Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция научных парадигм и революций Т. Куна
В анализах истории науки Поппера и Лакатоса господствует методологический подход. С принципиально других позиций анализировал историю науки американец Т. Кун. Для него научная деятельность является мероприятием, имеющим ярко выраженный аксиологический, социологический и психологический характер. В концепции истории науки Куна центральными являются понятия парадигмы (от греч. paradigma – образец, пример), научного сообщества, нормальной науки, научной революции. Что касается Куна, то он использует термин "парадигма" в двух различных смыслах. Указанный термин "... обозначает всю совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для данного сообщества. С другой стороны, он указывает один вид элемента в этой совокупности – конкретные решения головоломок, которые, когда они используются в качестве моделей или примеров, могут заменять эксплицитные правила как основу для решения не разгаданных еще головоломок нормальной науки" [17,с.228]. Первый смысл термина является социологическим. Действительно, речь идет о научном сообществе, общности людей. Но, как известно, общности людей изучаются социологией. Что такое научное сообщество? Прежде всего совокупность людей с определенными убеждениями и ценностями. Для Куна основным субъектом научной деятельности является не отдельный ученый, успешно справляющийся с описанием научных фактов, а сообщество ученых. Идея эта не нова и восходит к прагматизму Пирса. У Куна идея научного сообщества получает новую интерпретацию. В отличие от Пирса он поясняет, как складывается научное сообщество. "Ученые исходят в своей работе из моделей, усвоенных в процессе обучения и из последующего изложения их в литературе, часто не зная и не испытывая никакой потребности знать, какие характеристики придали этим моделям статус парадигм научного сообщества" [17,с. 72]. Действенность парадигм обнаруживается в процессе их применения [17,с. 73]. Образование и вхождение исследователя в научное сообщество осуществляются в более либеральном режиме, чем это обычно предполагается. Нет поэтому ничего удивительного в том, что каждое научное сообщество обладает различными убеждениями и ценностями. Научные мировоззрения складываются по-разному. "Работая в различных мирах, две группы ученых видят вещи по-разному, хотя и наблюдают за ними с одной позиции и смотрят в одном и том же направлении" [17,с.198]. Аристотелианцы считали, что колебание маятника является движением, сдерживаемым нитью подвеса маятника; Галилей видел в этом же колебании повторяющееся свободное падение. Наш пример: явления наследственности по-разному объясняют (видят) генетики и дарвинисты. Явления тяготения одно сообщество физиков "видит" как проявление гравитационных сил, другое – как бессиловое движение по геодезическим линиям физического пространства.
Ученый видит явления в соответствии с теми ценностями, которые он усвоил, общаясь со своими учителями и коллегами. Мир фактов не настолько определенен, чтобы допускать правомерность всего лишь одного образца научного знания. Критерии научности не являются ни произвольными, ни единственными, ни неизменными. Согласно Куну, любая наука проходит в своем движении три фазы (периода): допарадигмальную, парадигмальную и постпарадигмальную. Эти же три фазы можно представить как генезис науки, нормальную науку и кризис науки. Смены парадигм преодоления кризисных состояний выступают как научные революции [17,с.23]. Наука изменяется не кумулятивно, т.е. поступательно-непрерывно, а прерывно, посредством катастроф ставших малопродуктивными доктринальных построений интеллектуальной элиты. Как происходит смена парадигм? "Подобно выбору между конкурирующими политическими институтами, выбор между конкурирующими парадигмами оказывается выбором между несовместимыми моделями жизни сообщества" [17,с.130]. Но почему парадигмы несовместимы друг с другом? Потому что кардинальным образом изменяется сам способ интерпретации. Подобное изменение не является рядовым актом, оно неожиданно, переключается форма интерпретации в целом [17.С.165]. Новая парадигма рождается благодаря проблескам интуиции. Научные революции редки потому, что они грандиозны, а грандиозные события происходят не каждый день. Научная революция – сложнейшее явление, оно детерминируется многими обстоятельствами, в том числе и психологического плана. Далеко не все, как доказывает Кун, сводится здесь к методологическому стереотипу, согласно которому теория опровергается посредством ее прямого сопоставления с фактами [17, с. 110].
Обобщая эволюционные модели научного развития, предложенные Поппером, Лакатосом и Куном, австрийский методолог науки Э. Эзер приходит к выводу, что в истории науки реализуются четыре основных типа фазовых переходов: § от дотеоретической стадии науки к первичной теории; § от одной теории к альтернативной ей (смена парадигм); § от двух отдельно возникших и параллельно развивавшихся частных теорий к одной универсальной теории; § от наглядной, основанной на чувственном опыте теории к абстрактной ненаглядной теории с тотальной сменой основных понятий [18,с.41].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.31 (0.007 с.) |