Действия судоводителей при плавании во льдах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действия судоводителей при плавании во льдах



· При плаванииво льдах (самостоятельно или в составе каравана под проводкой ледоколов) следует иметь в виду, что, несмотря на совершенствование судов, опасность получения ими ледовых повреждений нисколько не уменьшилась. Выбор и поддержание оптимальной скорости движения судна в ледовых условиях является основной задачей судоводителей, управляющих судном.

· Перед выходом судна в плавание в ледовых условиях, независимо от того, будет ли это плавание совершаться самостоятельно или под проводкой ледокола, судно должно быть полностью или всесторонне подготовлено к нему. Надлежит организовать регулярный прием ледовой и метеорологической информации, а фактическую ледовую обстановку с обзорной ледовой карты наносить на путевую карту.

· Сведения о характере возможного обледенения судов в отдельных районах Мирового океана приводятся в Атласах обледенения судов и в ИМ (извещениях мореплавателям).

· Вахта на мостике при ледовом плавании обычно осуществляется двумя судоводителями, один из которых (капитан или СПК) управляет судном, а другой выполняет штурманские обязанности, а также наблюдает за ледовой обстановкой, обеспечивает связь с ведущим ледоколом и судами в караване, выполняет распоряжения капитана.

· Во всех случаях необходимо всячески стремиться избегать встречи со льдом, даже если это вызывает значительное увеличение предстоящего пути. Следует всегда помнить, что длинный путь по чистой воде или по разреженному льду выгоднее короткого пути в сплоченном льду.

· Выбор безопасной скорости движения судна зависит от конструкции и прочности корпуса судна, мощности его двигателей, инерции, а также от толщины и сплоченности льда.

· Для предохранения руля и винтов от повреждений необходимо, по возможности, иметь дифферент на корму.

· Следуя во льдах, надлежит четко организовать наблюдение за уровнем воды в корпусе судна.

· Не следует входить в лед, если в нем происходит торошение. Входить в лед надо с погашенной инерцией на СМХ и под углом 90º к кромке льда. Дальнейшее следование во льду должно сообразовываться с прочностью корпуса и состоянием льда. Входить в лед с неработающими винтами нельзя.

· В случае неизбежного столкновения со льдинами при входе в кромку лучше принять удар форштевнем.

· Скорость судна во льду должна определяться методом планширного лага всякий раз, когда изменяется сплоченность льда и режим работы главных двигателей.

· При следовании по прогалине нельзя допускать удара даже о самые небольшие льдины.

· Если судно застряло во льду, оно может форсировать только узкую перемычку нетяжелого льда с небольших разбегов, которые не должны превышать длины корпуса судна. Отходя назад для форсирования, необходимо руль ставить прямо и посылать наблюдателя со связью на корму. Выводить руль из прямого положения можно только тогда, когда судно получит движение вперед.

· В случае заклинивания судна во льдах используются следующие приемы освобождения:

· перекладка руля с борта на борт при работе двигателей на ППХ, либо попеременная работа «враздрай»;

· резкое изменение хода с ППХ на ПЗХ и наоборот;

· перекачка воды в балластных цистернах и попеременная закачка воды “нос – корма” (в форпик и ахтерпик);

· использование ледового якоря с одновременной работой задним ходом;

· выжидание некоторого времени до подтаивания льда от корпуса.

Становиться на якорь во льдах не рекомендуется, за исключением случаев вынужденного нахождения в разреженном льду.

 

При ледокольной проводке надлежит:

· иметь в ходовой рубке таблицы сигналов для связи с ледоколом;

· сохранять установленные ледоколом место в караване и дистанцию;

· следить за положением судов в караване, за льдом в канале, шириной канала, направлением и состоянием кромок канала;

· предупреждать идущие сзади суда об изменениях скорости своего судна, обнаружении в канале тяжелых обломков льда;

· вести ледовое счисление;

· следить визуально и с помощью УКВ радиотелефона за всеми сигналами и распоряжениями ледокола и сообщениями с судов;

· контролировать каждый час уровень в топливных и балластных танках, а также в льяльных колодцах, обшивка которых может получить ледовые повреждения; при сильных ударах о лед замеры проводить немедленно;

· во избежание застревания во льду при поворотах начинать поворот, придерживаясь внутренней кромки канала;

· при угрозе столкновения впереди идущее судно должно на короткое время дать СППХ;

· выполнить подготовительные операции на баке на случай буксировки судна вплотную за ледоколом по рекомендациям морской практики;

· строго соблюдать Правила для судов, проводимых за ледоколом, опубликованные в выпуске № 1 ИМ ГУНиО МО РФ.

При плавании в районах с низкими температурами воздуха, вахтенная служба:

· ведет наблюдение за забрызгиванием судна и началом отложения льда;

· определяет направления ветра, при которых происходит обледенение;

· организует подготовку к действию средств борьбы с обледенением;

· выбирает под руководством капитана курс и скорость судна по отношению к ветру и волнам, при которых забрызгивание и заливание будут наименьшими;

· ведет наблюдение за остойчивостью судна и принимает безотлагательные меры к ее восстановлению.

При подходе к районам возможного обледенения необходимо:

· объявить пассажирам и экипажу об ограничениях перемещения на открытых палубах;

· прочистить шпигаты и проверить, нет ли загромождения штормовых портиков;

· убрать предметы, загромождающие верхнюю палубу, и основать штормовые леера, если они не были основаны ранее;

· подготовить инструменты для околки и уборки льда (пешни, ломы, лопаты и т.д.);

· подготовить к подаче на верхнюю палубу горячую воду и пар, в первую очередь к якорному и шлюпочному устройствам для оттаивания.

Борьба со льдом на судне ведется авралом и заключается в его околке и удалении с верхней палубы, надстроек и рангоута за борт. Околку льда надо начинать сверху и сразу же, как только замечено нарастание слоя льда, а не тогда, когда толщина льда достигнет уже значительной величины. Своевременное применение горячей воды и пара для смывания только что образовавшегося льда бывает достаточно эффективным.

При обледенении в первую очередь ото льда освобождаются ходовые огни, навигационные, сигнальные и спасательные средства, проходы для членов экипажа.

Перед выходом в море, если предстоит ледовое плавание, судоводители:

· изучают правила плавания судов, проводимых через лед, международные сигналы для связи между ледоколом и проводимыми судами, специальные пособия, обобщающие опыт ледового плавания;

· получают у капитана порта или у руководителей ледовыми операциями полный инструктаж и карту ледовой обстановки на день выхода;

· организуют систематический прием факсимильных карт погоды и ледовой обстановки;

· наносят на путевую МНК (или кальку) ледовую обстановку, выполняют предварительную навигационную прокладку с учетом полученных данных о ледовой обстановке, ледового прогноза и опыта плавания;

· готовят средства борьбы с обледенением судна;

· вывешивают в ходовой рубке таблицы сигналов для связи между ледоколом и проводимыми судами и условных эволюций самолета (вертолета) ледовой разведки при проводке судов.

 

 

Во время подготовки к плаванию во льдах под проводкой ледокола и в процессе проводки судоводители:

· проверяютдействие средств сигнализации, связи, УКВ радиостанции, РЛС, поднимают выдвижной датчик лага;

· сохраняют установленные ледоколом место в караване и дистанцию;

· следят за положением судов в караване, за льдом в канале, шириной канала, направлением и состоянием кромок канала;

· предупреждают идущие сзади суда об изменении скорости своего судна, тяжелых обломков;

· ведут ледовое счисление пути;

· следят визуально и с помощью УКВ радиотелефона за всеми сигналами и распоряжениями ледокола и сообщениями судов;

· производят каждый час замеры воды в льялах, льяльных колодцах и танках, обшивка которых может получить ледовые повреждения (при сильных ударах о лед замеры производят немедленно);

· выполняют подготовительные операции на баке для буксировки судна вплотную за ледоколом (заваливают на палубу якоря, пропускают в якорные клюзы проводник стальной).

С приближением ко льдам и во время самостоятельного плавания судна вахтенный ПК:

· заблаговременно предупреждает вахтенного механика о переводе СЭУ в маневренный режим работы;

· сверяет часы на мостике и в машинном отделении, проверяет внутрисудовую связь;

· проверяет состояние водонепроницаемых закрытий, уровень воды в льялах, льяльных колодцах и танках, обшивка которых может получить ледовые повреждения;

· убирает выступающий из корпуса датчик лага;

· включает 2-ю рулевую машину, если совместная их работа технически возможна;

· переходит на ручное управление рулем, проверяет запасное и аварийное рулевое управление;

· включает РЛС, ведет радиолокационное наблюдение за разводьями и скоплениями льда;

· проверяет УКВ радиостанцию;

· проверяет ледовые прожекторы для плавания в сумерках и ночью;

· по указанию капитана устанавливает скорость движения судна в зависимости от характера и сплоченности льда, прочности корпуса, стараясь избегать ударов льда о корпус;

· по возможности ведет судно разводьями, обходя прочные льдины;

· ежечасно производит замеры воды в льялах, льяльных колодцах и танках (при ударах о лед замеры производит немедленно);

· перед дачей заднего хода убеждается, что руль поставлен в ДП судна.

Тема 6.3. Плавание в условиях ограниченной видимости

6.3.1. Навигационные особенности плавания в условиях ограниченной видимости

При судовождении, особенно в открытом море, необходимо учитывать гидрометеорологические условия плавания. Это объясняется тем, что на безопасность плавания могут оказывать воздействие такие условия, как ветер и волнение моря, туман, дымка, парение моря и осадки, облака, приливные явления и характер течений в районе плавания судна. Особое внимание судоводителей должно быть обращено на плавание в условиях ограниченной видимости.

В практике принято называть малой видимостью видимость не более 2 миль. Дальность видимости объектов в море зависит от прозрачности атмосферы. В туман дальность видимости может уменьшаться до нуля.

Осадки, дождь и снег также уменьшают дальность видимости. Особенно сильное влияние на дальность видимости оказывает падающий в тихую погоду снег.Осадки при сильном ветре выпадают зарядами, и дальность видимости в самое короткое время может измениться очень резко.

Наличие дождя и снега уменьшает также радиолокационную наблюдаемость объектов.

Плавание в условиях малой видимости, особенно в прибрежной зоне, наиболее сложное и требует от судоводителей большого напряжения.

При приближении тумана, мглы, снегопада и других явлений, снижающих дальность видимости, следует:

· предупредить капитана;

· уменьшить ход судна до умеренного в соответствии с требованиями МППСС; выбранная скорость не является постоянной и должна корректироваться при изменении условий и обстоятельств плавания;

· начать подачу туманных сигналов, согласно действующим в районе плавания правилам;

· включить PЛC и САРП, начать радиолокационное наблюдение;

· перевести работу УКВ-радиостанции в «Дежурный прием»;

· включить ходовые огни, выключить или затенить огни, мешающие наблюдению;

· определить место судна наиболее точным способом;

· перейти с автоматического на ручное управление рулем;

· проинструктировать и выставить впередсмотрящего, обеспечив его надежной связью с мостиком;

· предупредить вахтенного механика о возможных реверсах;

· согласовать показания часов мостика и машинного отделения;

· сделать отметку на курсограмме;

· сличить показания ГК и МК;

· сличить направления, измеренные на один и тот же ориентир с помощью пеленгатора ГК и РЛС;

· включить внутрисудовую трансляционную сеть;

· при необходимости включить эхолот;

· по указанию капитана вызвать на мостик подвахтенных судоводителей для усиления ходовой вахты;

· до прибытия капитана на мостик руководствоваться МППСС-72 и местными правилами плавания;

· записать в судовой журнал время входа в зону ограниченной видимости, дальность видимости и принятые меры предосторожности.

При плавании в условиях ограниченной видимости следует:

· вести систематическое зрительное, слуховое, радиолокационное наблюдение за окружающей обстановкой, другими судами и местом судна;

· использовать методы судовождения, обеспечивающие безопасность плавания в этих условиях

· тщательно вести счисление пути судна с учетом влияния всех временных факторов и маневренных качеств судна;

· определять место судна с необходимой частотой;

· усилить контроль за работой навигационных приборов;

· маневр для расхождения выполнять на основе полной информации с учетом маневренных элементов судна;

· уменьшить ход до минимального, достаточного для удержания судна на курсе, и следовать с крайней осторожностью;

· остановить движение, если слышен туманный сигнал другого судна, находящегося, по-видимому, впереди траверза, и имеется опасность столкновения;

· контролировать эффективность выполняемого маневра до тех пор, пока другое судно не будет окончательно пройдено и оставлено позади;

· расхождение со встречными плавающими объектами следует начинать сразу после их обнаружения.

· если принятые меры предосторожности не обеспечивают безопасное плавание судна, следует стать на якорь или лечь в дрейф.

Вопросы для самопроверки:

1. Особенности плавания в стеснённых водах.

2. Обязанности ВПК при плавании в стеснённых водах.

3. Особенности плавания во льдах.

4. Признаки приближения судна ко льдам.

5. Особенности плавания в условиях ограниченной видимости.


 

Список используемой литературы.

Основная литература

1. Дмитриев В.И. Навигация и лоция. Учебник для вузов. / В.И. Дмитриев, В.Л. Григорян, В.А. Катенин. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2004.-472 с.

2. Кожухов В.П. Математические основы судовождения. / В.П. Кожухов, В.В. Григорьев, С.М. Лукин. - М.:Транспорт, 1987.

3. Ольховский В.Е. Навигация и промысловая навигация. / В.Е. Ольховский.- М.:Транспорт, 1979. -360 с.

4. Навигация. / Ю.К. Баранов, М.И. Гаврюк, Ю.А.Песков, В.К. Логиновский.- СПб, 1998. -510 с.

5. Песков Ю. А. Морская навигация с ГЛОНАСС/GPS / Учебное пособие для ВУЗов. М.: МОРКНИГА 2010.-148 с.

Дополнительная литература

6. Корректура морских карт и руководств для плавания. Учебное пособие/ Н.В.Авербах, Д.А.Гагарский, А.П. Горобцов, Ф.Г. Захарьян.: СПб, 2001. - 86 с.

7. Авербах Н.В. Английские морские навигационные пособия./ Н.В. Авербах, А.И. Лебедь.- М.: В\О Мортехинформреклама, 1986. - 160 с.

8. Баранов А. Ю. Навигационные пособия США./ А.Ю. Баранов, А.Н. Лукин. - М.: Транспорт, 1990.

9. Ермолаев Г. Г. Судовождение в морях с приливами. / Г.Г. Ермолаев.- М.: Транспорт, 1986. - 160 с.

10. Кондрашихин В.Т. Определение места судна./ В.Т. Кондрашихин.- М.: Транспорт, 1989. - 230 с.

11. Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков. 1978. СПб: ЗАО ЦНИИМФ. 1996. - 552 с.

12. Песков Ю. А. Использование РЛС в судовождении./ Ю.А. Песков. М.: Транспорт. 1986.

13. Правила плавания по внутренним водным путям РФ.

14. Резолюция ИМО А.817(19).

15. Резолюция MSC64(67).

16. Резолюция ИМО А.819(19).

17. Резолюция ИМО А.893(21), 1999.

18. Руководство по планированию рейса.

19. Конвенция ПДМНВ 78/95.

20. Конвенция СОЛАС 74/78 в редакции 2000 г.(5 глава)


 

 

Ó Дмитрий Альбертович Новосёлов

Навигация и лоция

Часть 2

Конспект лекций

 

для студентов специальности 26.05.05 «Судовождение»

профиля «Промысловое судовождение»

очной и заочной форм обучения

 

Тираж_____экз. Подписано к печати_____________.

Заказ №________. Объем 5,18 п.л.

Изд-во ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический

университет»

298309, Россия, Крым, г. Керчь, Орджоникидзе, 82.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.1.225 (0.06 с.)