл. 5. *

2. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике: Учебник для вузов. СПб., 2004. Гл. 4, 5. *

Дополнительная:

1. Ивлев Ю.В. Логика: Сборник упражнений: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Гл. 6.*

2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. Учебное пособие. 5-е изд. перераб. и доп. М., 2007. Гл. 3.

3. Кириллов В..И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов. М., 2010. Гл. 4.*

4. Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации. М., 2003. Гл. 8. *

5. Солодухин О.А. Логика. Ростов-на-Дону, 2000. Гл. 4.*

Литература

Основная:

1. Афанасьева О.В. Логика: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. М., 2002. 2010. Гл.4. *

2. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике: Учебник для вузов. СПб., 2004. Гл. 5. *

Дополнительная:

1. Ивлев Ю.В. Логика: Сборник упражнений: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Гл. 4.*

2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. Учебное пособие. 5-е изд. перераб. и доп. М., 2007. Гл. 3.

3. Кириллов В..И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов. М., 2010. Гл. 7.*

4. Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации. М., 2003. Гл. 4. *

5. Светлов В.А. Современная логика. Учебное пособие. СПб., 2006..Гл. 3.

6. Солодухин О.А. Логика. Ростов-на-Дону, 2000. Гл. 4.*

Семинар № 8. Умозаключения со сложными суждениями

1. Виды умозаключений со сложными суждениями.

2. Схемы правильных выводов.

3. Проверка логической корректности выводов.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое умозаключения со сложными суждениями.

2. Правильные и неправильные модусы условно-категорического умозаключения.

3. Правильные и неправильные модусы разделительно-категорического умозаключения.

4. Схемы правильных выводов условно-разделительного умозаключения (дилеммы).

5. Схемы правильных выводов чисто условных умозаключений.

6. Проверка логической корректности выводов методом построения совместной таблицы истинности.

Литература

Основная:

1. Афанасьева О.В. Логика: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. М., 2002. 2010. Гл.5. *

2. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике: Учебник для вузов. СПб., 2004. Гл. 5. *

Дополнительная:

1. Ивлев Ю.В. Логика: Сборник упражнений: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Гл. 6.*

2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. Учебное пособие. 5-е изд. перераб. и доп. М., 2007. Гл. 4.

3. Кириллов В..И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов. М., 2010. Гл. 8.*

4. Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации. М., 2003. Гл. 5. *

5. Светлов В.А. Современная логика. Учебное пособие. СПб., 2006. Гл. 6.

И опровержение

1. Основное содержание и характеристика аргументации.

2. Виды и способы доказательства и опровержения.

3. Правила аргументации и критики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое доказательство? Чем доказательство отличается от аргументации?

2. Какова роль и специфика доказательства в судебной практике?

3. Как строится доказательство?

4. Что такое опровержение? Каковы виды опровержений?

5. Каковы разновидности и формы спора наиболее актуальны сегодня?

6. Каковы наиболее распространенные ошибки и уловки споре?

 

Литература

Основная:

1. Афанасьева О.В. Логика: Учеб. Пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. М., 2002. 2010. Гл.6. *

2. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике: Учебник для вузов. СПб, 2004. Гл. 6., Гл. 7. *

Дополнительная:

1. Ивлев Ю.В. Логика: Сборник упражнений: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Гл. 10.*

2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. Учебное пособие. 5-е изд. перераб. и доп. М., 2007. Гл. 6.

3. Кириллов В..И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов. М., 2010. Гл. 11.*

4. Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации. М., 2003. Гл. 6 *

5. Светлов В.А. Современная логика. Учебное пособие. СПб, 2006.Гл. 4.

6. Солодухин О.А. Логика. Ростов-на-Дону, 2000. Гл. 7*

Литература

Основная:

1. Афанасьева О.В. Логика: Учеб. Пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. М., 2002. 2010. Гл.6. *

2. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике: Учебник для вузов. СПб, 2004. Гл. 6., Гл. 7. *

Дополнительная:

1. Ивлев Ю.В. Логика: Сборник упражнений: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Гл. 10.*

2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. Учебное пособие. 5-е изд. перераб. и доп. М., 2007. Гл. 6.

3. Кириллов В..И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов. М., 2010. Гл. 11.*

4. Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации. М., 2003. Гл. 10-12.*

5. Светлов В.А. Современная логика. Учебное пособие. СПб, 2006.Гл. 5.

6. Солодухин О.А. Логика. Ростов-на-Дону, 2000. Гл. 7.*

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Преподавание логики осуществляется в соответствии с программой, тематическим планом и учебно-методическими рекомендациями. Прежде всего, необходимо научиться выделять логические формы в языковых выражениях, посредством которых мысль передается от одного человека другому. Неспособность отделять логические структуры от языковых является причиной многочисленных заблуждений логически недисциплинированного и нетренированного ума. Выработке этого навыка различения посвящены теоретический материал и упражнения темы 1.

Ядром содержания изучаемого курса логики является материал по темам традиционной логики: понятие (тема 2, тема 3), суждение (тема 4, тема 5), умозаключение (тема 7). Освоение этих базовых форм логического мышления составляет основы логической грамотности, без которых невозможно понимание логических основ судебной аргументации и судебно-следственной практики. На усвоение этих форм должны быть направлены главные усилия студентов в изучении курса логики. Необходимо знать определения основных форм мышления (понятия, суждения, умозаключения), их характеристики и структуру, уметь выявлять их в языковых выражениях, определять виды и проверять правильность построения.

При изучении темы «Понятие» необходимо запомнить определение: «Понятие – это форма мышления, посредством которой предметы обобщаются в класс по их существенным признакам»; далее – понять, что в этом определении указывает на объем понятия, а что на его содержание: «предметы, обобщаемые в класс» – объем, а «признаки, по которым они обобщаются в класс» – содержание. Затем, рассмотреть на примерах закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия: чем уже понятия объем, тем шире его содержание. Раздел «Логические отношения между понятиями» имеет важнейшее практическое значение. Необходимо запомнить как изображаются с помощью кругов Эйлера шесть основных видов отношений между понятиями и выработать навык использования этих круговых схем в решении задач. При изучении раздела «Логические операции с понятиями» необходимо обратить внимания на правила выполнения этих операций и ошибки, которые допускаются при их нарушении.

Тема «Суждение» является ключевой темой курса логики, потому что мысль человеческая выражается в логической форме суждения. Базовое определение: «Суждение – это форма мышления, посредством которой что-либо утверждается или отрицается». Суждения могут быть истинными или ложными. Надо знать критерий истинности: истинным является суждение, связь понятий в котором правильно отражает связи и отношения между предметами действительности. Главным разделом, систематизирующим всю совокупность знаний о суждении, является раздел «Структура и виды простого атрибутивного суждения». Каждый студент должен знать структуру общеутвердительного, общеотрицательного, частноутвердительного, часноотрицательного суждений и уметь выявлять ее в соответствующих им языковых выражениях. Например: необходимо определить вид и структуру следующего языкового выражения «Каждый человек имеет право на жизнь». Это вид общеутвердительного суждения, его структура «Все S есть P», где квантором «Все» является слово «Каждый», субъектом S – «человек», предикатом P – «имеет право на жизнь», связка «есть» пропущена. Важнейшее практическое значение имеет раздел «Отношения между суждениями по «логическому квадрату». «Логический квадрат» - это схема, изображающая логические отношения между простыми атрибутивными суждениями, имеющими один и тот же субъект и предикат. Надо знать символику «логического квадрата» и сущноть логических отноешений между сужденими, которые в нем изображаются. А имеенно: что значит противоположность, противоречие, подчинение, частичная совеместимость. Например: надо определить характер отношений между следующими суждениями: «Все обвиняемые виновны» и «Ни один обвиняемый не виновен». Правильный ответ – это противоположные суждения. Противоположность – это оношение между общеутвердительным и общеотрицательным суждениями, его сущность состоит в том, что они могут быть одновременно ложными, но не могут быть одновременно истинными. В даннос случае они одновременно ложны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.183.119 (0.237 с.)